Исследование потребительских предпочтений на рынке безалкогольных напитков

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 15:14, курсовая работа

Описание работы

В этой работе исследуем рынок потребительских товаров на примере рынка безалкогольных напитков, так как рынок безалкогольных напитков вплоть до последних месяцев входил в число наиболее быстрорастущих потребительских рынков России. За последние годы можно отметить значительное увеличение объемов потребления соков и минеральной воды – рыночное предложение по этим товарным группам выросло в несколько раз. Также идет увеличение потребления питьевой бутилированной воды. Основными причинами таких темпов роста является пропаганда здорового образа жизни и экологическая ситуация.

Содержание

1 Сущность, функции и значение маркетинговых исследований, и его принципы
1.1 Сущность, функции и значение рынка потребительских товаров
1.2 Понятие маркетинговые исследования
1.3 Формирование потребительских предпочтений
2 Рынок безалкогольных напитков
2.1 Спрос на безалкогольные напитки. Факторы, влияющие на формирование спроса
2.2 Предложение безалкогольных напитков. Факторы, влияющие на формирование предложения
2.3 Анализ торговли как организатора рынка безалкогольных напитков
3. Гипотезы и задачи данного маркетингового исследования
Приложение
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 197.29 Кб (Скачать)

     Формирование этого рынка осуществляется на основе 2-х законов России: «О защите потребительского рынка» от 20.12.91г. «О защите потребителей» от 26.06.91г.

Основное  понятие рынка :

это товарообменные операции и товарноденежные отношения;

это место, где продаются и покупаются товары и услуги;

это механизм, управляющий действиями людей –  как производителей, так и потребителей, диктующий свои решения, нормы поведения  и т. д.;

совокупность  экономических отношений между  спросом и предложением, между  производителями и потребителями, продавцами и покупателями, промышленностью  и торговлей, складывающихся в сфере  производства и куплипродажи товаров, работ и услуг.

  На  рынке произведенная продукция  и затраченный на нее труд доказывают свою социальную значимость, приобретают  общественное, индивидуальное и групповое  признание. Рынок выступает механизмом, регулирующим все экономические  процессы в общественном производстве, определяет область наиболее выгодного  приложения труда и капитала.

  Один  из способов удовлетворения потребностей – поход в магазин и приобретение необходимого продукта. Следовательно, удовлетворение индивидуальных потребностей человека происходит через торговлю. На основе этого формируется потребительский  рынок. Потребительский рынок –  отдельные лица и домохозяйства, покупающие или приобретающие иным способом товары и услуги для личного  потребления.

  Средством удовлетворения человеческой потребности  выступает товар. В узком смысле под товаром понимается продукт  труда, произведенный для обмена. В широком – понимается все, что  имеет потребительскую стоимость  и может быть обменено на другой товар или деньги собственником  этой потребительской стоимости. Товар  – все, что может удовлетворить  потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения  внимания, приобретения, использования, или потребления.

  Существует  немало определений рынка потребительских  товаров:

  · это механизм, сводящий продавца и  покупателя и основанный на удов

  летворение  потребностей на добровольном эквивалентно возмездном обмене товаров и денег;

  · это общественная форма организации  движения товара, при которой

  потребительские товары перемещаются из сферы производства в сферу потребления под воздействием закона РФ;

  · это сфера товарного обращения, совокупность условий, характеризу

  ющих  куплюпродажу потребительских товаров  по их вещественному составу и  стоимости;

  · это сфера обращения, посредством  которой реализуются товары

  народного потребления, она обеспечивает удовлетворение потребностей различных социальных групп, каждой семьи каждого человека.

  В основе функционирования рынка лежит  действие экономических законов  товарного производства. Это закон  стоимости, по которому производство и  обмен происходят на основе общественно  необходимых затрат труда; закон  спроса и предложения, который предусматривает  необходимость единства стоимостных  и натуральновещественных связей в  процессе производства и реализации товаров.

  Одно  из условий существования рынка  потребительских товаров присутствие  на нем покупателя или потребителя  приобретаемого товара. Роль потребителя  для развития рынка и рыночных отношений исключительно велика, так как ею определяются объёмы продаж и производства, а также ассортиментный состав товаров, на который есть спрос.

