Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 09:08, курсовая работа
В качестве объекта исследования данной работы выступает мотивация персонала на предприятии, предметов в свою очередь являются процессы управления мотивацией персонала.
В начале работы была определена цель для последующего достижения: Проанализировать современные методы управления мотивацией персонала на предприятии.
Для достижения поставленной цели был определён ряд задач:
1) рассмотреть теоретические аспекты понятия мотивация. 2) изучить концепции (теории) мотивации. 3) проанализировать подходы к управлению мотивацией в современное время на предприятиях различного типа. 4) рассмотреть основные направления совершенствования процесса управления мотивацией.
Основными методами исследования в данной работе будут являться: анализ, исторический метод, моделирование, системный анализ, сравнение и квалификация.
Введение 3
I.Понятие и сущность алкогольной продукции 4
1.1 Алкогольные напитки: классификация, особенности химического состава, требования к качеству, хранение, деффекты 4
1.2 Оценка качества алкогольной продукции 9
II.Контроь качества ассортимента водочных изделий в торговом предприятии 22
2.1 Краткая характеристика торгового предприятия «ООО» Евророс 22
2.2 Ассортимент водочных изделий торгового предприятия Евророс 28
2.3 Оценка качества экземпляров ассортимента водочных изделий торгового предприятия Евророс 34
Заключение 39
Библиографический список 41
2. Отбор
рабочих и менеджеров на
3. Сотрудничество администрации предприятия и рабочих в деле практического внедрения научной организации труда.
4. Равномерное и справедливое распределение обязанностей и
ответственности между рабочими и менеджерами.9
Концепция научного управления, выдвинутая Тейлором, явилась серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало повсеместно признаваться как самостоятельная область научных исследований. Руководители и ученые смогли убедиться, что методы и подходы, используемые в науке и технике, могут эффективно применяться для достижения целей организации.
Лидером движения за внедрение новых форм и методов управления, предложенных Тейлором – хронометр и система премиальной оплаты, позднее получивших наименование «школы человеческих отношений», стал Э. Мэйо.10
Знаменитые эксперименты Э. Мэйо позволили открыть новые направления в теории управления. Э. Мэйо обнаружил, что не всегда, даже четко разработанные рабочие операции и достойная зарплата, ведут к увеличению производительности труда. Силы, возникающие в процессе взаимодействия между людьми, часто превосходят усилия руководителя. Не редко работники гораздо сильнее реагируют на давление со стороны коллег по группе, чем на желания руководства и различные материальные стимулы.
Проведенные на протяжении XX в. научные исследования позволили дать определенные обобщения, в результате сформировались теории мотивации, которые можно разделить на две группы: процессуальные и содержательные.
Содержательные теории мотивации определяют внутренние побуждения (потребности), заставляющие людей действовать определенным образом. К представителям этих теорий относятся: А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. МакКлелланд
Процессуальные теории основаны на изучении поведения людей, учитывают их восприятие и познания. К основным процессуальным теориям относятся теории ожидания, справедливости, а также модель мотивации Портера - Лоулера.
Процессуальные и содержательные теории взаимодополняют друг друга и применяются для решения задач побуждения людей к эффективному труду.
Для понимания смысла теории как содержательной, так и процессуальной мотивации, необходимо познакомиться с такими понятиями как «потребность» и «вознаграждение». Понятие «потребность» ранее уже было рассмотрено, поэтому остановимся только на «вознаграждении»
В контексте мотивации понятию «вознаграждение» придается более глубокий смысл, чем просто деньги и удовольствие. Вознаграждение – это все то, что является ценным для человека. Но, поскольку понятие ценности у людей неодинаковы, то и оценка вознаграждения и ее относительная ценность различна.
Вознаграждение может быть внутренним и внешним.
Внутреннее вознаграждение возникает в процессе работы. К такому вознаграждению можно отнести, например чувство достижения высокого результата, чувство значимости своей работы, а так же самоуважение. Как внутреннее вознаграждение можно рассматривать дружбу и общение, которые возникают в процессе совместной деятельности. Для обеспечения внутреннего вознаграждения самым простым является создание необходимых условий работы.
Понятие
внешнего вознаграждения равнозначно
понятиям «поощрение» и «премирование»,
т.е. выданное непосредственно организацией,
а не возникшее в процессе работы
и не являющееся результатом деятельности.
К внешним вознаграждениям относят
заработную плату, пособия, льготы, продвижения
по службе, похвала, дополнительны отпуск,
оплата страховки и любые другие дополнительные
выплаты.
Эти теории стараются определить потребности людей, побуждающие их к действию, особенно при определении объемов и содержания работ. Рассмотрим в краткой форме теории и взгляды четырех ученых, работы которых имели наибольшее значение для современных концепций мотивации. Это А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. МакКлелланд, К. Алдерфер.
