Конкурентоспособность товаров в маркетинге

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 13:11, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является оценка конкурентоспособности продукции ОАО «Галантэя» и разработка рекомендаций по ее повышению.
Для достижения поставленной цели в работе ставяться следующие задачи:
- рассмотреть основные теоретические аспекты, связанные с понятиями конкуренции, конкурентоспособности продукции;
- определить методы оценки уровня конкурентоспособности продукции;
- на основе полученных фактических данных проанализировать и оценить уровень конкурентоспособности продукции, производимой ОАО «Галантэя»;
- предложить наиболее подходящие для данного предприятия пути повышения конкурентоспособности продукции.: 35 страниц, 2 рисунка, 7 таблиц, 19 литературных источников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ (ИЛИ УСЛУГ) 6
2. ПОКАЗАТЕЛИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ (ИЛИ УСЛУГ) 10
3. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ (ИЛИ УСЛУГ) 15
4. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ (ИЛИ УСЛУГ) ПРЕДПРИЯТИЯ 20
4.1. Анализ производственно-экономической и финансовой деятельности ОАО «Галантэя» 20
4.2. Сравнительный анализ конкурентоспособности продукции ОАО «Галантэя» 23
4.3. Рекомендации по повышению конкурентоспособности продукции 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Работа содержит 1 файл

галантея.doc

— 319.50 Кб (Скачать)


Реферат

 

Объем работы: 35 страниц, 2 рисунка, 7 таблиц,  19 литературных источников.

Тема: Конкурентоспособность товаров (или услуг) в маркетинге (на материалах ОАО «Галантэя»).

Объект  курсовой  работы: ОАО «Галантэя»

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность продукции, управление конкурентоспособностью, качество продукции.

Цель курсовой работы: разработка путей обеспечения и повышения конкурентоспособности товаров ОАО «Галантэя».

В работе рассмотрены  понятие, показатели, факторы, методы определяющие конкурентоспособность товаров (или услуг).

В процессе работы проведена оценка конкурентоспособности товаров ОАО «Галантэя»  и предложены пути повышения конкурентоспособности товаров.

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Перемены, начавшиеся в  республике в 90-е годы, выдвинули  на первый план ряд новых экономических  форм и понятий, определяющих условия хозяйствования (от уровня предприятий до народного хозяйства в целом), взамен ранее применявшихся форм административного воздействия. Среди них особое место занимают конкуренция как способ достижения цели эффективного развития и конкурентоспособность как индикатор и рычаг управления эффективностью.  

В условиях высокой насыщенности товарных рынков, превышения на них  предложения над спросом, каждый товар (и стоящие за ним товаропроизводитель  и продавец) вынужден вести жестокую борьбу за предпочтения  потребителя. Множество товаров одновременно предлагают одинаковые или различные способы удовлетворения одной и той же потребности покупателей на равных или незначительно отличающихся ценовых условиях. В этой ситуации предпочтения потребителя отдается товару, который в маркетинге определяется как конкурентоспособный.

Конкурентоспособность по отношению к товару или услуге означает их способность выдержать конкуренцию, т.е. быть выгодно реализованными наряду или вместо других конкурирующих аналогичных товаров и услуг.

Конечная цель всякого предприятия — победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий предприятия. Достигается она или нет — зависит от конкурентоспособности товаров и услуг предприятия, т. е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами — продукцией и услугами других предприятий.

Конкурентоспособность – это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, экономическим, техническим, эстетическим, эргономическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (сроки поставки, цена, каналы сбыта, сервис, реклама).

Конкурентоспособность зависит от многих факторов, в число которых входят цена, условия платежа, срок поставки, организация и расходы на рекламу, размер налогов и таможенного обложения, насыщенность рынка аналогичными товарами, платежеспособность населения, наличие на рынке запасных частей и т.д. Однако основными факторами, определяющими конкурентоспособность продукции, являются качество товара и его цена, причем в последнее время ценовая конкуренция товаров все чаще заменяется конкуренцией их качества, что объясняется действием закона возвышения потребностей.

