Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 15:04, дипломная работа
Цель: изучить роль кадров в маркетинговой службе предприятия и на этой основе разработать предложения по повышению эффективности деятельности маркетинговой службы на примере конкретного предприятия.
Исходя из поставленной цели, задачами настоящей работы являются:
- рассмотрение сущности и значения деятельности маркетинговой службы на предприятии;
- рассмотрение механизма формирования маркетинговой службы на предприятии;
- разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности маркетинговой службы предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ 6
1.1 Понятие и значение службы маркетинга 6
1.2 Возникновение и развитие служб маркетинга на предприятии 11
1.3 Место службы маркетинга в системе управления предприятием 19
2. ФОРМИРОВАНИЕ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА НА ПРИМЕРЕ ООО «ЭНЕРГО СЕТЬ ТРАНС» 26
2.1 Краткая характеристика предприятия и выпускаемой продукции 26
2.2 Системный подход к созданию службы маркетинга 38
2.3 Обеспечение эффективной деятельности службы маркетинга на предприятии 45
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ 49
3.1 Организационные мероприятия по повышению эффективности деятельности службы маркетинга 49
3.2 Повышение профессионально-квалификационного уровня персонала службы маркетинга 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78
Электронный маркетинг. Современное предпринимательство должно использовать возможности “электронной экономики” (создание своего сайта в Интернете, электронная реклама, участие в электронных торгах, аккредитация на электронных площадках, новые системы передачи данных, сотовая, в том числе широкополосная, связь). Коммерция делает маркетинг предпринимательской структуры глобальным, позволяет снизить трансакционные издержки, оперативно реагировать на запросы рынка и потребителей.
Превращение маркетинга в центр прибыли. Финансовая сторона маркетинга очень важна, так как связана со значительными затратами. Особое значение имеет система ценообразования на товар, которая должна строиться исходя из спроса и полезности товара. Без налаженного управленческого учета логистических затрат на маркетинговые мероприятия, выявления их реальной эффективности, денежной оценки результатов деятельности отдела маркетинга, невозможно превратить его в центр прироста прибыли. Без такой перспективы само его существование всегда будет под вопросом [21, с.81].
Приоритетное кадровое обеспечение. Без наличия инициативных и квалифицированных руководителей и специалистов любая маркетинговая стратегия обречена на неудачу. Нет смысла создавать из маркетинговой службы слабый отдел конъюнктурного института. Необходимый персонал следует специально готовить в лучших учебных центрах страны и за рубежом, находить на рынке вакансий, рекрутировать из маркетинговых агентств, консалтинговых центров.
В глобальном маркетинге важнейшее значение имеют качество товара, реклама, уровень обслуживания, упаковка, снижение логистических затрат. В российских условиях наиболее актуальны: политика цен, модернизация товара, набор надежных партнеров, общественные связи, повышение квалификации торгового персонала. Например, компания сотовой связи «МТС» приоритетами заявляет доступность, качество услуг, высокие технологии.
РФ
- страна с переходной (транзитивной) экономикой.
Законодательное регулирование, правоприменительная
практика, развитие инфраструктуры, контрактная
дисциплина, уровень применения передовых
информационных технологий в нашей стране
пока еще не вполне соответствуют стандартам
развитой рыночной экономики. Наиболее
существенные различия в маркетинговой
практике зарубежного и отечественного
менеджмента представлены в табл. 1.3.
Таблица 1.3
Различия в маркетинговой практике стран СНГ и стран с развитой рыночной экономикой [21, с.82]
Развитая рыночная экономика | Транзитивная экономика стран СНГ |
1. Товарная политика | |
1.1. Производство товаров, исходя из требования рынка | 1.1. Расширение
имеющейся номенклатуры |
1.2.
Использование кросс- |
1.2. Взаимствование
новых продуктов за счет |
1.3.
Резкое снижение интервала |
1.3. Поддерживание традиционного ассортимента товаров |
2. Ценовая политика | |
2.1. Агрессивное ценообразование | 2.1. Инфляционное ценообразование |
2.2. Цены, основанные на спросе | 2.2. - Цены,
ограниченные налоговой |
2.3. Цены, основанные на пользе клиента | 2.3. - Цены монопольного рынка |
3. Каналы сбыта | |
3.1.
Признание важной роли |
3.1. Ориентация на прямые поставки |
3.2.
Построение многоканальной |
3.2. Стремление интегрировать посредников в каналы сбыта |
3.3. Налаживание партнерских отношений с оптовиками | 3.3. Стремление оптовиков к доминированию |
4. Продвижение товара | |
4.1. Реклама - двигатель торговли | 4.1. Отсутствие средств для широкой рекламной деятельности |
4.2. Государственная поддержка - необходимый элемент международного маркетинга | 4.2. Российские чиновники продвигают западные торговые марки |
4.3. Общественные связи - премьерлига бизнес-сообщества | 4.3. Лоббирование интересов является средством формирования портфеля заказов |
4.4. Договор - гарант надежности исполнения контрактных обязательств | 4.4. Личные знакомства - залог исполнения договорных обязательств |
Как
видно из данных табл.1.3., можно отметить
существенные различия в маркетинговой
практике стран СНГ и стран
с развитой рыночной экономикой, причем
последние явно уступают. Поэтому на
белорусских предприятиях необходимо
дальнейшее совершенствование деятельности
маркетинговых служб.
