Конкурентоспособность предприятий общественного питания

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 13:27, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по повышению уровня конкурентоспособности сети ресторанов ООО “Рис” на основе реализации комплекса маркетинга, посредством теоретико-методологического анализа основ повышения конкурентоспособности организации.
Для достижения данной цели в работе были поставлены следующие задачи:
1. Анализ теоретических основ конкурентоспособности организации. Определение сущности конкурентоспособности, подхода к определению конкурентоспособности, а также показателей, позволяющих оценить уровень конкурентоспособности организации.
2. Определение специфики маркетинга в сфере общественного питания и разработки этапов маркетингового исследования.
3. Анализ маркетинговой деятельности организации ООО “Рис” на основе 4P-анализа.
4. Исследование внешней среды компании.
5. Разработка рекомендаций по повышению уровня конкурентоспособности на основе реализации комплекса маркетинга.

Содержание

Введение
3
1. Теоретические основы конкурентоспособности организации
5
1.1 Конкурентоспособность предприятий общественного питания: сущность, содержание, показатели
5
1.2 Комплекс маркетинга как основной элемент повышения конкурентоспособности ресторана
11
2. Анализ и разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности компании на конкурентном рынке
16
2.1 Анализ маркетинговой деятельности организации ООО “Рис” на основе 4P-анализа
16
2.2 Исследование внешней среды компании ООО “Рис”
24
2.3 Рекомендации по повышению уровня конкурентоспособности ООО “Рис” на основе реализации комплекса маркетинга
30
Заключение
33
Список использованных источников
35
ПриложениЕ
37

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Маша.doc

— 270.00 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ:

 

Стр.

Введение

3

1. Теоретические основы конкурентоспособности организации

5

1.1 Конкурентоспособность предприятий общественного питания: сущность, содержание, показатели

5

1.2 Комплекс маркетинга как основной элемент повышения конкурентоспособности ресторана

11

2. Анализ и разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности компании на конкурентном рынке

16

2.1 Анализ маркетинговой деятельности организации ООО “Рис” на основе 4P-анализа

16

2.2 Исследование внешней среды компании ООО “Рис”

24

2.3 Рекомендации по повышению уровня конкурентоспособности ООО “Рис” на основе реализации комплекса маркетинга

30

Заключение

33

Список использованных источников

35

ПриложениЕ 

37

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по повышению уровня конкурентоспособности сети ресторанов ООО “Рис” на основе реализации комплекса маркетинга, посредством теоретико-методологического анализа основ повышения конкурентоспособности организации.

Для достижения данной цели в работе были поставлены следующие задачи:

1.                 Анализ теоретических основ конкурентоспособности организации. Определение сущности конкурентоспособности, подхода к определению конкурентоспособности, а также показателей, позволяющих оценить уровень конкурентоспособности организации.

2.                 Определение специфики маркетинга в сфере общественного питания и разработки этапов маркетингового исследования.

3.                 Анализ маркетинговой деятельности организации ООО “Рис” на основе 4P-анализа.

4.                 Исследование внешней среды компании.

5.                 Разработка рекомендаций по повышению уровня конкурентоспособности на основе реализации комплекса маркетинга.

Объектом исследования является предприятие общественного питания ООО “Рис”. Предметом исследования является маркетинговая деятельность компании.

Информационной базой являются научные и периодические издания, Интернет-ресурсы, публикации в журналах, данные, предоставленные компанией.

Гипотеза исследования: формирование маркетинговой стратегии на основе анализа системы показателей конкурентоспособности и с учетом рыночной ситуации, позволяют предприятию общественного питания сохранять лидирующее положение на рынке.

Методология исследования связана с применением методов классификации, SWOT-анализа, PEST-анализа.

