Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 13:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по повышению уровня конкурентоспособности сети ресторанов ООО “Рис” на основе реализации комплекса маркетинга, посредством теоретико-методологического анализа основ повышения конкурентоспособности организации.
Для достижения данной цели в работе были поставлены следующие задачи:
1. Анализ теоретических основ конкурентоспособности организации. Определение сущности конкурентоспособности, подхода к определению конкурентоспособности, а также показателей, позволяющих оценить уровень конкурентоспособности организации.
2. Определение специфики маркетинга в сфере общественного питания и разработки этапов маркетингового исследования.
3. Анализ маркетинговой деятельности организации ООО “Рис” на основе 4P-анализа.
4. Исследование внешней среды компании.
5. Разработка рекомендаций по повышению уровня конкурентоспособности на основе реализации комплекса маркетинга.
Введение
3
1. Теоретические основы конкурентоспособности организации
5
1.1 Конкурентоспособность предприятий общественного питания: сущность, содержание, показатели
5
1.2 Комплекс маркетинга как основной элемент повышения конкурентоспособности ресторана
11
2. Анализ и разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности компании на конкурентном рынке
16
2.1 Анализ маркетинговой деятельности организации ООО “Рис” на основе 4P-анализа
16
2.2 Исследование внешней среды компании ООО “Рис”
24
2.3 Рекомендации по повышению уровня конкурентоспособности ООО “Рис” на основе реализации комплекса маркетинга
30
Заключение
33
Список использованных источников
35
ПриложениЕ
37
Различают несколько ценовых стратегий, использующих в качестве базы принятия решения товарную и потребительскую дифференциацию.[6]
В частности используется стратегия “дифференциации цен на взаимосвязанные товары” : высокая цена на товар-приманку, имиджевый товар и применение низких цен для дешевых или новых товаров; связывание в набор дополняющих товаров по льготной цене (т.е. ниже, чем цены продажи отдельных товаров).[7] А также стратегия “ценовой дискриминации” : разные цены в зависимости от времени пользования.[8]
Существует линейка комплексных завтраков и обедов по специальным ценам, различных для различных групп потребителей (обед студента, обед банкира).
Также на самые популярные, базовые блюда (роллы с лососем, мисо-суп, американо и т.п.) установлены низкие цены, что при быстром взгляде в меню создает у потребителя впечатление низких цен на все блюда в целом.
Продвижение.
В рамках продвижения используются такие средства коммуникации как реклама и стимулирование сбыта.
Основной задачей рекламы маркетинговым отделом ООО “Рис” было выбрано информирование потребителей. В связи с этим используется информативная реклама.
Информативная реклама - реклама, создающая первичный спрос и информирующая потребителя о существовании товара, его свойствах.[9] Она преобладает в основном на этапе выведения товара на рынок, когда стоит задача создания первичного спроса.
Основные задачи информативной рекламы:
- рассказ рынку о новинке или о новых применениях существующего товара;
- информирование рынка об изменении цены;
- описание оказываемых услуг.
Главными видами рекламы, используемыми ООО “Рис” является банерная реклама, плакаты на рекламных щитах.
Данные щиты информируют потребителей об открытии новых ресторанов сети, а также о новых услугах, которые они предоставляют (продажа ингредиентов для приготовления суши и роллов в домашних условиях).
Также используется стимулирование сбыта. Стимулирование сбыта – это разнообразные, преимущественно краткосрочные, побудительные средства, призванные ускорить или увеличить продажи отдельных товаров потребителям (Ф. Котлер).[10]
В рамках компании используются такие инструменты стимулирования сбыта как скидочные карты, при единовременном заказе на сумму 10 тысяч рублей.
А также проводятся временные акции “ 2 по цене одного ”, например, при заказе одного бокала шампанского второй вы получаете в подарок. Но данные акции обычно проводятся в рамках совместного стимулирования, при заказе компанией-производителем продукта, участвующего в акции.
Place (месторасположение).
