Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 18:02, реферат
Основоположником конъюнктурных исследований стал У.Митчелл. Основной его идеей
стало статистическое изучение системы экономических показателей, объясняющих
действие различных факторов и экономическое моделирование процессов изменяющих
конъюнктуру. Если говорить о экономической конъюнктуре, то она определяется
отношением факторов и условий и выражаемая соотношением спроса, предложения и
динамики цен. производство товаров и товарные запасы. Однако главной в
механизме формирования рыночной конъюнктуры является цена, потому, что она
обеспечивает взаимодействие всех остальных факторов и поддерживает динамику.
Определение понятиям спрос и предложение можно дать и относительно цены. Спрос
это количество данного товара, которое может быть приобретенным по определённой
цене. Цена это один из основных факторов, влияющих на спрос и предложения, а
следовательно и на конъюнктуру рынка.
Введение……………………………………………………………………………….2 стр.
1.Понятие рынка……………………………………………………………………3-4 стр.
2.Классификация рынков………………………………………………………5-6 стр.
3.Конъюнктура рынка и ее виды…………………………………………..7 стр.
3.1.Факторы влияющие на конъюнктуру………………………….7-9стр.
3.2.Основные объекты конъюнктурных исследований…...10-11 стр.
3.3.Конъюнктура и прогнозирование рынка……………………..12-14 стр.
3.4.Емкость рынка……………………………………………………………….15-17 стр.
3.5.Сегментация рынка……………………………………………………….18-21 стр.
4.Вывод………………………………………………
спроса (повышение цен, сокращение сервиса ).
Нежелательный спрос. Спрос на товары , вредные для здоровья. Задача М. -
убедить любителей чего-то отказаться от своих привычек, распространяя
устрашающие сведения, резко поднимая цены и ограничивая доступность товара.
3.2.Основные объекты конъюнктурных исследований.
Задача конъюнктурных исследований состоит в определении степени воздействия
отдельных факторов на формирование конъюнктуры в определённый момент времени.
Решить такую задачу возможно, если вести исследование конъюнктуры с учетом
новых явлений, возникающих в сфере производства. Для того, что бы
представлять ситуацию, происходящую на рынке, недостаточно знать изменения
цен, биржевых индексов, движение запасов и колебания других показателей.
Исследование рыночной конъюнктуры требует знаний закономерностей развития
экономики, взаимодействий рынков
в воспроизводственном
Выделяются три уровня исследования конъюнктуры :
- Общехозяйственный ( показывает состояние мирового хозяйства или хозяйства
отдельной страны, группы стран, складывающихся под воздействием
конъюнктурообразующих факторов, включает следующие аспекты :экономический
потенциал хозяйства и его элементы ( природные, производственные, трудовые,
финансовые ресурсы., научно-образовательный и инфраструктурный потенциал;
институциональная структура хозяйства. Включает фирменную структуру, масштабы
концентрации , специализации производства и сбыта, организационные формы
государственного
структура, характеристики реализуемых товаров, факторы влияющие на
формирование региональных рынков, уровень экономического развития,
распределение доходов между хозяйствующими субъектами и населением,
соотношение цен на конкурирующие товары, накопление товарных запасов и др.;
соотношение спроса и предложения с учётом степени использования материальных,
финансовых, трудовых ресурсов; коммерческие и финансовые условия реализации
товаров.
- Отраслевой ( показывает положение в отрасли национального или
мирового хозяйства ).
- Отдельного товара ( показывает положение отдельного товара в
масштабе мирового, национального или регионального рынка ).
Одним из главных понятий
исследования конъюнктуры
в динамике и соотношении цен. Необходимо установить причины , вызвавшие сдвиг
в уровне или структуре цены. Так же необходим анализ изменений технологии
производства, условий потребления товаров, учет изменений в оптовой и
розничной торговле. Исследования этих изменений помогают лучше понять
направления движения цен. На цены и издержки производства товаров
воздействует ряд различных факторов.
Оценка этого воздействия,
т.е. учет происходящих
производится путём анализа соответствующих показателей, определяющих динамику
и уровень цен различных товаров. После того как получено представление о
направлении развития экономики в целом, следует переходить к исследованию
развития тех отраслей экономики, которые являются главными потребителями на
данном рынке. В результате исследований изменений в объёме и структуре
потребления составляется оценка развития производства товара, конъюнктура
рынка которого изучается. Анализ развития потребления и производства
позволяет сделать вывод об изменении в соотношении между спросом и
предложением, определить возможную
емкость рынка и будущий
Методы исследования конъюнктуры любого товарного рынка, хозяйства или отрасли
разрабатываются на основе показателей, которые могут помочь в определении
направления развития производства, торговли и финансов в будущем. При этих
исследованиях проводится оценка соотношения предложения и спроса за
необходимый отрезок времени, изучение колебаний цен, продажи товаров и услуг,
товарных запасов, оценка устойчивости развития рынка.
При изучении конъюнктуры
рынков необходимо
могут дать количественную оценку различным изменениям, которые происходят в
экономике исследуемой отрасли.
