Маркетинговые исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Маркетинг (от англ. «market» - «рынок») – это рыночная концепция управления производственно-сбытовой и научно-технической деятельностью фирм и предприятий, направленная на изучение предпринимательской среды, рынка, конкретных запросов потребителей и ориентацию на них производимых товаров и услуг. Целями маркетинга являются формирование и стимулирование спроса, обеспечение обоснованности принимаемых управленческих решений и планов работы фирмы (предприятия), а также расширение объемов продаж, рыночной доли и прибылей. Производить то, что продается, а не продавать то, что производится, - основной лозунг маркетингового подхода в управлении научно-технической деятельностью, производством и сбытом для любой фирмы.

Содержание

Содержание 2
Введение 3
I. Маркетинг в туризме 6
II. Определение рынка. Сегментация 7
II.1. Географический метод 8
II.2. Социодемографический метод 12
II.3. Психографический метод 17
III. Целевые рынки 25
IV. Позиционирование 30
Заключение 34
Список используемой литературы 37

Работа содержит 1 файл

Курсовая по маркетингу .doc

— 284.00 Кб (Скачать)

      Спрос на туризм напрямую зависит от уровня доходов потребителей, поэтому необходимо постоянно следить за тенденциями  изменений в сфере личных доходов  населения. Если экономические показатели говорят о спаде, то туристским предприятиям нужно снижать цену на свой товар.

      Образование. Туристская активность населения находится в прямой зависимости от уровня образования потребителей. Образование расширяет интересы людей и таким образом стимулирует туризм. Люди со средним образованием предпочитают увеселительные поездки. Люди с высшим образованием больше склонны путешествовать.

      Раса. Население стран весьма неоднородно. Расовые и национальные меньшинства также могут считаться потенциальными потребителями туристских услуг. Эта часть населения имеет свои национальные особенности, культуру и традиции. У этих групп  людей наблюдаются отличительные от основного населения предпочтения  и покупательские привычки. Такие потенциальные потребители требуют специального подхода, создания специализированных маркетинговых программ.

       Пол. Среди других изменений, имеющих отношение к туризму, следует выделить широкое вовлечение женщин в сферу общественного труда. Многие из них стремятся сделать карьеру. Соответственно это приводит к тому, что женщины позднее стали вступать в брак и рожать детей. Из-за стремления получить материальную независимость количество женщин, путешествующих с деловыми целями, возрастает большими темпами. Туристские организации пытаются учитывать особые требования потребителей данной группы (в некоторых отелях выделяют специальные этажи для обслуживания женской клиентуры, например в отеле «Нью-Отани» в Токио).

         Социальные роли полов претерпевают значительные изменения и способствуют изменению в потребительском поведении.

    Наличие свободного времени. Люди тратят на путешествие не только деньги, но и свое время. Никакие доходы, даже самые высокие, не смогут помочь индивидууму совершить турпоездку, если у него на это нет времени. В современном обществе нехватка времени (так же, как и нехватка дохода) является основным ограничением туризма. Время также оказывает влияние на выбор транспортного средства, туристского центра и мероприятий на отдыхе.

      На развитие туризма влияет рост численности населения, особенно городского. Городской стиль жизни, по мнению психологов, отличают стресс, анонимность жизни, отсутствие контактов с людьми, отрыв от природы. В этой связи туризм для жителей городов представляет поиск душевного равновесия.

       Урбанизация. В результате урбанизации сокращается численность населения, проживающего в мелких населенных пунктах и занимающегося сельским хозяйством. Именно эта социальная группа, которая ранее составляла часть «непутешествующего» населения, входит на туристский рынок как новый сегмент.

  II.3. Психографический метод

       При формировании рынка туристских услуг  полезной является информация о мотиве посещения, поскольку она может быть использована при сегментировании рынка. 

       Мотивом поездки выступает основная причина  поездки или мотивация посещения туристских объектов. Помимо основной причины поездки могут иметь место и дополнительные, например деловые и профессиональные цели могут сочетаться с отдыхом. В статистических исследованиях посетителей группируют в соответствии с основным мотивом поездки. 

Рассмотрим  группировку иностранных туристов по мотивам поездки:

Въезд в Россию иностранных  граждан, тыс.чел.

Мотив поездки Численность иностранных граждан, прибывших в Россию
2000 2001 2002 2003 2004
Рекреационный 1453 2265 2239 2159 2339
Деловой 1876 1823 1797 1760 1668
Лечение - - - - -
Религия 953 1078 1099 1165 1178
Спортивный 635 560 687 743 766
Познавательный 1904 1924 2015 2152 2686

       Из  приведенной таблицы можно сделать  вывод, что особой популярностью  у иностранных туристов пользуется туризм с целью отдыха и  посещение исторических, культурных или географических достопримечательностей (познавательный туризм).

       Формы туризма в зависимости  от его организации. В зависимости от форм организации различают паушальный и индивидуальный туризм. Паушальный туризм – это стандартизированный, предварительно организованный комплекс туристских услуг (предоставление комплекса услуг за одну стоимость). При индивидуальном туризме турист организует и осуществляет его по собственному плану.

       Путешествие в составе группы по плану туристского предприятия называется групповым туризмом.

       Путешествие одного или группы туристов по точному  маршруты и регламенту, установленному туристским предприятием, называется организованным туризмом. Организованные туристы и туристское предприятие связаны между собой взаимными требованиями и обязательствами.

