Концепция маркетинга на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

По уровню качества жизни Россия в настоящее время значительно отстает от промышленно развитых стран.

Основной причиной такого отставания является проведение советского эксперимента по насаждению централизованно-плановой системы хозяйствования, к основным чертам которой относят приоритет государственной собственности, жесткое централизованное планирование хозяйственной деятельности на всех уровнях управления, отсутствие конкуренции и заинтересованности работников и, в результате – низкий уровень качества и эффективности товаров и др.

Содержание

1.Концепция маркетинга на предприятии.
1.1Сущность, цели, задачи, принципы маркетинга.
Организация маркетинговой деятельности предприятия.
Анализ потребителя как метод маркетинговой деятельности.
I. Конкурентоспособность товара.
I.1. Понятие конкуренции и конкурентоспособности.
Конкуренция и маркетинг.
Оценка конкурентоспособности товара.
II. Организация маркетинговых исследований на предприятии.
II.1. Определение потребности в проведении маркетинговых исследований.
Технология проведения маркетинговых исследований.
II.1.1. Изучение конъюнктуры рынка.
Оценка спроса и предложения.
II.2. Методы реализации маркетинговых исследований.
III. Разработка маркетинговой программы.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Менеджмент.docx

— 60.72 Кб (Скачать)

 

К основной задаче комплексного изучения рынка относится анализ и оценка намеченных к производству изделий  с точки зрения параметров их спроса.

В теории маркетинга спрос на товар или  услугу определяется как платежеспособная потребность, поэтому не всякая потребность  есть спрос. Очень наглядно это определение  спроса иллюстрирует ситуация в народном хозяйстве России в условиях кризиса  платежей. Производство продукции во многих отраслях снижается не потому, что нет потребности в данных товарах, а потому, что на них нет  спроса: потребители не могут оплачивать необходимую им продукцию. Объем  рыночного спроса в каждый конкретный момент времени составляет некоторую  долю емкости рынка.

Определение спроса и размеров рынка  включает в себя оценку величины и  структуры текущего действительного  спроса и перспективную оценку спроса на рынке.

Так как рыночный спрос имеет  многофункциональную природу, то для  его прогнозирования необходимо, по результатам анализа рынка, выделить ключевые факторы, определяющие его  динамику. Затем нужно оценить  степень их влияния на спрос и  составить прогноз эволюции факторов в будущем. После выполнения этих процедур осуществляется прогноз спроса на основе какого-либо метода.

При анализе предложения конкретного  товара важное значение имеет изучение состояния и тенденций развития соответствующего мирового товарного  рынка. Фирмы ведут непрерывно исследования по выявлению перспектив НТП, большое  внимание уделяется ожидаемым открытиям, которые могут повлечь за собой  коренные изменения в области  производства и сбыта на мировом  товарном рынке и в сфере международного товарооборота в целом.

На основе исследования спроса и  предложения, потребительских предпочтений, производится прогноз возможностей развития рынка. Определяющими в  этой связи являются: оценка возможностей развития спроса на продукцию на конкретном рынке; определение перспектив в  изменении емкости рынка; определение  возможностей развития производства, потребления, уровня цен.

 

    1. Методы реализации маркетинговых исследований.

 

Реализация  маркетинговых исследований предполагает использование объемного методологического  аппарата. Выделяют следующие количественные методы:

    • многомерные методы (факторный и кластерный анализ). Используются для обследования маркетинговых решений, в основе которых лежат многочисленные взаимосвязанные переменные;

метод статистической теории принятия решений (теория массового  обслуживания, теория игр и т.д.). Применяется для принятия оптимального решения при наличии множества взаимосвязанных переменных;

имитационные методы и  модели. Используются в случаях, когда элементы, определяющие маркетинговую ситуацию, не поддаются аналитическим решениям;

регрессивные и корреляционные методы. Применяются для определения взаимосвязей между переменными, описывающими маркетинговую деятельность;

модели сетевого планирования и управления. Используются для определения последовательности выполнения работ при решении различных маркетинговых задач.

Очевидно, что представленный перечень далеко не исчерпывает все виды и  разнообразие методов, используемых в  процессе исследований.

Среди методов, применяемых для прогнозирования  конъюнктуры рынка, наиболее популярными  являются: экстраполяция, экспертные оценки, корреляционно-регрессионный анализ, балансовый метод.

Максимальный эффект прогнозирования  достигается при комплексном  использовании и сочетании многих методов.

 

  1. Разработка маркетинговой программы.

 

Программа маркетинга – это система взаимосвязанных мероприятий, определяющих действие предприятия – производителя и экспортера – на заданный период по всем блокам маркетинга. Формируется на основе комплексного исследования рынка, выявления запросов покупателей, стратегии и тактики маркетинга. Под стратегией маркетинга понимается формирование основных долгосрочных целей и задач фирмы, согласование последовательности действий, а также распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей. Тактика маркетинга – конкретные действия, выполняемые с целью эффективной реализации заданной маркетинговой стратегии. Тактика маркетинга формируется и реализуется на каждом задействованном рынке и по каждому товару.

