Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 04:26, курсовая работа
Актуальность данной проблемы в настоящее время обусловлена тем, что в России маркетинг услуг слабо развит, однако рынок услуг быстро расширяется и развивается, что обуславливает перспективность данной отрасли.. Внедрение в процессы обслуживания все более и более совершенных технологий и модернизированных систем сервиса, способствуют выходу компаний на новые отраслевые и региональные рынки услуг.
Рынок услуг появился раньше, чем рынок производственных товаров.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Государственные услуги: понятие, сущность и характеристики.
Основные характеристики и структура рынка услуг……………………6
Специфика государственных услуг: понятия, сущность и характеристики……………………………………………………………12
Глава 2. Маркетинг государственных услуг: основные характеристики, цели и задачи.
2.1 Сущность, понятие маркетинга услуг…………………………………...17
2.2 Специфика маркетинга в сфере государственных услуг…………….…19
Заключение…………………………………………………………………….…33
Список использованных источников…………………………………………...34
Существует множество систем классификации услуг, ни одна из которых до настоящего времени не стала общепризнанной. Можно выделить некоторые из них2:
1. Классификация по принципу
отношения к товару:
услуги материального характера, т. е.
услуги, имеющие отношение к какому-либо
товару. Они, в свою очередь, разделяются
на услуги, связанные с арендой товаров,
когда товар не принадлежит потребителю,
но последний им пользуется (например,
прокат, гостиницы), и услуги, оказываемые
потребителю в отношении принадлежащего
ему товара (например, ремонт бытовой техники).
нетоварные услуги, т. е. услуги, непосредственно не связанные с каким-либо товаром (например, репетиторство, юридические услуги и т. д.).
2. Классификация по критерию
источника покрытия затрат на
оказание услуг (наибольшее
рыночные услуги, т. е. услуги, которые
являются объектом купли-продажи и издержки
оказания которых целиком или в значительной
мере покрываются за счет выручки от реализации
этих услуг.
3. Классификация по типу
лиц, которым оказываются
Критерием и признаком
структуризации рынков может выступать
представленный на рынке товар, объект
купли-продажи. При этом каждый отдельный
рынок может совмещать в себе
различные виды рынков. Так, рынок
потребительских товаров и
Развитый рынок, как известно,
предполагает не только наличие рынка
товаров, но и рынка разнообразных
услуг. При этом рынок услуг рассматривается
как сфера обмена услугами, которые
являются результатом труда предприятий
непроизводственной сферы. Рынок услуг
в различных отраслях данной сферы
развит неодинаково. В системе социально-бытового
обслуживания, общественного питания,
торговле, в рекреационной сфере
(в том числе в туризме) рыночные
отношения получили наибольшее развитие
и формируют эффективный
Рынок услуг существует в единстве с товарным рынком и является одной из его разновидностей, развивающейся в рамках общих законов рыночной экономики подчиняющейся этим законам. Вместе с тем он имеет ряд специфических черт. К основным особенностям рынка услуг можно отнести:
1. Высокую динамичность рыночных процессов.
2. Локальный характер.
3. Высокую скорость оборота капитала.
4. Специфику организации производства услуг.
5. Высокую степень дифференциации услуг.
6. Специфика процесса оказания услуги.
Поскольку покупатель является частью процесса, традиционные методы контроля качества неприменимы.
1.2 Специфика государственных услуг: понятия, сущность и характеристики
Государственная услуга – это практически любые действия органа власти, которые он обязан выполнить в отношении гражданина или организации, все, на что получатель имеет право при наличии соответствующих условий, что он вправе потребовать от государства по закону4. Например, к государственным услугам относится: выдача паспорта, пособия, регистрация в качестве безработного, регистрация недвижимости, регистрация СМИ, регистрация брака, предоставление субсидий, выписок, справок, информирование, консультирование, рассмотрение обращений, дача разъяснений и так далее.
В правовой литературе не существует четкого определения понятия «услуга». Как правило, определение услуги дается в противопоставлении услуги товару. Товары обладают качествами осязаемости, возможности отложенного использования после хранения и не требуют взаимодействия между продавцами и потребителями для своего потребления. Услуги, в отличие от этого, неосязаемы и могут использоваться только в прямом взаимодействии между продавцом и потребителем.
Можно выделить два подхода к определению государственной услуги.
Первый подход к определению «государственная услуга» - прорыночный. В рамках «прорыночного» понимания государственной услуги, услуга – это товар, который предоставляется органами власти гражданам и организациям, поскольку государство обладает сравнительными преимуществами в предоставлении услуг отдельных видов.
