Маркетинг в сфере образования и медицины

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

Современное образование характеризуется большим выбором и высокой конкуренцией предоставляемых образовательных услуг со стороны как государственных, так и негосударственных образовательных учреждений. Во многих регионах существует достаточно большое количество образовательных учреждений, которые предоставляют возможность получить среднее профессиональное, высшее или дополнительное образование с выдачей государственного диплома по одинаковым специальностям.
Сложившаяся ситуация требует от серьезных маркетинговых исследований рынка образовательных услуг, которые должны привести к совершенствованию управления образовательным процессом, методов поиска и набора абитуриентов, качественному изменению образовательных технологий.

Содержание

Введение 4
1 Теоретическая часть 5
1.1 Маркетинг в сфере образования и медицины 5
1.1.1 Предмет маркетинга в сфере образования и его исследование 5
1.1.2 Методы государственного и негосударственного маркетинга
в сфере образовательных услуг 6
1.1.3 Маркетинг в современной медицине 14
1.2 Понятие и цели деловой карьеры 16
2 Практическая часть 24
2.1 Оценка конкурентоспособности товаров аналогов 24

2.1.1 Расчёт индекса конкурентоспособности по техническим
параметрам 24
2.1.2 Расчёт индекса конкурентоспособности по экономическим
параметрам 25
2.2 Практическая ситуация по менеджменту 26
Заключение 29
Список использованной литературы 31

Работа содержит 1 файл

Маркетинг и Менеджмент.doc

— 184.00 Кб (Скачать)

      В заключение можно сделать следующие  выводы. Методы маркетинга образовательных  услуг - это способы регулирования  рыночной ситуации на этом специфическом рынке. Для его оптимального функционирования следует восстановить государственный сектор ОУ, но с использованием новых методов управления. Регулирование его следует осуществлять с двух сторон - централизованным финансированием и децентрализованным товарным позиционированием.

      Маркетинг образовательных услуг (ОУ) должен осуществляться при доминирующем участии в нем  государства. Сегодня государство  в сфере профессионального образования  выполняет роль законодателя и малого финансиста, что крайне недостаточное условие для выполнения сферой образования своей высокой миссии - обеспечение общества высокообразованными людьми.

      Организационная роль государства должна проявляться, в частности, во взятии на себя государственными учебно-методическими центрами ответственности за организацию изучения рынка труда. Всем работодателям следует вменить в обязанность предоставление этим центрам на регулярной основе заявок на кадры с описанием и обоснованием их характеристик по единым формам бланков.

      Следует усилить государственную ответственность за постоянное совершенствование образовательных стандартов, в полной мере реализующих требования экономики, общества, личности к сфере образования.

      Негосударственный рынок образовательных услуг  должен стать дополняющим сектором рынка. Помимо источника финансирования, во всем остальном негосударственные и государственные образовательные учреждения должны иметь на рынке образовательных услуг более или менее одинаковые условия функционирования.

      В негосударственном секторе рынка ОУ покупательская роль населения и регулирующее значение товарного предложения со стороны самих учебных заведений значительно выше, чем на государственном секторе рынка. Если на государственном образовательном рынке мощным ограничителем емкости рынка выступает "покупательский спрос", то на негосударственном - примерно такой силой обладает "предложение" образовательных услуг (его объемы и цены).

      Благоприятная конъюнктура на микрорынках ОУ (если макрофакторы остаются неизменными  и этому способствуют) зависит, с одной стороны, от умелого оперирования конкретными образовательными учреждениями объемами и структурой рыночного предложения ОУ (включая их рекламную форму), с другой, - от грамотного покупательского поведения самих учащихся.

      В сфере образования могут меняться методы и цели маркетинга, цели образования остаются неизменными - улучшение жизнедеятельности людей, повышение доходности организаций и предприятий, благополучие общества. Чем беднее общество, тем выше должен быть общественный характер сферы образования и в ней маркетинговой работы. 

