Исследование потребительских предпочтений на рынке безалкогольных напитков

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 15:14, курсовая работа

Описание работы

В этой работе исследуем рынок потребительских товаров на примере рынка безалкогольных напитков, так как рынок безалкогольных напитков вплоть до последних месяцев входил в число наиболее быстрорастущих потребительских рынков России. За последние годы можно отметить значительное увеличение объемов потребления соков и минеральной воды – рыночное предложение по этим товарным группам выросло в несколько раз. Также идет увеличение потребления питьевой бутилированной воды. Основными причинами таких темпов роста является пропаганда здорового образа жизни и экологическая ситуация.

Содержание

1 Сущность, функции и значение маркетинговых исследований, и его принципы
1.1 Сущность, функции и значение рынка потребительских товаров
1.2 Понятие маркетинговые исследования
1.3 Формирование потребительских предпочтений
2 Рынок безалкогольных напитков
2.1 Спрос на безалкогольные напитки. Факторы, влияющие на формирование спроса
2.2 Предложение безалкогольных напитков. Факторы, влияющие на формирование предложения
2.3 Анализ торговли как организатора рынка безалкогольных напитков
3. Гипотезы и задачи данного маркетингового исследования
Приложение
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 197.29 Кб (Скачать)

  43% россиян предпочитают покупать  безалкогольные напитки в супермаркетах  и гипермаркетах. Продовольственные  магазины, гастрономы (27,2%) и небольшие  по площади магазины самообслуживания (23,6%) находятся на второй и  третьей позициях рейтинга мест  покупок. Лишь 5% россиян приобретают  безалкогольные напитки в павильонах  и столько же на открытых  рынках (см. рисунок 4).

Рис. 4

  На  фоне улучшения благосостояния населения  и пропаганды здорового образа жизни  потребительские предпочтения смещаются  в сторону более натуральных  напитков – к воде и сокам. Поданным исследования Nielsen, розничные продажи  безалкогольных напитков в 2007 году выросли  на 11%. В числе лидеров роста  здесь – соки (+14%) и газированные напитки (+18%) высокую динамику последних  поддержал самый русский безалкогольный напиток – квас, объемы продаж которого в стоимостном выражении выросли  в 2007 году более чем на 60%, составив 10% от общего объема продаж газированных напитков в стоимостном выражении.

  На  рынок безалкогольных напитков все  большее влияние оказывают «здоровые» тренды: стремление к здоровому образу жизни, хорошему самочувствию и расширению ассортимента качественных натуральных  продуктов. Особенно популярны такие  напитки и продукты, благоприятный  эффект от которых становится быстро заметен, например, улучшается пищеварение  или приходит в норму вес. В  наибольшей степени это относится  к категории функциональных напитков, то есть напитков, обладающих дополнительными  полезными свойствами. Это позволяет  производителю позиционировать  продукт в более высоком ценовом  сегменте, что является важным преимуществом  особенно на уже сложившихся рынках, где потребитель ищет дополнительную выгоду в виде высокого качества, богатого витаминами и минералами состава, улучшенного  вкуса.

  Среди важных факторов, влияющих на выбор  в пользу того и иного товара, можно отметить: известность марки (6,1%), целебные свойства (6,1%), отечественный  производитель (5,7%) (смотри рисунок 5).

    Рис 5.      

  Но  самым важным для потребителя  при выборе безалкогольных напитков остаются вкусовые предпочтения (31,9%), приемлемая цена(15,4%), и качество продукции (15,3%). Так, например, самый предпочитаемый россиянами вкус газированных напитков – апельсиновый, его выбирают 38,3% россиян старше 16 лет. Далее следуют  вкусы (по названиям напитков: «Кола» (33,9%), «Дюшес» (27,8%), «Буратино» (25,6%), «Кремсода» (20,8%), «Колокольчик» (20,6%), «Тархун» (19,5%), «Байкал» (17,5%), «Лимонный» (16,6%), «Яблочный» (15,2%). Уровень известности (6,1%) того или иного продукта так же влияет на спрос, он зависит от степени воздействия рекламной кампании на потребительскую аудиторию. Во время проведения широких рекламных компаний по центральным каналам телевидения определенного напитка, наблюдается увеличение спроса на данный товар.

  Можно также проследить особенности потребительских  предпочтений у потребителей с разным материальным достатком. Потребители  с более высоким уровнем дохода предпочитают покупать напитки с  более высокой ценовой категорией.

  Еще один не маловажный фактор, влияющий на рынок безалкогольных напитков  сезонность. Пик продаж наступает летом. С наступлением лета объем спроса увеличивается почти в 34 раза. Производители напитков стараются в этот период разработать новые напитки, с лучшим вкусом и качеством. Однако зимой спрос на безалкогольные напитки не исчезает, меняется структура предпочтений, то есть газированной сладкой воде и сокосодержащим напиткам отдают предпочтения сокам натуральным. Пик сезонных продаж в России на прохладительные напитки – июньиюль, пик спроса на соки приходится на осень, зиму и весну  период авитаминоза.

