Маркетинговая служба организации: особенности создания и функционирования на примере ООО «Кверия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:43, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - показать теоретическое значение маркетинга в повышении эффективности работы предприятия и доказать его важность на практике, используя примеры отечественных фирм, а также рассмотреть эти вопросы на материалах конкретного предприятия ООО «Кверия»

Содержание

Введение………………………………………………………….........3
Глава I. Маркетинг, как способ повышения эффективности работы в условиях рынка:
1.1 Сущность маркетинга………………………………………………………..5
1.2 Отличие службы маркетинга от традиционной сбытовой деятельности...8
1.3 Концепции управления маркетингом……………………………………....10
1.4 Организационная структура управления маркетингом …………………..12
1.5 Функции маркетингового отдела …….…………………………..…...........15
1.6 Маркетинговая политика предприятия в области комплекса маркетинга………………………………………………………………………..16

Глава II. Маркетинговая политика на примере ООО «Кверия»
2.1 Краткая характеристика предприятия…………………………………..…23
2.2 Миссия ООО «Кверия»……………………………………………………..25
2.3 Анализ микро и макро окружение предприятия: основные субъекты, сферы влияния……………………………………………………….………..…27
2.4 Цели ООО «Кверия»…………………………………………………….…..29
2.5 Матрица SWOT - анализ[1] ООО «Кверия»………………………………...33
2.6 Организация, порядок и сроки заключения договоров с поставщиками..35
Глава III. Система организации службы маркетинга на примере ООО «Кверия»
3.1 Характеристика структуры службы маркетинга ООО «Кверия»………..38
Отдел продаж…………………………………………………………………....40
Бюро маркетинга………………………………...………………………………42
Отдел сбыта………………………………………………………………………43
Календарный план организации службы маркетинга на ООО «Кверия»……45
3.2 Расчет срока покрытия расходов, связанных организацией службы маркетинга на ООО «Кверия»…………………………………………………..46
Заключение ………………………………………………………………………47
Список использованной литературы……………………………………………

Работа содержит 1 файл

МАРКЕТИНГ.doc

— 320.50 Кб (Скачать)

Выявление потребностей - одна из ключевых целей маркетингового исследования. Когда маркетолог узнает потребность потребителя, он может  спрогнозировать его дальнейшее поведение и возможность его покупки данного товара.

Важную роль в исследовании потребителей играют мотивационные факторы покупки  товара. К таким факторам причисляются: мотив выгоды (желание человека разбогатеть), мотив снижения риска (потребность в безопасности), мотив признания (потребность в статусе, престиже), мотив удобства (стремление скрасить свое существование), мотив свободы (потребность в независимости) и, наконец, мотив познания (потребность в развитии).

Важную роль играет исследование конкурентов и структуры рынка. Первым этапом в исследовании конкурентов должна явиться оценка степени конкуренции на выбранном рынке (совершенная, несовершенная конкуренция или монополия).

Далее следует  переходить к самим конкурентам. Следует определить: какую часть рынка контролирует конкурент, насколько быстро происходит его развитие, качество товара конкурента, его цену, форму рекламы и сбыта, техническую поддержку.

При правильно  проведенном исследовании, возможно, открыть недостатки и преимущества конкурента, узнать о его слабых и сильных сторонах, что впоследствии, несомненно, скажется на прибыли и развитии фирмы. Изучение фирменной структуры рынка представляет собой исследование поставщиков и посредников, без помощи которых фирма практически не может существовать в современных условиях. Кто же такие поставщики? Поставщик - это отдельное лицо либо организация, поставляющая предприятию необходимое сырье, оборудование, информацию.

Кроме того, структура  рынка включает в себя изучение транспортных компаний, страховых организаций  и др. Это помогает фирме сразу  почувствовать себя уверенней на рынке.

Исследование  рынка ставит своими целями изучение соотношения спроса и предложения  на товар, определение емкости рынка, определение доли конкурентов на рынке, сегментацию рынка, определение конъюнктуры рынка.