Степень разработанности проблемы. Разработкой проблем, связанных с конкурентоспособностью занимались такие ученые, как МазилкинаЕ.И., ПаничкинаГ.Г.  , Фатхутдинов Р.А. , Фасхиев Х.А. Анализом ценообразования в маркетинге занимались Есипов В.Е., Маховикова Г.А., Кучугин Л.Н.. Вопросы, связанные с развитием услуг общественного питания, были рассмотрены в работах: И.В.Волковой , Н.И.Кабушкина, Л.С.Кучер, Л.С.Ефимова и многих других. Проблемы организации маркетинговой деятельности в общественном питании поднимались в работах А.Л.Лесника, А.В.Чернышева.. Методология проведения маркетинговых исследований была рассмотрена такими учеными как Шапошников В.А., Астратова Г.В., Зозулев А.В., Солнцев С.А., Голубков Е.П.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его основные методические положения и практические рекомендации могут быть использованы предприятиями общественного питания при разработке конкретных мероприятий в рамках предлагаемых механизмов маркетинга с целью повышения конкурентоспособности и экономической эффективности деятельности.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, объединенных пятью параграфами, заключения, списка использованных источников и приложения.

 

 


1.                  Теоретические основы конкурентоспособности организации

 

1.1.           Конкурентоспособность предприятий общественного питания: сущность, содержание, показатели

 

Конкуренция – это неотъемлемое свойство рынка, эффективность функционирования которого тем выше, чем активнее конкуренция и чем лучше условия для ее проявления. Развитие конкурентных отношений служит необходимым условием эффективного воздействия рыночных механизмов на обеспечение устойчивого экономического роста, как в стране в целом, так и в ее регионах, а также стимулом к повышению эффективности работы каждого конкретного предприятия.[1]

Существует несколько подходов к определению конкурентоспособности[2] (представлены в Табл. 1.1.1):

      Системный подход;

      Инновационный подход;

      Комплексный (междисциплинарный) подход;

      Глобальный подход;

      Маркетинговый подход;

      Процессный подход.

Таблица 1.1.1. Подходы к определению конкурентоспособности.

Название подхода

Краткое содержание

Системный подход

Объекты рассматриваются как многокомпонентные системы, представляющие совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, вносящих свой вклад и влияющих на результат функционирования и использования объекта.

Инновационный подход

ориентация развития производства на активизацию инновационной деятельности, в области базовых наукоемких технологий, являющихся двигателями развития производственной системы. Факторы производства и инвестиции являются средствами научно-обоснованной инновационной деятельности, а не ее целью.

Комплексный (междисциплинарный) подход

учет технических, экологических, экономических, организационных, социальных, психологических аспектов управления и их взаимосвязи. При упущении одного из аспектов управления, проблема не будет решена полностью.

Глобальный подход

Реализация через развитие новых информационных технологий, что позволяет значительно упростить международную интеграцию и кооперацию. В связи с этим, решение большинства управленческих проблем должно отвечать требованиям системности, логичности, комплексности в рамках мирового сообщества. Глобальный подход в настоящее время применяется при решении вопросов международной стандартизации, метрологии и сертификации.

 

Маркетинговый подход

ориентация на потребителя управляющей подсистемы при решении любых задач

Процессный подход

рассмотрение функций управления как взаимосвязанных

 

Для определения конкурентоспособности предприятия общественного питания, функционирующего в рамках отдельного региона, наиболее эффективным является применение маркетингового подхода. Так как маркетинговый подход предусматривает ориентацию на потребителя управляющей подсистемы при решении любых задач.

При применении маркетингового подхода приоритетами выбора критериев управления будут следующие:

- повышение качества объекта в соответствии с нуждами потребителей;

- экономия ресурсов потребителей за счет повышения качества продукции, сервиса и других факторов;

- экономия ресурсов в процессе производства за счет реализации эффекта масштаба, НТП и совершенствования системы менеджмента.

При анализе конкурентоспособности разделяются такие понятия как "конкурентоспособность предприятия" и "конкурентоспособность товара". Они формируют две группы факторов : внешние и внутренние.

