Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 11:12, контрольная работа
Специализированные печатные средства массовой информации (СМИ) в настоящее время играют заметную роль в системе средств массовой коммуникации РФ. В условиях рыночной экономики, когда хорошо изученные законы спроса и предложения регулируют всё происходящее на информационном рынке, вряд ли стоит подтверждать очевидный тезис, что без эффективной маркетинговой политики редакция периодического печатного издания, созданного для извлечения доходов, обойтись не сможет.Старый, хорошо узнаваемый читателями брэнд не всегда гарантирует высокий тираж и устойчивый спрос со стороны читательской аудитории.
Первый вариант
антикризисной маркетинговой
- рынок сбыта
находится на стадии
- рынок, несмотря
на кризис, обладает значительным
рыночным потенциалом, в
- предприятие
выпускает инновационный
- конкуренция
на рынке относительно не
- предприятие имеет финансовые резервы;
- реклама дает высокую отдачу;
- входные барьеры высоки.
Второй вариант
антикризисной стратегии
- рынок сбыта находится в зрелой фазе;
- рынок сохраняет
определенный потенциал (
- предприятие обладает обширной и лояльной клиентской базой;
- у предприятия
имеются определенные
- продукт или
иные значимые для
- инструменты продвижения не девальвированы (реклама дает умеренную отдачу);
- факторы качества и сервиса для потребителей важнее, чем низкая цена.
Наконец,третий вариант антикризисной маркетинговой стратегии может быть реализован организациями, минимизирующими предпринимательские риски в следующей ситуации:
- рынок сбыта находится на стадии спада;
- предприятие обладает достаточно лояльной, хотя и консервативной клиентской базой;
- у предприятия
имеются ограниченные
- основной фактор, формирующий спрос на данном рынке – низкая цена;
- инструменты продвижения девальвированы (реклама не дает отдачи);
- продукт не
обладает значимыми
Конкретная маркетинговая
стратегия выбирается в зависимости
от финансового состояния
2. Анализ конкурентоспособности Издательского дома IMSM
2.1Прогнозирование динамики и структуры спроса на рынке периодических изданий России
Российская отрасль
печатных СМИ последовательно
Динамичное развитие
российского рынка печатных средств
массовой информации привело к ужесточению
конкурентной борьбы среди масс-медиа.
Как следствие, возрос интерес к
современным технологиям
Необходимо отметить, что печатные СМИ, в принципе, могут выполнять прибылеобразующую функцию на трех различных рынках как показано на рисунке 2.
Рис.2. Основные целевые сегменты на рынке печатных СМИ
Как видно из рисунка 2, первый — это рынок информационных услуг, где печатные СМИ выступают в качестве информационного товара или носителя информации (предметом сделки является публикуемая печатным периодическим изданием информация); второй— рынок рекламных услуг, где печатные СМИ выступают в качестве рекламоносителя(предметом сделки является рекламная площадь либо иные рекламные возможности,предоставляемые издательством, как-то: распространение рекламных материалов в качестве вкладки в издание, возможности сэмплинга и product placement); третий— это так называемый «рынок влияния», где печатные СМИ выступают в качестве объекта для инвестиций как репутационного и административного ресурса.
Необходимо заметить, что теоретически отдельно взятая коммерческая структура,осуществляющая выпуск печатных СМИ, может вести активную коммерческую деятельность на всех трех указанных рынках. Сложившаяся же практика такова, что обычно издательства сосредотачивают свои усилия только на двух или даже на одном рынке из перечисленных[7,стр.9].
Указанные рынки принципиально различны, но при этом неразрывно взаимосвязаны. Так,изменение тех или иных позиций печатных СМИ на рынке информационных услуг приводит к изменению положения на рынке рекламных услуг. Например, ухудшение качества публикуемой информации и, как следствие, уменьшение размера или ухудшение качественных характеристик аудитории может стать причиной снижения объемов продаж рекламных площадей. Или изменение направленности размещаемых редакционных материалов, вызванное влиянием стороннего инвестора, может привести к изменениям в структуре читательской аудитории, что также окажет влияние на продажи рекламы (т.е. на позицию печатных СМИ на рынке рекламных услуг). Рассмотрим более подробно отдельно каждый из трех рынков.
I.Рынок информационных услуг.
В2008 году российский
рынок периодики продолжил
Рис.3. Структура рынка информационных услуг печатных СМИ России в 2008 г. (в млрд. руб. и %)
За последнее время наметилась тенденция падения интереса к центральным газетам.Этому способствуют имеющиеся в нашей стране отчасти объективные проблемы с распространением. Особенно это касается ежедневных газет, для которых исключительно важна оперативная доставка свежего номера к читателю в одно и то же время во всех регионах, где выходит газета[4].
Рыночно ориентированные ежедневные газеты, как общероссийские, так и региональные,ведут настойчивый поиск себя и своего места в новых условиях, стараясь переломить негативную тенденцию к сокращению тиражей и читательской аудитории.В борьбе за читателя и рекламодателя они активно применяют передовой зарубежный опыт – переходят на цветную печать и более удобные для читателей форматы (часто двойные для одного и того же издания: «Антенна-Телесемь», «Из рук в руки»),развивают свои онлайн-версии, меняют бренды, содержание, формы подачи материала, внедряют мультимедийные технологии и многое другое. Сегодня в России средний читатель тратит на чтение(просматривание) газет и журналов 18 минут в день, и суть всей конкуренции на рынке прессы заключается в том, чтобы втиснуться в этот скудный временной отрезок.
