Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 13:03, дипломная работа
Цель дипломной работы – анализ клиентов на примере Сбербанк России и разработка предложений по совершенствованию применения маркетинга в банке.
Для реализации поставленной цели были titys следующие задачи:
рассмотреть применение маркетинга в банковской сфере,
рассмотреть деятельность Сбербанк России на рынке кредитования населения,
проанализировать программу продвижения банковских услуг Сбербанк России на рынок.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Продвижение банковских услуг на рынке
1.1 Развитие маркетинга в банковской сфере
1.2 Основные характеристики банковского маркетинга в сфере кредитования физических лиц
1.3 Анализ клиентской базы физических лиц в коммерческом банке
1.4 Рекламные стратегии продвижения кредитов населению
ГЛАВА 2. Анализ методов продвижения банковских услуг на рынок кредитования населения на примере «Сбербанка России»
2.1 Характеристика банка и банковских услуг
2.2 Анализ работы по привлечению клиентов
2.3 Оценка эффективности рекламной компании по кредитованию в «Сбербанке России»
ГЛАВА 3. Пути повышения эффективности работы банка с клиентами
3.1 Совершенствование существующих и внедрение новых методов продвижения банковских услуг
3.2 Предложения по совершенствованию формирования целевого клиентского сегмента
3.3 Предложения по совершенствованию рекламной стратегии «Сбербанка России» по кредитованию населения
Заключение
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ
Среди причин непогашения ссуд, зависящих от самого банка, следует отметить: необоснованно либеральное отношение к заемщику при рассмотрении заявки на кредит; некачественно проведенная оценка кредитоспособности заемщика; плохое структурирование ссуды; ошибки в оценке обеспеченности ссуды; неполное отражение в кредитном договоре условий, обеспечивающих интересы банка; отсутствие контроля за заемщиком в период погашения кредита (обследований, проверок обеспечения и др.).
Основные причины возникновения проблемных ссуд (ссуд, по которым возникают трудности с их погашением и уплатой процентов), зависящие от клиента, связаны со слабым руководством предприятия, ухудшением качества продукции и работы, ошибками в оценке рынков сбыта, со слабостью контроля за состоянием финансов, что проявляется в росте дебиторской задолженности, непроизводительных расходов и др.
К факторам возникновения трудностей с погашением кредита, которые не находятся под контролем банка, относятся: ухудшение экономической конъюнктуры, изменение политической ситуации и законодательства и т. д.
Наилучшей мерой является разработка совместно с заемщиком плана мероприятий для восстановления стабильности предприятия и устранения недостатков в его работе. Если эта мера не даст необходимых результатов, банк должен обеспечить свои интересы, потребовав платежа по ссуде, продажи обеспечения, предъявления претензий к гаранту и т.п. Самая крайняя мера - постановка вопроса об объявлении заемщика банкротом, но это наименее желательный путь как для банка, так и для клиента.
В работе по взысканию проблемных ссуд банк должен действовать быстро, без промедления, так как если заемщик задержит расчеты по своим обязательствам перед другими организациями и предприятиями (поставщики, налоговая служба, страховая организация) раньше, чем возникнет требование банка, последнему придется пребывать в длинной очереди кредиторов, требующих возмещения долга.
Каждый банк разрабатывает и осуществляет свою кредитную политику, которая складывается под воздействием текущих и перспективных задач банка, а также экономической конъюнктуры. В процессе проведения кредитных операций филиал ОАО АКБ «Сбербанк России» придерживается выработанной политики и поэтому периодически анализирует состав и структуру выданных ссуд или кредитный портфель. От структуры и качества кредитного портфеля банка в значительной степени зависят его устойчивость, репутация и финансовый успех. Поэтому банку необходимо тщательно анализировать качество ссуд, проводить независимые экспертизы крупных кредитные проектов и мероприятий, выявлять случаи отклонения от направления кредитной политики. Банковские работники, занимающиеся ссудными операциями, обязаны направлять свои усилия на выявление в составе кредитного портфеля крупных и особо крупных кредитов, а также проблемных ссуд, требующих повышенного внимания.
Контроль за крупными, особо крупными и проблемными ссудами может состоять в повторном анализе бухгалтерских балансов и финансовых отчетов, посещении ссудополучателя, проверке документации, качества обеспечения и т. д. При контрольной проверке вновь рассматривается вопрос о соответствии данной ссуды целям и установкам кредитной политики банка, оцениваются кредитоспособность и финансовое состояние заемщика.
Таким образом, работа в данном направлении позволяет своевременно выявлять проблемные ссуды, что способствует снижению кредитного риска.