Так, именно государству эффективнее предоставлять услуги по национальной обороне, обеспечению безопасности дорожного движения и т.д., на добровольной основе. Основной вопрос рыночного подхода к государственным услугам: какой институт является надлежащим поставщиком данной услуги: государство или рынок. Согласно этому подходу, издержки и стимулы производства разных видов благ распределяются таким образом, что некоторые из них могут предоставляться только государством, а некоторые наиболее эффективно будут производиться в частном секторе.
Второй подход к определению «государственная услуга» - управленческий. В рамках управленческого подхода, который основывается на концепции административного регламента, под государственной услугой понимаются все формы взаимодействия государства и внешнего окружения (население, бизнес) – как добровольные, так и принудительные5.
Услуга возникает там, где есть взаимодействие органа власти с внешним клиентом. Таким образом, услуга определяется как взаимодействие гражданина (или юридического лица) с органами государственной власти. С точки зрения управленческого подхода, «государственная услуга» приобретает вполне осязаемые черты. Это уже вполне конкретные взаимодействия между органами исполнительной власти и заявителями.
Поскольку государство во многом является таким же субъектом оказания услуг, как и фирма, почему бы не использовать представления об услуге и не определить государственную услугу как, например, деятельность государства по удовлетворению потребностей граждан (организаций). Именно так и формируются подходы к определению государственных услуг в современной юридической литературе.
Государственную услугу с помощью следующих
1. Они обеспечивают деятельность общезначимой направленности.
2. Имеют неограниченный круг
3. Основываются как на публичной,
При этом весь процесс оказания
государственных услуг может быть разделен
на несколько составных частей. К первой
составной части относятся условия
В настоящее время
В Федеральном законе от 27 июля
2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления
государственных и
Понятие «государственная услуга»
определено в п. 1 статьи 2 Федерального
закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации
предоставления государственных и
муниципальных услуг» как деятельность
по реализации функций соответственно
федерального органа исполнительной власти,
государственного внебюджетного фонда,
исполнительного органа государственной
власти субъекта РФ, а также органа
местного самоуправления при осуществлении
отдельных государственных
Глава 2. Маркетинг государственных услуг: основные характеристики, цели и задачи
2.1 Сущность, понятие маркетинга услуг
Маркетинг услуг - это действия, благодаря которым ваши услуги доходят до клиентов. Главная цель маркетинга услуг – помочь клиенту по достоинству оценить организацию и ее услуги, сделать выбор.
Специфика маркетинга услуг определяется особенностями рынка услуг и характерными чертами самих услуг. Здесь важно четкое определение своих позиций на целевом рынке для проведения эффективной политики продвижения услуг и формирования благоприятных условий для продаж.
Так что же является услугой? Услуга – любая деятельность, которую одна сторона может предложить другой, неосязаемое действие, не приводящее к владению чем-либо. Ее представление может быть связано с материальным продуктом.
Выделяют следующую классификацию услуг :
1.Предоставляемые на основе
использования оборудования
2.Требующие присутствия
3.Удовлетворяющие личные
4.Услуги частных или
Услуги обладают характеристиками, влияющими на разработку маркетинговых программ:
- неосязаемость
- неотделимость
- непостоянство
- невозможность хранения
Для дифференциации предложения продавцы услуг могут улучшить качество предоставления услуг, повышая численность персонала, предлагая покупателям привлекательное материальное окружение или разработать необычный способ предоставления услуги.
В сфере услуг требуется внешний и внутренний маркетинг6. Внешний маркетинг определяет работу компании по подготовке и определению цены, распределению и предложению услуги потребителю. Внутренний маркетинг обеспечивает работу по обучению и мотивации работников компании, нацеливанию на повышение качества и обслуживания клиентов (маркетинг взаимодействия). Наиболее весомый вклад отдела маркетинга в успех компании- приобщение каждого работника к маркетинговой деятельности.
Современный маркетинг
направлен на установление, поддержание
и развитие процесса обмена
с целевыми группами
1. Разработку маркетинговой среды предприятия услуг и анализ его рыночных возможностей;
2. Анализ спроса на услуги, прогноз его изменений и разработку целевого рынка (рынков);
3. Разработку комплекса маркетинга, интегрирующего совокупность направлений и методов маркетингового воздействия;
4. Реализацию мероприятий, формирующих комплекс маркетинга;
Основой анализа рыночных возможностей предприятия является исследование его маркетинговой среды. Маркетинговая среда рассматривается как совокупность элементов, формирующих и обусловливающих возможности предприятия по овладению конкретным потребительским рынком.
Маркетинговая среда предприятия услуг имеет сложную структуру и подвержена процессу дифференциации. В качестве критерии дифференциации выступает степень управляемости факторов внешней среды со стороны руководства предприятия.