Конкурентоспособность торгового предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 16:00, курсовая работа

Описание работы

Цель дипломной работы – изучение теоретических и методологических положений сущности конкурентоспособности розничного торгового предприятия, разработка методики комплексной ее оценки, определение основных направлений дальнейшего развития предприятия.

В соответствии с поставленной целью в работе решался комплекс следующих взаимосвязанных задач:
изучить и систематизировать теоретические положения, характеризующие сущность, специфику конкурентоспособности розничных торговых предприятий на потребительском рынке; раскрыть содержание понятия «конкурентоспособность розничного торгового предприятия»;
обосновать и определить систему факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность розничного торгового предприятия, обобщить существующие методические подходы к оценке степени их воздействия;
провести оценку конкурентоспособности розничного торгового предприятия ООО «Мебельный Мир»;
определить основные направления повышения конкурентоспособности розничного торгового предприятия.

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 112.58 Кб (Скачать)

     Введение 

     Проблема  конкурентоспособности носит универсальный, всемирный характер. Ныне она затрагивает  практически все страны мира, всех товаропроизводителей.

     В рыночных условиях особое значение приобретает  управление конкурентоспособностью предприятия. Проблемы достижения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов не могут быть оптимально решены без учета особенностей развития конкретной отрасли народного хозяйства. В розничной торговле потребительскими товарами за последние годы усилилась конкуренция, что вызвано, как внутренними факторами развития торговли, так и активностью проникновения на российский рынок зарубежных компаний.

     В этих условиях успех хозяйствующего субъекта напрямую зависит от достижения конкурентоспособности и реализации конкурентных подходов, обеспечивающих его устойчивое рыночное положение.

     Решение проблемы повышения конкурентоспособности  розничных торговых предприятий  предполагает выработку мер по достижению и поддержанию конкурентных преимуществ  на рынке потребительских товаров.

     В последние годы, как в теории, так и на практике все больше уделяется  внимания необходимости комплексного решения проблемы развития конкуренции и повышения конкурентоспособности торговых предприятий.

     Цель  дипломной работы – изучение теоретических  и методологических положений сущности конкурентоспособности розничного торгового предприятия, разработка методики комплексной ее оценки, определение  основных направлений дальнейшего  развития предприятия.

     В соответствии с поставленной целью  в работе решался комплекс следующих  взаимосвязанных задач:

  1. изучить и систематизировать теоретические положения, характеризующие сущность, специфику конкурентоспособности розничных торговых предприятий на потребительском рынке; раскрыть содержание понятия «конкурентоспособность розничного торгового предприятия»;
  2. обосновать и определить систему факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность розничного торгового предприятия, обобщить существующие методические подходы к оценке степени их воздействия;
  3. провести оценку конкурентоспособности розничного торгового предприятия ООО «Мебельный Мир»;
  4. определить основные направления повышения конкурентоспособности розничного торгового предприятия.

     Предметом исследования является конкурентоспособность  розничного торгового предприятия  ООО «Мебельный Мир».

     Объектом  исследования определена деятельность ООО «Мебельный Мир».

     Теоретической и методологической основой работы послужили теоретические положения  работ отечественных и зарубежных ученых в области товарного обращения, конкуренции, экономики предприятия  и торговли. Весомый вклад в теорию исследуемых проблем внесли Г.А. Азоев, А.И. Акимова, Л.А. Брагин, Р. Блэкуэлл, Дж. Грейсон, В. Я. Горфинкель, Б. Голд, Т.П. Данько, Р. Каплан, Т. Конно, Ф. Котлер, И.М. Лифиц, Т.И. Николаева, В. Паретто, М. Портер, К.А. Раицкий, А.Н. Романова, А.Дж. Стикленд, Д. Стоун, Р.А. Фатхутдинов, К. Хитчинг.

     Информационная  база исследования сформирована на основе официальной информации, содержащейся в статистических изданиях Госкомстата  РФ, статистических материалах отдельных  муниципальных образований, законодательных  и нормативных актах России, данных экспертных оценок анализа, работ отечественных  и зарубежных ученых, а также материалов собственных исследований.

