Кадры в маркетинговой службе предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 15:04, дипломная работа

Описание работы

Цель: изучить роль кадров в маркетинговой службе предприятия и на этой основе разработать предложения по повышению эффективности деятельности маркетинговой службы на примере конкретного предприятия.
Исходя из поставленной цели, задачами настоящей работы являются:
- рассмотрение сущности и значения деятельности маркетинговой службы на предприятии;
- рассмотрение механизма формирования маркетинговой службы на предприятии;
- разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности маркетинговой службы предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ 6
1.1 Понятие и значение службы маркетинга 6
1.2 Возникновение и развитие служб маркетинга на предприятии 11
1.3 Место службы маркетинга в системе управления предприятием 19
2. ФОРМИРОВАНИЕ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА НА ПРИМЕРЕ ООО «ЭНЕРГО СЕТЬ ТРАНС» 26
2.1 Краткая характеристика предприятия и выпускаемой продукции 26
2.2 Системный подход к созданию службы маркетинга 38
2.3 Обеспечение эффективной деятельности службы маркетинга на предприятии 45
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ 49
3.1 Организационные мероприятия по повышению эффективности деятельности службы маркетинга 49
3.2 Повышение профессионально-квалификационного уровня персонала службы маркетинга 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78

Работа содержит 1 файл

Кадры в маркетинговой службе на примере ООО «Энерго Сеть Транс».doc

— 622.50 Кб (Скачать)

     Электронный маркетинг. Современное предпринимательство должно использовать возможности “электронной экономики” (создание своего сайта в Интернете, электронная реклама, участие в электронных торгах, аккредитация на электронных площадках, новые системы передачи данных, сотовая, в том числе широкополосная, связь). Коммерция делает маркетинг предпринимательской структуры глобальным, позволяет снизить трансакционные издержки, оперативно реагировать на запросы рынка и потребителей.

     Превращение маркетинга в центр прибыли. Финансовая сторона маркетинга очень важна, так как связана со значительными затратами. Особое значение имеет система ценообразования на товар, которая должна строиться исходя из спроса и полезности товара. Без налаженного управленческого учета логистических затрат на маркетинговые мероприятия, выявления их реальной эффективности, денежной оценки результатов деятельности отдела маркетинга, невозможно превратить его в центр прироста прибыли. Без такой перспективы само его существование всегда будет под вопросом [21, с.81].

     Приоритетное  кадровое обеспечение. Без наличия инициативных и квалифицированных руководителей и специалистов любая маркетинговая стратегия обречена на неудачу. Нет смысла создавать из маркетинговой службы слабый отдел конъюнктурного института. Необходимый персонал следует специально готовить в лучших учебных центрах страны и за рубежом, находить на рынке вакансий, рекрутировать из маркетинговых агентств, консалтинговых центров.

     В глобальном маркетинге важнейшее значение имеют качество товара, реклама, уровень  обслуживания, упаковка, снижение логистических  затрат. В российских условиях наиболее актуальны: политика цен, модернизация товара, набор надежных партнеров, общественные связи, повышение квалификации торгового персонала. Например, компания сотовой связи «МТС» приоритетами заявляет доступность, качество услуг, высокие технологии.

     РФ - страна с переходной (транзитивной) экономикой. Законодательное регулирование, правоприменительная практика, развитие инфраструктуры, контрактная дисциплина, уровень применения передовых информационных технологий в нашей стране пока еще не вполне соответствуют стандартам развитой рыночной экономики. Наиболее существенные различия в маркетинговой практике зарубежного и отечественного менеджмента представлены в табл. 1.3. 

Таблица 1.3

Различия  в маркетинговой практике стран  СНГ и стран с развитой рыночной экономикой [21, с.82]