Количественное состояние
групп показателей :
- Измеряется объём и динамика производства в целом, размер инвестиций,
уровень занятости, размеры заработной платы, данные о заказах. Это так
называемые показатели сферы производства.
- Платёжеспособный спрос,
розничной и оптовой торговле –Перечисленное относится к показателям
внутрирегиональной торговли.
- Объёмы, динамика, географическое распределение межрегиональных связей,
объёмы импорта и экспорта, объемы грузоперевозок Данная группа показателей
относится к группе межрегиональных и внешнеэкономических связей.
- Кредитно-денежное обращение.
К этой группе оценки
других ценных бумаг, процентные ставки, размеры банковских депозитов,
валютные курсы.
Основной характеристикой
конъюнктуры рынка является
сбалансированности спроса и предложения. Она проявляется в поведении цен,
скорости оборачиваемости
конъюнктуры, Типы конъюнктуры различают на благоприятный или неблагоприятный.
При благоприятной конъюнктуре достигается сбалансированность спроса и
предложения, цены удерживаются на стабильном уровне.
При неблагоприятной
росту товарных запасов, замедлению оборачиваемости товаров, наблюдаются
затруднение в сбыте товаров.
Успех конъюнктурных исследований зависит от скорости получения объективной и
полной информации о причинах, характере
и размере колебаний
спроса и предложения на различных рынках.
Главные требования к информации – оперативность и достоверность. Информация
состоит из трёх этапов:
- Определение круга показателей;
- разработка схемы передачи
информации во времени и
- Объём и форма представления информации.
При изучении конъюнктуры рынка ведутся систематические наблюдения за всеми
экономическими показателями, изменение которых показывает сдвиги в
соотношении спроса и предложения, а также позволяет анализировать причины
этих изменений. После переработки информации составляется аналитический
документ, который называется конъюнктурный обзор.
3.3.Конъюнктура и прогнозирование рынка.
Общая цель рыночных исследований состоит в определении условий, при которых
обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса населения в товарах
данного вида и создаются предпосылки для эффективного сбыта произведенной
продукции. В соответствии с этим первоочередной задачей изучения рынка является
анализ текущего соотношения спроса и предложения, т.е. конъюнктуры рынка.
Конъюнктура рынка – это совокупность условий, при которых в данный момент
протекает деятельность на рынке. Она характеризуется определенным соотношением
спроса и предложения на товары данного вида, а также уровнем и соотношением
цен.
Рассматриваются три уровня
исследования конъюнктуры
отраслевой и товарный.
Комплексный подход к
изучению конъюнктуры рынка
- использование различных,
- сочетание ретроспективного
конъюнктуру рынка;
- применение совокупности
Сбор информации – важнейший
этап изучения конъюнктуры
единого источника информации о конъюнктуре, который содержал бы все сведения
об изучаемых процессах. При исследовании используются различные виды
информации, полученные из различных источников. Различают информацию: общую,
коммерческую, специальную.
Общая информация включает данные, характеризующие рыночную ситуацию в
целом, в увязке с развитием отрасли или данного производства. Источниками ее
получения являются данные государственной и отраслевой статистики, официальные
формы учета и отчетности.
Коммерческая информация – это данные, извлекаемые из деловой документации
предприятия, по вопросам сбыта вырабатываемой продукции и получаемые от
партнеров в порядке информационного обмена. К ним относятся:
заявки и заказы торговых организаций;
материалы служб изучения рынка предприятий, организаций и учреждений торговли
(материалы о движении товаров
в оптовых и розничных
конъюнктурные обзоры, предложения по текущей замене ассортимента и т.п.).
Специальная информация представляет данные, полученные в результате
специальных мероприятий по изучению рынка (опросов населения, покупателей,
специалистов торговли и промышленности, экспертов, выставок-продаж,
конъюнктурных совещаний), а также
материалы научно-
организаций.
Специальная информация имеет особую ценность, поскольку содержит сведения,
которые нельзя получить другим путем. Поэтому при изучении конъюнктуры рынка
особое внимание надо уделять получению обширной специальной информации.
При изучении конъюнктуры рынка ставится задача не только определения
состояния рынка на тот или иной момент, но и предсказания вероятного
характера дальнейшего его развития по крайней мере на один - два квартала, но
не более чем на полтора года, то есть прогнозирование.
Прогноз рынка – это научное предвидение перспектив развития спроса,
товарного предложения и цен, выполненное в рамках определенной методики, на
основе достоверной информации,
с оценкой его возможной
Прогноз рынка базируется на учете закономерностей и тенденций его развития,
основных факторов, определяющих это развитие, соблюдении строгой
объективности и научной добросовестности при оценке данных и результатов
прогнозирования.
В общем виде разработка прогноза рынка имеет четыре этапа:
- установление объекта
- выбор метода прогнозирования;
- процесс разработки прогноза;
- оценка точности прогноза;
Установление объекта прогнозирования – важнейший этап научного
предвидения. Например, на практике часто идентифицируют понятия продажи и
спроса, поставок и товарного предложения, рыночных цен и цен реализации.
В определенных условиях такие замены возможны, но с соответствующими