Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 18:02, реферат
Основоположником конъюнктурных исследований стал У.Митчелл. Основной его идеей
стало статистическое изучение системы экономических показателей, объясняющих
действие различных факторов и экономическое моделирование процессов изменяющих
конъюнктуру. Если говорить о экономической конъюнктуре, то она определяется
отношением факторов и условий и выражаемая соотношением спроса, предложения и
динамики цен. производство товаров и товарные запасы. Однако главной в
механизме формирования рыночной конъюнктуры является цена, потому, что она
обеспечивает взаимодействие всех остальных факторов и поддерживает динамику.
Определение понятиям спрос и предложение можно дать и относительно цены. Спрос
это количество данного товара, которое может быть приобретенным по определённой
цене. Цена это один из основных факторов, влияющих на спрос и предложения, а
следовательно и на конъюнктуру рынка.
Введение……………………………………………………………………………….2 стр.
1.Понятие рынка……………………………………………………………………3-4 стр.
2.Классификация рынков………………………………………………………5-6 стр.
3.Конъюнктура рынка и ее виды…………………………………………..7 стр.
3.1.Факторы влияющие на конъюнктуру………………………….7-9стр.
3.2.Основные объекты конъюнктурных исследований…...10-11 стр.
3.3.Конъюнктура и прогнозирование рынка……………………..12-14 стр.
3.4.Емкость рынка……………………………………………………………….15-17 стр.
3.5.Сегментация рынка……………………………………………………….18-21 стр.
4.Вывод………………………………………………
оговорками и последующей
Выбор метода прогнозирования зависит от цели прогноза, периода его
упреждения, уровня детализации и наличия исходной (базисной) информации. Если
прогноз возможной продажи товара делается для определения перспектив развития
розничной торговой сети, то могут применяться более грубые, оценочные методы
прогнозирования. Если же он выполняется
для обоснования закупки
товаров на ближайший месяц, то должны использоваться более точные методы.
Процесс разработки прогноза заключается в проведении расчетов,
выполняемых либо в ручную, либо с использованием ЭВМ с последующей
корректировкой их результатов на качественном, профессиональном уровне.
Оценка точности прогноза выполняется путем расчета его возможных ошибок.
Поэтому результаты прогноза практически всегда приводятся в интервальном
виде.
Прогнозы рынка
По времени упреждения выделяются: краткосрочные прогнозы (от нескольких
дней до 2 лет); среднесрочные прогнозы (от 2 до 7 лет); долгосрочные прогнозы
(более 7 лет). Естественно, что они различаются не только периодом упреждения,
но и уровнем детализации и применяемыми методами прогнозирования.
По товарному признаку различают прогнозы рынка: конкретного товара, виды
товара, товарной группы, комплекса товаров, всех товаров.
По региональному признаку делают прогнозы рынка для: конкретных
потребителей, административных районов, крупных регионов, страны, всего мира.
По сущности применяемых методов выделяют группы прогнозов, основой
которых являются:
- Экстраполяция ряда динамики ( Емкость рынка)
- Интерполяция ряда динамики
– нахождение недостающих
внутри его;
- Коэффициенты эластичности
Структурное моделирование
– представляет собой
содержащую группировку
для каждой группы приведена структура потребления товаров. При изменении
структуры потребителей изменяется и среднее потребление (а следовательно, и
спрос) этих товаров. На этой основе построен один из методов прогнозирования;
Экспертная оценка. Этот метод используется на рынках новых товаров, когда
базисная информация не успела сформироваться, или на рынках традиционных
товаров, которые долгое время не исследовались. Он основан на опросе
экспертов – достаточно компетентных специалистов.
- Экономико-математическое моделирование;
Результаты анализа
отчетными и плановыми данными дают возможность заблаговременно выработать
меры, направленные на развитие позитивных процессов, устранение имеющихся и
предотвращение возможных
различных аналитических документов.
Сводный обзор, или доклад. Основной документ с обобщающими показателями
рынка, товаров народного потребления. Анализируется динамика общеэкономических
и отраслевых показателей, особые условия конъюнктуры. Проводится ретроспектива
и дается прогноз показателей
тенденции, выявляются взаимосвязи конъюнктуры отдельных рынков.
Тематический (проблемный или товарный) обзор конъюнктуры. Документы,
отражающие специфику
Выявляются наиболее актуальные проблемы, типичные для ряда товаров, либо
проблема конкретного
Оперативная (сигнальная) конъюнктурная информация. Документ, содержащий
оперативную информацию, которая является своего рода “сигналом”, об отдельных
процессах конъюнктуры рынка. Основными источниками оперативной информации
являются данные торговых корреспондентов, опросов населения, экспертные оценки
специалистов.
3.4 Емкость рынка.
