Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 14:25, курсовая работа
Маркетинг (от англ. «market» - «рынок») – это рыночная концепция управления производственно-сбытовой и научно-технической деятельностью фирм и предприятий, направленная на изучение предпринимательской среды, рынка, конкретных запросов потребителей и ориентацию на них производимых товаров и услуг. Целями маркетинга являются формирование и стимулирование спроса, обеспечение обоснованности принимаемых управленческих решений и планов работы фирмы (предприятия), а также расширение объемов продаж, рыночной доли и прибылей. Производить то, что продается, а не продавать то, что производится, - основной лозунг маркетингового подхода в управлении научно-технической деятельностью, производством и сбытом для любой фирмы.
Содержание 2
Введение 3
I. Маркетинг в туризме 6
II. Определение рынка. Сегментация 7
II.1. Географический метод 8
II.2. Социодемографический метод 12
II.3. Психографический метод 17
III. Целевые рынки 25
IV. Позиционирование 30
Заключение 34
Список используемой литературы 37
Распределение численности туристов прибывших в РФ из стран вне СНГ (тыс. чел.)
Страна | Всего | В том числе по целям поездок | ||||
служебная | туризм | частная | транзит | обслужив персонал | ||
Австрия
Австралия Великобритания Германия Италия Китай Латвия Литва Нидерланды Польша Корея США Турция Финляндия Франция Эстония Япония |
277
88 122 367 84 448 262 1000 45 960 34 189 103 1407 95 471 63 |
59
14 55 125 33 185 44 114 16 17 12 96 40 652 39 28 24 |
78
35 45 107 44 179 49 62 12 688 14 67 11 316 44 41 30 |
123
12 3 32 2 24 126 758 2 13 1 8 6 314 3 361 2 |
3
25 2 6 1 2 2 20 0,0 1 1 5 0,0 1 1 7 2 |
14
2 18 97 4 58 41 46 15 241 6 13 46 124 8 34 5 |
Наиболее значимыми «донорами» реальных турпотоков для России являются экономически развитые страны – Германия, США, Франция, Италия, Великобритания и другие. Для американцев, например наша страна привлекательна тем, что находится в доллоровой зоне, и все контракты заключаются в долларах. Среди австрийцев немало искателей приключений, они охотно покупают активные туры, небольшими группами едут на Эльбрус или на Камчатку.
Впервые в таблице передовиков въезда появилась Австралия. Из этой страны приезжает в основном молодежь, совершающая турне по Европе. Россия входит в такие программы как один из транзитных пунктов путешествия.
Рассмотрим сегментацию российских туристических зон наиболее привлекательных для иностранных туристов (%):
Просчитать реальный турпоток несложно: 95% иностранных туристов по-прежнему едут в Санкт-Петербург, Москву и по городам Золотого кольца. Еще часть въездного потока берут на себя речные круизы, как правило, по Волге – между Москвой и Санкт – Петербургом. Совсем немного туристов – около 2% - едут в другие регионы России, в частности, по Транссибирской магистрали, на Байкал, Камчатку. Оставшиеся 3% покупают охотничьи туры, едут на лов семги в Мурманскую область или на рыбалку в Астрахань, совершают круизы по Лене и т.д.
Динамика
посещений г. Москвы иностранными гражданами
характеризуется следующим
Динамика прибытий иностранных граждан в Москву
(в т.ч. с туристской целью)
Структура потока иностранных посетителей г. Москвы значительно отличается от общероссийской. Основной контингент составляют посетители, имеющие служебные цели прибытия в столицу (57%), с целью туризма приезжает еще почти 32% . В то же время в целом по России превалирует доля посещений с частными целями - 56% , а на служебные и туристские цели приходится всего 19,3% и 14,4% соответственно. Доля г. Москвы в общем потоке иностранных граждан, въезжающих в Россию, представлена на диаграмме
Сравнительно
небольшая доля поездок с целью
туризма в общем объеме прибытий
иностранных граждан в город (32%)
объясняется недостаточным
Как свидетельствуют цифры, доля иностранцев в общем объеме обслуживания в гостиничной базе по г. Москве выше, чем в среднем по России, и составляет в среднем 38% (против 16,5% в РФ). Этот показатель увеличился за последние два года с 27,4% (1997г.) до 38% в 1999 году.
На туристский спрос, следовательно, и на туристский рынок оказывает влияние ряд факторов. Спрос на туризм, как и на другие товары и услуги, обусловлен покупательской способностью потребителей, то есть наличием у населения денежных средств и желанием их потратить на путешествия.
Туризм как отрасль экономики, может существовать при наличии двух условий: свободного времени граждан и достаточных материальных средств. Таким образом, необходимыми предпосылками возникновения массового спроса на туризм и поддержания его на высоком уровне являются, увеличение свободного времени и рост благосостояния общества. Тенденция к увеличению свободного времени является объективным фактором возникновения и роста спроса на туризм.
