Исследование потребительских предпочтений на рынке безалкогольных напитков

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 15:14, курсовая работа

Описание работы

В этой работе исследуем рынок потребительских товаров на примере рынка безалкогольных напитков, так как рынок безалкогольных напитков вплоть до последних месяцев входил в число наиболее быстрорастущих потребительских рынков России. За последние годы можно отметить значительное увеличение объемов потребления соков и минеральной воды – рыночное предложение по этим товарным группам выросло в несколько раз. Также идет увеличение потребления питьевой бутилированной воды. Основными причинами таких темпов роста является пропаганда здорового образа жизни и экологическая ситуация.

Содержание

1 Сущность, функции и значение маркетинговых исследований, и его принципы
1.1 Сущность, функции и значение рынка потребительских товаров
1.2 Понятие маркетинговые исследования
1.3 Формирование потребительских предпочтений
2 Рынок безалкогольных напитков
2.1 Спрос на безалкогольные напитки. Факторы, влияющие на формирование спроса
2.2 Предложение безалкогольных напитков. Факторы, влияющие на формирование предложения
2.3 Анализ торговли как организатора рынка безалкогольных напитков
3. Гипотезы и задачи данного маркетингового исследования
Приложение
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 197.29 Кб (Скачать)

  При выборе напитка огромную роль играют потребитнльские предпочтения в  отношении вкусовых линий. По мнению розницы, лидерами по вкусовым предпочтениям  оказались: апельсин (62,2% упоминаний), лимон (50%), ананас (46,7%), яблоко (27,8%). Можно отметить, что лидирующие позиции заняли неокрашенные или слабоокрашенные воды (рисунок 7). Опираясь на такую оценку вкусовых потребностей, производители безалкогольных напитков предлагают на рынке потребительских  товаров ассортимент продукции  в соответствии с потребностями.

  

  Рисунок 7. Популярность вкусовых линий безалкогольных напитков

  Ниже  приведен краткий перечень принципов  создания и продвижения напитков, продуктов питания:

  ·                   продукты должны обладать легендой, сердцем и душой;

  ·                   напитки должны быть источником приключений и желаний;

  ·                   напитки должны быть направлены на четкую целевую группу;

  ·                   напитки должны обладать как потребительской ценностью, так и событийностью.

  Как правило для определения товарного  предложения необходимо учитывать  сочетание факторов, влияющих на него.

  Во-первых, спрос является важнейшим фактором, влияющим на предложение. Покупательский спрос дает импульс для повышения или снижения объема выпуска. Например, сезонная продажа и климат. С наступлением лета объемы продаж безалкогольных напитков возрастают. Это в свою очередь требует увеличения выпуска продукции во столько раз, во сколько увеличился спрос.

  Во-вторых, на предложение влияет регион и численность. Расположение региона может отражать различие в доходе и других потребительских факторах. Численность и плотность населения, выявляет количество продукции для обеспечения товарного предложения и удовлетворении спроса.

  Возраст часто используют в качестве фактора, влияющего на товарное предложение. В зависимости от возраста производители  разрабатывают ассортимент выпуска продукции для определенной возрастной группы. Но в этом есть свой минус: люди одной возрастной категории не всегда придерживаются единых пристрастий и поведения.

  На  предложение безалкогольных напитков влияет также цена. Сегодня нам  предлагаются производителями напитки  в разной ценовой категории. Так, например, в Екатеринбурге поллитровая  бутылка минеральной стоит от 20 до 40 рублей за бутылку, литровая упаковка сока – от 30 до 60 рублей, газированная вода – от 15 до 30 рублей, питьевая вода – от 20 до 40 рублей за литр, квас –  от 30 до 40 рублей за литр. Цена зависит  от категории, продукции, от класса, от состава, от места выработки. Платежеспособность населения также влияет на предложение. С понижением платежеспособности населения  производители начинают производить  продукцию с более низкими  ценами, и наоборот.

  2.3 Анализ торговли  как организатор  рынка безалкогольных  напитков

  Один  из способов удовлетворения потребностей – поход в магазин и приобретение необходимого продукта. Следовательно, удовлетворение индивидуальных потребностей человека происходит через торговлю.

