Исследование рынка закупок и выбор поставщиков алюминия

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 12:50, курсовая работа

Описание работы

Рыночные условия, представляя покупателям, право свободного приобретения товаров, ставят перед ними задачу самостоятельного выбора поставщика. При этом под покупателями имеется в виду и непосредственные его потребители (производственные предприятия и организации), и посреднические оптово-коммерческие организации, обслуживающие рыночный оборот.
Чтобы реализовать право выбора поставщиков необходимо иметь варианты выбора, т.е. на рынке должно быть несколько поставщиков, предлагающих к продаже одинаковую продукцию (поставщики-изготовители, торгово-коммерческие посредники).1

Содержание

Введение 3
1. Исследование рынка закупок алюминия 6
2. Критерии выбора поставщиков, выбор форм закупок алюминия 10
3. Порядок установления хозяйственных связей и заключение договоров поставки при закупках материальных ресурсов промышленным предприятием 18
4. Проблемы организации закупок на рынке 28
Заключение 30
Библиография 32

Работа содержит 1 файл

Самарский государственный экономический университет.docx

— 132.23 Кб (Скачать)

По продолжительности действия хозяйственные связи подразделяются на длительные и краткосрочные. Длительный характер хозяйственных связей, их стабильность играют большую роль в экономике предприятий. Они позволяют поставщикам и потребителям согласовывать сроки производства, поставок и потребления продукции, ее качество, ассортимент, повышать эффективность производства, снижать себестоимость, материалоемкость, сокращать брак.

Опыт работы поставщиков с предприятиями  по устойчивым прямым длительным хозяйственным  связям показывает их высокую эффективность. Стабильные непосредственные контакты предприятий-смежников позволяют  осуществлять взаимные долгосрочные программы  совершенствования техники, технологии и организации производства.

К опосредствованным относятся такие хозяйственные связи, при которых в качестве посредника во взаимоотношениях между производителями и потребителями продукции и в осуществлении ее поставок выступают оптово-торговые организации. Они согласовывают между предприятиями количество и ассортимент поставляемой продукции, ее технические характеристики, частные сроки поставок, организуют поставки продукции, участвуют в расчетах с поставщиками и потребителями, а также в договорных обязательствах.

Одним из основных элементов управления хозяйственными связями является принятие решения, определяющего субъекты (стороны) в процессе обмена продукцией производственно-технического назначения. При современных масштабах  производства оптимальный выбор  контрагента требует широкого применения экономико-математических методов  и вычислительной техники, полной механизации  и автоматизации расчетов и обработки  информации. Это позволяет максимально  сократить сроки обработки информации, находить оптимальные решения при  установлении вариантов сделок между  потребителями и поставщиками, основывая  их на всестороннем экономическом анализе.

Эффективность прямых длительных хозяйственных  связей, выражающаяся в экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов, является результатом целенаправленных усилий коммерческих служб предприятий-изготовителей  и потребителей – в соответствии с перспективными планами совместных мероприятий, долгосрочными хозяйственными договорами.

К основным направлениям сотрудничества предприятий, обеспечивающих рост экономической  эффективности прямых длительных хозяйственных  связей, относятся: улучшение ассортимента поставляемой продукции; освоение новых видов продукции, обеспечение стабильности ее качества в соответствии с требованиями заказчиков, подготовка материалов к производственному потреблению; обеспечение ритмичности и комплектности снабжения, поставка продукции по согласованным графикам оптимальными партиями; применение специализированных видов тары и транспортных средств; механизация погрузочно-разгрузочных работ.

Важным направлением повышения  эффективности прямых длительных хозяйственных  связей является “сокращение непроизводительных затрат, рациональное использование  складских помещений (емкостей) и  транспортных средств из-за ликвидации вынужденных замен сырья и  материалов вследствие оперативного внесения изменений потребителями заказов. Необходимость ритмичных и комплектных  поставок наиболее актуальна для  потребителей жидких и сыпучих грузов, массовых видов продукции (химическое сырье, цемент, металлопродукция, лесоматериалы, уголь и др.)”8. Это обеспечивается путем своевременной подготовки к приемке грузов и быстрому высвобождению транспортных средств, а также за счет стабилизации и согласования сроков отгрузки продукции, своевременной информации потребителя поставщиком о произведенной отгрузке.

Существенным направлением повышения  эффективности прямых связей является применение экономичных видов тары и транспортных средств. Это, как  правило, приводит к снижению себестоимости  готовой продукции и получению  дополнительной прибыли – за счет замены тары разового применения многооборотной. Обеспечивается большая сохранность  перевозимой продукции, повышение  уровня механизации погрузочно-разгрузочных работ, сокращение затрат на транспортировку  и т.д. Применение специализированных транспортных средств целесообразно  лишь при длительных связях потребителей и поставщиков, так как при  этом требуется установка на обоих  предприятиях оборудования по механизированной погрузке и разгрузке продукции. “Размер экономического эффекта  на предприятиях зависит также от характера и масштабов производства и потребления продукции, поставляемой по прямым связям, от частоты изменения этих связей. Эффект от прямых связей рассматривается как дополнительная прибыль предприятий, образующаяся в результате совместного долгосрочного взаимодействия этих предприятий”9.