Основная цель изучения конъюнктуры рынка - установить связь между деятельностью предприятия  и рынком, как обеспечить равновесие спроса и предложения. Конъюнктурное исследование включает в себя оценку рынка в текущий период, прогноз изменения показателей рынка, предложения и рекомендации по деятельности предприятия в процессе изменения обстановки на рынке. Под емкостью рынка понимается возможный объем реализации продукции. Маркетинговая служба исследует показатели потенциала рынка, обрабатывает и анализирует данные и на их основе прогнозирует увеличение или уменьшение потенциала рынка, что ведет к увеличению или уменьшению объема выпускаемой предприятием продукции. Сегментация рынка - это разделение рынка на отдельные области для сбыта товаров. Сегментация происходит по ряду признаков:

  • Географический (учитывается величина региона, плотность и количество населения)
  • Демографический (учитываются половозрастные критерии населения)
  • Социально-экономический (учитывается образование, профессии, доходы населения)
  • Психологический (учитываются особенности отдельного индивида).

Таким образом, изучая различные аспекты, с которыми приходится сталкиваться предприятию, маркетинг помогает сэкономить средства на пробные выпуски товаров в заранее неэффективных зонах.  
 

1.5 Функции маркетингового отдела 

Основными функциями  службы маркетинга являются:

  • Изучение рынка, прогнозирование спроса и реализации продукции;
  • Анализ эффективности принятия маркетинговых решений;
  • Изучение объемов поставки, качества конкурирующей продукции, ее преимуществ и недостатков по сравнению с продукцией данного предприятия;
  • Создание информационно- статистического банка данных, включая данные по портфелю заказов на поставку продукции, ее производству, наличию запасов использование этих данных для ускорения сбыта продукции;
  • Планирование посещения потребителей работниками отдела маркетинга;
  • Осуществление непосредственных контактов с потребителями продукции;
  • Разработка стратегии рекламы по каждому товару и плана проведения рекламных мероприятий и участие в них рекламных агентств;
  • Обеспечение представителей предприятия, направляющихся на выставки, ярмарки рекламными проспектами и другими документами;
  • Изучение и использование передового опыта рекламы, и стимулирование сбыта в стране;
  • Разработка предложений по созданию принципиально новой продукции;
  • Разработка предложений по изучению технических условий, фирменного стиля оформления продукции (товарный знак, символика, фирменные цвета, логотипы и т.п.);
  • Проведение сравнительного анализа издержек обращения, выявление и ликвидация экономически необоснованных расходов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.6 Маркетинговая политика предприятия в области комплекса маркетинга

Как известно маркетинговая  политика предприятия включает в  себя товарную, ценовую, сбытовую политику, а также политику продвижения  товара на рынке. Именно по такой схеме  будет изложена политика предприятия: от выбора товара, определения его  цены, различных методов сбыта до конечного этапа - продвижения товара, этапа на котором наращивается прибыль предприятия от продажи товара.

Если внешняя  среда не находится в сфере  непосредственного управления со стороны организации, то управление маркетинговой деятельностью осуществляется путем, воздействия на параметры комплекса маркетинга.

Комплекс маркетинга - совокупность управляемых параметров маркетинговой деятельности, манипулируя которыми организация старается наилучшим образом удовлетворить потребности целевых рынков. Комплекс маркетинга состоит из следующих элементов: продукт, цена, доведение продукта до потребителя, продвижение продукта. Скоординированные мероприятия по реализации отдельных элементов комплекса маркетинга, исходя из задач достижения целей маркетинговой деятельности, включаются в состав плана маркетинга.

На данном этапе  маркетологи, используя исследования рынка, конкурентов и потребителей, разрабатывают программу действий предприятия в области производства товара (предполагают, какой товар  будет пользоваться максимальным спросом, соответствовать потребностям покупателя, определяют его качество по сравнению с конкурентами), устанавливают правила для создания новых товаров, прогнозируют жизненный цикл товара.

Маркетинговая сущность товара несколько отличается от общепринятой, так как то, что принято называть товаром в общем смысле, в маркетинге называется продуктом. Продукт - это составная часть товара, которая несет в себе основные качества, ради которых был куплен товар. Например, произведя сахарин (суррогат сахара) нельзя назвать его товаром без соответствующей поддержки. Поддержкой продукта называется совокупность мер по транспортировке, упаковке, хранению и использованию продукта. В группу поддержки продукта входят следующие меры: все, что помогает продукту сохранить свои потребительские качества до продажи (консервация, упаковка, хранение), меры по правильному использованию продукта (инструкции, способ приготовления), сопутствующие товары (адаптеры, аккумуляторы, шнуры).

И, наконец, продукт  превращается в товар при использовании на него инструментов маркетинга, к которым относятся дизайн, реклама, правильно налаженный сбыт, прочная связь с общественностью.