      1.1.3 Маркетинг в современной  медицине 

        В современной медецине рынок представлен учреждениями государственного здравоохранения. Кроме того, существуют: рынок пациентов; рынок идей; рынок фармакологической продукции; рынок медицинской техники; рынок предметов и услуг в области санитарии и гигиены; рынок услуг в области физической культуры; рынок системы медицинского образования; рынок медицинских услуг и нетрадиционных способов лечения и оздоровления; рынок медицинского страхования и др. Каждый из видов рынка подразделяется на сегменты и виды услуг, которые реализуют менеджеры и продавцы. Сегменты рынка определяются потребителям с учетом медико-географических особенностей, возрастно-половых, климатогеографических, психологических и других условий. 

        Рынок медицинских услуг - это  совокупность медицинских технологий, изделий медицинской техники,  методов организации медицинской  деятельности, фармакологических средств,  врачебного воздействия и профилактики. В плане маркетинга любого медицинского учреждения должны быть предусмотрены следующие вопросы:

      1. Какова ситуация с наличием  услуг (товара) среди определенной  группы населения или на определенной  территории?

      2.  Каков спрос на данный вид услуг (товар)?

      3.  Каковы производственные и транспортные затраты на изготовление и доставку товара (реализацию услуг), то есть себестоимость?

      4.  Какова потребительская стоимость товара (услуг) на местном рынке?

      5. Какова покупательская способность  населения?

      6. Каковы выигрышные, предпочтительные стороны предлагаемой продукции (или услуг) по сравнению с существующими на рынке?

      7. Имеются ли медицинские, маркетинговые,  психологические и рекламные  условия для воздействия на  потребности?

      Для медицинских услуг применяются: монопольные цены  (устанавливаются производителем); номинальные цены с учетом себестоимости и минимальной прибыльности; оптовые цены (для организаций отпускается большое количество товара со значительной скидкой); розничные цены (в магазине) с учетом допустимых наценок и выгоды продающей организации (продавца); рыночные цены (равные розничным) (определяются группой продающих субъектов с учетом общей выгоды); скользящие цены (устанавливаются с учетом различных условий); твердые цены (определяются государством, ассоциациями потребителей, договорами).  

        Одним из  главных правил маркетинговой деятельности является многоканальность сбыта и реализации товара (услуг). Наличие многих групп потребителей разного пола, возраста, социального положения, заинтересованных в данном виде услуг, может поддерживаться на основе постоянного психологического воздействия на потребителя (реклама).  

        Медицинские услуг, как и любой  товар, имеют свои стадии жизненного цикла, знание которых имеет важное значение в маркетинге:

      1.  Стадия введения услуги на рынок;

      2. Стадия роста потребности;

      3. Стадия зрелости и насыщения;

      4. Стадия упадка потребности.

      Существуют 3 типа маркетингового контроля: контроль исполнения годового плана, контроль прибыльности и контроль исполнения стратегических установок. 

        Медицинские учреждения при маркетинге  медицинских услуг должны учитывать:  возможности потребителя (количество, концентрация, платежеспособность, структура  заболеваемости); возможности лечебного учреждения (оснащенность, состояние кадров, лицензирование услуг, фондовооруженность новой техникой, опыт коммерческой деятельности); качество, уровень и доступность медицинских услуг (набор услуг, их количество, дополнительные, желательные и обязательные услуг, возможности совершенствования и обновления услуг, их новизна, практический и медицинский эффект и др.); конкуренцию (количество аналогичных услуг, их качество и эффективность, оснащенность новейшей техникой, профессиональный уровень специалистов и их авторитет в других учреждениях). 

        Стратегия маркетинга (поведение  на медицинском рынке) подразделяется  на стратеги в отношении продукта (услуги) и стратегии в отношении  рынка. Направлениями стратегии  маркетинга для медицинских учреждений могут быть следующие:

      1.  Повышение качества потребительских свойств товара (услуги). 2. Надежность изделия, его гарантированное обслуживание и ремонт.

      3.  Престижность фирмы и закрепление ее в качестве лидера по данной услуге, производству.

      4.  Продажа товара (услуг) с сопутствующими нужными услугами.

