Кадры в маркетинговой службе предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 15:04, дипломная работа

Описание работы

Цель: изучить роль кадров в маркетинговой службе предприятия и на этой основе разработать предложения по повышению эффективности деятельности маркетинговой службы на примере конкретного предприятия.
Исходя из поставленной цели, задачами настоящей работы являются:
- рассмотрение сущности и значения деятельности маркетинговой службы на предприятии;
- рассмотрение механизма формирования маркетинговой службы на предприятии;
- разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности маркетинговой службы предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ 6
1.1 Понятие и значение службы маркетинга 6
1.2 Возникновение и развитие служб маркетинга на предприятии 11
1.3 Место службы маркетинга в системе управления предприятием 19
2. ФОРМИРОВАНИЕ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА НА ПРИМЕРЕ ООО «ЭНЕРГО СЕТЬ ТРАНС» 26
2.1 Краткая характеристика предприятия и выпускаемой продукции 26
2.2 Системный подход к созданию службы маркетинга 38
2.3 Обеспечение эффективной деятельности службы маркетинга на предприятии 45
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ 49
3.1 Организационные мероприятия по повышению эффективности деятельности службы маркетинга 49
3.2 Повышение профессионально-квалификационного уровня персонала службы маркетинга 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78

Работа содержит 1 файл

Кадры в маркетинговой службе на примере ООО «Энерго Сеть Транс».doc

— 622.50 Кб (Скачать)
 

     Если  предпринимательский климат позволяет  предприятию успешно действовать  в выбранной области бизнеса, то деятельность маркетинговой службы должна быть сосредоточена на товарном рынке, на котором будет или уже работает предприятие. Определяя основные направления политики по выходу предприятия на рынок со своей продукцией, необходимо иметь в виду следующие варианты:

     - приращение доли на рынке;

     - сохранение доли, установленной  ранее;

     - уменьшение доли.

     Выбор того или иного направления зависит  от решения многих вопросов, и прежде всего от внутренних возможностей предприятия  по выпуску конкурентоспособной  продукции. Но чтобы перейти к  выяснению своих возможностей, хозяйствующий  субъект должен знать, как будет складываться спрос на нее, какова будет его эластичность в связи с изменением цены и как повлияет эластичность на выручку предприятия, а также, каким будет предложение.

     Во-первых, маркетинг создает новый образ  мышления в управлении предприятием (фирмой). Он формируется как система мышления, т.е. комплекс умственных установок, направленных на оптимальное приспособление конкретных целей к реальным возможностям их достижения, на активный поиск системного решения возникающих проблем. Это попытка оптимально использовать наличные ресурсы и весь потенциал предприятия (фирмы) с учетом требований рынка. Изменения, происходящие в образе мышления, наглядно иллюстрирует эволюция концепций маркетинга на различных этапах его развития.

     Во-вторых, маркетинг создает и новый образ действия предприятия на рынке. Формируется целостная методология рыночной деятельности предприятия (фирмы), раскрывающая ее принципы, методы, средства, функции и организацию. Складывается и развивается система продвижения товаров, в которой используется богатый набор различных приемов: совершенствование функций товара, воздействие на потребителя, гибкая ценовая политика, реклама, эффективность каналов товародвижения и т.д.

     Таким образом, служба маркетинга на предприятии  играет важную роль, так как является своего рода «центром управления» всей маркетинговой деятельностью предприятия. 

1.2 Возникновение и развитие служб  маркетинга на предприятии 

     Маркетинг – сложный динамический процесс. Существуют три взгляда на эволюцию современного маркетинга:

     1. Исторически сложившаяся экономическая модель от производственной ориентации до рыночной, от наращивания объемов производства к снижению издержек и в конечном счете к максимизации добавленной стоимости.

     2. Представление о маркетинге с  начала XX в. тесно связано в общественном сознании с рекламой. Как только благодаря проникшей в средства массовой информации рекламе производители получили возможность увеличить количество и диапазон обращений к потребителю, на сцену выступил массовый маркетинг, удерживающий доминирующие позиции во многих отраслях деятельности. Методы прямого маркетинга включают использование новых технологий, которые предусматривают концентрацию ресурсов на целевых сегментах рынка.