Кроме того рассмотрим перспективы развития рынка потребительского кредитования. Прогнозы о развитии сектора потребительских кредитов в 2009 году делятся на две части: прогнозы относительно первого полугодия и те, что касаются периода с июля по декабрь. В первом полугодии, которое, уже началось, аналитики единодушно предсказывают спад объемов кредитования населения. Эксперты видят три главные причины сложившегося положения: во-первых, ухудшение платежеспособности населения страны, во-вторых, неблагоприятные макроэкономические факторы, в-третьих, «заградительные меры» самих банков. Падение платежеспособности населения вызвано резким сокращением рабочих мест, приостановкой роста зарплат, снижением темпов производства и потребления. Рынок труда в нашей стране очень болезненно закончил 2008 год, но пик безработицы еще впереди: основной удар придется на март-апрель 2009 года. В таких условиях люди просто не захотят вгонять себя в долговую кабалу ни с какими кредитами.
Второй упомянутый фактор - ухудшение макроэкономических условий - не зависит ни от конкретных заемщиков, ни от отдельных банков, а является результатом общего снижения темпов развития мировой экономики в условиях глобального финансового кризиса. Третий фактор уменьшения общей доли потребительских кредитов на рынке кредитования - это ужесточение требований к заемщикам от самих банков. В начавшемся году он также негативно скажется на этом сегменте продуктовой линейки банков. В условиях нестабильности все кредитные организации делают акцент не на количестве выданных кредитов, а на качестве потенциальных заемщиков. Основная тенденция начавшегося года - максимальное снижение рисков - останется ведущей мотивацией всех игроков банковской сферы. Сейчас кредитные организации идут не по пути наращивания кредитного портфеля, а по пути минимизации рисков. В частности, ряд банков установили порог первоначального взноса, подняли процентные ставки по кредитам. Также были пересмотрены правила оценки платежеспособности заемщика: например, для кредитора важно, чтобы доход заемщика был подтвержден официально. Корректировка требований к заемщикам вызвана желанием кредитных организаций повысить качество своего кредитного портфеля в целях недопущения невозвратов, т.е. направлена на повышение финансовой устойчивости кредитора.
В прогнозах на второе полугодие 2009 года аналитики расходятся. Негативные оценки становятся более сдержанными, а ряд экспертов вообще ожидают некоторого роста. В краткосрочной перспективе вероятно сокращение объемов потребительского кредитования и, как следствие, замедление его роста (пессимистичный прогноз). Оптимистические же оценки развития рынка потребкредитов в конце 2009 года связаны с очевидной необходимостью этого вида кредитов. Людям всегда нужны будут деньги, и долгий режим экономии все равно не исключает привлечения средств извне. К тому же полгода - достаточный срок для того, чтобы приспособиться к новым требованиям банков, снова найти потерянную работу с возможностью предоставления официальных справок о зарплате и прохождении испытательного срока.
В общем в 2009 году банки продолжат программы краткосрочного кредитования и при первых признаках стабилизации будут пытаться расширить пул потенциальных заемщиков путем снижения ставок и отмены искусственно созданных сегодня ограничений в виде завышенных требований к клиентам. Основные игроки этого сегмента банковской деятельности будут стремиться сохранить лидирующее положение на рынке кредитования, и, безусловно, постараются использовать кризис в своих целях.
Основная борьба за заемщика между ними как раз может развернуться во второй половине 2009 года. Когда ставки у всех повышены и требования ужесточены, для увеличения прибыли придется совершать какие-то нетрадиционные шаги, чтобы привлечь клиентов. В условиях растущей конкуренции на рынке розничного кредитования основные игроки будут стремиться сохранить ставки по большинству продуктов на текущем уровне. Некоторое повышение ставок можно ожидать в сегменте продуктов с низкой доходностью для банков, таких как автокредиты или ипотека. Таким образом, основной удар сместится на соседние сегменты кредитования, а это значит, что оформлять потребительский кредит для приобретения, например, авто простым заемщикам станет выгоднее, чем покупать машину по программе того же банка. [18]
При этом, специалисты точно понимают, что за кризисом последуют коренные изменения в глобальной финансовой системе, связанные с адекватностью оценки финансовых рисков и технологиями рефинансирования банковской системы. Мало кто понимает, как конкретно изменится вся система. Тем не менее, уже очевидны несколько важных изменений, которые россияне (потребители и банковские работники) увидят на пост кризисном рынке потребительского кредитования.
1.Изменения процентных ставок.
Рынок уйдет от фиксированных на весь срок кредита процентных ставок и придет к плавающим (привязанным к определенным индексам) или гибридным ставкам (первое время ставка фиксированная, потом становится плавающей).
Кредитование в иностранной валюте окончательно сойдет на нет.
Размер процентных ставок будет существенно (в 1,5 – 2 раза) выше докризисного уровня.
Банки перейдут от слов к делам в части определения процентных ставок по кредитам в зависимости от реального уровня риска (Risk Based Pricing). При окончательном определении размера процентной ставки для конкретного клиента по средним и крупным кредитам практически все будут приниматься во внимание многие важные рисковые элементы:
тип занятости и способ подтверждения доходов клиента,
размер первого взноса (соотношение кредит / залог),
уровень квалификации и образования,
наличие положительной кредитной истории,
цель кредита (покупка актива / под залог актива)
возраст заемщика,
наличие значимых активов, особо выделяя сбережения.
