Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 13:03, дипломная работа
Цель дипломной работы – анализ клиентов на примере Сбербанк России и разработка предложений по совершенствованию применения маркетинга в банке.
Для реализации поставленной цели были titys следующие задачи:
рассмотреть применение маркетинга в банковской сфере,
рассмотреть деятельность Сбербанк России на рынке кредитования населения,
проанализировать программу продвижения банковских услуг Сбербанк России на рынок.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Продвижение банковских услуг на рынке
1.1 Развитие маркетинга в банковской сфере
1.2 Основные характеристики банковского маркетинга в сфере кредитования физических лиц
1.3 Анализ клиентской базы физических лиц в коммерческом банке
1.4 Рекламные стратегии продвижения кредитов населению
ГЛАВА 2. Анализ методов продвижения банковских услуг на рынок кредитования населения на примере «Сбербанка России»
2.1 Характеристика банка и банковских услуг
2.2 Анализ работы по привлечению клиентов
2.3 Оценка эффективности рекламной компании по кредитованию в «Сбербанке России»
ГЛАВА 3. Пути повышения эффективности работы банка с клиентами
3.1 Совершенствование существующих и внедрение новых методов продвижения банковских услуг
3.2 Предложения по совершенствованию формирования целевого клиентского сегмента
3.3 Предложения по совершенствованию рекламной стратегии «Сбербанка России» по кредитованию населения
Заключение
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ
Предложение Сбербанка России по условиям кредитования является одним из лучших на российском рынке:
минимальный размер первоначального взноса (в ряде регионов кредиты предоставляются без первоначального взноса);
учитываются различные виды доходов, в т. ч. доходы близких родственников;
ставка от 9,7% в долларах США и евро или от 11,7% годовых в рублях;
срок кредитования — до 50 лет;
досрочное погашение кредита через 3 месяца без комиссий и штрафов;
незначительные расходы на оформление сделки.
Воспользоваться ипотечными программами Сбербанка России может каждый вне зависимости от гражданства и места постоянной регистрации в любом регионе присутствия банка.
Банк предлагает выгодные автокредиты на покупку новых или подержанных автомобилей иностранного производства, а также новых отечественных автомобилей.
Преимущества автокредитов Сбербанка России:
низкие процентные ставки по кредиту;
первоначальный взнос от 0%;
минимальный пакет документов;
срок кредита до 7 лет;
досрочное погашение через 3 месяца.
В ходе проведения исследования были составлена анкета (см. Приложение), включающая в себя основной вопрос о том, откуда респондент узнал об услуге банка, и соответственно решил ей воспользоваться. Респонденту предлагается отметить на выбор тот или иной канал распространения информации (ТВ, радио, пресса, листовки и т.п.).
2.3 Оценка эффективности рекламной компании по кредитованию в «Сбербанке России»
В результате проведенного анкетирования было получено 850 анкет: 256 по «Автокредитованию» и 594 по «Ипотечному кредитованию».
Получив первые данные потока обращений по направлениям за два месяца, была построена таблицу, в которой высчитывается общий поток по определённому каналу распространения, который будет являться первым показателем эффективности использования каналов привлечения.
Итак, суммируем следующие недельные показатели потока по «Автокредитованию»:
28 + 53 + 36 + 43 + 28 + 19 + 30 + 19 = 256 (человек обратилось за два месяца по «Автокредитованию»).
Аналогично по «Ипотечному кредитованию»:
96 + 173 + 132 + 55 + 51 + 25 + 38 + 24 = 594 (человека обратилось за два месяца по «Ипотеке»).
Вносим полученные данные в Таблицы 3.1 и 3.2.
Затем высчитываем процент обращений от общего потока по каждому каналу распространения, как более наглядный показатель эффективности, по формуле:
Xn = Sканал.n* 100 / S общ. поток,
где Хn – это процент от общего потока по определенному каналу,
Sканал.n – сумма обратившихся по определённому каналу продвижения,
S общ. поток – общий поток по всем направлениям за два месяца.
Вычисления по «Автокредитованию»:
Xперетяга = 7 * 100 / 256 = 3 %;
Xстойки по городу = 12 * 100 / 256 = 5 %;
Xлистовки = 50 * 100 / 256 = 20 %;
XТВ = 118 * 100 / 256 = 46 %;
Xпресса = 20 * 100 / 256 = 8 %;
Xрадио = 4 * 100 / 256 = 2 %;
Xинтернет = 2 * 100 / 256 = 1 %;
Xреклама на квитанциях = 43 * 100 / 256 = 17 %.
