Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 06:53, дипломная работа
Цель исследования заключается в изучение с теоретических позиций основ сегментирования рынка и разработка практических рекомендаций по совершенствованию сегментирования рынка приборов отопления (на примере теплых полов).
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты сегментирования и выбора целевых рынков;
- рассмотреть критерии сегментации потребительского рынка;
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические основы сегментирования рынка товаров в коммерческой деятельности
1.1. Понятие и содержание сегментирования рынка
1.2. Выбор сегмента целевого рынка
1.3. Роль сегментирования рынка в коммерческой деятельности
Глава 2. Анализ сегментирования рынка теплых полов в коммерческой деятельности компании ООО Научно – Производственное Объединение «АВИС»
2.1. Анализ основных технико-экономических показателей деятельности ООО Научно – Производственное Объединение «АВИС»
2.2. Анализ сегментирования рынка теплых полов с использованием метода анкетирования
2.3. Разработка рекомендаций по совершенствованию сегментирования рынка теплых полов для ООО Научно – Производственное Объединение «АВИС»
ГЛАВА 3. Результаты апробации пилотного проекта
3.1. Разработка новой системы сегментирования рынка теплых полов ООО Научно – Производственное Объединение «АВИС»
3.2. Разработка мероприятий по стимулированию сбыта теплых полов ООО Научно – Производственное Объединение «АВИС» с учетом новой системы сегментирования
Заключение
БИБЛИОГРАФИЧЕский список
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………..85
Необходимость сегментирования обусловлена отличием людей друг от друга. Если у всех были одинаковые предпочтения и поведение, то отпала нужда в сегментировании рынка, и все мы потребляли бы одинаковые продукты. Однако люди различаются в мотивации, потребностях, в особенностях процесса принятия решений и поведении при покупке.
Для эффективных программ маркетинга обычно требуется нечто среднее между крайним сегментированием (изделия, отвечающие индивидуальному вкусу клиента) и массовым маркетингом (стандартные изделия, которые почти никому не нравятся). Целью исследования рынка является измерение изменений в поведении потребителей, разделение людей по однородным группа (сегментам), позволяющие свести к минимуму различия в поведении между каждым членом сегмента при максимизации разницы между сегментами [2, с. 34].
Сегментирование является важным средством повышения рентабельности. Рост прибыли происходит тогда, когда цена, оптимальная для потребителя, выше затрат на изготовление продукта. Например, компьютерную программу можно адаптировать к специальным потребностям некоторых пользователей. Если адаптация обошлась дорого, но некоторые пользователи готовы заплатить за созданную программу сотни или даже тысячи долларов, то увеличение цены по сравнению с ценой стандартного продукта принесет миллионы долларов дополнительной прибыли. Именно так создавались миллиардные состояния в компьютерной индустрии.
Оценка и выбор сегментов рынка включает согласование возможностей рынка с программами маркетинга. При сегментировании рынка используют четыре критерия: измеряемость сегмента, доступность воздействия на сегмент, объемность сегмента и сходство представителей сегмента.
Измеряемость сегмента определяется той информацией, которую можно получить о размерах, природе и поведении сегмента рынка.
Сегмент рынка создается в такой последовательности [8, с. 46]:
а) анализируются требования покупателей относительно товара фирмы;
б) формируются группы покупателей с определенными требованиями к данному товару;
в) оценивается конкурентоспособность товара;
г) определяется экономическая выгода создания сегмента рынка;
д) разрабатывается маркетинговая программа сегментирования.
Рассмотрим методы сегментирования рынка.
К наиболее распространенным следует отнести сегментирование по потребителям. Оно предусматривает распределение всех потребителей по группам, характеризующимся общими устойчивыми признаками, основными из которых являются: географические, социально-демографические, поведенческие и психографические (рис. 1) [6, с. 34].
Рис. 1. Сегментирование рынка по потребителям
Так, анализируя рисунок 1 отметим, что например, сегментирование рынка по географическому признаку обусловлено обширной территорией РФ и расположением коммерческих организаций в различных регионах страны. Сегментирование рынка по географическому признаку приведено в таблице 1 [6, с. 39].
Таблица 1
Сегментирование рынка по географическому признаку
Географический признак | Типичные сегменты рынка |
1 | 2 |
Регион | Дальний Восток, Западная Сибирь, Урал, Поволжье, Северо-Запад, Центр, Центральное Черноземье |
Область | В границах субъектов Российской Федерации |
Город | В границах городов крупных, средних, малых |
Плотность населения | В городах, пригородах и сельской местности |
Климатические особенности | Крайний Север, средняя полоса, южные районы |
Анализируя таблицу 1 видим, что крупные регионы, такие, как Центр, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток, в значительной мере обособлены. И каждый регион представляет собой отдельный рынок. Вторую не менее важную группу факторов сегментирования рынка составляют социально-демографические отличия разных групп потребителей. Потребительское поведение жителей России связано с их принадлежностью к определенному общественному классу и доходной группе.
Учет потенциального покупателя по доходам позволяет размещать и сбытовую сеть. Сегментирование рынка по социально-демографическому признаку представлено в таблице 2 [8, с. 74].