      3. Экономическая традиция, возможно, больше чем практика, повлияла на теорию маркетинга. Мы рассмотрим причины этого явления.

      По  оценкам некоторых специалистов существуют только три способа увеличить  прибыль предприятия: увеличение объема продаж, снижение издержек и повышение  цен (рис. 1.2). 

Рис.1.2. Эволюция добавленной стоимости в маркетинге [1, с.170] 

      В условиях ограниченных производственных возможностей и при неограниченном спросе подобный принцип был оправдан и обеспечивал должную прибыльность на вложенный капитал. Это явилось  мощным стимулом к развитию массового производства на основе использования результатов научно-технического прогресса. Последнее привело к тому, что производственные возможности начали превосходить наличный спрос, и рынок товаров стал характеризоваться большей насыщенностью. Это усилило конкуренцию между производителями за потребителя, что, в свою очередь, обусловило изменение принципов ведения бизнеса, т.е. способствовало переходу от ориентации на производство к ориентации на сбыт. В результате на первое место вышел потребитель со всеми своими специфическими потребностями и желаниями.

     Как экономическое понятие и особый вид предпринимательской деятельности маркетинг возник на рубеже XIX— XX вв. Это было своего рода ответом на необходимость решать все более  усложняющиеся проблемы реализации в условиях развития крупномасштабного производства и нарастающей конкуренции рынка. Появилась потребность осваивать новые, более эффективные приемы рыночной деятельности, когда на смену «рынка продавца» стал приходить «рынок потребителя».

     Первые  учебные курсы маркетинга были открыты в 1901/02 учебном году в Иллинойском и Мичиганском университетах США. Хотя они носили в основном описательный характер, все же были выделены в самостоятельную учебную дисциплину из общей экономической теории и практики. Курсы содержали характеристику и описание основных приемов сбытовой деятельности предприятий, операций оптовых и розничных торговцев. Особое внимание было уделено вопросам рекламы, специфике реализации товаров различного направления.

     Популярность  курса маркетинга росла, и вскоре он стал составной частью программы подготовки будущих бизнесменов. В 1908 г. была основана первая коммерческая исследовательская фирма по проблемам маркетинга. В 1911 г. появились первые специализированные отделы маркетинга в управленческих аппаратах крупных компаний. В 20-е гг. в США создается Национальная ассоциация преподавателей маркетинга и рекламы, которая затем вошла в состав Американской ассоциации маркетинга, сформированной в 1937 г.

     Качественно новый толчок в развитии служб  маркетинга, по мнению специалистов, приходится на 60-80-е гг. 20 в. Это связано с переходом экономически развитых стран от индустриального к постиндустриальному периоду. Последний характерен тем, что производство перестает быть массовым, крупносерийным, а все больше ориентируется на индивидуализированные запросы потребителей, рынки все более дифференцируются, возможности снижения издержек на предприятиях ограничиваются, растет число небольших предприятий, существенно повышается роль научно-технической информации и т.д.

     В этих условиях стало ясно, что прибыль  предприятия зависит уже не только и не столько от снижения издержек собственного производства, а в значительной мере от того, какое внимание уделяется  исследованию службами маркетинга рынка  и конкурентов, качеству товара и организации его успешного продвижения на рынок.

     Современная деятельность маркетинговых служб  представляет собой программно-целевое  управление деятельностью предприятия/организации  по формированию портфеля заказов и  реализации товаров и услуг, ориентированное на определение и удовлетворение потребительского спроса, эффективное товародвижение, обеспечение рентабельной работы и развитие хозяйствующего субъекта.

     Целевые функции маркетинга в общем виде сконцентрированы в «Микс 4Р»: выбор  продукта для организации производства (Product); проведение рекламно-пропагандистской деятельности (Promotion); обоснование цены (Price) и определение места (Place) продажи товара.