Вычисления по «Ипотечному кредитованию»:
Xперетяга = 17 * 100 / 594 = 3 %;
Xстойки по городу = 16 * 100 / 594 = 3 %;
Xлистовки = 31 * 100 / 594 = 5 %;
XТВ = 60 * 100 / 594 = 10 %;
Xпресса = 264 * 100 / 594 = 44 %;
Xрадио = 8 * 100 / 594 = 1 %;
Xинтернет = 45 * 100 / 594 = 8 %;
Xреклама на квитанциях = 153 * 100 / 594 = 26 %.
Полученные результаты вносим в Таблицы 2.7 и 2.8.
Таблица 2.7
Поток клиентов по продукту «Автокредит»
Канал продвижения | Апрель 2009 | Май 2009 | Всего | Доля в % от общего кол-ва обратившихся | Затраты, р. | Стоимость доступа к клиенту, руб./чел. |
Перетяга | 5 | 2 | 7 | 3 | 22000 | 3142,9 |
Стойки по городу (щиты) | 11 | 1 | 12 | 5 | 69200 | 5766,7 |
Листовки | 31 | 19 | 50 | 20 | 24380 | 487,6 |
ТВ | 62 | 56 | 118 | 46 | 83600 | 708,5 |
Пресса | 11 | 9 | 20 | 8 | 62000 | 3100,0 |
Радио | 3 | 1 | 4 | 2 | 32000 | 8000,0 |
Интернет | 1 | 1 | 2 | 1 | 8000 | 4000,0 |
Реклама на квитанциях | 36 | 7 | 43 | 17 | 18000 | 418,6 |
Итого по рекламе | 160 | 96 | 256 | 100 | 319180 |
|
Таблица 2.8
Поток клиентов по продукту «Ипотечное кредитование»
Канал продвижения | Апрель 2009 | Май 2009 | Всего | Доля в % от общего кол-ва обратившихся | Затраты, р. | Стоимость доступа к клиенту, руб./чел. |
Перетяга | 10 | 7 | 17 | 3 | 22000 | 1294,1 |
Стойки по городу (щиты) | 11 | 5 | 16 | 3 | 66900 | 4181,3 |
Листовки | 28 | 3 | 31 | 5 | 25680 | 828,4 |
ТВ | 35 | 25 | 60 | 10 | 84650 | 1410,8 |
Пресса | 189 | 75 | 264 | 44 | 62000 | 234,8 |
Радио | 6 | 2 | 8 | 1 | 32000 | 4000,0 |
Интернет | 27 | 18 | 45 | 8 | 8000 | 177,8 |
Реклама на квитанциях | 150 | 3 | 153 | 26 | 18000 | 117,6 |
Итого по рекламе | 456 | 138 | 594 | 100 | 319230 |
|
Обозначив затраты по направлениям исходя из бюджета продвижения высчитываем стоимость коммуникационного доступа к частному клиенту, как второго показателя экономической эффективности. Считаем стоимость доступа по формуле:
Pклиента n = Pканала.n / Sканал.n,
где P клиента n – стоимость доступа к частному клиенту,
Pканала.n – затраты по определённому каналу продвижения за два месяца,
Sканал.n – сумма обратившихся по определённому каналу продвижения.
Вычисления по «Автокредитованию»:
Pклиента по перетяге = 22000 / 7 = 3142,9 (рублей стоимость доступа к клиенту);
Pклиента по стойке = 69200 / 12 = 5766,7 (рублей стоимость доступа к клиенту);
Pклиента по листовке = 24380 / 50 = 487,6 (рублей стоимость доступа к клиенту);
Pклиента по ТВ = 83600 / 118 = 708,5 (рублей стоимость доступа к клиенту);
Pклиента по прессе = 62000 / 20 = 3100 (рублей стоимость доступа к клиенту);
Pклиента по радио = 32000 / 4 = 8000 (рублей стоимость доступа к клиенту);
Pклиента по интернет = 8000 / 2 = 4000 (рублей стоимость доступа к клиенту);
Pклиента по рекламе на квитанциях = 18000 / 43 = 418,6 (рублей стоимость доступа к клиенту).