Одной из основных особенностей прямых длительных связей и, одновременно, достоинством, является их стабильность. Между тем, строгое соблюдение условий транспортной или транспортно-производственной задачи, в ряде случаев требует  изменения установленных рациональных связей. В первую очередь, это связано  с фактами возникновения новых  предприятий, прекращением выпуска  или потребления продукции. Однако увеличение транспортных затрат может  быть частично или полностью компенсировано за счет повышения эффективности  прямых связей.

Усилению экономической заинтересованности поставщиков может служить финансирование потребителем (полностью или частично) работ: осуществляемых поставщиками для  выполнения заказов на продукцию  с более высокой степенью технологической  готовности к потреблению; изготовление потребителями для поставщиков  в необходимых случаях нестандартного оборудования и специальной оснастки; дифференциация цен на поставляемую продукцию, что позволило бы компенсировать поставщику дополнительные затраты  на изготовление продукции в соответствии с требованиями потребителей, а также  удерживало бы потребителя от экономически нецелесообразного расширения ассортимента заказываемой продукции; установление специальных цен или доплат к  основной цене на отдельные виды дополнительных услуг, оказываемых поставщиками при  прямых длительных хозяйственных связях.

Особенности заключения договора поставки.

Для договора поставки характерен особый порядок  его заключения. Законодательством (ст. 507 ГК) предусмотрен специальный  порядок урегулирования разногласий  сторона на тот случай, если на стадии заключения договора поставки между поставщиком и покупателем возникают такие разногласия относительно отдельных условий договора.

Для Самарской компании «Евро-Дом»  и Объединенной компании «Российский алюминий» предлагается заключение договора стандартной формы (приложение 2).

«Сторона, предложившая заключить договор (поставщик  или покупатель) и получившая от другой стороны акцепт на иных условиях, должна в течение 30 дней со дня получения  такого акцепта, если иной срок не предусмотрен законом или соглашением сторон, принять меры к согласованию условий  договора, относительно которых возникли разногласия, либо направить контрагенту  письменное сообщение о своем  отказе от заключения договора.

Неприятие мер к урегулированию разногласий  или направление контрагенту  уведомления об отказе от заключения договора на иных условиях не влекут признание  договора поставки заключенным в  редакции стороною, ответившей на оферту акцептом на иных условиях»10.

Вместе  с тем сторона, направлявшая  оферту  и получившая акцепт на иных условиях, в случае невыполнения названных  требований несет определенные неблагоприятные  последствия: на нее возлагается  обязанность возместить контрагенту  убытки, образовавшиеся у последнего в связи с уклонением от согласования условий договора. Такими убытками могут быть признаны, в частности, расходы стороны, направившей извещение  о согласии заключить договор  с предложением о согласовании его  условий (акцепт на иных условиях), если они понесены в связи с подготовкой  и организаций исполнения данного  договора, предпринятыми по истечении  тридцатидневного срока со дня получения  лицом, направлявшим оферту, акцепта  на иных условиях (п. 6 постановления  Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 22 октября 1997 г. № 18).

Для оценки факта заключения договора поставки особое значение приобретает условие  о сроке или сроках поставки товаров  «Евро-Дому». Данное условие, в силу того, что указание о нем присутствует в определении понятия договора поставки (ст. 506 ГК), является существенным условием последнего. «Условие о сроке или сроках поставки относится к определимым существенным условиям договора поставки, поскольку при отсутствии этого условия в тексте договора должны применяться диспозитивные нормы, позволяющие определить срок исполнения обязательства, не содержащего условия о дате его исполнения»11.

Существенным  условием для договора поставки, предусматривающих поставку товаров в течение всего срока действия договора отдельными партиями, служит период поставки (ст. 508 ГК), то есть обусловленные сторонами сроки поставки отдельных партий товаров.

В зависимости  от конкретных условий взаимоотношений, наряду с определением периодов поставки, в договоре могут быть установлены  график поставки (декадный, суточный и  т.п.) и самостоятельная ответственность  за его нарушение.

Как и  в других договорах, опосредствующих  предпринимательские отношения, досрочное  исполнение обязательств допускается  лишь по соглашению сторон. Особенностью же договора поставки является правило, в соответствии с которым товары, поставленные досрочно и принятые покупателем, засчитываются в счет количества товаров, подлежащих поставке в следующем  периоде.

Права и  обязанности сторон.