     Основными методами исследования являются: системно – структурный, причинно – следственный, сравнительный, факторный, функциональный и статистический анализ, экспертные оценки и наблюдения, экономическая  интерпретация полученных результатов  и др.

     Практическая  значимость исследования заключается  в возможности использования  выводов и рекомендаций работы в  качестве теоретической основы эффективного управления розничной торговлей  на уровне предприятия.

 

     1. Конкурентоспособность  продукции как  условие развития  торгового предприятия  

     1.1 Конкурентоспособность  как важнейший  инструмент в развитии  экономики 

     Различают понятия конкурентоспособность  предприятия и конкурентоспособность  товара.

     Под «конкурентоспособностью предприятия» понимается текущее положение предприятия  на рынке (в первую очередь, занимаемая доля рынка - объем продаж в сопоставлении  с общими по рынку и объемами продаж предприятий-конкурентов) и тенденции  его изменения. Понятно, что «рыночная  сила» предприятия зависит от ряда факторов эффективности ведения  бизнеса компании, которые являются преимуществами («сильными сторонами») по сравнению с конкурентами, как-то, эффективность системы продаж (маркетинговой  и сбытовой инфраструктуры); уровень  цен на реализуемую продукцию, зависящий  от себестоимости производства и  реализации продукции предприятия; качественные характеристики производимой продукции и ряд других. За счет своих рыночных преимуществ предприятие получает возможность потеснить конкурентов на рынке, повысить собственные объемы продаж, в определенной мере воздействовать на среднерыночный уровень цен за счет манипулирования объемом продаж и, в конечном итоге, повысить свои конечные финансовые результаты (величину чистой прибыли).

     Конкурентоспособность предприятия определяется следующими факторами:

  • качество продукции и услуг;
  • наличие эффективной стратегии маркетинга и сбыта;
  • уровень квалификации персонала и менеджмента;
  • технологический уровень производства;
  • налоговая среда, в которой действует предприятие;
  • доступность источников финансирования.

     Конкурентоспособность является результатом, фиксирующим  наличие конкурентных преимуществ.

     Причины конкурентоспособности товаров  надо искать в конкурентных преимуществах  отдельных его характеристик.

     Параметры, определяющие конкурентоспособность  предприятия:

  1. производственный или торгово-сбытовой потенциал (объем продукции, производимой за единицу времени; объем реализации торгового предприятия за единицу времени);
  2. финансово-кредитный потенциал (кредиторская задолженность, скорость оборота капитала);
  3. имидж предприятия – моральный капитал предприятия;
  4. товар (ассортиментная структура, товарные запасы, качество товаров);
  5. научно-технический прогресс (проводились ли научные исследования, разработки);
  6. инвестиционный потенциал;
  7. трудовые ресурсы;
  8. управленческий и информационно-аналитический потенциал;
  9. бенч-маркетинг (направление стратегического анализа) – установить вероятность успеха в предпринимательской деятельности.

     Различаются следующие виды конкурентных преимуществ:

     Конкурентное  преимущество высокого порядка;

     Конкурентное  преимущество низкого порядка.

     Конкурентное  преимущество высокого порядка –  более надежно, требует значительных затрат на его обеспечение, его действие носит более продолжительный  характер. Для того, чтобы достигнуть конкурентного преимущества высокого порядка, необходимо больше новизны и способности от руководства предприятия, требуются долговременные и интенсивные вложения капитала в производственные мощности, специальное обучение персонала.

     Конкурентное  преимущество низкого порядка –  менее устойчиво, т.к. легко достижимо, оно действует не продолжительное  время и его легко перенять (дешевая рабочая сила, низкие издержки производства, методы и приемы, позаимствованные у конкурентов).

