Макросреда предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 23:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы выявить влияние макросреды на деятельность предприятия.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1) определить понятие и основные элементы маркетинговой среды предприятия;
2) охарактеризовать и обосновать факторы внешней среды и их влияние на работу предприятия;

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы маркетинговой среды.
1.1 Сущность маркетинговой среды.
1.2 Внешние и внутренние факторы маркетинговой структуры.
Глава 2. Анализ влияния внешней среды на результаты деятельности
ГНУ «Дагестанская селекционная опытная станция плодовых культур».
2.1 Характеристика предприятия как объекта исследования.
2.2 Влияние факторов макросреды на деятельность предприятия.
Заключение
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

маркетинг курсвовая.docx

— 222.04 Кб (Скачать)

Серьезные опасения возникают  в связи с истощением таких  не возобновляемых ресурсов, как нефть, каменный уголь и другие полезные ископаемые. Трудно добывать платину, золото, цинк, медь и свинец. Дефицитными  стали серебро, олово и уран. Даже при наличии сырья деятельность фирм, использующих дефицитные полезные ископаемые, может осложниться и  потребовать больших расходов.

Вздорожание энергии. Экономика  развитых стран мира во многом зависит  от поставок нефти, и до тех пор, пока не будут найдены экономически выгодные заменители этого энергоносителя, нефть  будет играть доминирующую роль в  мировой политике и экономике. Не всегда возможно заменить нефть газом, кроме того, и запасы газа тоже ограничены. Ведутся исследования по расширению практического использования солнечной, ядерной, ветровой и прочих видов энергии. Ядерная энергия довольно опасна. В области использования энергии солнца предлагается пока маломощное оборудование.2

Загрязнение среды. Промышленная деятельность почти всегда наносит  вред состоянию природной среды. Существуют проблемы опасного уровня содержания химических загрязнителей  в почве и продуктах питания, проблемы радиоактивного заражения, загрязнения  упаковочными материалами, не поддающимися биохимическому разложению. Создается  емкий рынок средств по борьбе с загрязнением, что открывает  перед чутко реагирующими на обстановку фирмами хорошую маркетинговую  возможность.

Вмешательство государства  в процесс рационального использования  и воспроизводства природных  ресурсов. Руководство службы маркетинга должно держать в поле зрения все  эти проблемы, чтобы иметь возможность  получать необходимые для деятельности фирмы природные ресурсы, не нанося при этом вреда окружающей среде. В этом смысле предпринимательская  деятельность находится под сильным  контролем как со стороны государственных органов, так и со стороны влиятельных групп общественности. Бизнес должен помогать искать решения проблем снабжения материальными ресурсами и энергией.

Научно-техническая  среда. Наиболее драматичной силой, определяющей людские судьбы, оказалась техническая и прикладная наука. Научно-технический комплекс одарил мир такими чудесами, как пенициллин, операции на открытом сердце, противозачаточные пилюли, компьютеры. Он же породил и такие ужасы, как водородная бомба и нервнопаралитический газ. Тем не менее, развитие науки и техники является главным фактором экономического роста уже четвертое столетие.

Любая новая техника появляется на месте старой, от которой ее отличает возможность сокращения затрат человеческого труда для удовлетворения нужд. Современные технологии, кроме того, обеспечивают и снижение затрат материалов и энергии, а также капитала. Любое научно-техническое новшество чревато крупными долговременными последствиями, которые не всегда удается предвидеть. Руководство предприятия должно внимательно следить за ведущими тенденциями в рамках научно-технического комплекса, особенно в периоды смен доминирующих технологических укладов.

Ускорение научно-технического прогресса. В 70—80-х годах в общественном производстве развитых стран стал доминировать пятый технологический уклад  и начал распространяться шестой технологический уклад. Ведущие  элементы пятого уклада — это комплексы  технологических и энергетических автоматов под управлением компьютеров. Технологии шестого уклада реализуются  комплексами автоматических машин-роботов  с искусственным интеллектом. Девяносто  процентов всех когда-либо живших на Земле ученых — наши современники. Техника пятого технологического уклада еще с 20-х годов, а шестого уклада с 70-х стала постепенно брать на себя создание новых товаров. Новые  персональные компьютеры и другие товары все быстрее создаются с помощью  роботизированных систем, основанных на использовании компьютеров. Научно-техническая  мысль и современная техника  питают сами себя, что создает безграничные возможности.