  Торговля  является неотъемлемой частью рынка  потребительских товаров. Она дает импульс производителю на то что  производить и как производить. С помощью потребителя торговля определяет место и роль каждого  конкретного товара, удовлетворяя потребности  покупателя. Торговля стимулирует производство и задает ему конкретное направление. И только через торговлю можно  представить рынок напитков, как  он подразделяется, и долю его потребления (рисунок 8)

     Сегодня многие крупные производители являются только оптовыми продавцами своих продуктов, организаторами сбытовых сетей, но и выходят на прямую связь с розничными продавцами, заинтересовывая их тем самым выгодными ценами и более широким ассортиментом своей продукцией (зачастую у оптовых предприятий присутствует не весь ассортимент того или иного производителя). Но и крупные сетевые торговцы диктуют сегодня условия, выставляют на полки и свой собственный товар — зачастую под маркой, идентичной названию торговой сети. В России сейчас собственные торговые марки есть практически во всех товарных группах такой товар попадает на самые лучшие места и пользуется наибольшим спросом, так как цена на него наиболее приемлемая для покупателей.

  Например, при снижении объема продаж соков  в 2008 г. на 40% по сравнению с 2007 г. Производители  соков переориентировали производственные мощности с натуральных соков  на выпуск сокосодержащих и безалкогольных напитков.

  В общем, как ни странно, оказалось, что  в отношении импорта и экономического роста развернувшийся в 2008 году широкомасштабный мировой финансовоэкономический кризис не сделал российскую экономику менее  прогнозируемой. Это, кстати, касается и потребительского поведения граждан. Экономисты предсказывали, что граждане будут с энтузиазмом тратить  деньги, они и тратили, несмотря ни на какой кризис. В кризисном четвертом  квартале ушедшего года оборот розничной  торговли увеличился почти на 10% в годовом исчислении. Оборот розничной торговли продовольственными товарами в январеноябре 2008 года составил 5595,0 млрд. рублей, что в товарной массе больше на 8,4% , чем за соответствующий период прошлого года (таблица 3), но в соотношении с ноября с октябрем оборот розничной торговли снизился и составил 97,7%. Исходя из этого следует вывод, что потребители стали меньше тратить на продукты или стали приобретать товары меньшей ценовой категории.

    Таблица 3: Динамика оборота розничной торговли продовольственными товарами 20072008 гг

  2007 2008
  млрд.

  рублей

в % к   млрд.

  рублей

в % к
  соответст

  вующему пе

  риоду пре

  дыдущего  года

  предыдущему

  периоду

  соответст

  вующему пе

  риоду пре

  дыдущего  года

  предыдущему

  периоду

Январь 327,9 109,9 74,8 427,5 111,7 74,1
Февраль 333,1 113,2 100,8 436,4 111,3 100,4
Март 365,6 113,6 109,0 477,6 109,6 107,3
Апрель 373,4 113,7 101,4 473,7 104,9 97,1
Май 383,4 113,4 101,7 510,5 109,0 105,6
Июнь 393,6 113,6 100,9 514,7 107,7 99,7
Июль 405,1 112,4 101,5 530,3 109,2 103,0
Август 416,3 113,5 102,8 545,6 109,5 103,0
Сентябрь 421,1 112,1 100,1 550,0 109,4 100,1
Октябрь 444,1 110,8 102,1 567,5 108,8 101,6
Ноябрь 455,2 110,6 100,6 561,2 105,7 97,7
  Январьноябрь   4318,8   112,4       5595,0   108,4  
Декабрь 566,1 112,7 123,0      
Итого 4884,9 112,4        

