Маркетинговая деятельность предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 13:03, дипломная работа

Описание работы

Главная цель дипломной работы - исследование маркетинговой деятельности ОАО «Элема». В основные задачи входило дать теоретическое обоснование маркетинговой стратегии предприятия, проанализировать хозяйственную деятельность фабрики и деятельность на рынке швейной продукции, предложить рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. РОЛЬ МАРКЕТИНГА В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Сущность и концепции маркетинговой деятельности
1.2. Процесс управления маркетингом на предприятии
1.2.1. Информационное обеспечение маркетинговой деятельности
1.2.2. Разработка комплекса маркетинга
1.2.3. Планирование маркетинговой деятельности
1.2.4. Организация маркетинговой деятельности
1.2.5. Контроль маркетинговой деятельности
2. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОАО «ЭЛЕМА»
2.1. Краткая характеристика производственно – хозяйственной деятельности
предприятия (ОАО «Элема»)
2.2. Анализ маркетинговой деятельности на ОАО «Элема»
3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ
МАРКЕТИГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОАО «ЭЛЕМА»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

курсовик по маркетингу 2011.docx

— 152.33 Кб (Скачать)

       Сегментация рынка является одной  из функций в системе маркетинговой  деятельности и связана с осуществлением работы по классификации покупателей или потребителей товаров, находящихся на рынке или выводимых на него /Багиев Г.Л., Тарасевич В.М.,Анн Х. Маркетинг: Учебник для вузов; Под общей ред.Багиева Г.Л.-М.: Издательство «Экономика», 1999.-703с./.После разделения рынка на группы потребителей и выявления возможностей каждой из них, компания должна оценить их привлекательность и выбрать один или несколько сегментов для освоения. При оценке сегментов рынка необходимо учитывать два фактора: общую привлекательность сегмента, а также цели и ресурсы компании. При выборе целевых сегментов руководители компании решают, сконцентрирует ли она усилия на одном сегменте или на нескольких, на конкретном товаре или конкретном рынке или на всем рынке сразу. Предложение одного товара одному сегменту – концентрированную сегментацию – чаще используют небольшие фирмы, которые стремятся добиться преимуществ над конкурентами.  Расширение сегментов рынка, т.е.  предложение одного товара нескольким сегментам, позволяет фирме расширить рынок для товара. Предлагая несколько товаров одному сегменту, т.е. прибегая к ассортиментной сегментации, обычно используют родственные товары. При дифференцированной сегментации несколько разных товаров предлагается нескольким сегментам /Грузинов В.П. Схема маркетинговой деятельности. - М.: «Инфра – М», 1998.-305с./.

  Для того чтобы получить конкурентное преимущество, каждая компания должна найти свои собственные способы дифференцирования  продукции.

  Дифференцирование – процесс разработки ряда существенных особенностей продукта, призванных отличить его от товаров – конкурентов  /Котлер  Ф. Маркетинг менеджмент – СПб: Питер Ком,1998.-896с.: ил./.

  Рыночное  предложение может быть дифференцировано по пяти направлениям: продукт, услуги, персонал, каналы распределения, имидж.

  После определения целевого сегмента рынка  предприятие должно изучить свойства и образ продуктов конкурентов и оценить положение своего товара на рынке. Изучив позиции конкурентов, предприятие принимает решение о позиционировании своего товара. Позиционирование товара – это способ, в соответствии с которым потребители идентифицируют тот или иной товар  по важнейшим характеристикам /Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг  В. Основы маркетинга: Пер. с англ. – 2-е европ.изд.- К.; М.; Спб.: Издат.дом «Вильямс», 1998.-105с. – Парал.тит.англ./.

  На  практике позиции продукта определяют с помощью карт позиционирования, которые представляют собой двухмерную матрицу различных пар характеристик. Пример карты позиционирования представлен  в Приложении Б.

  Для того чтобы сформировать и закрепить  в сознании потребителей определенные восприятия, используется ряд стратегий  позиционирования, например, позиционирование на базе определенных преимуществ товара (Head and Shoulders – лучший шампунь от перхоти), позиционирование по конкуренту (7-Up –это не Cola.Он легче и лучше освежает), позиционирование по категории продукта (Preference от L’oreal «Стоит дороже, но я этого достойна») и т.д.

