Маркетинг в сфере образования и медицины

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

Современное образование характеризуется большим выбором и высокой конкуренцией предоставляемых образовательных услуг со стороны как государственных, так и негосударственных образовательных учреждений. Во многих регионах существует достаточно большое количество образовательных учреждений, которые предоставляют возможность получить среднее профессиональное, высшее или дополнительное образование с выдачей государственного диплома по одинаковым специальностям.
Сложившаяся ситуация требует от серьезных маркетинговых исследований рынка образовательных услуг, которые должны привести к совершенствованию управления образовательным процессом, методов поиска и набора абитуриентов, качественному изменению образовательных технологий.

Содержание

Введение 4
1 Теоретическая часть 5
1.1 Маркетинг в сфере образования и медицины 5
1.1.1 Предмет маркетинга в сфере образования и его исследование 5
1.1.2 Методы государственного и негосударственного маркетинга
в сфере образовательных услуг 6
1.1.3 Маркетинг в современной медицине 14
1.2 Понятие и цели деловой карьеры 16
2 Практическая часть 24
2.1 Оценка конкурентоспособности товаров аналогов 24

2.1.1 Расчёт индекса конкурентоспособности по техническим
параметрам 24
2.1.2 Расчёт индекса конкурентоспособности по экономическим
параметрам 25
2.2 Практическая ситуация по менеджменту 26
Заключение 29
Список использованной литературы 31

Работа содержит 1 файл

Маркетинг и Менеджмент.doc

— 184.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь

Министерство  образования Российской Федерации

Белорусско-Российский университет

Институт  повышения квалификации и переподготовки кадров

 

Кафедра совершенствования профессиональных знаний 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

По дисциплинам  Маркетинг и Менеджмент на темы:

«Маркетинг  в сфере образования  и медицины»,

«Понятие  и цели деловой  карьеры». 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                    Выполнила

                                                                                   студентка гр. БУ-77

                                                                              Сафронова Ю. В.

                                                                          Руководитель

                                                                           Зарукина Г.С. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Могилев 2006 

 

Содержание 

Введение                                                                                                           4

1 Теоретическая  часть                                                                                     5

1.1 Маркетинг в сфере образования и медицины                                         5

1.1.1 Предмет маркетинга в сфере образования и его исследование          5

1.1.2 Методы  государственного и негосударственного маркетинга

 в  сфере образовательных услуг                                                                      6

1.1.3 Маркетинг  в современной медицине                                                   14

1.2 Понятие  и цели деловой карьеры                                                            16

2 Практическая  часть                                                                                      24

2.1 Оценка  конкурентоспособности товаров  аналогов                               24

 

2.1.1 Расчёт  индекса конкурентоспособности  по техническим 

параметрам                                                                                                      24 

2.1.2 Расчёт индекса конкурентоспособности по экономическим

параметрам                                                                                                      25

2.2 Практическая  ситуация по менеджменту                                               26 

Заключение                                                                                                      29 

Список  использованной литературы                                                            31

 

 

      Введение

    Современное образование характеризуется большим выбором и высокой конкуренцией предоставляемых образовательных услуг со стороны как государственных, так и негосударственных образовательных учреждений. Во многих регионах существует достаточно большое количество образовательных учреждений, которые предоставляют возможность получить среднее профессиональное, высшее или дополнительное образование с выдачей государственного диплома по одинаковым специальностям.

    Сложившаяся ситуация требует от серьезных маркетинговых исследований рынка образовательных услуг, которые должны привести к совершенствованию управления образовательным процессом, методов поиска и набора абитуриентов, качественному изменению образовательных технологий.

    Маркетинг как философия участников рыночных отношений не есть философия понятий  или учений. Это не система знаний как таковых, и тем более — не инструмент создания единомыслия субъектов рынка. Это элемент устройства их сознания, соотносимый со стилем жизни на рынке. Для производителей товаров и услуг, в т. ч. образовательных и медецинских, степень приверженности маркетингу как философии рынка воплощается в степени, ступенях перехода от производственно-сбытовой ориентации фирмы к рыночной, маркетинговой ориентации.