  Торговля  является организатором не только на внутреннем рынке потребительских  товаров, но и на внешнем. В настоящее  время для многих стран внешняя  торговля играет важнейшую роль в  более полном обеспечении своих  потребностей. Спрос на отдельные  виды товаров в странах, которые  не производят их в достаточном количестве, стимулирует развитие торговли такими товарами. В структуре импорта  продовольственных товаров и  сырья для их производства в 2007 г. удельный вес алкогольных и безалкогольных напитков составлял 8,8 % в стоимостном  выражении. Зависимость от импорта  отдельных сегментов рынка усиливает  его нестабильность, обусловливает  формирование цен под воздействием конъюнктуры мирового рынка, реальную возможность роста розничных  цен на внутреннем российском рынке. Экономический рост и повышение  конкурентоспособности продуктового комплекса страны выражаются в уровне ценовых соотношений между отечественными и импортными продовольственными товарами , при которых отечественные должны иметь, как минимум, равнозначную или  более низкую стоимость. Конкурентоспособность  большинства российских продовольственных  товаров на мировых рынках ограничена. Но имеются исключения, такие как  минеральная вода. Экспорт минеральных  вод за последние 6 лет увеличился в 2,6 раз. Общий объем экспорта продовольственных  товаров в 2007 г. составил 5,52 млрд долл. США из них 5,7 % составили алкогольные  и безалкогольные напитки, рост составил – 21,6% против 4,54 млрд долл. США в 2006 г.  
 
 
 
 
 
 

3. Гипотезы и задачи данного маркетингового исследования 

Перед написанием курсовой работы были выдвинуты  гипотезы:

- потребители  предпочитают иностранные безалкогольные  напитки;

- чаще  всего покупают бутилированную  продукцию.

Задачей данного маркетингового исследования является:

  • Определить степень известности марок безалкогольных напитков;
  • Определить предпочтения в безалкогольных напитках в зависимости от возврастной категории;
  • Выявить места покупки безалкогольных напитков;
  • Определить мотивы выбора той или иной марки безалкогольных напитков.
 

В ходе проведения маркетингового исследования были опрошены 50 человек. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

  Сегодня рынок безалкогольной продукции  переполнен импортом, а развитие собственных  напитков движется по западному направлению. Российский производитель должен переориентировать  российского потребителя на напитки  отечественного производства и стремиться сделать упор на традиционные «русские вкусы»: если в различных лимонадах  сильны позиции зарубежных компаний, то в таких вкусах, как «тархун», «байкал» и «дюшес», конкурентов  у россиян нет, также нет конкурентов  и в производстве самого «русского  напитка»  кваса.

  В силу разных вкусов потребителя становится все менее возможным классифицировать его, используя социологические  и маркетинговые исследования. Производимые напитки должны продвигаться на рынок  с учетом интересов различных  целевых групп. В новом обществе каждый потребитель представляет собой  индивидуальность, он ищет продукты, потребление  которых в точности отражает его  стиль.

  Основным  фактором, влияющим на спрос и на предложение, является сам потребитель. Сегодняшний российский потребитель  не похож на вчерашнего. Многие потребители  изменили свой образ жизни. Потребитель  стал более требовательным к информации о товаре, кроме того он стремится  к потреблению экологически чистых, оздоравливающих продуктов. Покупательское поведение на рынке включает в  себя процесс, в течение которого люди определяют: что, когда, где, у кого, и как часто делать покупки.

  В данный момент рынок безалкогольных напитков близок к насыщению, поэтому  уровень конкуренции на нем достаточно высок. Конкуренция ужесточается еще  и тем, что современный покупатель все больше обращает внимание на полезность напитка и количество калорий  в нем, вследствие чего происходит «омоложение» целевой аудитории безалкогольных напитков.

  Стало недостаточно просто догнать и наилучшим  образом скопировать своего конкурента, снизив при этом цены и предоставив  наиболее привлекательные условия  для совершения покупки. Политика предложения  равного качества единой группы товаров  по более низкой цене заводит продавца в тупик, выстраивая за собой очередь  из конкурентов, лидеру достается все  самое лучшее, а после он уходит в новый этап разработки нового товара. Только того постигает успех, кто  становится первым, находя неохваченную сторону спроса на рынке. Интуиция становиться  необходимостью для создания новых  инноваций.

Информация о работе Исследование потребительских предпочтений на рынке безалкогольных напитков