Внешние факторы включают в себя:

— факторы производства, влияющие на формирование конкурентного преимущества организации в течение всего ее производственного процесса.  Например, наличие в стране или отрасли прогрессивной технологии, инвестиционных возможностей, сильной научно-исследовательской базы, высококвалифицированных кадров и др.;

— активность конкурентов;

— факторы спроса, характеризующие спрос, его величину и динамику, например, эластичность спроса по цене; фазы жизненного цикла спроса; требовательность потребителей к качеству товаров и другие;

— наличие родственных и поддерживающих отраслей в экономике страны;

— действия правительства;

— степень приватизации предприятий данной отрасли;

— случайные события.

К внутренним факторам относятся: рыночная и экологическая эффективность, а также эффективность издержек и менеджмента.

Для анализа конкурентоспособности фирмы необходимо выявить основные показатели, которые характеризуют уровень конкурентоспособности фирмы.

Основными показателями конкурентоспособности фирмы являются[3] :

                   экономический потенциал и эффективность деятельности (активы, основной капитал, собственный и заемный капитал, объем продаж, доля на рынке, прибыль);

                   уровень управления (формы организации и опыт функционирования элементов хозяйственнного механизма с позиции нововведений и ответственности);

                   производственный и сбытовой потенциалы, указывающие на возможность фирмы производить и реализовывать ту или иную продукцию в требуемых количествах в необходимые сроки (наличие сырьевой базы; производственные и сбытовые мощности; объем и направления капиталовложений, определяющих производственную политику и т.д.);

                   научно-исследовательский потенциал (организация и направление научных исследований, ежегодные расходы на НИОКР, число патентов на изобретения, область патентоведения, оценка возможности занятия фирмой монопольного положения в какой-либо области техники и т.д.);

                   финансовое положение (платежеспособность, кредитоспособность и условия кредитования, структура капитала — отношение собственного капитала к общей сумме активов и т.д.);

                   репутация фирмы, ее рыночная стратегия, инновационная деятельность;

                   состояние и квалификация трудовых ресурсов.

При оценке конкурентоспособности предприятия общественного питания ряд показателей наполняется характерными для данной отрасли особенностями.

Общественное питание - это отрасль народного хозяйства, которая была, есть и будет рыночной сферой деятельности. Чтобы достичь своих целей предприятие должно организовать свою деятельность так, чтобы держать под контролем все технологические, административные факторы, которые влияют на количество продукции и её безопасность.

Повышение эффективности общественного питания основывается принципах интенсификации производства, т.е. достижение высоких результатов при наименьших затратах материальных ресурсов.

Деятельность общественного питания связана с необходимостью строгого учёта санитарно-гигиенических требований к организации производственных ресурсов.

На предприятиях общественного питания со временем происходит внедрение новых современных технологий, которые способствуют повышению качества кулинарной продукции. Очень важно в первую очередь определить профиль предприятия, что позволить иметь стабильный круг клиентов.

Торговля и общественное питание занимает в экономике страны особое место в структуре формирования валового внутреннего продукта на долю торговли общественного питания приходится на 22%, удельный вес промышленности составляет 32%. Численность работников составляет порядка пяти миллионов человек, в основном это частные предприятия.

Формирование в регионах разветвлённой сети общественного питания представляет массовое питание. Наибольшей перспективной моделью организации массового питания может стать автономное функционирование ресторанов, баров, кафе. При этом технология обслуживания и виды предлагаемой продукции в рамках каждого отдельного объединения могут существенно различать, подчеркивая индивидуальность конкретной торговой группы.

Сегодняшний успех ресторатора зависит от наличия хорошего менеджмента, современной кухни, безукоризненного сервиса, интересного интерьера и разумных цен. Каждый ресторатор, создавая своё дело имеет свои идеи, технологии, которые помогают ему решить ключевые проблемы открытия нового предприятия.

Информация о работе Конкурентоспособность предприятий общественного питания