Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 04:35, отчет по практике
Целью производственной практики является закрепление теоретиче¬ских знаний и практических навыков по дисциплинам блока общепрофес-сиональных и специальных дисциплин.
Введение 3
1 Экономика предприятия 4
2 Менеджмент 9
3 Управление маркетингом 13
4 Маркетинг в отраслях и сферах 14
5 Ценообразование 19
6 Конкуренция 21
7 Маркетинговые исследования 24
8 Маркетинговые коммуникации 28
9 Логистика 32
Заключение 35
Библиографический список 38
Приложение А – Тарифы на услуги, предоставляемые ДО
0139 Благовещенского филиала 8636
ОАО Сбербанк России
Приложение Б – Образец анкеты маркетингового исследования. 39
Приложение В - Рекламные материалы. 42
Таким
образом, можно сделать вывод, что
большинство направлений
4
МАРКЕТИНГ В ОТРАСЛЯХ И СФЕРАХ
Банковский маркетинг в силу его специфики представляет собой особую отрасль маркетинга. Это внешняя и внутренняя идеология, стратегия, тактика и политика деятельности банка, определяемая конкретной общественно-политической и экономической ситуацией.
Банковский маркетинг, с одной стороны, это конкретная деятельность по изучению рынка и продвижению на нем банковских услуг и, с другой – использование концепции маркетинга в деятельности банка, если она ориентирована в первую очередь на изучение и удовлетворение потребностей клиентов.
Деятельность маркетинговых служб включает: анализ рынка банковских услуг во всех указанных его аспектах (маркетинговые исследования), разработку рекомендаций для руководства банка по принятию необходимых управленческих решений, разработку плана маркетинга и осуществление мероприятий по продвижению (обеспечению продажи) банковских услуг и другое.
Банковский маркетинг, следовательно, можно определить как поиск и использование банком наиболее выгодных рынков банковских продуктов с учетом реальных потребностей клиентуры. Это предполагает четкую постановку целей банка, формирования путей и способов их достижения и разработку конкретных мероприятий для реализации планов. Главная задача банковского маркетинга заключается в анализе процессов, происходящих на рынке капитала, то есть непосредственно в сфере действия кредитно-финансовых институтов, особенно в банковском секторе, и на рынке ценных бумаг, включая первичный рынок, вторичный (фондовую биржу) и внебиржевой (так называемый уличный) рынок. Это необходимо руководству банков для того, чтобы принимать гибкие решения, направленные, прежде всего, на расширение банковской деятельности и соответственно на увеличение прибылей.
Особую роль для анализа рынка имеет его сегментация. В основе сегментации рынка лежат:
1)
характер банковских услуг (
2)
клиентурный признак (
3) пространственный признак (локальный, национальный, международный) /3, с. 70/
Цель
банковского маркетинга - создание
необходимых условий
Основными
функциями банковского
-
изучение спроса на рынке
- анализ и изучение процентной политики, реклама;
-
разработка системы
- управление персоналом; организация обслуживания клиентов.
Специфика маркетинга в банковской сфере обусловлена не только тем, что он способствует коммерциализации банковской работы и обеспечивает эффективное использование денежных ресурсов, но и особенностями денежного оборота, который выступает объектом всей банковской деятельности. Банковский маркетинг связывается с новыми формами расчетов, в максимальной степени учитывающими характер хозяйственной деятельности клиентов банка, особенности места нахождения их партнеров, их финансовое положение и другие факторы, влияющие на скорость денежного оборота.
Маркетинг в банковской сфере нацеливается на изучение рынка кредитных ресурсов, анализ финансового состояния клиентов и прогнозирование на этой базе возможностей привлечения вкладов в банки, изменений в деятельности банка. Сейчас, когда предприятиям и организациям разрешается открывать счета в любом банке, расширяется основа конкуренции в банковском деле. Маркетинг направляется на обеспечение условий, способствующих привлечению новых клиентов, расширению сферы банковских услуг, заинтересовывающих клиентов во вложении своих средств на счета данного банка.