II. Рынок влияния(инвестиционная
привлекательность). В 2007 году в успех
российского медиабизнеса поверили портфельные
инвесторы. По сумме инвестиционных сделок
рынок периодики перекрыл показатели
2006 года почти на треть. Пришедшие на него
крупные игроки инвестировали около 55
млрд. рублей. В настоящее время в стране
действуют свыше десятка мощных диверсифицированных
медиахолдингов с реальной общей капитализацией
от 13,5 млрд. рублей и более («РБК», «Проф-Медиа»,«Russian
Media Ventures», «Independent Media Sanoma
Magazines», «HFР-ИнтерМедиаГрупп»,«
средств массовой информации также будет высокой, а инвестиции в отрасль печатных СМИ могут составить около 64 млрд. рублей (см. рисунок 4).
Рис.4. Динамика доходов печатных СМИ (в $ млн.)
Как видно из рисунка 3, доходы от рекламы составляют основную часть прибыли издательских домов и они росли в последние годы наибольшими темпами. Очевидно,что со снижением деловой активности во время кризиса доходы издательств могут значительно сокращаться именно за счет этой составляющей[27].
III. Рынок рекламных
услуг. Ассоциация
Таблица3
Динамика объемов бюджетов сегментов рекламного рынка прессы в 2001-2008 годах, млрд руб.
Сегмент рынка |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Реклама в прессе |
17,9 |
23,8 |
28,9 |
34,6 |
39,3 |
44,6 |
51,9 |
57,9 |
В том числе
Национальный рынок |
н.д. |
н.д. |
20,3 |
24,7 |
27,7 |
31,2 |
36,3 |
41,9 |
Региональный рынок |
н.д. |
н.д. |
8,6 |
9,9 |
11,6 |
13,4 |
15,6 |
15,7 |
Газеты |
4,5 |
5,3 |
6,1 |
7,2 |
8,2 |
9,4 |
11,6 |
13,7 |
Журналы |
5,0 |
8,1 |
10,7 |
13,5 |
16,4 |
19,2 |
23,4 |
27,2 |
Рекламные издания |
8,5 |
10,3 |
12,0 |
13,8 |
14,7 |
16,0 |
16,9 |
16,7 |
По данным АКАР, реклама в прессе за 2008 год выросла на 11,0 % - до 57,6, причем её рост в газетах и журналах нерекламного характера, распространяемых на платной основе по подписке и в розницу, составил соответственно 18,0 % и 16,2 %,вместо 23,4 % и 21,9 % в 2007 году[29]. Но структура газетного рынка России с точки зрения процентного соотношения общероссийских, региональных и местных изданий в течение последних 10 лет существенных изменений не претерпела.
Рассматривая
основные экономические характеристики
рынка периодических изданий, необходимо
отметить, что основным источником
доходности для периодики является
все же размещение рекламы по заказу
клиентов. На рисунке 5 приведена диаграмма,
Рис.5. Уровень распределения доходов от рекламы в 2008 г. среди крупнейших издательских домов России
Из данных рисунка 5 видно, что ИД «IMSM» находится на третьем месте по уровню доходности, что само по себе свидетельствует о неплохом количестве размещения рекламы в журналах данного издательского дома, а также о том, что издания,выпускаемые «IMSM», пользуются спросом у читательской аудитории практически всех возрастных категорий.
Рынок российской прессы разделяется на два обширных направления: газетный и журнальный рынки периодических изданий.
Доминирующим
товаром и главным
Рис.6. Структура газетного рынка России (по тиражам, в %, 2008 г.)
По данным всемирной газетной ассоциации (WAN),тиражи платных ежедневных газет в течение последних пяти лет росли или сохраняли стабильность в 80% стран мира. В 2008 году аудитория ежедневных газет достигла отметки свыше 1,7 млрд человек. Однако на сегодняшний день не все так благополучно как могло бы показаться[19, стр. 84-88].
Газетный рынок России в 2008 году отличали следующие тенденции:
- объёмы газет,их аудитория, рекламные доходы и доходы от продаж до октября 2008 года росли;
- газетная пресса
активно использовала
- осуществлялся массовый переход газет на полный цвет, а качественной газетной прессы на компактные форматы (Berliner, таблоидный), увеличивались издательские инвестиции в полиграфию, ньюсрумы, новые печатные и предпечатные технологии;
- ежедневные газеты
(в том числе учрежденные
- в октябре-декабре
2008 года рекламные доходы
Таким образом, несмотря
на негативное влияние кризиса, газетная
отрасль страны в целом сохраняет
способность противостоять
Падению интереса
к центральным газетам
Рыночно ориентированные ежедневные газеты, как общероссийские, так и региональные,ведут настойчивый поиск себя и своего места в новых условиях, стараясь переломить негативную тенденцию к сокращению тиражей и читательской аудитории.В борьбе за читателя и рекламодателя они активно применяют передовой зарубежный опыт – переходят на цветную печать и более удобные для читателей форматы (часто двойные для одного и того же издания: «Антенна-Телесемь», «Из рук в руки»),развивают свои онлайн-версии, меняют бренды, содержание, формы подачи материала, внедряют мультимедийные технологии и многое другое. Сегодня в России средний читатель тратит на чтение(просматривание) газет и журналов 18 минут в день, и суть всей конкуренции на рынке прессы заключается в том, чтобы втиснуться в этот скудный временной отрезок. Таким образом, проблема повышения интереса населения к чтению газет, особенно молодежи, становится определяющей для газетной индустрии и нуждается в отдельном обсуждении в рамках специальной отраслевой конференции. В таблице 4 представлены основные проблемы и причины их возникновения на газетном рынке России.