Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 14:28, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение потребительского поведения и факторов, на него влияющих.
Для выполнения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
изучить методологию маркетинговых исследований товаров и потребителей;
провести исследование при выборе парфюмерного товара потребителями;
использование результатов маркетинговых исследований в торговле.
Введение 4
Методология маркетинговых исследований товаров и потребителей___________________________________________
7
Факторы, оказывающие влияние на покупательское поведение__________________________________________
9
Процесс выбора товара потребителем и принятия решения о покупке___________________________________________
12
Процесс восприятия товара-новинки_______________
17
Проведение исследований потребителей при выборе товара____
20
Характеристика рынка парфюмерных товаров в РБ
20
Анализ ассортимента парфюмерных товаров, реализуемых в магазинах г. Могилева______________________________
23
Анализ потребителей парфюмерной продукции г. Могилева
25
Использование результатов маркетинговых исследований в торговле________________________________________________
30
Заключение_______________________________________________ 34
Список использованных источников__________________________
2.2
Анализ ассортимента парфюмерных товаров,
реализуемых в магазинах г. Могилева
Для проведения маркетинговых исследований рынка косметических товаров г. Могилева были выбраны следующие торговые объекты: «Эгоист», ул. Первомайская, 67; «Визит», ул. Первомайская, 69, «Универмаг Центральный» отдел парфюмерно-косметических товаров, ул. Первомайская, 61; «Домашний», ул. Ленинская, 49-20; «Звездочет», ул. Лепешинского, 20.
В ходе исследования были использованы ассортиментные перечни рассматриваемых магазинов (приложения А, Б, В, Г, Д).
Основными показателями ассортимента являются: структура, устойчивость, полнота.
Структура ассортимента характеризуется удельной долей каждого вида или наименований товара в общем наборе. Она рассчитывается как отношение количества отдельных товаров к суммарному количеству всех товаров.
Полнота
– это соответствие фактического вида
товаров ассортиментному перечню. Характеризуется
коэффициентом полноты.
где Пд – действительная широта;
Пб – базовая широта.
Устойчивость
характеризует постоянное наличие
в продаже товара соответствующего
вида. Характеризуется коэффициентом
устойчивости.
где А1, А2 ,… – количество товаров соответствующего вида;
n – число наименований;
А – количество видов в ассортиментном перечне.
Значения показателей представлены в таблице 2. Для расчета показателей устойчивости и полноты ассортимента было проведено 3 проверки на наличие разновидностей товаров (табл. 1).
Таблица
1 – Результаты проверок наличия
разновидностей товаров в «Эгоист»,
«Визит», «Универмаг Центральный»,
«Домашний», «Звездочет»
№ проверки | Фактическое количество разновидностей товаров в момент отдельных проверок | ||||
«Эгоист» | «Визит» | «УЦ» | «Домашний» | «Звездочет» | |
1 | 45 | 32 | 24 | 28 | 31 |
2 | 41 | 35 | 26 | 31 | 36 |
3 | 48 | 27 | 21 | 22 | 33 |
Кол-во разн., предусм. асс-ым перечнем | 5 | 20 | 25 | 8 | 18 |
Таблица
2 – Анализ ассортимента магазинов «Эгоист»,
«Визит», «Универмаг Центральный»,
«Домашний», «Звездочет»
магазин | Показатели ассортимента, % | ||
структура | полнота | устойчивость | |
«Эгоист» | 4 | 900 | 893 |
«Визит» | 11,9 | 160 | 157 |
«УЦ» | 14,8 | 96 | 94,7 |
«Домашний» | 5,1 | 350 | 337,5 |
«Звездочет» | 12,6 | 172 | 185 |
В соответствии с проведенными расчетами можно сделать вывод, что парфюмерные товары в анализируемых торговых объектах занимают в среднем лишь 1/10 часть от предлагаемых населению товаров.
В целом ассортименты товаров данных магазинов являются устойчивыми и только в «Универмаге Центральном» он чуть меньше 100%.
Также
можно сделать вывод, что покупательский
спрос населения полностью
Если
сравнить данные торговые объекты между
собой, то можно сделать вывод, что
наиболее широкий ассортимент
В
целом можно отметить, что в
городе Могилеве нет торговых объектов,
специализирующихся на реализации именно
парфюмерной продукции. Реализация данных
товаров осуществляется в парфюмерно-косметических
магазинах, их доля, в большинстве случаев,
составляет 5-13% от всего ассортиментного
перечня.