  На  спрос влияют и такие факторы, как:

  ·     социальные, которые могут быть вызваны информацией, полученной

  от  родственников, друзей и коллег;

  ·     коммерческие, которые направлены производителем, оптовым или

  розничным продавцом, цель этого фактора –  заинтересовать потребителя, привлечь его внимание на определенный товар, конкретной фирмы путем рекламы, распродажи, презентации, выставки, дегустации;

  ·     физические факторы, при которых принимает участие одно или

  несколько физических чувств.

  На  спрос , как и на предложение влияют также – расположение региона, численность  и плотность населения, климат. Огромное влияние на формирование спроса влияет цена.

  2.2 Предложение безалкогольных  напитков. Факторы,  влияющие на формирование  предложения 

  В последние годы рынок безалкогольных напитков по своей сложности, неопределенности, изменчивости все больше напоминает рынок моды, парфюмерии и развлечений. На рынке безалкогольных напитков потребители  голосуют за тот или иной товар  своими кошельками. В старые добрые времена на рынке преобладали  напитки с незатейливыми традиционными  названиями: «Ситро», «Буратино», «Лимонад»  и со вкусами ягод, фруктов и  трав. Индивидуализация вкусов потребителей, выделение стилей и разницы их восприятия вынудили производителей мыслить  поновому. На сегодняшний день предложение  на рынке решает задачу создания наилучшего предложения для потребителя, исходя из его пристрастий и потребностей. Производители напитков больше не могут  рассчитывать на наличие исчерпывающей  информацией о потенциальном  потребителе. Базовую информацию можно  взять из маркетинговых исследований. Важность определенных видов напитков возрастает под влиянием изменений  потребительских привычек и восприятия. Производители потребительских  товаров должны быть в курсе этих постоянно меняющихся условий и  создавать оптимальные решения  для потребителей завтрашнего дня.

  Сегодня предложение безалкогольных напитков на потребительском рынке очень  велико. Согласно таблице 2 объем рынка  безалкогольных напитков с каждым годом  увеличивается. Это связано с  увеличением потребления безалкогольных напитков (рисунок 6).Потребление безалкогольных напитков за период с 2003 по 2007 увеличилось  на 3910,5 миллионов литров.

  Таблица 2:Российский рынок безалкогольных напитков. Объем рынка, 20052007гг.

Категория Объем рынка, млн дал Прирост,%
2005 2006 2007 2006 2007
Соки 227 257 282 13 10
Газированные  безалкогольные напитки 466 503 545 8 8
Минеральная и питьевая вода * 266 297 348 11 16
Холодный  чай 12 18,7 24,9 55 34
*без  учета воды в кулерах
 

В 2010 году рынок минеральной и питьевой воды увеличился на 15%.Несмотря на наличие постоянного спроса на бутилированную воду, реализация проекта открытия предприятия по производству бутилированной воды в            Московской области, как и открытия любого другого бизнеса, сопряжено с возможными рисками. Рыночный механизм хозяйствования, подталкивая предпринимателей к вхождению на прибыльный московский рынок бутилированной воды, одновременно создает и условия возникновения различных рисков. Однако возникающие риски на этом рынке компенсируются качественным планированием.  
 
     По данным обстоятельного «Бизнес-плана производства бутилированной воды (с финансовой моделью)», разработанного и предлагаемого компанией Intesco Research Group, структура рисков достаточно разнородна: это и риски недофинансирования проекта, риск снижения конкурентоспособности бизнеса, риски переманивания персонала, риски утраты управляемости проектом, риск незаконных методов борьбы со стороны конкурентов, риск возможного снижения рентабельности и другие риски. 
 
     Однако уже в 2010 году рынок минеральной и питьевой воды показал заметный рост, увеличившись на 15%, и достигнув 458 млн дкл. Растущие доходы населения, восстанавливающиеся после кризиса 2008-2009 гг., будут обеспечивать дальнейшее увеличение спроса на эту продукцию. Рост данного рынка в 2011-2013 гг. продолжится. В среднем рынок будет расти на 9-10% в год и в 2013 году.

    Российский рынок заинтересовал иностранные корпорации своей большой емкостью, да и количество отечественных производителей безалкогольных напитков растет не по дням, а по часам. Так, например, более 50% рынка в натуральном выражении контролируют два ведущих производителя  CocaCola и PepsiСо.

