Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 18:02, реферат
Основоположником конъюнктурных исследований стал У.Митчелл. Основной его идеей
стало статистическое изучение системы экономических показателей, объясняющих
действие различных факторов и экономическое моделирование процессов изменяющих
конъюнктуру. Если говорить о экономической конъюнктуре, то она определяется
отношением факторов и условий и выражаемая соотношением спроса, предложения и
динамики цен. производство товаров и товарные запасы. Однако главной в
механизме формирования рыночной конъюнктуры является цена, потому, что она
обеспечивает взаимодействие всех остальных факторов и поддерживает динамику.
Определение понятиям спрос и предложение можно дать и относительно цены. Спрос
это количество данного товара, которое может быть приобретенным по определённой
цене. Цена это один из основных факторов, влияющих на спрос и предложения, а
следовательно и на конъюнктуру рынка.
Введение……………………………………………………………………………….2 стр.
1.Понятие рынка……………………………………………………………………3-4 стр.
2.Классификация рынков………………………………………………………5-6 стр.
3.Конъюнктура рынка и ее виды…………………………………………..7 стр.
3.1.Факторы влияющие на конъюнктуру………………………….7-9стр.
3.2.Основные объекты конъюнктурных исследований…...10-11 стр.
3.3.Конъюнктура и прогнозирование рынка……………………..12-14 стр.
3.4.Емкость рынка……………………………………………………………….15-17 стр.
3.5.Сегментация рынка……………………………………………………….18-21 стр.
4.Вывод………………………………………………
Введение…………………………………………………………
1.Понятие
рынка…………………………………………………………………
2.Классификация рынков………………………………………………………5-6 стр.
3.Конъюнктура
рынка и ее виды………………………………………
3.1.Факторы влияющие на конъюнктуру………………………….7-9стр.
3.2.Основные объекты
3.3.Конъюнктура и прогнозирование рынка……………………..12-14 стр.
3.4.Емкость рынка…………………………………
3.5.Сегментация рынка………………………
4.Вывод……………………………………………………………
Одно из определений слова "конъюнктура" - это связь различных, сложившаяся
на данный промежуток времени обстоятельств, явлений и условий, создающих
определённую ситуацию в какой-либо сфере общественной жизни. Впервые понятие
конъюбыло использовано в Германии в 17 в. экономистом А.Вагнером.
Наиболее важными факторами, влияющими на конъюнктуру, он назвал изменения в
технологии производства, изменения количества урожая в сельском хозяйстве,
изменения в экономической политике и социальной структуре общества.
Основоположником
стало статистическое изучение системы экономических показателей, объясняющих
действие различных факторов и
экономическое моделирование
конъюнктуру. Если говорить о экономической конъюнктуре, то она определяется
отношением факторов и условий и выражаемая соотношением спроса, предложения и
динамики цен. производство товаров и товарные запасы. Однако главной в
механизме формирования рыночной конъюнктуры является цена, потому, что она
обеспечивает взаимодействие всех остальных факторов и поддерживает динамику.
Определение понятиям спрос и предложение можно дать и относительно цены. Спрос
это количество данного товара, которое может быть приобретенным по определённой
цене. Цена это один из основных факторов, влияющих на спрос и предложения, а
следовательно и на конъюнктуру рынка.
Конъюнктура хозяйства, как объект исследования, представляет собой конкретное
соотношение процесса общественного воспроизводства в определённое время, в
различных рамках, например отраслевых. Экономическая конъюнктура,
складывающаяся под воздействием конъюнктурообразующих факторов является
составной частью экономической науки.
1.Понятие рынка
В рыночной экономике
основополагающим элементом
определение рынка, присущее любой модели рыночной экономики (американской,
японской, скандинавской и др.): рынок есть соединение спроса и
предложения. Однако это определение не выявляет глубинных свойств рынка как
экономического феномена. Более точно роль рынка в экономической жизни выражает
следующее определение: рынок – это форма общественной связи между
людьми, состоящая во взаимной купле-продаже товаров. Это определение позволяет
трактовать рынок как сферу экономических отношений, а не просто как
столкновение безликих компонентов экономики (спроса и предложения).
Рынок – это, с одной стороны,
сфера отношений между
(производителями и
экономики, куда входят сферы производства товаров, их распределения и
потребления, а также элементы планирования и регулирования экономики.
Подходя к понятию рынка более детально, можно отметить, что наличие рынка
характеризуется присутствием его обязательных элементов:
- людей (организаций) со своими потребностями;
- покупательной силы (обычно денег);
- соответствующих возможностей (купить и продать);
- желания купить (наличие покупателей, желающих купить товар);
- продавцов, желающих и имеющих
возможность произвести и
Из этого определения следует:
- необходимо знать нужды
созданию товара и совершению акта покупки;
- рынок может как расширяться, так и сокращаться в зависимости от
покупательской способности;
- путем увеличения
производства товаров и более широкого их распространения могут быть расширены
существующие рынки и созданы новые;
- рынки могут быть расширены за счет более эффективного стимулирования желания
купить посредством
Для дальнейшего понимания сущности рынка следует выявить наиболее общие признаки
рынка и их основные характеристики.