Для привлечения вкладчиков в условиях конкуренции коммерческих банков используется процентная политика, направленная на привлечение в рамках более длительного срока средств предприятий, организаций, кооперативов и населения. Использование процентной политики в маркетинге коммерческих банков, в частности, установление и регулирование процентных ставок, осуществляется с одновременным регулированием процентных ставок за пользование предприятиями и организациями кредитом. Задача маркетинга в этих условиях состоит в изучении спроса на кредит, что невозможно без анализа финансового положения каждого предприятия, клиента, определения сфер наиболее эффективного вложения ссудных средств, совершенствования качества кредитного обслуживания клиентуры.
Банковский маркетинг – микс гарантирует комплексное воздействие всех внутренних и внешних факторов на рынок и охватывает следующие основные элементы маркетинга:
1. Политика продукта/услуги.
Банковским продуктом являются:
1) создание платежных средств;
2) предоставление услуг.
ДО
0139 предоставляет следующие
- кредитование;
- расчетно-кассовые операции;
- депозиты;
- вклады;
- валютные операции;
- операции с драгоценными металлами;
- операции с ценными бумагами;
- электронные услуги (пластиковые карты, банкомат, Voice - информатор, система «клиент-банк», интернет-банкинг, мобильный банк).
2. Политика цен.
Ценовая политика банка – установление цен на различные банковские продукты и их изменение в соответствии с изменением рыночной конъюнктуры. Объектами ценовой политики банка являются процентные ставки, тарифы, премии, скидки и минимальный размер вклада.
По мере развития рыночных отношений роль цены, как основы покупательского выбора, снижается. Она все больше уступает место неценовым факторам: репутации банка, сервису, рекламе и т.д. однако методы ценовой конкуренции не исчерпали себя, манипулирование ценами является важным средством конкурентной борьбы за клиентов.
Ценовая политика ДО 0139 рассмотрена в 5 главе данной работы.
3. Политика распределения.
Сбытовая политика банка направлена на доведение товара/услуги до потенциального покупателя. В ней можно выделить два основных аспекта: пространственный (выбор местоположения и каналов сбыта) и временной (установление часов работы и срочности обслуживания).
Перечень возможных сбытовых каналов:
1) собственные каналы сбыта:
- головное отделение;
- филиалы, отделения;
- удаленные
рабочие места (отделы по
- банковские представительства;
- внешняя служба (обслуживание клиента «на дому»);
- банковские автоматы;
- почтовая и телефонная связь, электронная почта.
2) несобственные сбытовые каналы:
- дочерние
финансовые и нефинансовые
- независимые агенты (представители свободных профессий).
В ДО 0139 используют следующие каналы сбыта: банковские автоматы; почтовая и телефонная связь; электронная почта.
4. Коммуникационная политика.
Коммуникационная политика банка – система средств взаимодействия банка с потенциальными потребителями, направленная на то, чтобы побудить их приобретать банковские услуги. Ее инструментами являются: прямой маркетинг, реклама, связи с общественностью, личные продажи и стимулирование сбыта /5/.
Маркетинговые
коммуникации, используемые ДО 0139 рассмотрены
в главе 8 данной работы.
5
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
Ценовая политика банка предполагает установление цен на различные банковские продукты и их изменение в соответствии с изменениями рыночной ситуации. Её объектами являются процентные ставки, тарифы, комиссионные, бонификации (премии), скидки, а так же минимальный размер вклада.
Основные
подходы банковского
1.
Ценообразование,
2.
Ценообразование,
3. Целевое ценообразование.
Ценообразование, ориентированное на издержки предполагает, что сначала банк подсчитывает свои издержки и выясняет их зависимость от количества оказанных услуг, а затем цена и объем сбыта банковских услуг устанавливаются таким образом, чтобы выручка от реализации покрывала издержки и обеспечивала необходимую прибыль.
В рамках ценообразования на основе издержек можно выделить несколько методов установления цены.
1.
Котловой метод. Согласно
2.
Дифференцированное
Дополнительный офис 0139 сам не занимается ценообразованием. Офис получает данные о уже установленных ставках от Благовещенского филиала 8636. А тот в свою очередь получает данные о установленных ставках от головного Фиса ОАО Сбербанк России. Головной офис, а именно «Комитет по установлению ставок», устанавливает размер ставки в зависимости от ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ.
Тарифы на услуги в Дополнительном Офисе 0139 устанавливает Благовещенский филиал 8636. Филиал высылает Дополнительному офису «Сборник тарифов», на основе которого и работает Дополнительный офис 0139.