Соответственно существенно вырастет разброс ставок между идеальными заемщиками и sub prime. При этом сам sub prime станет намного уже, чем это было до кризиса (если вообще сохранится): не появятся вновь кредиты с первым взносом от 0% до 15%, навряд ли появятся кредиты для клиентов с документально неподтвержденным доходом.
Определить реальный размер процентной ставки для конкретного клиента можно будет только после получения всех документов и проведения кредитного / скоррингового анализа.
2. Изменения в банках.
В вечной борьбе между «объемами» и «прибыльностью» окончательную победу одержит «прибыльность», а между «продажниками» и «рисковиками» перевес будет на стороне последних. При оценке реальной кредитоспособности все (а не некоторые) банки будут использовать не только формальный анализ документов (справка о доходах, отчет об оценке залога), но и делать собственный анализ ключевых показателей для выдачи кредита.
Это означает не только отказ от «плохих» или «сомнительных» кредитов, но и еще большую стандартизацию и упрощение процесса кредитования. Это также означает более жесткий подход к затратам, основными из которых в кредитном бизнесе являются люди и аренда.
В части оптимизации затрат на персонал можно ожидать намного более жесткой привязки уровня оплаты к объему и качеству выполненных работ (т.е. доля переменной части может значительно вырасти, а доля фиксированного оклада упадет).
В части арендных затрат многие банки перейдут к более рациональному подходу: «меньше неразумно дорогих отделений, больше агентских продаж». Ведь вместо того, чтобы каждые несколько лет неизбежно закрывать убыточные / малоприбыльные офисы, лучше иметь меньше офисов, но более качественно работающие каналы продаж, затраты по которым всегда привязаны к объемам бизнеса. В связи с этим рынок увидит формирование мощных федеральных сетей кредитных брокеров, имеющих эффективно работающую систему дистрибуции и оказывающих комплексные (кредитование, страхование) и качественные услуги (качество сервиса, выбор продуктов, помощь в оформлении документов) частным лицам и предприятиям малого и среднего бизнеса.
Особый спрос на рынке труда будет на эффективных специалистов в трех областях: «продуктовики», которые могут делать «умные» (массовые прибыльные и ликвидные) кредитные продукты, специалисты по рефинансированию выдаваемых кредитов и специалисты по выстраиванию эффективно работающих каналов продаж.
Пост кризисная банковская кредитная система еще больше разделится на два полярных типа игроков:
крупные банки, которые могут привлечь значительные пассивы для кредитования, и которые будут активно покупать качественные кредитные активы у более мелких банков,
средние и небольшие агрессивные банки, которые работают на относительно небольшом оборотном капитале, генерируя качественные кредитные пулы и через несколько месяцев продавая их крупным игрокам.
3. Изменения в сознании и внешней среде.
Получить кредит станет дольше и сложнее для всех неидеальных клиентов.
Регулятор и акционеры банков будут намного более жестко контролировать выдачу потребительских кредитов, а также, по видимости, и рекламу и продвижение кредитных продуктов (создаваемые банками стереотипы «кредиты для всех», «получить кредит просто и быстро» уйдут в прошлое). Получить кредит для всех кроме идеальных заемщиков будет не быстро и не просто.
Государство и рынок выработают реально работающую процедуру банкротства физических лиц, с соответствующей защитой от кредиторов, реализацией заложенного имущества, и фактический запрет на получение кредитов бывшими банкротами в течение длительного времени после банкротства. [19]
В заключение отметим, что рассматриваемый банк ведет активную политику на рынке кредитования физических лиц, предоставляя различные виды кредитов. В линейке кредитов постоянно происходит пополнение, банк стремиться охватить все большее количество потенциальных клиентов. Работа банка в секторе кредитования физических лиц достаточно эффективна. В последние годы доля кредитов предоставленных банком физическим лицам в общей структуре кредитного портфеля постоянно увеличивается. Растет доля ипотечных кредитов и кредитов на покупку автомобиля.
2.2 Анализ работы по привлечению клиентов
Работа по привлечению в банк новых клиентов определяется клиентской политикой банка и возможностями (информационными, штатными, финансовыми ресурсами) отдела маркетинга и PR Сбербанка России.
Удержание старого клиента значительно дешевле (по трудозатратам и стоимости), чем поиск и привлечение нового клиента, тем более нужного этому банку. Но если постоянно не пополнять свою клиентскую базу, не оттачивать свое мастерство как по привлечению, так и по удержанию клиента, можно многое потерять в качестве своей работы, в имидже банка, прибыли банка.
Информация о работе Маркетинговая стратегия коммерческого банка