Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 17:38, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – дать всестороннюю характеристику маркетинга в туристской деятельности, а также выявить его специфику применительно к данной отрасли. В задачи исследования входит:
- определить сущность маркетинга, его основные принципы в туризме;
- раскрыть цели маркетинга в туристской деятельности;
- рассмотреть направления маркетинговых исследований в туризме.
Введение_________________________________________________2
Глава 1. Сущность маркетинга в туризме._____________________4
1.1. Основные понятия маркетинга в туризме и его принципы.___4
1.2. Специфические особенности_маркетинга в туризме___________________________________________________8
Глава 2. Маркетинговые исследования в туризме_______________16
2.1. Суть маркетинговых исследований и этапы их проведения_______________________________________________16
2.2. Анализ окружающей среды туристского предприятия_______________________________________________________20
2.3. Анализ туристского рынка______________________________22
2.4.Маркетинговые исследования потребителей туристских услуг____________________________________________________26
2.5. Маркетинговые исследования туристского продукта _______29
2.6. Маркетинговые исследования конкурентов________________32
Заключение_______________________________________________36
Список использованной литературы и источников______________
Главной целью маркетинга регионов является создание благоприятного образа конкретного населенного пункта или региона для наибольшего привлечения туристских потоков в свой регион.
Стратегия туристского маркетинга в рамках государства выражается в осуществляемой им туристской политике. Туристская политика государства — совокупность государственных мер и мероприятий, определяющих создание условий для развития туристской индустрии, рациональное использование туристских ресурсов, повышение экономической эффективности туристской отрасли. Вместе с тем, следует отметить, что туристская политика государства не может строиться, исходя исключительно из его внутренних условий. Любое государство, выходящее на международный туристский рынок, вступает в сложную систему конкурентных отношений с другими государствами, а также целыми мировыми регионами. От того, насколько правильно и эффективно построена и реализована стратегия туристского маркетинга, зависит роль и место конкретного государства в мировом туристском рынке.
Таким образом, наличие продуманной и хорошо спланированной стратегии маркетинга является необходимым элементом не только в хозяйственной деятельности отдельных туристских предприятий, но и иных координирующих и регулирующих органов и организаций.10
Подведя итог, можно выделить следующие особенности туристского маркетинга:
1. Исходной позицией маркетинга считается наличие определенного рынка и потребительского спроса на туруслуги. Необходимо также подчеркнуть, что главным в туристском маркетинге является задача не столько пассивно следовать за спросом, сколько активно формировать этот спрос на основе прогнозирования его развития.
2. Большое значение приобретает достоверная информационная политика в отношении клиента, особенно на этапе продажи услуг, а также тщательность в разработке турпродукта.
3. Учитывая особую роль субъективного фактора в процессе покупки туруслуг, туристским организациям следует большое внимание уделять защите прав клиента – потребителя.
4. Влияние фактора сезонности обусловливает необходимость особого внимания к маркетинговым мероприятиям в межсезонный период, чтобы сделать фирму менее зависимой от временного фактора.
5. В процессе управления маркетингом в туризме следует учитывать не только материальные аспекты, но и психологию, духовно-эмоциональное состояние и индивидуальные особенности потребителя.
6. В силу того, что турпродукт представляет собой сложный комплекс вещественных и невещественных компонентов, большое значение для качественного обслуживания клиентов имеет координация маркетинга всех участников производства туруслуг, а также государственных органов по регулированию туризма.
Туризм,
в соответствии с определением ВТО,
является не только экономическим, но
одновременно социальным, культурным,
экологическим и политическим явлением.11 Исходя
из этого, туристский маркетинг необходимо
использовать с максимальным учетом всех
перечисленных особенностей. Тогда он
в большей степени будет отражать интересы,
как туристских фирм, так и потребителей-туристов.