При выборе месторасположения торговой точки необходимо учитывать ряд факторов[11]:
- наличие потоков автотранспорта, пешеходов, оценка интенсивности потоков (количество автомобилей или пешеходов в час с указанием изменения интенсивности в зависимости от времени суток);
- удобство подъезда к торговой точке на автотранспорте или на прочих видах транспорта (наличие рядом станций метро, автобусных, троллейбусных, трамвайных остановок, железнодорожных станций);
- возможность охвата потоков автотранспорта, проходящего из других районов, не являющихся ближайшими к торговой точке;
- наличие в ближайшем окружении крупных офисов, банков, производств, торговых центров, рынков;
- описание степени платежеспособности жителей ближайших районов, их уровень и стиль жизни, уровень дохода, социальный портрет;
- оценка стоимости 1 кв. м жилья или аренды торгово-производственных помещений в ближайших районах;
- оценка потенциала охвата анализируемой торговой точки (по численности населения соответствующих районов);
- расположение в ближайшем окружении магазинов конкурентов.
В настоящее время в городе Ростове-на-Дону работает 21 ресторан.[12] Они расположены как в центральных, так и в спальных районах города, в самых проходимых местах. Расширение сети и охват спальных районов позволили компании не только не потерять свои позиции на рынке во время кризиса, но и укрепить их. В кризисный период предприятия открыло 5 новых ресторанов. В частности, выкупив площадь у своего главного конкурента – сети ресторанов “Ассорти”, открыв на их месте свой ресторан.
А также позволило охватить максимальное количество потребителей, в результате чего компания заняла 25% рынка.
Управление персоналом.
На предприятии существует постоянная необходимость в наборе новых кадров, в связи с постоянным открытием новых ресторанов сети.
В ООО “Рис” разработан ряд документации, позволяющий контролировать деятельность персонала.
Он включает в себя ряд положений в отношении:
- требований к персоналу;
- санкций за неявку на работу или опоздание;
- порядка оформления больничных листов;
- графика работы;
- регистрации рабочего времени;
-правил поведения;
-оплаты труда;
-аттестации сотрудников;
-обучения сотрудников;
-формы;
-соблюдения требования СЭС;
-правил безопасности;
-поведения при чрезвычайных ситуациях, при несчастных случаях;
-техники безопасности на раздаче;
-дисциплины и т.д.
Также с более чем 600 сотрудниками проводятся тренинги с привлечением специалистов международного уровня, нацеленные на повышение квалификации персонала.
Но на предприятии существует высокая текучесть кадров. Она составляет практически 30%. Данный факт существенно затрудняет контроль качества обслуживания потребителей.
Технологическая оснащенность.
На предприятии ООО “Рис” представлена вся необходимая техника, позволяющая вести обслуживание потребителей, приготовление блюд, а также хранение продукции.
Для обслуживания потребителей в зале имеются кондиционеры, вытяжки.
Для приготовления блюд имеются духовые шкафы, электроплиты, соковыжималки, кофеварки и пр.
Для хранения продукции имеется ряд специальных холодильных и морозильных камер.
Все оборудование на предприятии соответствует санитарным нормам, а также другим государственным актам, регулирующим деятельность предприятий общественного питания.
Таким образом, преимуществами ООО “Рис” являются:
- ширина ассортимента, включающая в себя кухни разных народов мира, а также детское и взрослое меню, обширную винную карту, а также кальянное меню, позволяет удовлетворять различные группы потребителей, как по возрастным характеристикам, там и по вкусовым предпочтениям;
- широкая дифференциация цен, а также различных ценовых стратегий, что позволило компании занять наибольшую долю рынка, составляющую 25%.
- методы продвижения компании, основными из которых являются реклама и стимулирование сбыта. Максимальный эффект компания достигла используя информативную рекламу на баннерах и рекламных щитах, а также такие инструменты стимулирования сбыта как скидочные карты и акции типа “ 2 по цене одного ”.
- расположение ресторанов сети, каждый из которых располагается в местах, обладающих наибольшей проходимостью, как в спальных, так и центральных районах города.
Недостатками компании являются:
- высокая текучесть кадров, которая составляет порядка 30%;
- сложность в контроле качества обслуживания потребителей, что обусловлено высокой текучестью кадров, а также, зачастую, их низкой квалификацией;
- трудности в эффективном контроле качества производимой продукции.
2.2 Исследование внешней среды компании ООО “Рис”
Анализ основных конкурентов компании.
На ростовском рынке общественного питания представлено большое множество ресторанов и кафе. Часть из них представлена сетями, часть единичными ресторанами.
Также рестораны и кафе можно классифицировать по источнику капитала. В данной градации выделяются ростовские рестораны и рестораны, запущенные за счет иногороднего или иностранного капитала.