Развитая  рыночная экономика Транзитивная  экономика стран СНГ
1. Товарная политика
1.1. Производство товаров, исходя  из требования рынка 1.1. Расширение  имеющейся номенклатуры выпускаемых  товаров
1.2. Использование кросс-функционально составленных команд для разработки нового продукта 1.2. Взаимствование  новых продуктов за счет капиталовложений  западных компаний
1.3. Резкое снижение интервала времени  от разработки продукта до  его продвижения на рынок 1.3. Поддерживание традиционного ассортимента товаров
2. Ценовая политика
2.1. Агрессивное ценообразование 2.1. Инфляционное  ценообразование
2.2. Цены, основанные на спросе 2.2. - Цены, ограниченные налоговой политикой
2.3. Цены, основанные на пользе клиента 2.3. - Цены монопольного рынка
3. Каналы сбыта
3.1. Признание важной роли посредников  в системе сбыта 3.1. Ориентация  на прямые поставки
3.2. Построение многоканальной системы  сбыта 3.2. Стремление  интегрировать посредников в  каналы сбыта
3.3. Налаживание партнерских отношений с оптовиками 3.3. Стремление  оптовиков к доминированию
4. Продвижение товара
4.1. Реклама - двигатель торговли 4.1. Отсутствие  средств для широкой рекламной  деятельности
4.2. Государственная поддержка - необходимый  элемент международного маркетинга 4.2. Российские  чиновники продвигают западные  торговые марки
4.3. Общественные связи - премьерлига  бизнес-сообщества 4.3. Лоббирование  интересов является средством  формирования портфеля заказов
4.4. Договор - гарант надежности исполнения  контрактных обязательств 4.4. Личные  знакомства - залог исполнения договорных  обязательств
 

     Как видно из данных табл.1.3., можно отметить существенные различия в маркетинговой  практике стран СНГ и стран  с развитой рыночной экономикой, причем последние явно уступают. Поэтому на белорусских предприятиях необходимо дальнейшее совершенствование деятельности маркетинговых служб. 

1.3 Место службы маркетинга в  системе управления предприятием 

     Организационно  служба маркетинга должна быть подчинена  непосредственно директору предприятия, что обеспечивает независимость ее положения по отношению к другим подразделениям и объективную оценку возможностей предприятия при разработке его маркетинговой политики. В своей деятельности служба маркетинга должна взаимодействовать с подразделениями предприятия, участвующими в достижении его производственно-коммерческих целей (рис.1.3.).

Рис. 1.3. Примерная схема взаимодействия службы маркетинга с подразделениями предприятия [14, с.32]

     При взаимодействии с отделом главного конструктора и главного технолога  служба маркетинга предоставляет следующие  данные:

  • количественные и качественные требования потенциальных и существующих потребителей новой продукции;
  • план мероприятий по коммерческой реализации и техническому обслуживанию продукции;
  • стоимостные ограничения на цену изделия, определяемые рынком и производителями аналогичной продукции.

     Конструкторские и технологические отделы взаимодействуют  со службой маркетинга по всем вопросам, связанным с оценкой продуктивности новых решений по разработке и производству перспективной продукции, и обеспечивают службу маркетинга сведениями:

  • о реальном состоянии и возможностях предприятия в области конструирования новой техники и технологии;
  • об уровне квалификации специалистов;
  • о конструкторских, ресурсных и прочих ограничениях;
  • о прочих факторах, влияющих на эффективность работы службы маркетинга.

     Взаимодействие  службы маркетинга с отделом технического контроля осуществляется по вопросам повышения качества и надежности продукции.

     С экономическими отделами и бухгалтерией служба маркетинга предприятия взаимодействует  при:

  • разработке планов внедрения передовой техники;
  • организации производства;
  • определении экономической эффективности новой продукции и технологии;
  • анализе работы предприятия;
  • разработке перспективных и текущих планов социально-экономического развития предприятия.

     Взаимодействие  службы маркетинга с отделом материально-технического снабжения осуществляется при подготовке договоров на приобретение необходимой для производства материально-технической продукции и управления ее запасами.

     Взаимодействие  с ОАСУП (отдел автоматизированных систем управления производством) осуществляется по вопросам организации и ведения автоматизированных коммерческих баз данных, проведения расчетов, обеспечивающих процесс конъюнктурно-экономических исследований.

     C юридическим отделом служба маркетинга  взаимодействует по вопросам  правового обеспечения производственно-коммерческой деятельности предприятия.

     В соответствии с основными направлениями  деятельности служба маркетинга ряд  функций своих подразделений  может выполнять во взаимодействии с внешними предприятиями и организациями (специализированные организации по маркетинговым исследованиям и т.д.).

     В случае выделения маркетинга в отдельную  целевую систему или подсистему распределение специальных функций  управления по функциональным подсистемам  может соответствовать приведенному в табл.1.4. 