Комплексные маркетинговые исследования создают  обоснованную базу для принятия решений  о стратегии и программе развития предпринимательской и сбытовой деятельности фирмы. Прогнозирование  рынка, разработка стратегии и планирование своих действий на рынке, формирование рыночного спроса - основные принципы маркетинговой концепции внутрифирменного управления. В отличие от концепций управления, именно стратегическое управление, предвидение последующих действий фирмы соответственно изменяющимся требованиям рынка, разработка комплекса взаимоувязанных мер в области товарной, сбытовой, ценовой и стимулирующей политики с учетом возможной реакции конкурентов и т.д. представляют значительные преимущества маркетингового подхода к управлению в производственно-сбытовой и научно-технической деятельностью фирмы. Проводить долгосрочную стратегическую политику, избегать значительных экономических и социальных потрясений и добиваться стабильного развития и перспективных успехов позволяют маркетинговые программы. 

В программном  заявлении должна быть четко указана  сфера (или сферы) деятельности фирмы. Определителями границ сфер деятельности могут служить товары, технологии, группы клиентов, их нужды или сочетание  нескольких факторов. Программное заявление  с позиций рыночной ориентации определяет предприятие с точки зрения его  деятельности по обслуживанию конкретных групп потребителей и/или удовлетворению конкретных нужд и запросов.

Любая разумная деятельность должна быть направлена на достижение поставленных целей. Прежде всего, цель – это ориентир, к которому должно идти предприятие  в своей деятельности. Цели должны быть выполнимыми и подсказывать направление действий. После определения  долгосрочных целей разрабатывается  стратегия их достижения. Стратегии  могут быть различными, например, стратегия  номенклатуры (товарная политика), техническая  политика, стратегия снижения издержек, повышения качества, конкурентной борьбы, ценовая политика, организационная  и кадровая политика. Разработка стратегии (или стратегической программы) означает программно-целевой подход к деятельности предприятия. Если такой программы  нет, предприятие всегда будет плестись в хвосте у своих конкурентов.

Программа маркетинговой деятельности носит рекомендательный характер, и  если руководство соглашается с  ее содержанием и принимает ее, то она входит составной частью в  общий план работы фирмы, которому уже  придается сила директивного документа. Естественно, план фирмы более широкий, нежели маркетинговая программа  и включает дополнительно такие  вопросы как финансовая, кадровая политика и т. д. Однако, некоторые  фирмы склонны рассматривать  маркетинговую программу как  прообраз и основу полного плана.

Фирма, для  которой маркетинг необходим, должна составлять маркетинговые программы постоянно, а не от случая к случаю.

В маркетинге используется принцип скользящего  планирования, предусматривающий текущую  последовательную корректировку показателей. К примеру, если программа составлена на 5 лет, то корректировки должны вносится ежегодно, а для российских условий  даже чаще, поскольку политическая и экономическая нестабильность находят свое отражение на любом  рынке и достижение определенных количественных показателей ( объем  прибыли, объем рынка и т. д. ) напрямую зависят от постоянно изменяющихся ставок налогов, уровня инфляции, выплат заработной платы в различных  регионах, социальных программ правительства, указов по поводу запрещения некоторых  видов рекламы и т. п.  Поэтому, необходимо включение в планы  некоторых финансовых и ресурсных  “подушек” - резервных фондов на случай непредвиденных обстоятельств.

При разработке маркетинговых программ, как и  планов внутрифирменного развития, используется также принцип многовариантности, т. е. соответствующие службы предпочитают готовить не один, а несколько вариантов  маркетинговой программы и плана (обычно 3 варианта - минимальный или  наихудший, оптимальный, наиболее вероятный  и максимальный или наилучший).

 

 

 

  1. Заключение.

 

Обобщенно говоря об эффективном функционировании маркетинговой деятельности, ее основная цель - максимальное изменение управляемых  факторов и максимальное приспособление к факторам неуправляемым в соответствии с поставленными целями. К управляемым  факторам относятся: стратегия и  цели фирмы, общий климат внутри фирмы (готовность рисковать, новаторство, межчеловеческие  отношения), элементы деловой активности (производство, финансы, НИОКР и т. д.). Неуправляемые факторы - политика конкурентов, правительственные распоряжения, экономические, социальные и другие катаклизмы. Существует также полууправляемый  фактор - поведение покупателей, но на мой взгляд, специфика его именно в России - то, что он скорее относится  к управляемым, поскольку воздействию  рекламы и различных рекламных акций на россиян можно только удивляться, возможно, потому, что это является еще пока новшеством на российском рынке и импонирование внимания со стороны фирмы (выражающееся в устроении бесплатных дегустаций, распродажах со скидкой, лотереях и т. п.) во многом определяет дальнейший выбор потребителя. И именно поэтому зарубежные компании с развитой маркетинговой службой не имеют проблем с внедрением на наш рынок продукции, иногда серьезно уступающей по качеству российским аналогам (что особенно касается продуктов). И в настоящее время в условиях затоваривания многих, если не большинства,  рынков нашей страны, концентрация внимания на маркетинговых усилиях российских фирм жизненно необходима для того, чтобы хотя бы остаться на плаву.

Информация о работе Концепция маркетинга на предприятии