  Существуют  пять признаков рынка потребительских  товаров:

  1) подлинный рынок предлагает свободный  доступ в него и свободный  выход из него, поэтому число  участников рынок потребительских  товаров ничем не ограничивается;

  2) на рынок потребительских товаров  действует значительное число  производителей товаров, поэтому  цена, назначаемая на товары, оказывает  незначительное влияние на общую  рыночную цену;

  3) на рынке потребительских товаров  предполагается наличие полной  свободы перемещений материальных, финансовых и людских ресурсов;

  4) все участники рынка потребительских  товаров обеспечиваются информацией  о предложении, спросе, ценах спецификации  и так далее;

  5) исключаются любые привилегии  для каких либо продавцов.

  Рынок потребительских товаров преследует определенные цели: во-первых, обеспечение роста общественного производства, то есть рынок должен способствовать продаже товаров, а вырученные деньги направлять на производство новых товаров (чем быстрее продаются товары, тем быстрее производятся новые товары); во-вторых, получение максимальных результатов при минимальных затратах в сфере производства потребительских товаров; в-третьих, достижение максимального уровня цен и исключение инфляционных процессов; в-четвертых, максимальная занятость населения и предоставление свободы выбора места работы; в–пятых, Стимулирование внедрения достижений научнотехнического прогресса, ведущих к обновлению и увеличению производства потребительских товаров, расширению их ассортимента и улучшению качества.

  Сущность  рынка потребительских товаров полностью раскрывается через его функции.

  Одна  из важнейших функций – это  реализация части совокупного продукта, предназначенного для личного потребления, в результате которой возмещаются  затраты труда на его производство и обращение.

  Следующая функция заключается в доведении  товаров до конечных потребителей и  удовлетворение их потребностей в необходимых  благах. А это значит, что рынок  способствует возмещению затрат рабочей  силы, удовлетворяя платежеспособные физические, социальные, интеллектуальные потребности населения, личные и  коллективные (питание, жилье, отдых, конкретные товары и тому подобное).

  Третья  функция заключается в стимулировании экономической деятельности в обеспечении  материальных стимулов к труду. При  несоответствии спроса и предложения  товаров происходит торможение в  реализации денежных доходов населения. В результате чего нарушается механизм распределения по труду, снижается  эффективность мер по стимулированию работников за труд .

  Рынок потребительских товаров выполняет  функцию регулятора производства. Через  отношение спроса и предложения  рыночный механизм перераспределяет капитал  между отраслями в соответствии с потребностями общества. В сфере  рынка через ценообразование  осуществляется сведение затрат с общественно  необходимыми и определяется степень  их соответствия. На рынке возмещаются  затраты производства и формируются  условия для непрерывного воспроизводства.

  Последняя функция – санирующая. Рынок является санитаром, который удаляет с  рынка недобросовестных поставщиков, производителей и потребителей.

  Все выше названные функции определяют роль рынка потребительских товаров: 1) удовлетворять потребности населения  в товарах и услугах; 2) оптимизация  объема структуры товаров, соответствующих  платежеспособному спросу населения, на потребительском рынке; 3) способствовать ликвидации предприятий (как производящих, так и обеспечивающих их продвижение  в сферу потребления), деятельность которых не отвечает общественным интересам  по экономической эффективности  и общественной полезности.

  Рынок потребительских товаров имеет  определенную структуру (рисунок 1) и  занимает центральное место в  хозяйственной системе как жизнеобеспечивающая  система всего рыночного механизма.

  

  Рисунок 1. Классификация  структуры рынка  потребительских  товаров  

  Потребительский рынок – центральное звено  рыночной экономики, так как экономические  интересы общества и каждого индивида направлены на удовлетворение потребностей людей в товарах и услугах, а « потребность  движущая сила в экономике и побудительный мотив экономической деятельности». Потребительский рынок, т. е. рынок продовольствия, одежды, обуви, автомашин и других предметов потребления, имеет огромное экономическое значение, выделяющее его среди всех остальных рынков:

  прямо или опосредованно выражает экономические  отношения между производителями  и населением;

  это наиболее массовый рынок по численности  субъектов и количеству объектов;

  структурно  связан со всеми рынками;

  от  его развития зависит жизнеобеспечение населения;

  выражает  экономические отношения между  субъектами, объектами на всей пространственной и временной протяженности.