Глава 2. Маркетинговые исследования в туризме
2.1. Суть маркетинговых исследований и этапы их проведения
С целью уменьшения риска и неопределенности в работе туристская фирма должна владеть объективной и своевременной информацией. Ее получение обеспечивается проведением маркетинговых исследований. Грамотное и профессиональное проведение маркетинговых исследований позволяет предприятию объективно оценить свои рыночные возможности и выбрать те направления деятельности, где достижение поставленных целей становится возможным с минимальной степенью риска и с большей определенностью. Маркетинговое исследование представляет собой комплекс научных методов сбора, обработки и анализа данных с целью принятия управленческих решений в области маркетинга.
Маркетинговые исследования в туризме являются функцией, связывающей через информацию туристское предприятие с рынками, потребителями, конкурентами и другими элементами среды его функционирования. Предметом маркетингового исследования является маркетинговая деятельность, а также процессы и явления, тем или иным образом связанные с ней. Объекты маркетинговых исследований, как рынок, потребители, конкуренты, чрезвычайно сложно отделить друг от друга. Рынок невозможно представить без конкуренции, а поведение потребителей формируется в определенной рыночной среде. Поэтому с точки зрения объекта изучения маркетинговые исследования должны отличаться комплексностью.12
К главным принципам проведения маркетинговых исследований относят беспристрастность, правильность и скрупулезность. Принцип беспристрастности – это необходимость учета всех факторов и непозволительность принятия определенного решения до окончания рассмотрения всей собранной информации. Принцип правильности – это ясность определения задач исследования, однозначность их осмысления и толкования, а также избрание инструментов исследования, снабжающих необходимой достоверностью результаты исследования. Принцип скрупулезности – это подробное планирование каждого этапа исследования, высокое качество проведения всех исследовательских операций.13
Маркетинговыми исследованиями занимаются самостоятельно в основном большие фирмы, каковые способны разрешить себе иметь специальный подраздел. Меньшие фирмы, как свидетельствует практика, обращаются с заказом провести такое исследование к специализированной компании. Этим занимаются рекламные агентства, службы социологических исследований и прочие.
Исключительно важную роль выполняют маркетинговые исследования, например, при проведении ситуационного разбора. Ситуационный обзор - это способ определения рыночных возможностей туристического предприятия, основанный на результатах маркетинговых исследований. Ситуационный обзор позволяет оценить состояние вещей на фирме на данный момент, лишиться иллюзий и наметить общие перспективы развития фирмы. Таким образом, маркетинговые исследования - это функция, которая посредством информации связывает туристическое предприятие с рынками, потребителями, конкурентами и другими элементами его среды.14
Результативность и эффективность маркетинговых исследований зависят от соблюдения ряда требований:
-эти исследования должны носить комплексный и систематический, а не случайный или несвязный характер;
-при их осуществлении должен соблюдаться научный подход, основанный на объективности, точности и тщательности;
-исследования должны проводиться в соответствии с общепринятыми принципами честной конкуренции;
-маркетинговые исследования должны быть тщательно спланированы и состоять из комплекса последовательных частных действий (этапов).
Процедура организации и проведения маркетингового исследования состоит из следующих этапов:
1.Исходным пунктом маркетингового исследования является точная формулировка его целей и задач. Она прямо вытекает из специфики проблемы, актуальной для фирмы в тот или иной момент времени. Конкретная цель диктует выбор главных направлений и объемов исследования. При этом целями считаются результаты или рубежи, которых турфирма собирается достичь в итоге реализации маркетинговых мероприятий. Задачи -это сроки достижения намеченных рубежей. И цели и задачи должны соответствовать основной предпринимательской цели — миссии турфирмы.