     Формы туризма в зависимости  от времени года. В зависимости от времени года различаются зимний и летний туризм. Туризм только в определенное время (летом или зимой) характеризуется как односезонный; туризм, совершаемый в любое время года (и летом, и зимой), называется двухсезонным. Сезонная классификация форм туризма показывает колебания спроса на туристские услуги в течение года. Время, в которое совершается максимальное количество поездок, называется туристским сезоном, период спада путешествий – межсезоньем. Туристские сезоны в разных регионах могут не совпадать.

     Рассмотрим, в какие месяцы наблюдается спад и подъем въезда иностранных туристов в Россию в зависимости от времени года:

       Из  графика видно, что зимние месяцы года у иностранцев, посещающих Россию с целью отдыха, являются в основном мертвым сезоном (на них приходится лишь 2,7-3.4% обслуженных туристов). Увеличение потока иностранных туристов начинается с марта (4,6%) и достигает своего пика в августе (18,5%), после чего начинает снижаться (с 11,3% в сентябре до 5,3% в ноябре).

       Формы туризма в зависимости  от продолжительности  путешествия. Продолжительность путешествия – это время, которое затрачивается туристом в ходе поездки или пребывания в посещаемом месте или стране.

       Во  многих зарубежных странах работающее население предпочитает разбивать отпуск на несколько частей, поэтому 36,6% иностранцев ограничивают свое посещение России двумя неделями, а 58,4% - одним-тремя днями.

       Формы туризма в зависимости  от транспортных средств. Для своего перемещения туристы выбирают различные виды транспорта. Рассмотрим таблицу, в которой приводиться статистика въезда в Россию иностранных граждан с использованием различных видов транспорта в 2000 – 2002 годах.

     Распределение потока граждан в  Россию по способам передвижения (с учетом граждан, въехавших  на постоянное место  жительства)

Вид транспорта (передвижения) Поток в Россию
2000 2001 2002
Автомобильный 4012 3940 4316
Железнодорожный 449 361 401
Воздушный 1355 1434 1816
Морской 749 813 793
Пешком 847 531 556

       Из  таблицы видно, что для въезда в РФ наибольшее число иностранных  граждан предпочитают воздушный  и автомобильный виды транспорта.

       Развитие  туризма неотделимо от состояния  гостиничного фонда, объема и качества предоставляемых услуг. Большую  часть стоимости туров составляет оплата  размещения. Рассмотрим характеристику гостиничной базы Москвы.

   Развитие туризма неотделимо от состояния гостиничного фонда, объема и качества предоставляемых услуг. В настоящее время все гостиницы, располагающие уровнем комфорта высокого класса, находятся в Москве и Санкт – Петербурге.

       По  данным ведущей консультационной организации  Москвы в области гостиничного бизнеса – ассоциации «Университет гостиничного, туристского и ресторанного бизнеса», столичные гостиницы по вместимости можно условно разделить на малые – от 10 до 100 мест, средние – от 100 до 500 мест и  крупные – свыше 500 мест. Основная часть московских гостиниц имеет более 500 мест и относится к сегменту крупных гостиниц (см. диаграмму).

         
 
 
 

       Сегментация московского гостиничного рынка по вместимости

 С  целью выравнивания диспропорций между сегментами гостиничного рынка, в Москве активно идет разукрупнение гостиниц, имеющих в своем составе несколько корпусов.

       Вновь образовавшиеся предприятия имеют  вместимость 150-200 мест, более гибки  в управлении, требуют меньших  эксплутационных затрат, некоторые  из них например «Державная» и «Владыкино» в результате разукрупнения сумели повысить свою категорийность. При реконструкции гостиниц их вместимость обычно сокращается с целью повышения комфортности предприятия.

       70% въездного потока размещаются  в гостиницах туркласса, которые хорошо известны. В Москве это «Космос», «Россия», «Украина», «Измайлово» и др. Рассмотрим сегментацию номерного фонда гостиниц Москвы:  

       Сегментация номерного фонда  отелей Москвы по классности

 В 2004 году объем доходов, полученных гостиницами Москвы, составил около 10 млрд. рублей, что на 25% больше, чем в предыдущем году. Поступления в городской бюджет от гостиничной деятельности (куда входят налоги, отчисления и прочие платежи) выросли соответственно на 5%, составив в 2004 году 2млрд. рублей. Эти цифры свидетельствуют о значительных возможностях гостиничного комплекса столицы.

     Классификация туристского потока базируется на целях  поездки. С точки зрения гостиничного бизнеса, это деление важно, поскольку  каждая категория посетителей, в зависимости от цели пребывания, формирует спрос на гостиничные и дополнительные услуги, а также возможность или невозможность оплатить адресованное к ним предложение. Но для учета экономической деятельности гостиниц важно знать не только цель поездки клиента, делятся на группы, несколько отличающиеся от рассматривающихся до сих пор.

     Гостиницы верхнего сегмента рынка (класса 4-5 звезд) уже сегодня формируют свою клиентскую базу в основном за счет деловых посетителей. По данным группы Arthur Andersen загрузку московских гостиниц  определяли следующие категории клиентов.

     Сегментация клиентской базы столичных  отелей

     К индивидуальным клиентам, проживающим  по основному прейскуранту (или полному  тарифу), относятся гости, прибывшие  с деловыми и развлекательными целями, и оплачивающие проживание по полному тарифу (rack rate), указанному в справочниках.

Информация о работе Маркетинговые исследования