Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 08:50, курсовая работа
Целью работы является исследование теоретико-методологических и научно-методических положений по разработке механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием.
Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты формирования организационной структуры предприятия 5
1.1. Понятие организационной структуры управления торговым предприятием 5
1.2.Основные элементы оргструктуры торгового предприятия 8
1.3.Принципы построения организационных структур управления маркетингом 10
Глава 2. Методы формирования организационной структуры управления торговым предприятием 15
2.1. Типология организационных структур предприятия 15
2.2. Распределение задач, прав и ответственности в системе управления маркетингом 21
2.3. Методы построения организационных структур управления торгового предприятия 23
Глава 3.Анализ формирования организационной структуры управления
торговым предприятием 27
3.1. Характеристика торгового предприятия ООО «Эльдорадо» 27
3.2.Организационная структура ООО «Эльдорадо» 29
3.3. Корректировки оргструктуры торгового предприятия «Эльдорадо» 32
Заключение 38
Список использованной литературы
Звенья включают несколько элементов.
Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих определенную иерархическую ступень в ОСУ. Выделяют:
Отношения между элементами поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на:
Построение
организационной структуры
Полномочия
- это ограниченное право использовать
ресурсы организации и
Ответственность
- это обязанность выполнять
Власть
- это право влиять на поведение
других людей и заставлять их действовать
в определенном направлении.
1.3.Принципы построения организационных структур управления маркетингом
Любая
оргструктура управления маркетингом
может строиться на основе следующих
размерностей (одной или нескольких): функции,
географические зоны деятельности, продукты
и потребительские рынки. Исходя из изложенного
выделяют следующие принципы организации
подразделений маркетинга: функциональная
организация, географическая организация,
продуктовая организация, рыночная организация
и различные комбинации перечисленных
принципов.
Функциональная организация (рис.1.) – организационная структура управления, в которой деятельность специалистов в подразделениях маркетинга организована исходя из функций маркетинга, которые они выполняют (маркетинговые исследования, сбыт, реклама и т.д.)
Рис.1. Функциональная оргструктура управления маркетингом
Функциональная организация маркетинга является наиболее простой, однако ее эффективность падает по мере роста номенклатуры выпускаемых продуктов и расширения числа рынков сбыта. Это обусловлено в первую очередь тем, что в функциональной организации отсутствует лицо (кроме самого руководителя подразделения маркетинга), отвечающее за маркетинг отдельных продуктов в целом или за маркетинговую деятельность на определенных рынках.
Географическая организация – организационная структура управления маркетингом, в которой специалисты по маркетингу, в первую очередь сбытовики, сгруппированы по отдельным географическим районам. Такая организация позволяет сбытовикам жить в пределах обслуживаемой территории, хорошо знать своих потребителей и эффективно работать с минимальными издержками времени и средств на разъезды.
Иногда
данная структура управления маркетингом
носит название «региональная или
территориальная организация
Продуктовая (товарная) организация – организационная структура управления маркетингом, в которой за разработку и реализацию стратегий и текущих планов маркетинга для определенного продукта или группы продуктов отвечает управляющий продуктом, у которого в подчинении находятся сотрудники, выполняющие все необходимые для данного продукта функции маркетинга.
Рыночная
организация – организационная
структура управления маркетингом,
в которой управляющие
В
чистом виде продуктовые и рыночные
оргструктуры управления маркетингом
не применяются. Чаще применяют комбинации
указанных принципов организации, а
именно: функционально-продуктовую (товарную),
функционально-рыночную (региональную),
продуктово-рыночную и функционально-продуктово-
Функционально-
Рис. 2. Функционально-продуктовая оргструктура управления маркетингом
Преимущества данного принципа построения оргструктуры управления заключаются в следующем:
Однако данному типу оргструктуры присущи и определенные недостатки:
Рис.3. Функционально-рыночная оргструктура управления маркетингом
Функционально-рыночная организация (рис.3.) – организационная структура управления маркетингом, в которой функциональные маркетинговые службы предприятия вырабатывают и координируют осуществление некоторых единых для предприятия целей и задач маркетинга[1,с.127].
Она
применяется, когда организация
выпускает относительно однородную
продукцию, предназначенную для
рынков различного типа. Главным достоинством
является концентрация маркетинговой
деятельности вокруг потребностей конкретных
рыночных сегментов, а не вокруг отдельных
продуктов, что имеет место в
продуктовой организации
Рис.4. Матричная оргструктура управления
Матричная структура управления устраняет следующие недостатки, присущие оргструктуре управления по проекту: легко добиться постоянной загрузки отдельных сотрудников, которые находятся в штатном расписании постоянных структурных звеньев, занимающихся однотипными видами деятельности (рис. 4)[1,с.129].
Глава 2.
Методы формирования
организационной
структуры управления
торговым предприятием
2.1.Типология организационных структур предприятия
Выделяют следующие виды организационных структур:
1. Линейные структуры. Данный вид организационной структуры относится к самым древним и самым простым структурам. Его отличают прежде всего естественность и прозрачность отношений между членами организации, в первую очередь четкость отношений власти и подчинения. Это означает, что для каждого из руководителей определены и формально зафиксированы состав его подчиненных, вышестоящие руководители, круг властных полномочий, цели.
Здесь вертикальные линии обозначают организационные коммуникации, построенные по принципу руководитель - подчиненный (или наоборот - в случае обратной связи). Горизонтальные линии обозначают деловые связи между руководителями одного уровня, между коллегами (линейная структура не предусматривает горизонтальных коммуникационных связей). Этот вид структуры имеет иерархическую цепочку, расширяющуюся вниз по вертикали. Другими словами, у каждого руководителя находится в подчинении несколько членов организации.
В
линейной структуре не предусмотрена
специализация руководителей
Поведение
членов организации в рамках линейной
структуры полностью
Успешное руководство в рамках линейной структуры возможно только при условии, что руководители всех уровней реализуют свои властные полномочия в плане учета и контроля буквально всех действий подчиненных. Как правило, линейные структуры целесообразны в тех случаях, когда члены коллектива обладают низкой степенью зрелости, освоили небольшое количество организационных ролей и не склонны к самостоятельным решениям и инициативе.
В целом можно сказать, что линейные структуры обладают следующими достоинствами:
-
возможность функционирования
-
минимизация возможностей
-
минимизация числа
Но недостатки этих структур столь значительны, что современные организации практически не строятся на основе чисто линейных структур. К их недостаткам прежде всего относятся:
-
крайние сложности при