Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2011 в 20:01, курсовая работа
Цель: проанализировать процесс казначейского исполнения доходной, расходной частей бюджетов и разработать предложения по совершенствованию.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
- дать характеристику теоретическим аспектам казначейской системы исполнения бюджетов в РФ;
- охарактеризовать порядок казначейского исполнения бюджетов;
- выявить проблемы казначейской системы исполнения бюджетов;
- сделать соответствующие выводы.
Введение…………………………………………………………………………3
1 Теоретические аспекты казначейской системы исполнения бюджетов в РФ
1.1 Понятие и сущность казначейской системы исполнения бюджетов…..5
1. 2.Задачи казначейской системы исполнения бюджетов в РФ……………11
2 Порядок казначейского исполнения бюджетов
2.1 Кассовое обслуживание исполнения бюджета……………………………16
2.2 Механизм и порядок казначейского исполнения бюджетов по доходам и расходам………………………………………………………………………….19
3. Проблемы казначейской системы исполнения бюджетов и пути их решения…………………………………………………………………………..29
Заключение………………………………………………………………………41
Литература……………………………………………………………………….
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Теоретические аспекты казначейской системы исполнения бюджетов в РФ
1.1 Понятие и сущность казначейской системы исполнения бюджетов…..5
1. 2.Задачи казначейской системы исполнения бюджетов в РФ……………11
2 Порядок казначейского исполнения бюджетов
2.1 Кассовое
обслуживание исполнения
2.2 Механизм
и порядок казначейского
3. Проблемы
казначейской системы исполнения
бюджетов и пути их решения……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Тема курсовой работы «Казначейская система исполнения бюджетов: современное состояние, проблемы и перспективы их решения».
В финансовой системе любой страны ведущее место занимает бюджет, который характеризует денежные отношения, складывающиеся у органов государственной власти и местного самоуправления с юридическими и физическими лицами в процессе распределения и перераспределения национального дохода.
Важнейшими условиями успешного исполнения федерального бюджета являются, увеличение его доходной части, рациональное и целевое расходование бюджетных средств. При этом механизм исполнения федерального бюджета должен оказывать существенное влияние на всю систему функционирования государственных финансов.
Исполнение бюджета в Российской Федерации, формирование его доходов и финансирование расходов из него возложено на единую систему органов Федерального казначейства, Министерства финансов Российской Федерации.
Важная роль отводится органам Федерального казначейства в ведении лицевых счетов распорядителей, получателей ассигнований, финансируемых из федерального бюджета. На органы Федерального казначейства возложены задачи по организации, осуществлению и контролю использования средств федерального бюджета, управлению расходами этого бюджета на счетах казначейства в банках.
Цель: проанализировать процесс казначейского исполнения доходной, расходной частей бюджетов и разработать предложения по совершенствованию.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
- дать характеристику теоретическим аспектам казначейской системы исполнения бюджетов в РФ;
- охарактеризовать порядок казначейского исполнения бюджетов;
- выявить проблемы казначейской системы исполнения бюджетов;
-
сделать соответствующие
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литератры.
При
написании работы были использованы
работы российских и зарубежных экономистов,
а также публикации статей и материалов
в журналах, также использовались официальные
сайты Минфина, Россказна, Россказна и
др.
1 Теоретические аспекты казначейской системы исполнения бюджетов в РФ.
1.1
Понятие и сущность
казначейской системы
исполнения бюджетов
Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года №1556 был решен вопрос о казначейском исполнении федерального бюджета. С этого момента началось возрождение казначейства в России.
В Российской Федерации устанавливается только одна система исполнения бюджетов всех уровней – казначейская. Организация исполнения бюджетов занимаются органы исполнительной власти, причем непосредственное исполнение бюджетов осуществляют финансовые органы, в составе которых создаются казначейства (федеральные и территориальные). Именно эти органы в лице казначейства осуществляют управление счетами бюджетов и бюджетными средствами, являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств[1].
Одной
из стадий бюджетного процесса является
исполнение бюджета. Несмотря на широкое
применение этого термина в экономической
литературе и практике хозяйствования,
вопросам содержания данного понятия
уделяется недостаточное
Таблица 1. Основы исполнения бюджета в Российской Федерации
Обеспечение исполнения бюджетов | Правительство
РФ Высший
исп. орган гос. власти субъекта РФ Местная администрация |
Федеральный бюджет,
гос. внебюджетные фонды; Бюджеты
субъектов РФ, террит. гос. внебюдж.
Фонды; Местные бюджеты |
Организация исполнения бюджетов | Финансовый
орган Мин. финансов РФ Финансовый
орган субъекта РФ Финансовый орган местного самоуправления |
Федеральный бюджет Бюджеты субъектов
РФ Местные бюджеты |
Кассовое обслуживание бюджетов | Федеральное казначейство | Бюджеты бюджетной системы РФ |
Таким образом, бюджет является одной из основополагающих финансово-правовых категорий. В настоящее время отсутствуют единые подходы к определению понятия «бюджет». Разные авторы по-своему выделяют характерные черты и функции бюджета. Сложность определения сущности бюджета связана с тем, что данный термин используется для обозначения различных по своей природе явлений.
