Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 13:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по повышению уровня конкурентоспособности сети ресторанов ООО “Рис” на основе реализации комплекса маркетинга, посредством теоретико-методологического анализа основ повышения конкурентоспособности организации.
Для достижения данной цели в работе были поставлены следующие задачи:
1. Анализ теоретических основ конкурентоспособности организации. Определение сущности конкурентоспособности, подхода к определению конкурентоспособности, а также показателей, позволяющих оценить уровень конкурентоспособности организации.
2. Определение специфики маркетинга в сфере общественного питания и разработки этапов маркетингового исследования.
3. Анализ маркетинговой деятельности организации ООО “Рис” на основе 4P-анализа.
4. Исследование внешней среды компании.
5. Разработка рекомендаций по повышению уровня конкурентоспособности на основе реализации комплекса маркетинга.
Введение
3
1. Теоретические основы конкурентоспособности организации
5
1.1 Конкурентоспособность предприятий общественного питания: сущность, содержание, показатели
5
1.2 Комплекс маркетинга как основной элемент повышения конкурентоспособности ресторана
11
2. Анализ и разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности компании на конкурентном рынке
16
2.1 Анализ маркетинговой деятельности организации ООО “Рис” на основе 4P-анализа
16
2.2 Исследование внешней среды компании ООО “Рис”
24
2.3 Рекомендации по повышению уровня конкурентоспособности ООО “Рис” на основе реализации комплекса маркетинга
30
Заключение
33
Список использованных источников
35
ПриложениЕ
37
Согласно данной сегментации потребителей ООО “Рис” ориентируется на незамужних, неженатых потребителей, а также на потребителей, относящихся к сегменту недавно созданные семьи.
Компанию нельзя считать ориентированной на полные семьи 1,2,3 стадий, поскольку отсутствуют зоны для времяпрепровождения детей, а также отсутствует деление залов на залы для курящий и некурящих.
Анализ влияния нерегулируемых факторов.
Анализ влияние нерегулируемых факторов проводится на основе PEST-анализа.
PEST-анализ (иногда обозначают как STEP) — это маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании.
Анализ выполняется по схеме «фактор — предприятие». Результаты анализа оформляются в виде матрицы, подлежащим которой являются факторы макросреды, сказуемым — сила их влияния, оцениваемая в баллах, рангах и других единицах измерения. Результаты PEST-анализа позволяют оценить внешнюю экономическую ситуацию, складывающуюся в сфере производства и коммерческой деятельности.[14]
Таблица 2.2.3. PEST-анализ факторов макросреды, влияющих на деятельность ООО «Рис».
| Вероятность | Влияние | Ответная реакция |
Политика | |||
Ужесточение законодательства в сфере работы предприятий общественного питания | Средняя
| Увеличение издержек на реорганизацию работы предприятия | Внедрение АСУ, позволяющих систематизировать и стандартизировать работу сети, что позвонит наиболее быстро и с наименьшими издержками внедрять изменения |
Экономика | |||
Кризисный период в экономике | Средняя
| Снижение прибыли на 20-30% (по итогам кризиса 2009года) | Реализация ценовой стратегии “лидерство по цене”, временный отказ от наиболее дорогостоящих предложений |
Повышение налогообложения в отрасли | Высокая | Повышение издержек, снижение доли чистой прибыли | Снижение издержек, благодаря реализации “эффекта от масштаба” |
Социо-культурные факторы | |||
Изменение предпочтений потребителей | Высокая
| Резкое снижение популярности заведения, прибыли и т.д. | Вывод на рынок ресторанов с новой концепцией |
Отражение в СМИ случаев, связанных с некачественным обслуживанием в сети ресторанов | Средняя | Снижение доверия потребителей к сети ресторанов “Рис” | Сотрудничество со СМИ, повышение качества обслуживания |
Технологии | |||
Развитие ресторанного бизнеса в сети интернет | Высокая
| Потеря лидерства в отрасли | Активное участие в данном процессе, развитие сайта компании, а также поиск новых решений |
На деятельность предприятия оказывают также влияние многие другие факторы, начиная от погодных условий, заканчивая политической и экономической обстановкой в мире.
Кризис 2008-2009 годов оказал большое влияние на деятельность субъектов ростовского ресторанного рынка. С осени 2008 г. рынок «просел» в среднем на 20%. Спада покупательской активности не выдерживают не только местные заведения, но и некоторые федеральные сети. Стремясь сохранить клиентов, рестораторы пытаются удержать цены на прежнем уровне и замораживают планы по открытию новых заведений.
При этом, кризис в экономике страны также дает возможность отсеивать неэффективные предприятия, что позволяет расширить сферу влияния наилучшим образом организованных компаний.