    В Республике Беларусь маркетинг в  сфере образования и медицины находится на недостаточно высоком  уровне. Этот вопрос можно решить создав в стране хорошую базу подготовленных и высоко квалифицированных маркетологов и менеджеров.

    Менеджер- это, прежде всего, руководитель, управляющий. Он осуществляет управленческую деятельность и решает управленческие задачи, а  следовательно несет большую ответственность за организацию «качественной» деятельности предприятия. Однако не каждый руководитель может умело повести людей за собой, направить их действия в нужное русло. Зачастую неумение убедить, повлиять на действия подчинённых ведёт к нарушению процесса работы предприятия. В западных фирмах давно поняли, что от хорошего управляющего зависит деятельность организации, отсюда и главный стратегический курс - на высокий уровень образования, квалификации менеджеров. Следовательно, менеджер должен обладать соответствующими качествами управленца и четко знать каким образом и по средствам чего правильно построить свою карьеру.

 

       1 Теоретическая часть

      1.1 Маркетинг в сфере образования и медецины

    1.1.1 Предмет маркетинга в сфере образования и его исследование 

      Маркетинг в сфере образования представляется явлением весьма перспективным и  по-своему уникальным, если рассматривать  его не только как научную и  прикладную, но одновременно и как  учебную дисциплину. Во-первых, это  одна из немногих учебных дисциплин, которую можно изучать на примере деятельности самого образовательного учреждения; во-вторых, она может и должна быть использована для повышения конкурентоспособности и в конечном итоге - для процветания самого образовательного учреждения; в-третьих, и это можно выделить как главное, маркетинг в сфере образования, в отличие от других сфер, позволяет рассчитывать, что он станет не только делом специалистов-маркетологов, но и войдет весомым компонентом в базовую подготовку и образовательно-культурную среду обучающихся поколений в целом.

      Предмет маркетинга в сфере образования - это философия (понимаемая здесь  прежде всего как совокупность общих  принципов рыночных отношений, как  система взглядов), стратегия и  тактика отношений и взаимодействий потребителей (пользователей), посредников и производителей образовательных услуг и продуктов в условиях рынка, свободного выбора приоритетов и действий с обеих сторон обмена ценностями. Это отношения и взаимодействия, ведущие к наиболее эффективному удовлетворению потребностей: личности - в образовании; учебного заведения - в развитии и в благосостоянии его сотрудников; фирм и других организаций-заказчиков - в росте кадрового потенциала; общества - в расширенном воспроизводстве совокупного личностного и интеллектуального потенциала. Эффективное удовлетворение этих потребностей - целевой ориентир маркетинга в образовании, критерий его эффективности в этой сфере.

      Практическое  освоение и применение маркетинга образовательными учреждениями предполагает подготовку организаторских и научно-педагогических кадров сферы образования, способных мыслить и действовать в категориях и на принципах маркетинга, использовать присущие ему инструменты и приемы применительно к особенностям образовательных услуг, процессов и результатов их оказания. Только тогда маркетинг сможет стать не только гарантией развития самого образовательного учреждения на волне спроса, но и средством развития спроса на образование.

      Вместе  с тем маркетинг в конечном счете будет полезен не только производителям образовательных услуг и продуктов, но и их потребителям, пользователям при выборе и реализации образовательной траектории, при заключении и осуществлении контрактов на образовательные услуги.

      Состояние научной разработанности тематики маркетинга образовательных услуг в настоящее время не отвечает практическим потребностям субъектов спроса и предложения этих услуг.