1.3
Место службы маркетинга в
системе управления
Организационно служба маркетинга должна быть подчинена непосредственно директору предприятия, что обеспечивает независимость ее положения по отношению к другим подразделениям и объективную оценку возможностей предприятия при разработке его маркетинговой политики. В своей деятельности служба маркетинга должна взаимодействовать с подразделениями предприятия, участвующими в достижении его производственно-коммерческих целей (рис.1.3.).
Рис. 1.3. Примерная схема взаимодействия службы маркетинга с подразделениями предприятия [14, с.32]
При взаимодействии с отделом главного конструктора и главного технолога служба маркетинга предоставляет следующие данные:
Конструкторские и технологические отделы взаимодействуют со службой маркетинга по всем вопросам, связанным с оценкой продуктивности новых решений по разработке и производству перспективной продукции, и обеспечивают службу маркетинга сведениями:
Взаимодействие службы маркетинга с отделом технического контроля осуществляется по вопросам повышения качества и надежности продукции.
С экономическими отделами и бухгалтерией служба маркетинга предприятия взаимодействует при:
Взаимодействие
службы маркетинга с отделом материально-
Взаимодействие с ОАСУП (отдел автоматизированных систем управления производством) осуществляется по вопросам организации и ведения автоматизированных коммерческих баз данных, проведения расчетов, обеспечивающих процесс конъюнктурно-экономических исследований.
C
юридическим отделом служба
В соответствии с основными направлениями деятельности служба маркетинга ряд функций своих подразделений может выполнять во взаимодействии с внешними предприятиями и организациями (специализированные организации по маркетинговым исследованиям и т.д.).
В
случае выделения маркетинга в отдельную
целевую систему или подсистему
распределение специальных
Таблица 1.4
Примерный перечень специальных функций управления в подсистеме «Маркетинг» [28, с.51]
Функциональная подсистема | Специальная функция управления |
1 | 2 |
Перспективное
и текущее технико- |
разработка краткосрочных и долгосрочных прогнозов развития рынка, его емкости, участия в разработке планов и программ НИОКР и производства, подготовка планов экспортной деятельности на различных рынках. |
Организация работ по стандартизации | сбор и анализ действующих стандартов, международных норм и правил, касающихся производимой продукции. |
Управление
технической подготовкой Организация производства Управление технологическими процессами |
разработка
эффективной системы |
Оперативное управление производством | корректировка планов с учетом реализации продукции имеющихся заказов. |
Технический контроль и испытания | совершение системы контроля и испытаний на основе информации о качестве продукции, поступающей от потребителя. |
Управление кадрами | обучение
кадров принципам и методам |
Управление МТС | определение поставщиков с учетом анализа качества их продукции, своевременности выполнения договоров на поставку. |
Управление сбытом продукции | организация системы товародвижения (товарные запасы, складское хозяйство, транспортировка). организация рекламы, дополнительных услуг, товарных скидок, торговли в кредит, мероприятий в области поставок, льготных сделок, скидок и т.д. |
Управление гарантийным обслуживанием | анализ
претензий покупателей к |
Управление капитальным строительством | разработка предложений по расширению или сворачиванию производственных мощностей с учетом прогнозов спроса на продукцию. |
Управление финансовой деятельностью | обоснование необходимости капиталовложений в развитие производства с учетом изменения технической политики. |
Учет и отчетность | оперативный сбор сведений о каналах сбыта, оптовой и розничной торговле, специализированных магазинах. |
Экономический анализ | анализ положения продукции на рынке, изменяющихся условий в инфраструктуре, соотношении цен, объема сбыта, заказов. |
С переходом к рынку управление маркетингом приобретает такое же значение, как и управление производством, финансами и кадрами. Руководители маркетинга несут всю полноту ответственности за координацию и взаимоувязку сбыта и распределения, сбора информации и исследовательских работ, рекламы и стимулирования сбыта, планирования развития рынка и ассортимента продукции предприятия. Они отвечают теперь за управление всей деятельностью предприятия в сфере маркетинга, за организацию исследований маркетинга, за разработку планов маркетинга, за представление руководству фирмы планов и предложений, направленных на достижение намеченных целей, и за получение согласия руководства на их проведение в жизнь.
Для обеспечения реализации возложенных на службу маркетинга задач, она должна иметь хорошее информационное обеспечение, в том числе определенную информацию и по стадиям жизненного цикла товара.
На первых двух стадиях (выработка стратегии товара и формирование плана НИОКР) жизненного цикла продукта (ЖЦТ) службе маркетинга необходима следующая информация:
Информация о работе Кадры в маркетинговой службе предприятия