     Объектами маркетинга в современной экономике  являются:

     - товары потребительского и производственного назначения;

     - продукты интеллектуального труда  (изобретения, ноу-хау, технологии, исследования, проекты, программные  продукты);

     - услуги производственного и потребительского  характера (услуги транспорта, хранения, до и после продажного обслуживания, учебные, медицинские, бытовые и др.);

     - нематериальные активы (торговые  марки и товарные знаки);

     - имущественные права (акции и  другие ценные бумаги, авторские  права, права собственности на  земельные участки и здания).

     Как система управления маркетинг постоянно развивается, взаимодействует с другими управленческими инновациями в сфере товародвижения, накапливает внедренческий опыт в новых сферах бизнеса. В табл.1.2. представлены пять важнейших инноваций XX века в сфере товародвижения. 

Таблица 1.2

Пять важнейших управленческих инноваций XX века в сфере товародвижения[21, с.81]

Инновации Миссия Доминирую-щий  принцип Общественная  эффективность Кредо
Маркетинг Формирование  портфеля заказов, обеспечивающего  устойчивое развитие предприятия Программно  целевой подход Наиболее  полное удовлетворение платежеспособного  спроса, развитие потребностей Бизнес - это конкуренция
Логистика Интегрирование  управления материальными потоками с рациональными запасами и издержками Сотрудничество Повышение устойчивости экономики, снижение затрат в товародвижении Бизнес - это компромисс интересов
Электронная торговля Организация торговых сделок в режиме реального  времени (онлайн) Стандартиза-ция Сокращение  управленческих (трансакционных) издержек Бизнес - это

глобальный

процесс

Конкурс-ные  торги Размещение  заказов на публичных тендерах Открытость Экономия  бюджетных и корпоративных средств Бизнес - это

общественные

связи

Аутсор-синг Выполнение  непрофильных функций заказчика  специализированной организацией на бессрочной договорной основе Надежность Повышение производительности общественного  труда Бизнес - это польза клиента
 

     Теневая экономика, фальсификация товаров, недобросовестная конкуренция несовместимы с ответственным маркетингом.

     Социальная  ответственность бизнеса и маркетинга не противоречит целевой ориентации предпринимательства на получение прибыли. Прибыль - объективный показатель эффективности бизнеса и маркетинга, главный источник дохода и стимул для предпринимателя, ресурс для развития дела.

     Стратегии, цели и методы маркетинговой политики зависят от особенностей рынка, товара, рыночной силы компании. В любой ситуации целесообразно опираться на универсальные принципы маркетинга как функции управления. К числу основных принципов относятся: программно-целевое управление; инновационный подход; ориентация на спрос; единство информационного и физического маркетинга; сочетание методов количественного и качественного анализа рынка; тотальное управление маркетингом; логистическая модель организации; электронный маркетинг; превращение маркетинга в центр прибыли; приоритетное кадровое обеспечение [21, с.80].

     Сочетание методов количественного и качественного  анализа рынка. Надежное информационно-аналитическое обеспечение политики маркетинга, особенно сегментации рынка, приоритезации (выбора целевого сегмента потребителей), позиционирования товара является необходимым элементом маркетинга. Использование данных статистики не всегда дает полную и достоверную фотографию рынка и должно дополняться материалами выборочных опросов, фокус-групп, интервью, а так же использованием специальных методов качественного анализа и оценки. К числу последних относятся SWOTанализ, АВС-анализ, Portfolio-анализ, бенчмаркинг [21, с.83].

     Тотальное управление маркетингом. Успех маркетинговой стратегии, политики продаж и выполнение плана соответствующих мероприятий во многом зависят от слаженной и целенаправленной внутрифирменной работы всех служб и подразделений, а также персонала компании.

     Логистическая модель организации. Маркетинг, сбыт и сервис строятся как подсистема интегрированной микрологистической системы компании. В логистике маркетинга используются: единая информационная система компании; анализ товарных запасов по методу ABC-XYZ; штриховое кодирование товара, логистически сконструированная упаковка; программа постоянного пополнения запасов торговли (CRP); концепция управления взаимоотношениями с клиентами (CRM); правила практики дистрибуции товаров (GDP) и т.д.

Информация о работе Кадры в маркетинговой службе предприятия