В условиях процесса глобализации и обострения конкуренции, агрессивной  политики зарубежных товаропроизводителей на внутреннем рынке Республики Беларусь, а также в связи с задачей  развития экспорта продукции проблема повышения конкурентоспособности продукции белорусских предприятий актуальна. Ее решение позволит повысить эффективность предприятий, экономики страны и в конечном счете благосостояние населения Беларуси.

Актуальность данной проблемы для  экономики Республики Беларусь стала определяющим фактором при выборе темы курсовой работы.

Предметом исследования курсовой работы является конкурентоспособность продукции предприятия. Объект исследования – производственно-хозяйственная деятельность ОАО «Галантэя».

Целью написания курсовой работы является оценка конкурентоспособности продукции ОАО «Галантэя» и разработка рекомендаций по ее повышению.

Для достижения поставленной цели в  работе ставяться следующие задачи:

- рассмотреть основные теоретические  аспекты, связанные с понятиями  конкуренции, конкурентоспособности продукции;

- определить методы оценки уровня  конкурентоспособности продукции;

- на основе полученных фактических  данных проанализировать и оценить  уровень конкурентоспособности  продукции, производимой ОАО «Галантэя»;

- предложить наиболее подходящие для данного предприятия пути повышения конкурентоспособности продукции.

При выполнении курсовой работы предполагается воспользоваться и изучить как специальную литературу отечественной и зарубежной печати, так и необходимую статистическую документацию анализируемого преприятия.

 

 

 

1. Понятие и сущность конкурентоспособности товаров (или услуг)

 

В настоящее время, ввиду  сложившейся рыночной экономики, одними из важнейших факторов, определяющих качество функционирования того или  иного предприятия, являются: “сила” конкуренции, наличие конкурентных преимуществ предприятия и товара перед другими субъектами хозяйствования и степень их конкурентоспособности.

Конкуренцию можно определить как  “соперничество”. Это значит, что предприятия-производители соревнуются друг с другом по поводу вывода на рынок своей продукции и занятия наилучшей рыночной ниши. “Соперничество” предприятий, в определенном смысле, помогает потребителю, так как производители стремятся постоянно дифференцировать свой товар, что приводит к созданию достаточно высокого предложения в выборе продукции потребителем.  Вместе с широким ассортиментом товара растет и качество продукции, а некоторые потребители могут даже занижать цены, делать скидки, тем самым, привлекая массового покупателя (ценовая политика) [6, с. 229].

Конкуренция характеризуется:

а) наличием нескольких соперников;

б) одной и той же сферой деятельности;

в) совпадающей целью [4, с. 16].

Существуют и другие определения  конкуренции.

Конкуренция — (лат. concurrentia — столкновение) состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм стихийного регулирования пропорций общественного производства [8, с. 144].

Конкуренция – это борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке, за «кошелек» потребителя. Конкуренция является «невидимой рукой», которая регулирует все общественное хозяйство. Конкуренция служат одним из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов [4, с. 17].

Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она  стимулирует деятельность самостоятельных единиц. В то же время конкуренция обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий. Без административного вмешательства государственных структур конкуренция превращается в разрушительную силу для экономики. Для “обуздания” конкуренции и удержания ее на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах определяет "правила игры" соперников (законы). В них фиксируются права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников конкуренции.

Конкурентоспособность – комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих успех этого товара и его производителя на рынке.

Также конкурентоспособность можно определить, как способность товара удовлетворять потребности лучше, чем товары-конкуренты и по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение [12, с. 108].

Успех конкретного товара на рынке означает предпочтение покупателя, отданное предприятию-производителю  этого товара в условиях широкого предложения товаров-аналогов конкурентами (другими производителями). В условиях рынка каждый покупатель всегда приобретает тот товар, который в большей мере удовлетворяет его потребности. Совокупность покупателей, отдавших предпочтение товару конкретного производителя, является объективной оценкой (характеристикой) удовлетворения общественной потребности этим товаром по сравнению с другими производителями. Таким образом, конкурентоспособность товара (услуг) характеризует и конкурентоспособность предприятия производителя.