В основном, в настоящее время большая часть заведений имеют универсальный характер. При этом, каждое из них имеет свой формат, свою особую стратегию позиционирования.
В качестве конкурентов выступают крупные сети ресторанов. Единичные кафе и рестораны ( даже рестораны китайской кухни ) не могут выступать конкурентами компании. Данных факт связан с несоизмеримыми оборотами компаний и, соответственно, возможностью влиять на рынок в целом.
На данном рынке существует местная «большая тройка» рынка общепита — группы компаний «Рестком» (сети кофеен «Пить кофе» и итальянских заведений MamaPizza), Nechaev group (сети «Ассорти», «Колхоз», «Село»), «Есть & Пить» (Osaka, «Вино и мясо», «Рис»).
Именно сети захватили ростовский рынок общепита. Сетевое развитие — один из основных принципов работы многих рынков. Ростовские рестораторы взяли эту стратегию на вооружение при работе на рынке общественного питания. В среднем, по словам игроков рынка, открытие одного сетевого заведения в демократичном формате требует порядка $70-150 тыс. Средние сроки окупаемости от 2 до 5 лет.
Сеть кофеен “Пить Кофе” работает в том же ценовом сегменте, что и сеть ресторанов “Рис”. При этом ориентируется на того же конечного потребителя, что и ООО “Рис”. Занимаемая доля на рынке – 15%. Формат данного заведения отличается от позиционирования ООО “Рис”. Компания позиционирует сеть как кофейни с широким ассортиментом напитков, достаточным количеством блюд европейской кухни. В данной сети полностью отсутствует кальянное меню, что сокращает количество их потребителей и делает его менее универсальным. В кризисный период осталось на плаву и, на ряду, с ООО “Рис” не только не сократило количество кофеен, но и продолжает захватывать рынок.
Достоинствами данного заведения являются:
- низкие цены;
- расположение в частях города, обладающих очень высокой проходимостью;
- широкий ассортимент напитков и блюд европейской кухни;
- “модный” формат кофейни.
Недостатками данного заведения являются:
- отсутствие кальянного меню;
- наличие блюд только европейской кухни;
- наличие недостатков в качестве обслуживания.
Более прямым конкурентом является сеть ресторанов “Ассорти”. Занимаемая доля рынка – 7%. Сеть ресторанов “Ассорти” работает в том же формате – рестораны с широким меню, с представленными кухнями разных стран, кальянным меню. Ценовой уровень “Ассорти” выше в среднем на 25-30% по основным группам наименований, что создает впечатления общего высокого уровня цен в заведении. При низком качестве обслуживания, при общей тенденции к повышению уровня цен, данное различие не является конкурентным преимуществом компании. Об общем снижении привлекательности данного заведения для потребителей также свидетельствует и сокращение количества ресторанов в кризисный период.
Достоинствами данного заведения являются:
- наличие кальянного меню;
- наличие блюд кухонь различных народов мира;
- эффектное оформление блюд и напитков.
Недостатками данного заведения являются:
- высокий уровень цен для заведений, направленных на средний ценовой сегмент;
- низкое качество обслуживания.
Анализ потребителей компании.
Существует сегментация потребителей по уровню доходов:
– высокие доходы;
– средний класс;
– “белые воротнички”;
– “синие воротнички”;
– малооплачиваемые;
– все остальные.
ООО “Рис” ориентируется на потребителей, относящихся к среднему классу, а также представителей “белых воротничков” и “синих воротничков”.
Таблица 2.2.2. Сегментация потребителей по этапам жизненного цикла[13]:
Этап жизненного цикла | Возможные сегменты |
Незамужний, холостяцкий период | Молодые, отдельно живущие люди |
Недавно созданные семьи | Молодожены без детей |
Полная семья, 1 стадия | Молодые супружеские пары с маленькими детьми до 6 лет |
Полная семья, 2 стадия | Молодые супружеские пары с детьми 6 и более лет |
Полная семья, 3 стадия | Супружеские пары, живущие вместе с несовершеннолетними детьми |
“Пустое гнездо”, 1 стадия | Пожилые супружеские пары, с которыми не живут дети, работающие |
“Пустое гнездо”, 2 стадия | Пожилые супружеские пары, с которыми не живут дети, на пенсии |
Престарелые одиночки | Вдовствующие лица, с которыми не живут дети |
Информация о работе Конкурентоспособность предприятий общественного питания