Рост ассигнований на НИОКР. В развитых странах на НИОКР затрачивается  все больше средств, их доля в валовом  внутреннем продукте (ВВП) постоянно  растет. В наиболее передовых странах  она составляет в настоящее время  не менее 2—2,5% ВВП. Фирмы, действующие  в наукоемких отраслях хозяйства, тратят на исследования и разработки в среднем  до 15—25% выручки от реализации товаров  и услуг, а иногда и много больше, тогда как 15—20 лет назад затраты  не превышали 5—10%.

Повышение внимания к внедрению  небольших усовершенствований в  уже существующие товары. Вместо того чтобы рисковать, предлагая крупные  новшества, многие фирмы довольствуются незначительными усовершенствованиями уже существующих товаров. Они копируют товары конкурентов и незначительно усовершенствуют их характеристики и оформление. Это допустимо на начальных этапах деятельности. Опыт показывает, что фирмы, использующие чужие достижения, постепенно утрачивают позиции в конкурентной борьбе.

Ужесточение государственного контроля доброкачественности и  безопасности товаров. Общественности нужно знать, что предлагаемые новинки  безопасны. Государственные учреждения изучают товары и запрещают те из них, которые могут оказаться  опасными. Ведется государственный  контроль качества пищевых продуктов, медикаментов, становятся строже требования к безопасности товаров в автомобильной  промышленности, в производстве одежды, электробытовых приборов, в строительстве.

Политическая  среда. На маркетинговых решениях, сильно сказываются события в политической среде. Эта среда слагается из законов, нормативных документов государственных учреждений, требований групп общественности, которые оказывают влияние на различные организации, на отдельных лиц и ограничивают свободу их действий.

Законодательство по регулированию  предпринимательской деятельности. В стране быстро растет число законодательных  актов, регулирующих предпринимательскую  деятельность. Их основой являются Конституция и Гражданский кодекс России. Государственное регулирование  необходимо для защиты потребителей от недобросовестной деловой практики. Некоторые фирмы, оставшись без  присмотра, могут начать строить  «финансовые пирамиды», выпускать  фальсифицированные товары. С недобросовестной практикой по отношению к потребителям борются, используя соответствующие  законы, различные государственные  учреждения. Многие предприниматели  приходят в ярость при появлении  любого нового закона, защищающего  права потребителей, и тем не менее среди них есть и те, кто приветствует эти законы.3

Руководитель маркетинга должен хорошо знать не только федеральные  законы, охраняющие добросовестность конкуренции, интересы потребителей и  высшие интересы общества, но также  и местные законы, под действие которых подпадает его маркетинговая  деятельность в том или ином регионе.

Культурная среда. Люди живут  в конкретном обществе, которое формирует  их основные взгляды, ценности и нормы  поведения. Почти не осознавая того, человек воспринимает мировоззрение, которое определяет его отношение  к самому себе и взаимоотношения  с другими. На принятии маркетинговых  решений могут сказаться следующие  особенности культурного уклада.

Стойкая приверженность основным культурным ценностям. В рамках конкретного  общества люди придерживаются множества  взглядов и ценностей. Для основных взглядов и ценностей характерна высокая степень устойчивости. Например, большинство европейцев верят в  необходимость работать, вступать в  брак, быть честным. Эти верования  формируют более специфические  отношения и более специфическое  поведение и влияют на их конкретные проявления в повседневной жизни. Традиционные взгляды и ценности передаются от родителей к детям и подкрепляются  деятельностью основных институтов общества — законами, государственной  властью, церковью. Второстепенные верования  и ценности подвержены изменчивости в большей степени. Вера в низкое качество большинства отечественных  товаров широкого потребления первична, а вот уверенность в необходимости  поддержки отечественного товаропроизводителя  вторична. Сторонники поддержки скорее смогут добиться успеха, если будут  призывать покупать фирменные товары иностранных компаний, которые производят на российских предприятиях, а не товары, экспортируемые из-за рубежа. Субкультуры  в рамках единой культуры. В любом  обществе существуют субкультуры —  группы людей с общими системами  ценностей, возникших в результате общности их жизненного опыта или  обстоятельств. Например, верующие одной  религиозной конфессии или жители изолированного региона отличаются от других групп сходным поведением. Можно выбрать ту или иную субкультуру  в качестве целевого рынка, основываясь на нуждах и характеристиках покупательского поведения.