Тарифы на некоторые услуги, предоставляемые ДО 0139 Благовещенского филиала 8636 ОАО Сбербанк России представлены в таблице 8.
Таблица 8 - Тарифы на услуги, предоставляемые ДО 0139 Благовещенского филиала 8636 ОАО Сбербанк России.
Перечень услуг | Тарифы на услуги |
1 | 2 |
Покупка
наличной иностранной валюты за наличную
валюту РФ:
- через кассового работника: до эквивалента 500 долл.США, эквивалент 500 долл. США до эквивалента 3000 долл. США, эквивалент 3000 долл. США до эквивалента 10000 долл. США, эквивалент 10000 долл.США и выше |
20 руб. за операцию 35 руб. за операцию 65 руб. за операцию 120 руб. за операцию |
Продажа
наличной иностранной валюты за наличную
валюту РФ:
- через кассового работника: до эквивалента 500 долл.США, эквивалент 500 долл. США до эквивалента 3000 долл. США, эквивалент 3000 долл. США до эквивалента 10000 долл. США, эквивалент 10000 долл.США и выше |
20 руб. за операцию 35 руб. за операцию 65 руб. за операцию 120 руб. за операцию |
Продажа
наличной иностранной валюты одного
государства (группы иностранных государств)
за наличную валюту другого иностранного
государства ( группы иностранных государств
) (конверсия) :
- через кассового работника: до эквивалента 500 долл.США, эквивалент 500 долл. США до эквивалента 3000 долл. США, |
20 руб. за операцию 35 руб. за операцию |
Продолжение таблицы 8 | |
1 | 2 |
эквивалент
3000 долл. США до эквивалента 10000 долл.
США,
эквивалент 10000 долл.США и выше |
65 руб. за
операцию
120 руб. за операцию |
Размен денежного знака (денежных знаков) иностранного государства (группы иностранных государств) на денежные знаки (денежный знак) того же иностранного государства (группы государств) | 1 % от суммы, min 1 долл.США |
Покупка поврежденного денежного знака (денежных знаков) иностранного государства (группы государств) за наличную валюту РФ. | По курсу банка с взиманием комиссии 8 % от достоинства банкноты |
Прием денежных знаков иностранных государств ( группы государств) и денежных знаков Банка России ,вызывающих сомнение в их подлинности, для направления на экспертизу | Бесплатно |
Замена поврежденного денежного знака (денежных знаков) иностранного государства (группы государств) на неповрежденный денежный знак (денежные знаки) того же иностранного государства (группы государств) | 10 % от достоинства банкноты |
Прием для направления на инкассо наличной иностранной валюты | 9 % от достоинства банкноты |
Прием денежных знаков иностранных государств (групп государств), вызывающих сомнение в их подлинности, для проверки их подлинности | 15 руб. за банкноту, min 100 руб. за операцию |
Выдача наличной валюты РФ, наличной иностранной валюты (долларов США и Евро) со счетов с использованием платежных карт, выданных другими эмитентами: | |
Visa Classic, MasterCard Mass | 4 % |
Visa Business, MasterCard Business | 4 % |
Visa Gold, MasterCard Cold | 4 % |
Visa Electron, Plus, Cirrus, Maestro, MasterCard Electronic, Eurocheque Pictogram | 4 % |
Открытие счета в рублях РФ для юридических лиц | 1000 руб. |
Открытие счета в иностранной валюте для юридических лиц | 25 долларов. |
Продолжение таблицы 8 | |
1 | 2 |
Ведение счета в рублях для юридических лиц | 300 руб./мес. |
Ведение счета в иностранной валюте | 12 долларов/мес. |
Оформление чековой книжки | 100 руб. |
Прием наличных денежных средств на счет для юридических лиц | 0,15 % от суммы |
Выдача наличных денежных средств со счета юридического лица | 0,5 – 1,7 % от суммы |
Продажа
монет:
«Коала (австр) - 09» «Горные лыжи – 07» «Байк – 07» «Сноуборд – 07» «Телец – 09» «Банковский мост – 09» «Яшин 08 (серебро)» «Сочи аэропорт – 08» «Победоносец» |
850 руб. 1600 руб. 1600 руб. 1600 руб. 1700 руб. 2000 руб. 2990 руб. 3000 руб. 9880 руб. |