Для исследования туристского рынка рассмотрим важные для туризма факторы в социодемографических характеристиках.
Структура населения. Люди являются важной составляющей туристского рынка. Сегодняшние изменения в структуре населения определяют завтрашнее развитие туризма.
Низкое (высокое) значение коэффициента рождаемости и высокое (низкое) значение коэффициента детской смертности напрямую не означает, что жители страны будут меньше путешествовать, однако это вносит изменения в структуру населения, что необходимо учитывать при развитии туризма.
Возраст. Изменения в возрастной структуре населения, так или иначе, оказывает влияние на все отрасли бизнеса. Для прогнозирования развития туризма важно следить за тенденциями в возрастных сегментах населения страны и правильно определять их влияние на туристский рынок.
Западные исследователи выделяют следующие возрастные сегменты, влияющие на туристский рынок.
Дети. Рост количества новорожденных в краткосрочный перспективе является не желательным обстоятельством для туризма, так как семьи с младенцами и маленькими детьми больше предпочитают оставаться дома, нежели путешествовать. Однако, возрастающее количество детей, является хорошим фактором развития туризма на долгосрочную перспективу, так как эти дети будут потребителями туристских услуг.
Подростки составляют важный сегмент рынка, так как они располагают значительной индивидуальной покупательской способностью и оказывают большое внимание на членов семьи в определении мест проведения отпуска (особенно в семьях с большим достатком). Подростки могут являться и самостоятельными туристами.
Сегмент молодых людей на туристском рынке состоит из двух возрастных категорий: от 18 до 24 и от 25 до 34 лет. Из–за своей многочисленности и высокой двигательной способности эти категории значительно влияют на состояние туристского рынка. На туристском рынке для молодых людей существуют две наиболее часто встречающиеся подгруппы: молодые одиночки и молодые семьи без детей.
Люди в возрасте от 35 до 44 лет способны оказывать существенное влияние на покупательские предпочтения населения. Образ жизни данного сегмента становится образом жизни для всей страны, будь то путешествия, предпочтительные места отдыха, питания и т.д. Именно эта группа людей склонна к путешествиям самолетом и к отдыху на курортах. На путешествия и средства размещения они тратят много денег. Большинство людей этого сегмента хорошо образованы. Удовлетворение нужд этой группы – важный фактор для дальнейшего успешного развития туристского бизнеса.
Люди в возрасте от 45 до 54 лет склонны к отдыху на курортах, отдаленных от их места жительства, и к путешествиям самолетом. Ведущее положение в этой группе занимают экономически активные люди. Туристы данного возраста предъявляют повышенные требования к комфорту и удобству, содержательным экскурсионным программам, включающим ознакомление с объектами в соответствии с их профессиональными интересами.
Важная тенденция, на которую необходимо обращать внимание, - рост численности людей пожилого возраста (60-65 лет) и людей свыше 65 лет. Особенностью туризма людей этого возраста является требование персонального внимания обслуживающего персонала, возможность получения медицинской помощи и т.п. Вместе с тем эта категория людей привлекательна тем, что она не ограничена рамками отпускного периода и поэтому старается избегать пика туристского сезона (июль, август), предпочитая бархатный сезон.
Определенное влияние на виды приобретаемых туристских товаров и услуг оказывает род занятий (профессия) туристов. Служащие офисов путешествуют больше, чем рабочие. Однако, больше всех турпоездок совершают менеджеры, банковские служащие и административные работники.
Однако
не всегда потребителей можно четко
разделить по признакам дохода, возраста
и рода занятий. Например, некоторые
рабочие могут иметь
Доход. Покупательская способность населения – важный фактор развития туризма. С ростом доходов количество туристских поездок и расходы на туризм увеличиваются. Чем выше доход той или иной семьи, тем больше возможностей для совершения турпоездок. Именно на туризм предпочитают тратить большую часть доходов состоятельные люди. Как средства, экономящее время передвижения, их больше привлекают авиаперелеты.
Рассмотрим таблицу, в которой представлены группы потребителей туристских услуг, характеризующиеся различным уровнем потребительского спроса по доходам.
Классификация и процентное соотношение потребителей туристских услуг по уровню их дохода
Группа
(уровень дохода) |
Туристские услуги | Процентное соотношение |
1-я
группа
( 100 - 300 долл.) |
Экскурсии по Москве и по Подмосковью, спортивные туры | 35% |
2-я
группа
(300 - 400 долл.) |
Золотое кольцо России (автобусные туры, 3-5 дней), Санкт-Петербург (3 дня) | 25% |
3-я
группа
(400 - 600 долл.) |
Отдых в пансионате, туры по Золотому кольцу (7-14 дней) и в Санкт – Петербург (7-14 дней) | 20% |
4-я
группа
(до 1000 долл.) |
Водные маршруты, оздоровительные туры, комбинированные туры | 13% |
5-я
группа
(1000 долл. и выше) |
Морские круизы, деловые туры, горноложные туры, экзотические туры | 7% |