2.3
Анализ потребителей парфюмерной продукции
г. Могилева
В
условиях рыночной экономики руководителям
магазинов необходимо знать свой
рынок и в особенности
В ходе анкетирования было опрошено 25 человек. Из 25 опрошенных человек 20 покупателей женского пола и 5 – мужского, из них 15 – учащихся и 10 – работающих. 60% опрошенных находится в возрасте от 20 до 22 лет и являются студентами, остальные 40% – в возрасте 24-55 лет, работающие.
Графически данные выводы представлены на рисунке 5.
Рисунок 5 – Сегментация потребителей по половозрастному признаку
В
соответствии с проведенными исследованиями
можно сделать следующие
64%
опрошенных при выборе
Как известно выбор потребителей парфюмерных товаров в пользу того или иного товара может зависеть от сезона времени года. Например, некоторые потребители предпочитают пользоваться в холодное время года более насыщенными ароматами. Результаты анкетирования показали, что 56% опрошенных не меняют своих предпочтений в зависимости от времени года, для остальных 44% сезон времени года является существенным фактором.
Результаты опроса показали, что 60% покупателей оставались недовольны покупкой. В большинстве случаев причиной недовольства была нестойкость туалетной воды (60%) либо запах туалетной воды (40%). Среди мест, где были осуществлены «неудачные покупки» были названы ТЦ «Алиса», ТЦ «Панорама», Avon, Oriflame, «Универмаг Центральный», рынок г. Кричев, оптовая база г. Москва.
Для осуществления покупки 80% потребителей обходят 1-4 магазина и лишь остальные 20% – 5-10.Для большинства потребителей (60%) важным фактором является местоположение магазина. Среди опрошенных потребителей наиболее часто были названы следующие места покупки парфюмерных товаров: «Универмаг Центральный», ТЦ «Панорама», ТЦ «Магнит», Yves Rocher, Oriflame, Avon, Duty free, г. Минск, г. Москва, на заказ. Среди опрошенных только 36% совершают покупки в магазинах «Эгоист», «Визит», «Универмаг Центральный», «Домашний», «Звездочет». Из них 55,6% осуществляют свои покупки в магазине «Эгоист», 33,3 – в «Универмаге Центральном», 33,3 – в магазине «Звездочет», 11,1 – в магазине «Домашний». Среди посетителей данных магазинов 3 опрошенных сказали, что в наличие не всегда есть нужные запахи, среди которых были названы DKNY, Armani Daimond.
Графически данные выводы представлены на рисунках 6, 7, 8, 9, 10, 11.
Рисунок
6 – частота осуществления
Рисунок 7 – Факторы, влияющие на потребительский выбор
Рисунок 8 – Влияние рекламы на потребительский выбор
Рисунок
9 – Количественно выраженное недовольство
потребителей приобретенными товарами
и его причины
Рисунок
10 – Количество магазинов, обходимых
для совершения покупки
Рисунок
11 – Анализ мест совершения покупки
3
Использование результатов
Если рассматривать все торговые предприятия Республики Беларусь как единое целое, поскольку они существуют в единых рамках и практически в идентичном правовом поле, то можно очертить ряд рекомендаций, использование которых приведет к более эффективному существованию организаций.
Поэтому при выходе на рынок необходимо внимательным образом учитывать сложившуюся на рынке ситуацию в социально-культурной сфере, стараться адаптировать реализуемую продукцию под местные условия, требования населения.
Так можно порекомендовать торговым предприятиям учитывать следующие факторы, которые сложились в настоящее время в Республике Беларусь:
- на рынке потребителей в основном преобладает средний класс, он же является и основным массовым покупателем. Поэтому организациям необходимо учитывать следующие культурные особенности, которые отличают потребителей в нашей стране
1.
Потребности наших людей
2. Важнейшим фактором культуры для белорусских потребителей является их национальная особенность. В крови белорусов имеется такая характерная особенность - как бережливость, то есть они не любят переплачивать деньги за ту продукцию, которую можно купить дешевле. В такой ситуации применение маркетинговой стратегии по «снятию сливок» в нашей стране в полной мере осуществлять не удается, поскольку наши люди предпочитают подождать, когда спадет пик продаж на товар-новинку, рынок окажется насыщенным, цена на товар снизится - и вот тогда его можно будет приобрести.
3. Кроме того, в нашей стане давно сложилась культура потребления известных марок. Предприятие, ориентируясь на внутренний рынок не может не учитывать тот вариант, что потребитель при прочих равных условиях предпочтет товар известного бренда.