Таблица 2
Признаки сегментирования по социально-демографическому признаку
Способ классификации
|
Типичные сегменты рынка |
1 | 2 |
Состав населения | Высокооплачиваемое население, средний класс, основная масса населения с ограниченными средствами и беднейшие слои населения
|
Уровень доходов | Менее 5000 руб., 5000-15000 и свыше 15000 руб. в месяц
|
Род занятий | Государственные служащие, интеллигенция, работники сельского хозяйства, рабочие, люди творческий профессий, коммерсанты, руководители среднего звена, пенсионеры, студенты, домохозяйки, безработные
|
Образование | Начальное, среднее, среднее специальное, незаконченное высшее, высшее
|
Возраст | До 5 лет, 5-11, 12-18, 19-25,26-35,36-49, 50-60 и старше 60 лет |
Размер семьи | 1-2 чел., 3-4 чел., 5 и более чел.
|
Стадия жизненного цикла | Молодая семья без детей, семья с ребенком до5 лет, семья с ребенком старше 5 лет, пожилая семья, живущая с детьми и без детей, одинокие и р. |
Сегментирование по поведенческим характеристикам предполагает отличия потребителей в образе жизни, поводе совершения покупки, интенсивности потребления, степени приверженности к данной марке товара, степени информированности и готовности осуществить покупку и отношении потребителей к товару.
При сегментировании рынка важно выделять группу потребителей по каждому классификационному признаку. При этом должна быть сохранена индивидуальность, учитывающая специфику предлагаемого товара. Поэтому приведенная классификация может быть и иной (по возрасту, составу семьи, уровню доходов и др.).
К психографическому сегментированию относятся такие признаки, как стиль жизни, личные качества и характер мотивации потребителей. Коммерческие организации стремятся, как можно более точно узнать стиль жизни своих клиентов, личные качества, которые являются важным фактором при анализе рынка. Но это не может служить достаточным обоснованием для выделения сегмента рынка без учета взаимосвязей с другими элементами.
При сегментировании рынка важно разработать план предстоящего сегментирования. Планирование сегментирования включает в себя ряд признаков. Прежде всего, это определение характеристик и требований потребителей. Затем фирма разрабатывает профиль различных групп потребителей. На этапе выбора потребительских сегментов фирма должна принять решение о том, какие сегменты рынка создают для фирмы наилучшие возможности и на какое количество сегментов фирма должна ориентировать предстоящую реализацию товаров. После того как выбран сегмент рынка, фирма должна определить свое место относительно конкурентов, изучить их товар, его свойства, цену, объемы продаж [5, с. 48]
Сегментирование рынка по товарам может оказаться не менее эффективным, чем сегментирование по потребителям. Оно представляет собой распределение реализуемых товаров или услуг по их функциональному назначению и таким параметрам сегментирования, как цена товара, наличие различного рода услуг, технические параметры товаров.
Сегментирование по товарам применяется чаще всего при выпуске новых товаров на рынок, когда необходимо определить группу потребителей этого товара, каким функциональным, техническим параметрам и потребительским свойствам должен удовлетворять новый товар. Только после этого следует принимать маркетинговые решения по уточнению емкости рынка, выбрать вид рекламного воздействия на потребителей, определению наиболее эффективных вариантов распределения товара, каналов сбыта и пунктов размещения коммерческих организаций.
Сегмент рынка в идеале должен отвечать следующим условиям [11, с. 64]:
- быть достаточно емким;
- представлять возможности дальнейшего роста;
- не быть объектом коммерческой деятельности конкурирующих фирм;
- характеризоваться потребностями, которые данное предприятие может удовлетворить.
Сегментация рынка потребительской и производственной продукции основана на отзывах покупателей о качестве, марке, рекламе, усилиях по продвижению товара и т.д.
Таким образом, сегменты рынка могут быть определены в соответствии с задачами маркетинга и сбыта в отношении непосредственного покупателя, промежуточного покупателя и конечного пользователя.
1.2. Выбор сегмента целевого рынка
Одним из важнейших этапов сегментации рынка, является выбор целевого рынка. В монографии Ламбена [2, с. 54] данный этап получил название макросегментации, в противовес микросегментации, посвященной выбору целевого сегмента. Отметим основные моменты подобной макросегментации в соответствии с результатами работы Ламбена.
Согласно работе Эйбелла [11, с. 84] целевой рынок фирмы может быть определен по трем измерениям:
- технологическому, описывающему технологии, способные удовлетворить потребности на рынке («как?»);
- функциональному, определяющему функции, которые должны быть удовлетворены на данном рынке («что?»);
- потребительскому, обусловливающему группы потребителей, которые могут быть удовлетворены на данном рынке («кого?»).
Графически это можно представить трехмерной схемой, показанной на рисунке 2 [5, с. 36].
Рис. 2. Структура целевого рынка
Анализируя рисунок 2 видим, что реализация стратегии сегментации рынка должна начинаться с определении миссии фирмы, которая описывает ее роль и главную функцию в перспективе, ориентированной на потребителя. Следует поставить три фундаментальных вопроса: «Каким бизнесом занимается фирма?», «Каким бизнесом следует заниматься?», «Каким бизнесом не следует заниматься?».
Отсюда возникает понятие целевого (иначе, базового) рынка фирмы, представляющего собой значительную группу потребителей со схожими потребностями и мотивационными характеристиками, создающими для фирмы благоприятные маркетинговые возможности.
Используя данный подход, можно провести разграничение между тремя различными структурами: рынком одной технологии (отраслью), рынком одной функции (технологическим рынком) и товарным рынком.
Отрасль определяется технологией, независимо от связанных с ней функцией или групп потребителей. Понятие отрасли является самым традиционным. В то же время оно наименее удовлетворительно, так как ориентировано на предложение, а не на спрос. Таким образом, подобная категория уместна при условии высокой однородности рассматриваемых функций и групп потребителей [5, с. 38].
Информация о работе Анаоиз сегменирование рынка (на примере теплых полов фирмы ООО НПКО "АВИС")