  На  рынке сладких вод львиная  доля этого сегмента принадлежит  компаниям CocaCola и PepsiCo рынок близок к насыщению и темпы его  роста неуклонно снижаются. Таким  образом, увеличение объема продаж возможно за счет увеличения доли рынка посредством  вытеснения конкурентов, улучшения  представленности в местах продаж с  помощью рекламных материалов, выделяющих продукцию из общей массы. Это  заметно в политике лидеров  компании стремятся занять наибольшее количество места на полках магазинов, размещают различные яркие ценники, плакаты и т.п., направленные на привлечение внимания покупателя. В данном аспекте, по сути, идет борьба двух гигантов, отечественный производитель если и участвует, то крайне слабо. В итоге происходит перемещение напитков российских производителей на худшие места, где их покупают исключительно приверженцы. Важно отметить, что в большинстве случаев отечественный производитель выступает в нижнем ценовом сегменте, предлагая покупателям лимонады российских марок: «Дюшес», «Лимонад». «Буратино», «Колокольчик» и т. д. Суммарная доля рынка компаний CocaCola и PepsiCo  более 80 %. Успех компании, которая собирается конкурировать с интернациональными "монстрами", кажется сомнительным. Даже большая разница в цене не сможет коренным образом переломить ситуацию и изменить положение на рынке. Ведь модный продукт для подростков более привлекателен, чем аналогичный более дешевый, но немодный.

  Подавляющее преимущество у отечественных производителей в сегменте кваса и квасных  напитков. Доля рынка натурального кваса «Очаковский» (производитель  ЗАО "Московский пивобезалкогольный комбинат «Очаково») превышает 50 %. Говоря о гигантах рынка напитков, то ими этот сегмент практически не освоен Отечественный потребитель давно понял, чем квас отличается от квасных напитков и напитков со вкусом кваса, и в большинстве своем предпочитает квас.

  Еще один очень интересный и динамично  развивающийся сегмент  это тонизирующие напитки, включающие холодные чай и кофе, энергетические и спортивные напитки. Предлагаемый ассортимент довольно широк. Причем здесь участвуют как производители напитков, так и производители соков и других видов товаров. Здесь прослеживается та же тенденция, что и на рынке сладких вод. Ведущие позиции занимают компании PepsiCo с раскрученными брэндами Adrenalin rush и Lipton в сегментах энергетиков и чая соответственно, CocaCola опережает всех в сегменте спортивных напитков с брэндом Powerade. Рынок холодного кофе практически не развит и представлен тремя марками Maccofe, Nescafe и Jacobs. Два последних опять же принадлежат CocaCola Compani и PepsiCo.

  Ситуация  на рынке столовых и минеральных  вод несколько отличается от ситуации на рынке сладких напитков. Вопервых, здесь нет такой раздробленности  в видах, можно выделить простую  питьевую воду, искусственно минерализованную и минеральную. Вовторых, количество производителей гораздо больше, вовторых, обилие источников минеральных и  лечебных вод, расположенных на территории нашей страны и сопредельных государств СНГ, и предприятий, работающих на них  еще со времен СССР и завоевавших  своих потребителей с тех пор, создают высококонкурентный уровень  на рынке. По тем же причинам немного  представлено импортной минералки. Сейчас это самый динамичный и  привлекательный сегмент на рынке  напитков.

  Основные  сегменты сокового рынка  так называемый 100%ный сок и нектары. На них приходится до 95 % физического объема продаж товаров соковой категории. Оставшуюся долю занимают различные сокосодержащие напитки. В настоящее время на российском рынке соков лидируют четыре компании  ЭКЗ «Лебедянский», «Мултон», «ВиммБилльДанн Продукты Питания» и «Нидан Соки». «Мултон» и «Нидан Соки» принадлежат компании CocaCola, а ЭКЗ «Лебедянский» принадлежит PepsiCo, таким образом, западные фирмы контролируют более половины российского рынка соков.

  На  основании вышеописанных данных можно утверждать, что соперничество  между продавцами, отражающее общее  состояние конкурентной борьбы в  отрасли безалкогольных напитков, весьма интенсивно.

  Например, в борьбе за выживание, производители  сладких газированных напитков стараются  максимально расширить свой ассортимент  за счет завоевания новых сегментов: энергетических напитков, содержащих кофеин, гуарану, кларнитин, спортивных напитков с витаминным комплексом, быстроусвояемыми углеводами, фруктозой  и глюкозой, детских сокосодержащих напитков с высоким содержанием  сока (более 10%), ароматизированных минеральных  вод, напитков на основе травных экстрактов и т.д. PepsiCo и СосаCоla ввели в  свои ассортиментные ряды холодные сокосодержащие чаи, спортивные напитки («Гетерейд» и  «Паурэйд»), энергетические напитки, холодный кофе. Кроме того эти гиганты начали производство кваса, что само по себе нонсенс, ведь этот напиток компании никогда не производили, так как  в Америке не пьют квас и не знают, что это такое. Вслед за лидерами рынка и региональные компании стараются  приятно удивить своего покупателя. Так к примеру, компания « БестБотлинг»начала выпуск холодных чаев под именем «Доктор  Ливси», «Тонус» решилась на выпуск соков «Для тебя», а компания «Ниагара»  выпустила серию напитков под  маркой «Таежные травы».

Информация о работе Исследование потребительских предпочтений на рынке безалкогольных напитков