Первый отличительный признак рынка – взаимодействие продавцов и покупателей.
Одна из важных задач маркетинга для фирм, работающих на рынке, - стремление
достичь равновесного состояния между спросом и предложением товаров и услуг.
На практике такого равновесия в течение относительно длительного периода
времени достичь довольно сложно. Чаще всего случается рыночная ситуация,
когда либо спрос на товары и услуги превышает их предложение, либо
предложение превышает спрос.
В первом случае имеет место рынок, который характеризуется наличием
относительно малого количества продавцов (или вообще одного монополиста),
проводящих согласованную
остро нуждающихся в товаре. Если такая ситуация сохраняется достаточно долго,
например в силу законодательных или иных ограничений, препятствующих
проникновению на данный рынок новых предпринимателей, то речь идет о так
называемом рынке продавца. При таких условиях продавцу нет смысла тратить
средства на реализацию маркетинга. Его продукцию все равно купят, а, проводя
исследования, он понесет дополнительные затраты.
Во втором случае имеет место рынок покупателя, который характеризуется
большим числом разнообразных товаров и большой рыночной властью покупателя.
На таком рынке каждый предприниматель (или продавец) может увеличить свои
доходы, лишь создавая и реализуя продукцию,
способную удовлетворить
покупателей. Такое положение заставляет продавца тратить дополнительные
усилия по реализации своего товара, что является одним из стимулирующих
факторов использования
Второй отличительный признак рынка – его конкурентный характер. Конкурентами
на рынке могут выступать такие субъекты рынка, как предприниматели
(индивидуальные или различные объединения и ассоциации), индивидуальные и
коллективные потребители
организации. На рынке покупателя неизбежна конкуренция между
предпринимателями, вступающими во взаимное соперничество за внимание
покупателей. И наоборот, на рынке продавца имеет место соперничество между
покупателями за внимание продавца.
Третий признак современного рынка – стабилизация отношений между субъектами
рынка на основе интеграции, когда они, сохраняя стремление к взаимному
соперничеству, вместе с тем оказываются
заинтересованными в
монополизации экономики. Причем такая интеграция не навязывается сверху, а
обусловливается характером развития
деловых отношений и
консенсус разнообразных субъектов экономики. Примерами такой интеграции могут
служить социальное партнерство в сфере регулирования занятости населения,
создания систем переквалификации трудовых ресурсов и т.п.
1. Рынки по соотносительности покупателя и продавца (по конъюнктуре)
подразделяются на:
· Рынок продавца (спрос превосходит предложение).
Характеристики такого рынка:
- ограниченный ассортимент
товаров, постоянный дефицит
- узкопрофильные объемы и масштабы производства;
- полное отсутствие конкуренции.
· Рынок покупателя (превышение предложения над спросом):
- большое ассортиментное
многообразие предлагаемых
- устойчивые объемы и масштабы производства этих товаров;
- высокий уровень конкуренции.
· Рынки не продавца и не покупателя – состояние рынка, на котором
фирма-изготовитель может сбывать
продукцию в достаточном
осуществляться стимулирование спроса. Отправной точкой деятельности фирмы при
этом является учет рынков на которых реализуется продукция фирмы.
· Регулируемые рынки, подпадающие под действие товарных соглашений, а
также государственных нормативных актов, направленных на их стабилизацию.
· Региональные товарные рынки – это рынки, в основе выделения которых
лежит региональная или страновая принадлежность объектов товарно-денежного
обмена, рынки конкретных товаров и товарных групп, товары определенной
отрасли, отдельной страны.
2. В зависимости от того, какие потребности определили спрос на
соответствующий товар, могут быть выделены следующие виды рынков:
· потребительский рынок;
· рынок предприятий:
- рынок товаров промышленного назначения;
- рынок промежуточных продавцов;
- рынок государственных учреждений;
· международный рынок.
Потребительский рынок – это отдельные лица и домохозяйства, покупающие
или приобретающие иным способом товары и услуги для личного потребления. Этот
рынок состоит из множества субрынков, таких как рынок молодежи, пожилых людей и
т.п.
Рынок предприятий – это совокупность лиц и организаций, закупающих товары
для использования их в дальнейшем производстве, для перепродажи или
перераспределения. Он имеет три
разновидности:
- рынок товаров промышленного назначения – это совокупность отдельных лиц
и организаций, закупающих товары и услуги, которые используются либо при
производстве других товаров и услуг (сырье, материалы), продаваемых или
сдаваемых в аренду, либо в качестве составной части иных товаров и услуг,
поставляемых потребителям (например, комплектующие изделия).
Основные характеристики рынка товаров промышленного назначения следующие:
- меньшее число покупателей;
- при их немногочисленности покупатели крупнее;
- покупатели сконцентрированы географически;