В частности ООО “Рис” в кризисный период открыл 4 новых заведения, что позволило к окончанию кризиса выйти компании в лидеры в своей отрасли.
Выводы.
1. Главными конкурентами компании являются сети кофеен “Пить Кофе” и сеть ресторанов “Ассорти”, но благодаря грамотной маркетинговой политике, ООО “Рис” занимает лидирующую позицию на рынке.
2. Потребителями компании являются люди различных возрастных групп. При этом следует учитывать, что ООО “Рис” не ориентирован на посетителей с маленькими детьми полностью, так как отсутствуют аниматоры и специальные площадки для детей. А также нет деления на залы для курящих и не курящих.
3. Кризисный период позвонил ООО “Рис” благодаря грамотной политике руководства, не только удержать завоеванные позиции на рынке, но и расширить их, захватив большую долю рынка.
2.3 Рекомендации по повышению уровня конкурентоспособности ООО “Рис” на основе реализации комплекса маркетинга
Для анализа всех аспектов деятельности ООО “Рис”, а также для выявления слабых сторон, было использовано анкетирование потребителей данного заведения. В анкетировании приняли участие 100 респондентов в возрасте от 18 до 25 лет из которых 30% мужчин и 70% женщин (см. Приложение 1).
Таблица 2.3.4. Результаты анкетирования (в процентном соотношении).
№ вопроса | Вариант ответа | |||
1 | 0 | 52,4 | 47,6 | 0 |
2 | 14,2 | 61,9 | 23,8 | 0 |
3 | 23,8 | 66,7 | 9,5 | 0 |
4 | 4,7 | 66,7 | 28,6 | 0 |
5 | 4,7 | 85,7 | 9,5 | 0 |
6 | 5,2 | 12,7 | 77,4 | 4,7 |
Рисунок 2.3.2. Графическое отображение результатов анкетирования по первым пяти критериям.
Данные результаты говорят о том, что в принципе работа данного предприятия оценивается потребителями как хорошая. Выбиваются из ряда результаты по вопросам 1 и 6.
Количество потребителей, считающих, что в работе персонала имеются недостатки составило 47,6%, а полностью удовлетворенных обслуживанием среди опрошенных не оказалось.
Данные показатели свидетельствуют о том, что ООО “Рис” нуждается в изменениях в кадровой политике, а именно:
- уменьшении текучести кадров;
- усовершенствовании в системе профподготовки персонала;
- развитии системы мотивации труда.
Также, в ходе анкетирования было выявлено, что подавляющее большинство предпочитает посещать сеть ресторанов вечером. В комментариях также часто говорилось о трудностях, с которыми приходится сталкиваться потребителю, при посещении ресторанов вечером.
В связи с этим, рекомендуется внедрить АСУ, позволяющую в режиме реального времени следить за количеством свободных столиком в каждом из заведений. Это сократит время поиска потребителей, а также не оставит негативного впечатления о посещении ресторана.
Рекомендуется также создать условия для посещения сети ресторанов сегментами потребителей, представляющих полные семьи 1,2,3 стадии. При открытии новых ресторанов сети создавать зоны для детей. А также создать разделение на зоны для курящих и некурящих во всей сети ресторанов.
Данные изменения будут нести за собой временное существенное увеличение издержек, но они необходимы. Так как существует прецедент возникновение негативного отношения у потребителей. Негативная оценка распространяется в 10 раз быстрее, чем позитивная. Данных факт свидетельствует о срочной необходимости устранения мелких недостатков, а также построение эффективной системы, позволяющей исключить возможность их повторного появления.
В целом работа предприятия оценивается как хорошая. Практически по всем показателям потребители остаются довольны качеством работы заведения. Имеются недостатки в качестве работы персонала, а также сложности, связанные с перегруженностью залов в вечернее время.
Для устранения данных недостатков разработан комплекс маркетинговых инструментов, включающий работу по всем направлениям ( управление персоналом, маркетинг-менеджмент, внедрение АСУ, изменение в позиционировании предприятия и пр.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В рамках рыночных отношений применение на практике комплекса маркетинга является необходимым условием повышения и сохранения уровня конкурентоспособности предприятия общественного питания.Среди всех существующих подходов к определению конкурентоспособности фирмы для оценки конкурентоспособности предприятия общественного питания наиболее эффективно использовать маркетинговый. Он ориентирован на потребителя, а также включает в себя анализ всех компонентов деятельности компании. Комплекс показателей позволяет оценить уровень конкурентоспособности предприятия.