Задачи маркетинговых исследований могут быть самыми различными, однако наиболее типичными из них можно считать следующие:
-оценка рыночного потенциала предприятия;
-анализ доли рынка;
-изучение характеристик рынка;
-анализ продаж;
-изучение тенденций деловой активности;
-поиск потенциальных потребителей, оценка их потребностей, существующего и будущего спроса;
-текущие наблюдения за целевым рынком;
-прогнозирование долговременных тенденций развития рынка;
-изучение деятельности конкурентов;
-анализ степени удовлетворенности потребителей предлагаемыми услугами.15
В ряде случаев на данном этапе выполняются предварительные (неформальные) исследования для получения данных, позволяющих уточнить содержание проблемы и цели предстоящего изучения.
2.Следующим этапом реализации маркетингового изучения является выбор источников сведений. Источники сведений могут дать вторичные или первичные характеристики. Вторичные характеристики - это информация, которая уже где-то существует, будучи собранная раньше для иных поставленных целей. Первичные характеристики - это информация, которая собрана впервые с какой-то конкретной целью. В зависимости от предназначения и характера исследований информацию можно получить из различных источников.
Маркетинговая информация при исследованиях окружающей среды туристской фирмы обычно берется с трех основных источников:
-собственные
источники - информация, полученная
в процессе исследований
-заказанная информация - информация, которую предоставляют заказчикам специализированные компании;
-независимые источники - отчеты, обзоры, подборки, опубликованные разнообразными научно-исследовательскими, маркетинговыми и другими фирмами и учреждениями.
3.Сбор информации предполагает в зависимости от особенностей объекта исследования использование методов изучения рынка, потребителей, конкурентов и т.д.
4.Анализ собственной информации предполагает ее изучение, переработку с помощью различных методов и приемов, а также извлечение необходимых сведений из всего массива полученных данных. При этом широко используются экономико-статистические и экономико-математические методы обработки информации.
5.Представление результатов исследования предполагает разработку выводов и рекомендаций. Они должны непосредственно вытекать из результатов анализа, быть аргументированными и достоверными, направленными на решение поставленных проблем
Результаты маркетинговых исследований составляют базу для выработки соответствующих маркетинговых мероприятий. Итоги исследований могут быть представлены в виде краткого общедоступного изложения сущности исследования либо полного научного отчета, в котором в систематической и максимально наглядной форме (таблицы, графики, диаграммы и т.д.) излагается схема исследования и содержатся детально обоснованные выводы и рекомендации по улучшению маркетинговой ситуации.16
Таким
образом, маркетинговое исследование
позволяет с минимальным риском и большей
определенностью достичь поставленных
целей. Основываясь на принципах беспристрастности,
правильности и скрупулезности маркетинговое
исследование также выступает в качестве
функции, связывающей туристское предприятие
с рынком и потребителями. Особое внимание
при проведении такого рода исследований
следует уделять четкой постановке задач,
которые могут быть самыми различными.
Также следует соблюдать ряд требований:
комплексность, научность и тщательное
планирование. Залогом профессионального
и успешного маркетингового исследования
является четкое следование этапам работы:
постановка проблемы, выбор источника
информации, сбор информации, ее анализ
и представление результатов исследования.
2.2.Анализ окружающей среды туристского предприятия
Работа туристских предприятий на рынке в условиях риска и неопределенности ведет к необходимости применения разнообразных направлений маркетинговых исследований. Направления маркетинговых исследований определяется возможным набором объектов для изучения. Наиболее типичными направлениями сбора информации в системе маркетинговых исследований в туризме являются: изучение рынка, конкурентов, потребителей, турпродукта. Процесс изучения данных направлений происходит в определенной окружающей среде, в которой осуществляется маркетинговая деятельность. Под окружающей средой фирмы следует понимать влияние ситуационных факторов внутри и вне самой организации.17
Окружающая среда во многом определяет характер деятельности туристского предприятия и должна в обязательном порядке детально рассматриваться в процессе проведения маркетинговых исследований. Внешняя среда фирмы – это совокупность субъектов и факторов рынка, которые прямо или косвенно влияют на ее деятельность. Различают микровнешнюю (прямое влияние) и макровнешнюю (косвенное влияние) среду маркетинга и фирмы.