  Удовлетворение  потребностей тесно связано с  торговлей. Торговля и рынок не могут  существовать друг без друга. Рынок  – определенная система экономических  отношений между продавцами и  покупателями, а торговля – жизнеобеспечивающий  механизм рынка. С точки зрения торговли рынок – это совокупность существующих и потенциальных покупателей  товаров. Именно в торговле, в результате реализации товара потребителю, выделяются место и роль каждого конкретного  товара в удовлетворении его потребности.

  Торговля  способствует развитию конкурентоспособности  участников рынка и выявляет изменения  в структуре потребления. А значит, торговля стимулирует производство и задает ему конкретное направление. Рынок потребительских товаров  наиболее подвержен колебаниям спроса и предложения, денежного обращения, инфляции и имеет большее социальное значение. 
 

*книга  Ф.Котлера «Основы маркетинга» 
 

  1.2 Понятие маркетинговые исследования

    Маркетинговые исследования представляют собой одну из наиболее важных и захватывающих сторон маркетинга. Термин маркетинговые исследования имеет широкое значение и связан со всеми аспектами маркетинга. Основной акцент в маркетинге делается на определение и удовлетворение нужд потребителя. Для определения нужд потребителя и реализации маркетинговых стратегий и программ, нацеленных на их удовлетворения, маркетологам необходима информация. Их интересует информация относительно потребителей, конкурентов и других участников рынка. Причем за последние годы появился ряд факторов, которые еще больше увеличили потребность в получении детальной информации. С ростом масштаба бизнеса компании в национальных и международных рамках растет и потребность в информации о более обширных и территориально удаленных рынках. Поскольку потребители стали более разборчивыми и искушенными, маркетологи нуждаются в более достоверной информации относительно того, как потребители реагируют на товары и маркетинговые программы. Усиление конкурентной борьбы обуславливает потребность в информации относительно эффективности их маркетинговых программ. В связи с быстрым изменением маркетинговой среды руководители также нуждаются в более своевременной информации.

      Задача маркетинговых исследований  заключается в том, чтобы оценить  информационные потребности и  обеспечить руководство компании  информацией: точной, надежной, обоснованной, современной и относящейся к  делу. Высококонкурентная маркетинговая  среда и постоянно растущая  цена управленческих ошибок, требует,  чтобы маркетинговые исследования  представляли высококачественную  информацию. Эффективные решения  не могут основываться на интуиции  или простых рассуждениях. Как показано на рисунке решения принимаются относительно потенциальных возможностей компании, выбора целевого рынка, сегментации рынка, планирование и осуществление маркетинговой программы, измерения успешности организации маркетинговых мероприятий и контроля маркетинга. Эти решения усложняются взаимодействием между контролируемые факторы внешней среды: экономические, технические, политические, нормативно-правовые,

конкуренция, а также социальные и культурные. Маркетологу следует также учитывать  и переплетение интересов различных  групп людей, имеющих отношение  к работе компании: потребителей, служащих, акционеров, поставщиков и так  далее. Маркетинговые исследования помогают директору по маркетингу увязывать  маркетинговую стратегию с факторами  маркетинговой среды и интересами заинтересованных групп. С их помощью  руководство компании получает необходимую  ему информацию, что позволяет  частично устранить неопределенность в развитии бизнеса. Если же она отсутствует, то нельзя спрогнозировать с достаточной  степенью надежности или точности реакцию  потребителей на маркетинговые программы  компании. Систематические маркетинговые исследования позволяют получить информацию о контролируемых и неконтролируемых факторах среды и интересах различных групп; что повышает эффективность решений, принимаемых директорами по маркетингу.

Информация о работе Исследование потребительских предпочтений на рынке безалкогольных напитков