Главной задачей рыночного
исследования является
Емкость рынка – это совокупный платежеспособный спрос покупателей; возможный
годовой объем продаж определенного вида товара при сложившемся среднем уровне
цен. Емкость рынка зависит от степени освоения данного рынка, эластичности
спроса, от изменения экономической конъюнктуры, уровня цен, качества товара и
затрат на рекламу. Емкость рынка
характеризуется размерами
и величиной товарного
количественную и качественную определенность, т.е. его объем выражается в
стоимостных и натуральных показателях продаваемых, а следовательно, и
покупаемых товаров.
Следует различать два
уровня емкости рынка: потенциа
Действительной емкостью рынка является первый уровень.
Потенциальный уровень определяется личными и общественными потребностями и
отражает адекватный им объем реализации товаров. В маркетинге используется
также термин потенциал рынка. Реально складывающаяся емкость рынка может и не
соответствовать его потенциальной емкости. Расчет емкости рынка должен носить
пространственно-временную
Емкость рынка формируется
под влиянием множества
может в определенных ситуациях как стимулировать рынок, так и сдерживать его
развитие, ограничивая его емкость. Всю совокупность факторов можно разделить
на две группы : общего и специфического характера.
Общими являются социально-экономические факторы, определяющие емкость
рынка любого товара:
- объем и структуру товарного предложения, в том числе по предприятиям-
представителям;
- ассортимент и качество выпускаемых изделий;
- размеры импорта по данному товару или группе;
- достигнутый уровень жизни и потребностей населения;
- покупательская способность
- уровень соотношения цен на товары;
- численность населения;
- его социальный и
- степень насыщенности рынка;
- состояние сбытовой, торговой и сервисной сети;
- географическое расположения рынка.
В настоящее время состояние
рынка подвержено
процессов, как обособление территории и введение новых денежных единиц,
образование коммерческих структур, инфляция, введения новых таможенных
ограничений и т.д.
Специфические факторы определяют развитие рынков отдельных товаров,
причем каждый рынок может иметь характерные только для него факторы. В этом
случае специфический фактор по
степени влияния может
формирования и развития спроса и предложения по конкретному товару.
Совокупность факторов, определяющих развитие спроса и предложения, находятся
в сложной диалектической взаимосвязи. Изменение действий одних факторов
вызывает изменение действия других. Особенностью одних факторов является то,
что они вызывают изменения, как общей емкости, так и структуры рынка, а
других – то, что они, не изменяя общей емкости рынка, вызывают его
структурные изменения. В процессе исследования рынка необходимо объяснить
механизм действия системы факторов и измерить совокупные результаты их
влияние на объем и структуру спроса и предложения.
Выявление причинно-
систематизации и анализа
построении группированных и аналитических таблиц, динамических рядов
анализируемых показателей, графиков, диаграмм и т.п. Это подготовительная
стадия анализа информации для ее количественной и качественной оценки.
Обработка и анализ осуществляется с использованием известных методов, а
именно группировки, индексного и графических методов, построение и анализа
динамических рядов. Причинно-следственные
связи и зависимости
результате корреляционно-регрессивного анализа динамических рядов.
В конечном итоге описание причинно-следственных связей, вызванных
взаимодействием различных факторов, позволит построить модель развития на
рынке и определить его емкость.
Модель развития рынка представляет собой условное отображение реальной
действительности и
данного рынка. Она позволяет при помощи системы показателей в упрощенном виде
охарактеризовать качественное своеобразие развития всех основных элементов
рынка на современном этапе и на заданном отрезке времени в будущем.
Формализованная модель развития рынка представляет систему уравнений,
охватывающие его основные показатели. Для каждого рынка система может иметь
различное число уравнений и показателей, однако в любом случае она должна
включать в себя уравнения спроса и предложения.
При составлении модели развития рынка необходимо:
Во-первых, определение перспектив развития конкретного рынка не может
осуществляться изолировано от
других социально-экономических
(демографических,
взаимодополняемым и взаимозаменяемым товарам.
Во-вторых, учет влияния на развитие товарного рынка большого числа факторов,
тенденции развития которых в будущем могут существенно изменяться, определяет
необходимость построения нескольких вариантов моделей развития рынка и
нахождение оптимального варианта из нескольких.
Третьим существенным моментом, составляющим проблематику построения модели
развития рынка, является определение степени агрегации товарных групп. Надо
четко представить, на каком уровне
следует строить прогноз
Все эти моменты в значительной степени зависят от периода прогноза. Различают
несколько видов прогнозирования: конъюнктурное (3 – 6 месяцев), краткосрочное
(1 – 2 года), среднесрочное (3 – 5 лет), долгосрочное (5 – 10 лет),
перспективное (более 10 лет).
Очевидно, чем короче период прогноза, тем легче предусмотреть и правильно
оценить степень воздействия на развитие рынка определяющих его факторов. С
удлинением периода прогноза увеличивается число вариантов модели.
Основными источниками информации
о будущих характеристиках
- человеческий опыт и интуиция;
- экстраполяция тенденций, процессов, закономерности развития которых в прошлом
и настоящем достаточно известны;
- модель исследуемого процесса, отражающая или желательные тенденции его развития.
В соответствии с этим существуют три дополняющих друг друга способа