  В основе позиционирования лежат ассоциативные  связи между товаром и характеристиками товара или другими позиционирующими факторами. Преуспевающе компании, как правило, придерживаются четко выраженных отличительных преимуществ и избегают резкой смены своей рыночной позиции.

  Естественно, позиционирование не может быть связано  с обманом и дезинформацией потребителя; это может сойти один раз, после чего производителя ждут неудачи и потери.

  Правильно организованное позиционирование рынка  является предпосылкой эффективной  разработки комплекса маркетинга.   
 

  1.2.2. Разработка комплекса маркетинга.

  Комплекс  маркетинга является связующим звеном между производителями и потребителями, образующими рыночные сегменты и  включает: товар, цена, средства продвижения товара на рынок и каналы распределения. По существу, любой продукт - это заключенная в упаковку услуга для решения какой-то проблемы. Женщина, покупающая помаду, не просто приобретает краску для губ. Подтверждением этого являются слова Чарльза Ревсона, главы фирмы «Ревлон, инк»: На фабрике мы делаем косметику. В магазине мы продаем надежду /Березин И.С. Маркетинг и исследования рынков М.: Русская Деловая Литература, 1999.-416с./. Задача деятеля рынка - выявить скрытые за любым товаром нужды и продавать не свойства этого товара, а выгоды от него. Разумеется, характеристики продукта - его размер, цвет, упаковка также очень важны. Но решающее значение имеют другие факторы. При покупке потребитель руководствуется в первую очередь теми благами, которые им может предоставить данный продукт, например, покупателя в большинстве случаев интересует не конкретные химические соединения, входящие в состав стирального порошка, а то, как он отстирывает одежду. Следовательно, конечной целью производителей является  не выпуск конкретных изделий, а предоставление с их помощью возможности качественно выполнять определенные функции /Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка: Учеб.пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика.-528с.:ил./.

  Цена, как и продукт, является элементом  комплекса маркетинга. Компания, проводящая определенную политику в области  ценообразования, активно воздействует как на объем продаж на рынке, так и на величину получаемой прибыли. От того, насколько правильно и продуманно построена ценовая политика, зависят коммерческие результаты, степень эффективности всей производственно-сбытовой деятельности фирмы, предприятия.

  Стратегия предприятия в области цен  является деятельностью, которая связана с непрерывным процессом корректирования. Стратегию ценообразования необходимо пересматривать:

    1. Когда создаются новая продукция.
    2. Когда продукция совершенствуется.
    3. Когда меняется конкурентная среда на рынке.
    4. Когда товар проходит разные стадии жизненного цикла.
    5. Когда меняются издержки производства.

  Наиболее  типичными задачами, решаемыми с  помощью проведения продуманной ценовой политики, являются:

  1) Выход на новый рынок (стратегия  «прочного проникновения на рынок»)

  Эта стратегия  приемлема для сильных  с финансовой точки зрения фирм, так как на начальных стадиях  необходимо финансировать большое  количество изделий. При использовании этой стратегии повышать цену можно только после признания товара потребителем.

  2) Последовательный проход по сегментам  рынка.

  3) Введение нового товара (политика  «снятия сливок»). Эта стратегия  может применяться при выполнении  следующих условий:

  - высокий уровень спроса со  стороны большого числа покупателей;

  - высокая цена служит показателем  высокого качества для потребителя;

  - высокие изначальные вложения  непривлекательны для конкурентов.

  4) Стимулирование комплексных продаж.

  5) Ценовая дискриминация.

  6) Следование за лидером.

  Ведение ценовой политики требует отличного  знания обстановки на рынке, высокой  квалификации лиц, принимающих решение, умения предвидеть возможные изменения ситуации на рынке. Устанавливая цены, следует не только знать их нижний и верхний пределы, за границами которых их применение экономически не оправдано, или вызывает карательные санкции, но и гибко маневрировать ценами в этих пределах так, чтобы в определенный момент времени эти цели были бы оптимальными как для продавца, так и для покупателя.

  Средства  продвижения товара на рынок, цель которых  – стимулирование спроса,  являются одним из главнейших составляющих комплекса  маркетинга. Основными из них являются: реклама, паблик рилейшнз, организация  выставок, ярмарок, предоставление скидок, торговля в кредит и т.д.