Можно выделить два основных значения бюджета. Первое - как фонд. В этом случае бюджетом является совокупность денежных отношений по поводу образования и использования бюджетных средств. Второе - как финансовый план. Здесь бюджет представляет собой юридически оформленный документ, в котором в количественном выражении отражаются показатели получения государством денежных ресурсов, а также направления и размеры их использования.
Когда рассмотрена сущность бюджета, можно перейти к рассмотрению словосочетания «исполнение бюджета». Нужно отметить по Далю одним из значений глагола «исполнять является приводить в действие». Таким образом, исполнение бюджета - это не что иное, как реализация финансового плана государства на практике. Приведем несколько определений понятия «исполнение бюджета», предлагаемых разными авторами.
По мнению Акперова И.Г., исполнение бюджета - это «…процесс, который обеспечивает полное и своевременное поступление доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование организаций и учреждений в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение финансового года». [12, с. 27] Седова М.Л. говорит, «что исполнение бюджета - центральная стадия бюджетного процесса, на которой происходит реальное формирование и использование финансовых ресурсов соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления в форме бюджетного фонда…». [15, с. 7]
Годин А.М., Подпорина И.В. дают следующее определение данного понятия: «Исполнение бюджетов начинается после их утверждения в установленном порядке… Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением процедур санкционирования и финансирования». [17, с. 143-148]
Наиболее точным будет следующее определение: исполнение бюджета - это совокупность финансово-денежных отношений при формировании доходов и осуществлении расходов средств государственного фонда в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых на текущий финансовый год в соответствии с финансовым планом государства.
Как известно, в мире существует несколько систем исполнения бюджета. В России в настоящее время используется казначейская система исполнения бюджета. В современной научной литературе встречаются различные трактовки данного понятия. Так, Иванова Н.Г. и Маковник Т.Д. дают следующее определение понятия «казначейская система исполнения бюджета»: «…при казначейской системе, обязательства бюджетополучателей по принятию к исполнению и последующему непосредственному осуществлению платежей за предоставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги от имени и по поручению их берет на себя и осуществляет казначейство, обеспечивая при этом целевое использование бюджетных средств». [20, с. 29] Данное определение является неточным, поскольку не в полной мере раскрывает сущность казначейского исполнения бюджета, которое не только «осуществляет платежи за предоставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги…», то есть ограничено рамками расходных операций, а также осуществляет управление доходами бюджета, осуществляет контроль за бюджетными потоками и др.
По этому вопросу более близко мнение Прокофьева С.Е., который понятие «казначейское исполнение бюджетов» рассматривает как «…организационно-финансовую категорию управления государственными финансами и бюджетным процессом, как способ организации государственной казны, кассового исполнения бюджета по расходам и доходам и осуществления бюджетно-финансового контроля». [21, с. 11-12]
Нестеренко Т.Г. говорит, что «казначейское исполнение - это такое исполнение бюджетов, при котором все участники бюджетного процесса открывают свои номинальные счета (или лицевые счета) на едином счете органа, организующего исполнение соответствующего бюджета…». Именно на этом счете ведутся учетные регистры участников бюджетного процесса (лицевые счета) и Главной книги, в которой последовательно отражаются бухгалтерские записи обо всех экономических событиях, связанных с исполнением бюджета». [21, с. 3]
Как
видно, в научной литературе отсутствует
достаточно полное научное определение
содержания понятия «казначейское
исполнение бюджетов». Наиболее точное
и полное следующее определение: Казначейское
исполнение бюджетов - это регламентированный
государством процесс формирования и
расходования средств государственной
казны, в том числе бюджетных фондов, в
рамках проводимых бюджетных, налоговых,
денежно-кредитных, социальных и политических
реформ, в пределах бюджетных ассигнований,
выделяемых на текущий финансовый год,
а также контроль за своевременным доведением
и целевым использованием бюджетных средств,
их учет, мониторинг и управление ими.
Действующее законодательство не дает определения понятий «исполнение бюджета», «казначейское исполнение бюджета», «кассовое исполнение бюджета». Отсутствие законодательно закрепленных однозначно понимаемых значений этих терминов создает определенные трудности в практической работе.
В бюджетном кодексе РФ понятие «кассовое обслуживание исполнения бюджета» определяется как «проведение и учет операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета» (ст. 6). В ст. 215.1 Кодекса говорится: «кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством». [1]
Наряду с этим, в ст. 215.1БК РФ предусматривается возможность по соглашению с исполнительным органом государственной власти субъекта РФ передачи ему полномочия Федерального казначейства по такому обслуживанию исполнения региональных и местных бюджетов. Но в данном случае для исполнительных органов власти, их финорганов речь должна идти не об обслуживании (кассовом) исполнения территориальных бюджетов, а об использовании последними казначейских методов и технологий кассового исполнения бюджетов (по проведению и учету кассовых операций). [1]
Суть казначейского исполнения территориальных бюджетов состоит не только в проведении и учете операций по кассовому поступлению в бюджет и кассовым выплатам из бюджета. Эти операции могут осуществляться не только органами Федерального казначейства, но и исполнительными органами власти территориальных образований, их финорганами. Главное заключается в использовании казначейских методов и технологий кассового исполнения бюджета, основная особенность которых выражается, в указанных выше особенностях казначейского исполнения бюджетов.
Информация о работе Казначейская система исполнения бюджета и пути их решения