Таблица 1.4

Примерный перечень специальных функций управления в подсистеме «Маркетинг» [28, с.51]

Функциональная  подсистема Специальная функция управления
1 2
Перспективное и текущее технико-экономическое  и социальное планирование разработка  краткосрочных и долгосрочных прогнозов  развития рынка, его емкости, участия в разработке планов и программ НИОКР и производства, подготовка планов экспортной деятельности на различных рынках.
Организация работ по стандартизации сбор  и анализ действующих стандартов, международных норм и правил, касающихся производимой продукции.
Управление  технической подготовкой производства

Организация производства

Управление  технологическими процессами

разработка  эффективной системы взаимодействия и взаимосвязей планирующих и  производящих подразделений, основанной на учете меняющейся ситуации на рынке и изменений требований потребителей к качеству продукции.
Оперативное управление производством корректировка планов с учетом реализации продукции  имеющихся заказов.
Технический контроль и испытания совершение  системы контроля и испытаний на основе информации о качестве продукции, поступающей от потребителя.
Управление  кадрами обучение  кадров принципам и методам маркетинга.
Управление  МТС определение поставщиков с учетом анализа  качества их продукции, своевременности выполнения договоров на поставку.
Управление  сбытом продукции организация системы товародвижения (товарные запасы, складское хозяйство, транспортировка). организация рекламы, дополнительных услуг, товарных скидок, торговли в  кредит, мероприятий в области поставок, льготных сделок, скидок и т.д.
Управление  гарантийным обслуживанием анализ  претензий покупателей к качеству продукции и обслуживания.
Управление  капитальным строительством разработка  предложений по расширению или сворачиванию производственных мощностей с учетом прогнозов спроса на продукцию.
Управление  финансовой деятельностью обоснование необходимости капиталовложений в  развитие производства с учетом изменения  технической политики.
Учет  и отчетность оперативный сбор сведений о каналах сбыта, оптовой и розничной торговле, специализированных магазинах.
Экономический анализ анализ  положения продукции на рынке, изменяющихся условий в инфраструктуре, соотношении  цен, объема сбыта, заказов.
 

     С переходом к рынку управление маркетингом приобретает такое же значение, как и управление производством, финансами и кадрами. Руководители маркетинга несут всю полноту ответственности за координацию и взаимоувязку сбыта и распределения, сбора информации и исследовательских работ, рекламы и стимулирования сбыта, планирования развития рынка и ассортимента продукции предприятия. Они отвечают теперь за управление всей деятельностью предприятия в сфере маркетинга, за организацию исследований маркетинга, за разработку планов маркетинга, за представление руководству фирмы планов и предложений, направленных на достижение намеченных целей, и за получение согласия руководства на их проведение в жизнь.

     Для обеспечения реализации возложенных  на службу маркетинга задач, она должна иметь хорошее информационное обеспечение, в том числе определенную информацию и по стадиям жизненного цикла товара.

     На  первых двух стадиях (выработка стратегии  товара и формирование плана НИОКР) жизненного цикла продукта (ЖЦТ) службе маркетинга необходима следующая информация:

  • описание на количественном или качественном уровне социально-экономических целей предприятия;
  • задания, содержащиеся в директивных документах, и основные задания целевых комплексных программ, народнохозяйственных планов;
  • сведения об объекте планирования (изделия, технологический комплекс и т.п.);
  • эталонное представление о проектируемом объекте, прогнозируемые показатели перспективного образца;
  • патентная документация, отчеты по НИР, технологические решения перспективного образца;
  • имеющиеся прогнозы конъюнктуры;
  • утвержденные типажи машин, описания и проекты международных стандартов и сертификационных требований;
  • каталоги, проспекты, почтовая реклама, промышленные классификации, статьи в периодических журналах, справочники по параметрам изделия для рассматриваемой группы однородной продукции;
  • промышленные образцы;
  • сведения об унифицированных узлах общепромышленного производства;
  • предложения лицензий и сведения о деловой репутации возможных партнеров;
  • сведения о научно-техническом потенциале предприятия применительно к объекту разработки;
  • сведения о производственных и материальных ресурсах.

Информация о работе Кадры в маркетинговой службе предприятия