Таким образом, товар для маркетолога состоит  из продукта, его поддержки и инструментов маркетинга. Маркетинг целиком и полностью зависит от потребителя, от его потребностей и запросов, поэтому предприятие просто вынуждено изменять свою товарную стратегию, создавая новые товары. Прежде всего, следует определить, какой товар может называться новым:

товар, который не имеет аналогов на рынке, который является практическим воплощением научного прорыва, естественно называется новым товаром. Таких товаров на рынке очень мало, примером могли служить аппараты копирования и сканирования и беспроводная сотовая связь.

товар, который  имеет качественное отличие от своего предшественника товара-аналога. Примером могут служить дискеты меньшего размера, большей вместимости и  прочности (3,5 дюйма против 5,25 дюйма).

товар новый  для определенного рынка. Например, посудомоечные машины являлись товарами рыночной новизны в Украине в начале 90-х годов.

старый товар, уже бывший на рынке, но нашедший себе новое применение.

Конечно, предприниматель  рискует, начиная исследования нового товара, так как не знает, окупятся ли его затраты. На такой случай и существует служба маркетинга, которая помогает предпринимателю снизить риск до минимума, предлагая правила для создания нового товара и таким образом, повышая прибыль и эффективность предприятия.

Во-первых, необходима идея нового товара. Источниками идей могут быть как сами потребители, так и ученые. Вообще-то маркетологу важно на этом этапе создания нового товара научиться слушать, так как идеи могут подсказать и недостатки конкурентов. Другим источником идей служат научные работники. Многие фирмы вследствие этого сотрудничают с университетами, институтами научными лабораториями. Также идеи могут подсказывать сотрудники системы сбыта (оптовые, розничные торговцы) так как они находятся ближе к потребителю. Не следует оставлять без внимания и опросы общественного мнения, статистические данные, результаты тестирования в потребительских журналах.

Во-вторых, требуется  отсев и выбор идей. Эта стадия происходит по двум критериям: изымается  все, что не связано с коммерческой целью предприятия, изымается все, что не соответствует производственным мощностям предприятия.

В-третьих, необходимо создать опытный образец нового товара, причем важно помнить о  том, что незамеченные ошибки на этом этапе принесут огромные убытки впоследствии.

Следующим этапом будет выпуск пробной партии товара на ограниченный рынок и исследование этого рынка.

В-пятых, необходимо выбрать место и время для  массового выпуска товара, целесообразно  было бы приурочить выпуск к какой-либо ярмарке, выставке, празднику.

Итак, можно сформулировать основной закон новых товаров: в то время как один новый товар находится в сбыте и активно покупается, параллельно должен происходить процесс разработки следующего нового товара ради того, чтобы предприятие не простаивало, и ради повышения его прибыльности и эффективности.

С созданием  нового товара начинается его жизненный  цикл, который характеризуется следующими стадиями:

1. Исследование и  разработка. На этом этапе происходит зарождение товара, его идеи. Сбыт товара пока еще нулевой, прибыть отрицательна.

2. Внедрение. На этом этапе товар начинает свое продвижение к потребителю, происходит активная рекламная кампания, но при росте сбыта прибыль продолжает расти в отрицательную сторону.

3. Этап роста. Самый благоприятный этап для производителя. Предприятие получает значительную прибыль, сбыт товара продолжает расти.

4. Этап зрелости. Товар выпускается большими партиями, сбыт растет уже не такими высокими темпами, прибыль понемногу снижается, так как чувствуется конкуренция.

5. Этап спада. Сбыт резко падает, предприятие перестает выпускать товар, прибыль очень низка.

Маркетинг сопровождает товар на всем пути его жизненного цикла. Закон новых товаров можно  рассмотреть с точки зрения жизненного цикла как: предприятие будет  иметь максимальную прибыль и эффективность только тогда, когда жизненные циклы различных товаров перекрывают друг друга.

Товарная политика на предприятии решает задачи создания нового товара, связана со сферой производства. Разработки маркетинга в этой области  помогаю предпринимателю избежать многих ошибок, подстерегающих его в данной стадии хозяйственной деятельности. Поэтому можно четко сказать, что маркетинговая товарная политика помогает повысить эффективность фирмы.

В область ценовой  политики предприятия входят вопросы  оптовых и розничных цен, все стадии ценообразования, тактика определения начальной цены товара, тактика коррекции цены. Решая эти вопросы, маркетологи устанавливают на товар наиболее благоприятную цену, что способствует повышению прибыльности фирмы.

Информация о работе Маркетинговая служба организации: особенности создания и функционирования на примере ООО «Кверия