Конкурентоспособность конкретного товара определяется сравнительной  оценкой его характеристик по отношению к товарам конкурентов. Следует иметь в виду, что технически сложные товары требуют больших затрат в процессе эксплуатации и их учет необходим при определении предпочтений потребителей. Поэтому общее представление о ценности товара как функции его качества и цены требует в этом случае уточнения в части его стоимости, которая должна учитывать как цену покупки, так и эксплуатационные расходы. Такое уточнение приводит к понятию минимальной цены потребления товара за его срок службы у потребителя. Эта стоимость во многих случаях становится важным показателем конкурентоспособности товара.

Конкурентоспособность предприятия, в конечном счете, характеризуется конкурентоспособностью конкретного товара на конкретном рынке. Однако существует, по крайней мере, два принципиальных отличия определения конкурентоспособности товара от конкурентоспособности производителя, которые следует учитывать при оценке последнего.

Во-первых, конкурентоспособность  предприятия, отражающая отличия конкретного предприятия от других производителей, применима к достаточно длительному промежутку времени, в то время  как конкурентоспособность товара определяется в любой малый временной интервал. Отсюда следует, что жизненный цикл предприятия значительно больше и сложнее, чем жизненный цикл товара.

Во-вторых, оценку деятельности производителя дает не только потребитель, но и сам производитель. При этом он решает, выгодно ли ему в масштабах и условиях конкретной экономической ситуации заниматься производством и реализацией тех или иных товаров [11, с. 89].

Конкурентоспособность производителя конкретного товара (услуги) объективно может быть оценена относительным объемом его продаж на целевом рынке (рынках). Эта оценка характеризует реальное положение предприятия-производителя на рынке по сравнению с другими производителями. Достижение конкретной рыночной позиции непосредственно связано с экономическими результатами деятельности оцениваемого предприятия. Эти результаты определяют его конкурентные преимущества и характеризуют его успех (неуспех) в конкретном бизнесе. Обеспечение конкурентоспособности, в свою очередь, определяется постоянным совершенствованием производственно-сбытовой деятельности предприятия, в том числе обеспечением конкурентных издержек производственно-сбытовой деятельности, поддержанием необходимого научно-технического уровня продукции и ее производства.

Конкурентоспособность предприятия включает комплекс экономических характеристик, определяющих его положение на отраслевом рынке (национальном или мировом).

Конкурентоспособность предприятия (его конкурентные возможности) в основном характеризуется двумя группами показателей:

1) характеристики товара, формируемые производством (в  том числе потребительские характеристики, качество, техническое обслуживание, дизайн и другие характеристики), определяющие конкурентоспособность товара;

2) экономические и  технические характеристики (показатели) условий создания, производства и сбыта товаров (цена, издержки производства, производительность труда, технический уровень производства, ресурсоемкость и так далее), характеризующие ценовую конкурентоспособность товара и конкурентоспособность предприятия-производителя в целом [19, с. 260].

Кроме того, на конкурентоспособность  товара и предприятия также оказывают  влияние политико-экономическая  ситуация в данном регионе (уровень  конкуренции в отрасли, изменение  соотношения спроса и предложения, финансовые и другие макроэкономические условия), и актуальность (своевременность) появления данного товара на конкретном рынке.

Для повышения конкурентоспособности товара предприятию рекомендуется следующие мероприятия:

1) Обеспечить приоритетность на рынке за счет технико-экономических и качественных показателей продукции;

2) Учитывать требования  покупателей к изменению качества  и характеристик продукции;

3) Выявлять и использовать  потенциальные качества продукции для повышения конкурентоспособности по сравнению с аналогами;

4) Анализировать преимущества  и недостатки товаров-аналогов  конкурентов и использовать эти  результаты для поддержания конкурентоспособности  выпускаемой продукции;

5) Изучать и анализировать  мероприятия конкурентов по повышению конкурентоспособности и разрабатывать меры, дающих преимущества предприятию;

6) Расширять модификации  продукции за счет улучшения  их характеристик (дизайн, надежность, функциональная полнота, экономичность в эксплуатации и так далее);

7) Выявлять ценовые  преимущества конкурентов и реагирование  на это (виды скидок, сроки и  объем гарантии, сервис) [13, с. 129].

Эти мероприятия учитываются  при разработке стратегии предприятия, его технической, ассортиментной и  сбытовой политики.

 

 

2. Показатели конкурентоспособности товаров (или услуг)

Информация о работе Конкурентоспособность товаров в маркетинге