Вычисления по «Ипотеке»:
Pклиента по перетяге = 22000 / 17 = 1294,1 (рублей стоимость доступа к клиенту);
Pклиента по стойке = 66900 / 16 = 4181,3 (рублей стоимость доступа к клиенту);
Pклиента по листовке = 25680 / 31 = 828,4 (рублей стоимость доступа к клиенту);
Pклиента по ТВ = 84650 / 60 = 1410,8 (рублей стоимость доступа к клиенту);
Pклиента по прессе = 62000 / 264 = 234,8 (рублей стоимость доступа к клиенту);
Pклиента по радио = 32000 / 8 = 4000 (рублей стоимость доступа к клиенту);
Pклиента по интернет = 8000 / 45 = 177,8 (рублей стоимость доступа к клиенту);
Pклиента по рекламе на квитанциях = 18000 / 153 = 117,6 (рублей стоимость доступа к клиенту).
Полученные результаты вносим в Таблицы 2.7 и 2.8.
Таким образом, получили экономическую эффективность привлечения клиентов по каждому направлению «Автокредитование» и «Ипотечное кредитование», то есть чем больше обращений клиентов по определённому каналу и чем меньше затрачиваемый бюджет на это привлечение, тем эффективнее будет считаться канал привлечения.
Т.о. по «Автокредитованию» наиболее эффективные каналы привлечения:
Телевидение (46% от общего потока),
Листовки (20% от общего потока),
Реклама на квитанциях (17% от общего потока).
По «Ипотечному кредитованию» наиболее эффективные каналы привлечения:
Пресса (44% от общего потока),
Реклама на квитанциях (26% от общего потока),
Интернет (8% от общего потока).
Рисунок 2.4. Поток клиентов по продукту «Автокредит»
Рисунок 2.5. Поток клиентов по продукту «Ипотечное кредитование»
В итоге можно сформулировать предположение, подтверждающееся практическим результатом деятельности отдела маркетинга и PR Сбербанка России и проведенного исследования о том, что услуга «Ипотечное кредитование» как более дорогая в сравнении с «Автокредитованием» для более эффективного привлечения клиентов требует больше подробной информации о себе, получаемой по каналам распространения рекламы.
Таким образом, можно сформулировать вывод о том, что эффективность определённых каналов распространения рекламных и ПР-сообщений, будет различной в зависимости от вида продвигаемого продукта («Автокредит», «Ипотечное кредитование»), что подтверждает количественное выражение потоков обращений и стоимости доступа к клиенту.
ГЛАВА 3. Пути повышения эффективности работы банка с клиентами
3.1 Совершенствование существующих и внедрение новых методов продвижения банковских услуг
Деятельность современных коммерческих банков во всех странах все в большей степени ориентируется на универсальность. Универсальность проявляется во всем - в постоянном расширении клиентской базы, в диверсификации спектра предоставляемых услуг, во введении новых и модификации старых услуг, в развитии сбытовой сети и в других направлениях. Причем, современная универсализация - это не слепое и механическое расширение сферы деятельности банка, а грамотное и эффективное сочетание определенного количества взаимосвязанных и взаимодополняемых сфер и направлений его работы. Каждая сфера, каждое направление работы рассматривается как важнейшее и приоритетное. Это позволяет, выполнять как традиционные банковские операции, так и оказывать клиентам сложнейшие, специализированные услуги, сохраняя при этом высокий уровень качества последних, который обычно достижим только в рамках специализированных банков. Обратившись в банк, клиент сможет получить практически любую финансовую услугу либо у самого банка, либо у его компаний-партнеров, причем комбинация и условия предоставления этих услуг обычно не фиксированы стандартно, а разрабатываются в соответствии с потребностями клиента. Таким образом, в рамках современной универсализации банку в определенной степени удается реализовать преимущества не только самой универсализации, но и специализации, сочетая индивидуальный подход к клиенту и широкую диверсификацию деятельности. Соответственно, современный универсальный коммерческий банк можно определить как крупный коммерческий банк, располагающий значительным объемом финансовых, организационных, технологических, человеческих и других видов ресурсов, что позволяет ему осуществлять деятельность, как на рынке традиционных банковских услуг, так и в других сегментах финансового рынка, где реализуются специализированные услуги, оказание которых не входит в традиционный банковский бизнес.
Информация о работе Маркетинговая стратегия коммерческого банка