Важное  значение в поставочных отношениях имеет порядок исполнения «Российским алюминием» своих обязанностей по поставке товаров «Евро-Дому» (ст. 509 ГК).  Поставка должна осуществляться путем отгрузки (передачи) товаров покупателю по договору или лицу, указанному в нем качестве получателя.

При наличии  в договоре условия о поставке товаров по отгрузочным разнарядкам  покупателя обязанности поставщика следует рассматривать как выполняемые  в порядке встречного исполнения (ст. 328 ГК). Непредставление покупателем  отгрузочной разнарядки в установленной  срок дает поставщику право отказаться от исполнения договора либо приостановить  отгрузку товаров.

Неисполнение  «Российским алюминием» обязанности по поставке товаров «Евро-Дому» либо просрочка в исполнении этой  обязанности влекут применение ответственности форме возмещения убытков или взыскания неустойки (если таковая предусмотрена законом или договором).

Определенные  особенности, по сравнению с общими положениями, регулирующими договор  купли-продажи, предусмотрены законодательством  в отношении обязанностей поставщика по поставке покупателю товаров в  ассортименте, предусмотренном договором, с соблюдением требований к качеству и комплектности товаров.

Специальные правила, касающиеся ассортимента поставляемых товаров, регулируют лишь отношения  сторон, складывающиеся при поставке товаров отдельными партиями в течение  всего срока действия договора в  случае недопоставки товаров отдельной  позиции ассортимента в каком-либо отдельном периоде поставки. В  подобных ситуациях поставка товаров  одного наименования в большем количестве, чем предусмотрено договором, не может засчитываться в покрытие недопоставки товаров другого наименования, входящих в тот же ассортимент, и  подлежит восполнению поставщиком, если только такая поставка не произведена  с предварительного письменного  согласия покупателя. Ассортимент товаров, недопоставка которых подлежит восполнению, определяется по соглашению сторон, а  при отсутствии такового – в ассортименте, установленном для того периода, в котором допущена недопоставка (ст. 512 ГК).

Специальными  правилами регламентируются также  последствия нарушения поставщиком  условий договора поставки о качестве и комплектности поставляемых товаров (ст. 518-519 ГК). В этом случае поставщику, получившему уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров либо их некомплектности, предоставлено право соответственно заменить либо доукомплектовать товары и тем самым избежать негативных последствий, в частности необходимости удовлетворения требований покупателя, предусмотренных ст. 475 и 480 ГК,

«Евро-Дом» может также воспользоваться правом отказаться от оплаты товаров ненадлежащего качества либо недоукомплектованных, а если они уже оплачены, потребовать от поставщика возврата уплаченных сумм впредь до устранения недостатков и доукомплектования товаров либо их замены.

Указанные правомочия «Евро-Дома»  являются специальными мерами оперативного воздействия, главная особенность которых заключается в возможности их одностороннего применения.

Основные  обязанности «Евро-Дома»  по договору поставки, как это предусмотрено и общими положениями о купле-продаже товаров, состоят в принятии поставленных товаров и их оплате.

В тех  случаях, когда покупатель по установленным  законом или договором основаниям, в том числе и в связи  с выявленными им при принятии товаров существенными недостатками товаров или их некомплектностью заявляет отказ от поставленных товаров, он обязан обеспечить сохранность таких  товаров путем принятия их на ответственное  хранение, о чем незамедлительно  уведомляется «Российский алюминий». Если поставщик в разумный срок не вывезет товары, принятые «Евро-Домом» на ответственное хранение, или не распорядится ими, «Евро-Дом»  получает право возвратить товары поставщику или реализовать их с отнесением на поставщика всех своих расходов на ответственное хранение товаров, их реализацию или возврат поставщику. Неисполнение покупателем требования о принятии товаров на ответственное хранение дает права «Российскому алюминию» требовать их оплаты.

На покупателя (получателя) возложена обязанность  возвратить поставщику многооборотную тару и средства пакетирования, в  которых поступил товар, в порядки  и сроки, предусмотренные соответствующими обязательными правилами или  договором, если только иное не будет  установлено соглашением сторон. Прочие тара и упаковка, напротив, должны возвращаться поставщику лишь в случаях, предусмотренных договором.

«Евро-Дом»  , как это предусмотрено общими положениями о купле-продаже (ст. 486 ГК), обязан оплатить полученные товары в предусмотренный договором поставки срок, а при его отсутствии – непосредственно до или после получения товаров. Оплата товаров должна производиться с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором. Необходимо также иметь в виду, что конкретный срок  проведения расчетных операций применительно к различным формам расчетов определяется Центральным банком РФ, но предельный срок не должен превышать двух операционных дней в пределах одного субъекта Российской Федерации и пяти операционных дней в пределах Российской Федерации (ст. 80 Закона РФ «О Центральном банке российской Федерации (Банке России)».

Информация о работе Исследование рынка закупок и выбор поставщиков алюминия