  Реклама - это сообщение, предназначенное  для некоторой заранее определенной группы людей, оплаченное конкретным заказчиком и имеющее целью побудить эту группу к конкретным желательным для заказчика действиям /Амблер Т. Практический маркетинг/Пер. с англ. Под общей ред. Ю.Н.Каптуревского. - СПб: Издательство «Питер», 1999.- 400с./. Ранее рассмотренные мотивы потребительского поведения и стимулы приобретения товара позволяют обосновать некоторые принципы психологии рекламы и соответствующие правила рекламирования товаров и услуг:

  1) Следует рекламировать не столько  сам товар, сколько ту пользу, эффект, которые может ожидать от него потребитель. Ибо товар нужен ему не сам по себе (потребитель может и не подозревать, что такой товар существует), а как инструмент для удовлетворения определенных потребностей.

  2) Реклама должна вызывать доверие  потребителя.

  3) И следующий важнейший принцип:  уважение к аудитории. Реклама  не должна быть грубой, двусмысленной, циничной, не должна играть на низменных чувствах, культивировать насилие и жестокость.

  4) Реклама должна оказывать на  аудиторию постоянное воздействие.  А для того чтобы не делать  рекламу навязчивой, ее следует  разнообразить.

  5) Реклама должна создавать положительный  образ не только рекламируемого  товара, но и фирмы

  6) Каким бы важным и актуальным  ни было содержание рекламы,  она пройдет мимо цели, если не предусмотреть ряд специальных мер для привлечения к ней внимания и вызова интереса:

    - оригинальность содержания и  формы;

  - использование необычных, даже  шокирующих обстоятельств;

  - предварительная подготовка.

  7) Целям рекламы и используемого  в ней внушения должны быть  подчинены цвет и форма рекламного  материала.

  8) Реклама должна вестись систематически, планово и исходить из единой  стратегии. В основе стратегии  рекламы должна быть простая  и понятная идея, вокруг которой,  как вокруг стержня, строится  рекламная компания.

  Прежде  чем начать рекламную компанию, предприятия  должны решить, чего они хотят добиться с помощью рекламы, какие рынки  завоевывать, как сформулировать обращение, какие средства рекламы использовать, когда и как часто давать рекламу, сколько на нее тратить. Часто, например, они рекламируют продаваемые ими товары или услуги по обычным ценам или по ценам "ниже розничных", а также делают акцент на престиже или скидках. Так, правительство рекламирует продажу облигаций  и идею рационального использования энергоресурсов. Местные органы власти дают рекламу, чтобы подтолкнуть развитие туризма (или ограничить его), привлечь к себе промышленные предприятия, или внушить землякам чувство гордости. Некоммерческие организации призывают в рекламе активно поддерживать того или иного политического кандидата, или же просто охранять дикую природу. Таким образом, реклама затрагивает интересы каждого человека в любой день его жизни и воспринимается нами  как часть повседневной общедоступной культуры.

  Паблик  Рилейшнз определяется как «содействие  установлению взаимопонимания доброжелательности между личностью, организацией и  другим людьми, группами людей или  обществом в целом посредством  распространения разъяснительного материала, развития обмена и оценки общественной реакции» /Абчук В.А. Азбука маркетинга - СПб: Изд – во «Союз», 1998.-270с./. В задачу ПР – менеджера  входит подготовка и проведение пресс  – конференций, брифингов, пресс  – коктейлей, презентаций, встреч с  руководителями компаний, пресс –  релизов, фотографий и других материалов для печати, на основании которых затем будут писаться статьи, очерки и репортажи.

  Хорошим способом представить компанию широкой  аудитории, а также завязать новые  полезные связи и поддержать старые является участие в выставках  и отраслевых конференциях.

  Для того чтобы деньги, потраченные на эти цели, не пропали даром, участие  в мероприятиях должно быть тщательно подготовлено. Прежде всего, необходимо отобрать десяток выставок, представляющий для фирмы интерес, и две – три выставки, участие в которых в дальнейшем будет обязательным и постоянным. Затем надо подготовить саму экспозицию: стенды, плакаты, демонстрационные и раздаточные материалы: буклеты, плакаты, проспекты, прайс – листы, аксессуары, газеты, значки, календарики. И, наконец, необходимо подготовить сотрудников, которые будут непосредственно участвовать в выставке.

  Таким образом, с помощью рекламы  и  ПР  устанавливается своеобразный контакт с уже имеющимися или  потенциальными покупателями, цель которого - создать благоприятное    представление о предоставляемых товарах и услуг и  сформировать имидж компании.

Информация о работе Маркетинговая деятельность предприятия