Маркетинг в общественном питании имеет ряд специфических особенностей. При этом для выбора стратегии необходимо проводить маркетинговое исследование по основным направлениям: продукт, продвижение, расположение, персонал, цена. Компания должна определить наиболее эффективную ширину ассортимента, выделить основные методы продвижения, создать систему управления персоналом и систему профподготовки персонала, выяснить применение какой ценовой стратегии будет оптимальным для данного предприятия. При анализе деятельности компании по методике 4Р были выявлены достоинства и недостатки компании.
Компания занимает устойчивое положение на рынке. Имеет широкий ассортимент, включающая в себя кухни разных народов мира, а также детское и взрослое меню, обширную винную карту, а также кальянное меню, позволяет удовлетворять различные группы потребителей, как по возрастным характеристикам, там и по вкусовым предпочтениям, широкая дифференциация цен, а также различных ценовых стратегий, что позволило компании занять наибольшую долю рынка, составляющую 25%, методы продвижения компании, основными из которых являются реклама и стимулирование сбыта.
Максимальный эффект компания достигла используя информативную рекламу на баннерах и рекламных щитах, а также такие инструменты стимулирования сбыта как скидочные карты и акции типа “ 2 по цене одного ”, расположение ресторанов сети, каждый из которых располагается в местах, обладающих наибольшей проходимостью, как в спальных, так и центральных районах города. При это в компании существует высокая текучесть кадров, которая состоявляет порядка 30%, сложность в контроле качества обслуживания потребителей, что обусловлено высокой текучестью кадров, а также, зачастую, их низкой квалиффикацией, трудности в эффективном контроле качества производимой продукции.
Факторы макросреды также оказывают воздействие на деятельность компании. Данные факторы нашли свое отражение в рамках PEST-анализа. При учете всех показателей конкурентоспособности фирмы был разработан комплекс рекомендаций по повышению уровня конкурентоспособности. Данные рекомендации касаются всех элементов деятельности компании. Соблюдение их позволит компании сохранить лидерство в отрасли и повысить уровень конкурентоспособности.
Список использованных источников
1. Березин И.С. Маркетинговая практика исследования рынков. – М.: Беретор-Пресс,2003.-С.55-78.
2. Бронникова Т.С., Чернявский А.Г. Маркетинг: Учебное пособие Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999.
3. Данченок Л.А., Иванова А.Г. Маркетинговое ценообразование. Политика, методы, практика. – М.:Эксмо,2007.-С.117-144.
4. Есипов В.Е. Маховикова Г.А. Ценообразование на финансовом рынке. – СПб.: Питер, 2001. – С. 56-74
6. Маркетинг по нотам: практический курс на российских примерах: учебник / Под ред. Проф. Л.А. Данченок. – М.: ООО “Маркетинг ДС Корпорейшн”, 2004. – С.726
7. Манн И. Маркетинг на 100%. Как стать хорошим менеджером по маркетингу. – СПб.: Питер,2000.-С.11-47.
8. Сухов В.Д., Сухов С.В. Основы маркетинга. – М.: Академия,2008. – С.33-68.
9. Фасхиев Х.А., Попова Е.В., Маркетинг в России и за рубежом №4 / 2003
10. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг. – СПб.: Питер,2007.-С.124-147.
11. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: Учебник – 2-е изд. – М.: Эксмо, 2005.- С.97-152.
12. http://inform.od.ua - анализ затрат конкурентов
13. http://www.elitarium.ru/2007/
14. http://enc-dic.com/economic/
15. http://www.rasu.ru/new_site/
16. http://rris.ru/#/restaurants/
17. http://dit.perm.ru/articles/
18. http://ru.wikipedia.org/wiki/
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Таблица 1. Анкета «Потребительская оценка деятельности ООО «Рис» по основным критериям»[15]
1.Как вы оцениваете качество обслуживания в сети ресторанов “Рис”? А) полностью устраивает Б) устраивает В) есть недостатки Г) полностью не устраивает |
2.Как вы оцениваете качество еды? А) отлично Б) хорошо В) удовлетворительно Г) неудовлетворительно |
3.Как вы оцениваете ассортимент ресторана? А) широкий Б) достаточный В) недостаточный Г) узкий |
4.Как вы оцениваете интерьер ресторана? А) очень нравится Б) нравится В) хорош, но хотелось бы изменений Г) не нравится |
5.Как вы оцениваете уровень цен данного заведения? А) низкий Б) средний В) выше среднего Г) высокий |
6.В какое время вы чаще посещаете сеть ресторанов “Рис”? А) утро Б) день В) вечер Г) ночь |
7. Ваш пол? А) мужской Б) женский |
Информация о работе Конкурентоспособность предприятий общественного питания