     Конкурентные  преимущества имеют различные формы  проявления, которые можно представить  в виде следующей классификационной  структуры:

  • конкурентное преимущество, основанное на экономических факторах- оно определяет лучшим общеэкономическим состоянием рынков, объективными факторами, стимулирующими спрос (большая и растущая емкость рынка);
  • конкурентное преимущество, основанное на нормативно-правовых актах (льготы, иные привилегии, которые предоставляются региону или отдельному предприятию, органов власти и управления, исключительные права на интеллектуальную собственность);
  • конкурентное преимущество структурного характера определяется высоким уровнем производства и реализации на предприятиях, возможностью быстрой экспансии в незанятые сегменты рынка;
  • конкурентное преимущество, связанное с административными мерами, определяется ограничениями со стороны органов власти (выдачи лицензий, патентов);
  • конкурентное преимущество, определенное уровнем развития инфраструктуры предприятия. Они возникают в разной степени развития необходимых средств коммуникации, организованности и открытости рынков труда и капитала;
  • конкурентное преимущество технические (технологические) определяются уровнем развития прикладной науки и техники в отрасли;
  • конкурентное преимущество, определяемые хорошей информированностью, базируются на наличии обширного банка данных (о продавцах, покупателях, рекламной деятельности, информации об инфраструктуре рынка);
  • конкурентное преимущество, основанное на географических факторах – выгодное географическое положение, недоступность транспортных средств для перемещения товаров;
  • конкурентное преимущество, основанное на демографических факторах;
  • конкурентное преимущество не правового порядка, достигаемые в результате недобросовестной конкуренции, недобросовестного выполнения представителями органов власти своих обязанностей.

     Главным элементом конкуренции на любом  рынке является продукция, с помощью  которой потребитель удовлетворяет  имеющиеся у него потребности, а  производитель получает требуемую  ему прибыль, следовательно, конкурентоспособность  именно продукции, а не предприятия  или отрасли, является базовым понятием конкуренции.

     Термин  «конкурентоспособность продукции (товара)»  не имеет сегодня однозначного и  общепринятого определения. Большинство  авторов согласны с тем, что это  совокупность качественных и экономических  характеристик изделия. Таким образом, канонические путеводители по экономике  и менеджменту рассматривают  конкурентоспособность продукции  в двухмерной плоскости, где главенствующее место занимает производство товара и его реализация без учета  социальной психологии потребителей.

     Однако  теоретическое исследование рынка  показывает, что на конкурентоспособность  изделия влияют не только его реальное качество, которое при обилии товаров  становится все менее доступным  для понимания покупателей, и  стоимостные показатели, но и такая  характеристика, как имидж этого  товара, который нельзя отнести ни к качественным, ни к стоимостным характеристикам, а также престижность владения данной продукцией.

     Конкурентоспособность продукции (товара) выражается с помощью  относительного показателя, определяющегося  в сравнении с товарами-конкурентами (лучшим аналогом, гипотетическим образцом), как по совокупности качественных и  стоимостных характеристик, так  и по показателю брэнда, который  мультипликативно дополняет аддитивные качественно-стоимостные характеристики и, оказывая на них непосредственное влияние, способствует созданию превосходства данного товара над товаром-конкурентом на определенном сегменте рынка в заданное время.

     Превосходство товара над товарами конкурентов  выражается через показатель уровня продаж данного товара на исследуемом  рынке. Конкурентоспособность продукции - это также ее способность конкурировать  с другими изделиями и завоевывать  максимальное количество потребителей, на которых она ориентирована, с  помощью взаимоувязанной совокупности условий, ограничений и рисков, составляющих ее конъюнктуру в определенное время.

     С целью уточнения сущности конкурентоспособности  розничных торговых предприятий  обобщены позиции различных ученых к понятию «конкурентоспособность»  и выявлено, что имеющиеся понятия  конкурентоспособности не в полной мере отвечают требованиям системности  и комплексности, так как характеризуют  только один из множества аспектов конкурентоспособности в определенной области исследования, автором уточнено содержание данного понятия.

     Под конкурентоспособностью автор понимает способность розничного торгового  предприятия сформировать и использовать в долгосрочной перспективе совокупный потенциал, обеспечивающий предприятию  устойчивое рыночное положение, экономические  преимущества по сравнению с другими хозяйствующими субъектами рынка и реализацию его приоритетных целей.

Информация о работе Конкурентоспособность торгового предприятия