      5.  Наличие новизны, повышающей узнаваемость продукта, улучшающей возможность использования и эстетическое восприятие, усиливающей эффективность и др. 

      Одним из видов маркетинговой стратегии в современном здравоохранении должна стать стратегия социально-этического маркетинга, которая предполагает ведение лечебно-профилактической деятельности, продажи товаров и услуг для отдельных специальных групп населения (пенсионеров, ветеранов войны и труда, блокадников, одиноких, малообеспеченных, многодетных, лиц с социально значимыми заболеваниями и др.). В коммерческой деятельности должна обязательно быть предусмотрена программ спонсорства, бесплатности, снижения цен, благотворительности, честности, этической направленности. Благоприятный имидж медицинской организации, ее искренняя благотворительность создают психологическое доверие и, в конечном счете - медицинский и экономический эффект. 

        Успешному осуществлению реформ  в здравоохранении может способствовать внедрение принципов менеджмента и маркетинга, экономических и социально-психологических методов в управлении учреждениями здравоохранения. Важным является замена роли организатора, которая была типичной в условиях централизованного управления, на роль менеджера, управленца. 

1.2 Понятие и цели  деловой карьеры 

      Карьера - это субъективно осознанные собственные поведение и позиция, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека. При этом необходимо соблюдение условия взаимной заинтересованности в развитии карьеры как предприятия, так и самого работника. Кроме того, карьера - мотивация к достижению успеха, знание самого себя, успех и самоотдача, самоконтроль и работоспособность, уверенность в себе и объективность и т. д.

      «Карьера  работника - это процесс успешной самореализации руководителя или специалиста, который сопровождается социальным признанием и является результатом  продвижения по служебной лестнице, что обеспечивает взаимный процесс предприятия и работника при росте материального благополучия последнего.

        Жизнь человека вне работы  имеет значительное влияние на  карьеру, является частью карьеры.  Это продвижение вперед по  однажды выбранному пути деятельности. Например, например получение больших  полномочий, более высокого статуса, престижа, власти, большего количества денег. Понятие карьеры не означает только непременное и постоянное движение вверх организационной иерархии.

      Различают два вида карьеры: профессиональную и внутриорганизационную.

      ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ  КАРЬЕРА характеризуется тем, что конкретный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник может пройти в разных организациях.

      Наряду  с профессиональной карьерой следует  выделять ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННУЮ КАРЬЕРУ. Она охватывает последовательную смену  стадий развития работника в рамках одной организации. Внутриорганизационная карьера реализуется в трех основных направлениях:

      ВЕРТИКАЛЬНОЕ - именно с этим направлением связывают  само понятие карьера, т. к. в этом случае продвижение наиболее зримо. Под вертикальным направлением карьеры  понимается подъем на более высокую ступень структурной иерархии.

      ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ - имеется в виду либо перемещение  в другую функциональную область  деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей  жесткого формального закрепления  в организационной структуре (например, выполнение роли руководителя временной целевой группы, программы и т. п.); к горизонтальной карьере можно отнести также расширение или усложнение задач на прежней ступени (как правило, с адекватным изменением вознаграждения).

      ЦЕНТРОСТРЕМИТЕЛЬНОЕ - данное направление наименее очевидно, хотя во многих случаях является наиболее привлекательным для сотрудников. Под центростремительной карьерой понимается движение к ядру, руководству организации. Например, приглашение работника на недоступные ему ранее встречи, совещания как формального, так и неформального характера, получение сотрудником доступа к неформальным источникам информации, доверительное общение, отдельные важные поручения руководства.

      Главной задачей планирования и реализации карьеры является общение взаимодействия профессиональной и внутриорганизационной карьер. Это взаимодействие предполагает выполнение ряда задач, а именно:

      - достижение взаимосвязи целей  организации и отдельного сотрудника;

      - обеспечение направленности планирования  карьеры на конкретного сотрудника с целью учета его специфичных потребностей и ситуаций;

      - обеспечение открытости процесса  управления карьерой;

      - устранение «карьерных тупиков», в которых практически нет  возможностей для развития сотрудника;

Информация о работе Маркетинг в сфере образования и медицины