Изменения вторичных культурных ценностей. Несмотря на значительную стабильность первичных ценностей, в культурной среде все же происходят изменения. Например, «Битлз», «Роллинг Стоунз» и прочие эстрадные звезды оказали влияние на прически, стиль одежды и манеру поведения молодежи в странах Европы. Фирмы и предприниматели кровно заинтересованы в предсказании культурных сдвигов для своевременного выявления новых маркетинговых возможностей. Люди стремятся сполна насладиться жизнью. Они ищут товары и услуги, которые несут с собой развлечения и удовольствия. Религиозные институты начинают перерабатывать постулаты религии таким образом, чтобы они могли составить конкуренцию светским соблазнам современного общества.

Для оценки экономической  компоненты макроокружения организации  необходимо рассмотреть основные показатели, характеризующие экономическое  положение ГНУ «Дагестанская селекционная опытная станция плодовых культур».

                                                  

                                                                                                Таблица 3

     Основные  экономические показатели финансово-хозяйственной

деятельности  ГНУ «ДСОСПК»

 

Показатели

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2010г. в %  к  2008 г.

Выручка

3665

3837

2791

76.1

Продано  продукции  в расчете на:

-  одного  среднегодового  работника,  руб.

- 100 га с/х угодий, руб.

- 100 руб. основных  средств, руб.

 

56,4

 

59.0

 

93.0

 

164.9

1909

1998.4

1453.6

76.1

19,8

20.0

14.4

72.7

Дебиторская задолженность  на конец года, тыс. руб.

1135

217

346

30.5

Кредиторская  задолженность на конец года, тыс. руб.

952

1245

1611

169.2

Себестоимость проданной  продукции, тыс. руб.

3360

3226

2220

66.1

Прибыль от продаж, тыс. руб.

305

611

571

187.2

Чистая прибыль, тыс. руб.

172

574

540

313.9

Уровень рентабельности, %

9,1

18.9

25.7

282.4


 

Как показывают данные таблицы  3, выручка от реализации продукции в 2010 году  по отношению к 2008 году снизилась на 23,9%. Также соответственно и снизилось производство продукции на 100 га. Сельхозугодий и на 100 руб. основных средств, что составило 23,9 % и 27,3 % по годам исследования. Увеличение проданной продукции на одного среднегодового работника на 64.9 % обусловлено сокращением численности работников, и это не является положительным моментом.

Финансовый результат  по основной деятельности в 2010 году составил – 571 тыс. руб. прибыли, что на 266 тыс. руб. больше, чем в 2008 году. На увеличение прибыли повлияло снижение себестоимости  продукции.  В последние годы хозяйство  получает низкий урожай плодов, это  объясняется тем, что в хозяйстве  проведена полная реконструкция  садов, все старые сады были раскорчеваны и заменены на новые молодые сады..

Благодаря уменьшению в 2010 году темпа роста полной себестоимости  реализованной продукции над  темпом роста выручки от ее реализации, прибыль от продаж составила 87.7 % от уровня 2008 года, что в результате повлияло на увеличение уровня рентабельности в 2 раза по отношению к 2007 году.

Положительным явлением следует  считать снижение дебиторской задолженности, которая по сравнению с 2008 г. снизилась  на 69.5 %.

Изучив экономические показатели за 2008-2010 г., которые характеризуют экономическую компоненту макроокружения ГНУ «Дагестанская селекционная опытная станция плодовых культур», можно сделать вывод, что на данном этапе времени существующие тенденции оказывают благоприятное влияние на организацию в целом.

Политическую компоненту макроокружения организации на данный этап времени  в целом по стране можно охарактеризовать как стабильную. Это результат  прихода к власти на президентских  выборах В. В. Путина, в лице которого как большинство россиян, так  и мировая общественность видят  своего рода гаранта политической стабильности  в РФ. В.В. Путин проводит  не только грамотную внешнюю  политику, но и внутреннюю, которая оказывает  положительное воздействие на ГНУ «Дагестанская селекционная опытная станция плодовых культур»  

 Правда, этому предшествовала  длинная череда частых смен  Правительств в стране, что не могло не отразиться отрицательным образом на проводимую ими экономическую политику, в частности на возникающие кризисы в финансовой сфере, вызывающие за собой ухудшение состояния экономики в целом. Поэтому стабилизация ситуации в политической сфере привела к общему улучшению ситуации и в других сферах, в том числе и экономической, а, следовательно, появились возможности для более эффективного использования своего потенциала всеми субъектами хозяйствования. 

Информация о работе Макросреда предприятия