Для того , чтобы исследовать маркетинг  образовательных услуг необходимо решить следующие задачи:

  • сформировать концепцию (философию, комплекс базовых принципов) маркетинга в сфере образования, с учетом отличительных особенностей этой сферы;
  • разработать типологию и механизмы формирования, оценки и оптимизации маркетинговых стратегий образовательных учреждений;
  • создать комплекс инструментов маркетинговых исследований и действий в сфере образования, позволяющих исследовать и сегментировать рынок, формировать адекватное спросу предложение образовательных услуг, ценовую политику, коммуникации и продвижение услуг на рынок;
  • выработать основные направления и меры по организации и управлению маркетинговой деятельностью в образовательных учреждениях, с учетом особенностей трансформационного периода и современной отечественной ситуации, возможностей помощи со стороны федеральных и региональных органов управления, общественных организаций.

    1.1.2 Методы государственного и негосударственного маркетинга в сфере образовательных услуг

 

      Управление  рыночной экономикой предполагает, как  правило, большее или меньшее  участие в нем государства. Такое  участие обычно выражается в принятии мер по достижению и сохранению макроэкономического равновесия, а также в регулировании ситуаций на микрорынках, т.е. рынках отдельных товаров или на узкотерриториальных, локальных рынках, в связи с чем и правомерен научный термин "государственный маркетинг", хотя употребляется он довольно редко. С этим, видимо, и связано сомнение насчет корректности употребления этого понятия; необходимо лишь определить, какими методами следует его осуществлять при том или ином общественном строе. Существовавший в недавнем прошлом советский государственный маркетинг осуществлялся, как известно, централизованно и главным образом административными методами.

      Нынешней  многоукладной экономике необходим децентрализованный государственный маркетинг, потому что государство в этом случае перестает быть единственным субъектом маркетинга, а государственный маркетинг вступает в конкуренцию с его негосударственным сектором.

      Децентрализованный  государственный маркетинг - это  способы управления рынком, воздействие на объективно складывающиеся соотношения спроса и предложения с целью создания определенной конъюнктуры в интересах прежде всего того, кто способен на такое воздействие.

      Как известно, рыночную ситуацию можно  регулировать тремя способами. Первый способ - провоцировать изменения в спросе посредством формирования соответствующего товарного предложения. Это путь внесения в рыночное предложение изменений, чтобы через них влиять в целом на рыночную ситуацию. "Предложение товаров" играет здесь роль средства или орудия воздействия. Происшедшие же изменения спроса воспринимаются как результат употребления такого средства. Второй способ является сценарием обратного порядка. Здесь "спрос" занимает роль средства, а изменения объема и структуры товарного предложения воспринимаются как следствие изменений в темпах и траектории развития спроса, которые удалось предпринять организациям и органам государственного управления. Непосредственного изменения спроса можно добиться, к примеру, посредством изменения размера совокупных денежных доходов населения через выброс в оборот дополнительной денежной массы или, наоборот, существенного ограничения этой массы (метод, когда-то предложенный Дж. Кейнсом). Третий способ - одновременно влиять на предложение и на спрос. Перечисленным методам можно дать соответствующие названия: первый - это "управление товарным предложением", второй - "управление спросом", третий - "интегрированный метод" управления рынком. Наибольшие результаты, как правило, дает интегрированный способ.

      Для регулирования рынка образовательных услуг можно использовать интегрированный метод, как наиболее результативный.

      При централизованном государственном  маркетинге государственные органы управления в единственном числе  владеют всеми тремя указанными способами влияния на рынок. Например, советский торговый маркетинг по потребительским товарам в рамках государственного сектора торговли был именно таким видом маркетинга.

      Децентрализованный  государственный маркетинг, в частности, в сфере образования, - это ситуация, при которой право управления спросом и право управления предложением в определенной мере распределены: управление спросом находится в руках высших эшелонов государственной власти, полномочия же по управлению предложением товаров разделены между высшим и нижним уровнями государственного управления. В результате третий или интегрированный метод управления рынком реализуется в случае координированного действия высших и низших уровней различных государственных структур. Соотношение полномочий последних в сфере образования зависит, например, от вида профессии - чем выше творческий характер специальности, тем меньше должна быть централизация, в частности, содержание программы обучения.

Информация о работе Маркетинг в сфере образования и медицины