Маслоу
Абрахам Гарольд Маслоу (1907 - 1970) был одним из наиболее ярких основоположников гуманистической психологии. Из его работ руководители во многих отраслях человеческой деятельности узнали о сложности человеческих потребностей и их влиянии на мотивацию личности человека.
Согласно теории Маслоу, все потребности человека разделяются на 5 групп11:
Расположив потребности в виде строгой иерархической структуры, Маслоу показал, что первоочередного удовлетворения требуют потребности низших уровней, то есть физиологические и потребности в безопасности. Чтобы потребность следующего уровня стала мощным фактором, определяющим поведение человека, необходимо удовлетворить потребность более низкого уровня (причем не обязательно полностью).
Общий вывод, который делает А. Маслоу о базовых потребностях, следующий: "Наше представление об иерархии потребностей будет более реалистичным, если мы введем понятие меры удовлетворенности потребностей и скажем, что низшие потребности всегда удовлетворены в большей мере, чем высшие. Если в целях наглядности воспользоваться конкретными цифрами, пусть и условными, то получится, что у среднестатистического гражданина физиологические потребности удовлетворены, например, на 85%, потребность в безопасности удовлетворена на 70%, потребность в любви - на 50%, потребность в самоуважении - на 40%, а потребность в самоактуализации - на 10%. ...Ни одна из упомянутых нами потребностей почти никогда не становится единственным, всепоглощающим мотивом поведения человека".12
После появления теории А. Маслоу руководители различных рангов стали понимать, что мотивация людей определяется широким спектром их потребностей. Для того чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации.
Несмотря на то, что теория А. Маслоу дала весьма полезное для различного рода руководителей описание процесса мотивации, последующие экспериментальные исследования подтвердили ее далеко не полностью. Основная критика в адрес этой теории сводится к тому, что ей не удалось учесть индивидуальные отличия людей. Не получила полного подтверждения и концепция наиважнейших потребностей. Удовлетворение какой-либо одной потребности не приводит к автоматическому задействованию потребностей следующего уровня в качестве фактора мотивации деятельности человека.
Герцберг
По Ф. Герцбергу существует две группы факторов, которые влияют на
поведение людей:
К первой группе относят внешние факторы по отношению к работе, которые снимают неудовлетворенность работой. Их еще называют факторами здоровья. Они связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа. К ним можно отнести такие факторы, как нормальные условия труда, достаточная заработная плата, политика фирмы и администрации, межличностные отношения с начальниками, коллегами и подчиненными, степень непосредственного контроля за работой, статус. Эти факторы не определяют автоматически положительную мотивацию работников. По Герцбергу, отсутствие или недостаточная степень присутствия гигиенических факторов вызывает у человека неудовлетворение работой, которую он выполняет.
Ко второй группе относятся внутренние факторы, присущие работе, которые называют мотивирующими факторами или "мотиваторами": работа как ценность сама по себе, чувство ответственности, возможность совершенствования. В случае положительного проявления наступает удовлетворение работой.
Для использования теории Герцберга, менеджер должен составить перечень гигиенических и мотивирующих факторов, дав сотрудникам, возможность самостоятельного определения тех, которые они предпочитают.
Теория мотивации Герцберга имеет много общего с теорией Маслоу. Гигиенические факторы соответствуют физиологическим потребностям и потребностям в безопасности и уверенности в будущем, описанным выше.
Факторы мотивации Герцберга
сравнимы с потребностями
высших уровней Маслоу, то
есть потребностями в признании
и самовыражении.
МакКлелланд
Модель мотивации, созданная Дэвидом МакКлелландом, опирается на потребности высших уровней. Ее автор считал, что людям присущи три потребности:
Потребность власти — желание воздействовать на других людей.
Потребность во власти проявляется, как стремление контролировать ход событий и воздействовать на других людей.
В теории иерархии потребностей А. Маслоу эта потребность выражается нечетко, попадая в промежуток между
потребностями в признании (уважении) и самоактуализации.
МакКлелланд в своей работе "Два лица власти", вышедшей в 1970 г., отмечает: "Тех людей, у которых наивысшей является потребность власти и отсутствует склонность к авантюризму или тирании, а основной является потребность к проявлению своего влияния, надо заблаговременно готовить к занятию высших руководящих должностей…".13
Потребность успеха - доведение работы до ее успешного завершения.
По теории Маслоу эта потребность также находится где-то посередине между потребностями в уважении и самовыражении. Эта потребность
удовлетворяется не провозглашением успеха этого человека, что лишь подтверждает его статус, а процессом доведения работы до успешного
завершения.
Потребность в причастности. Налаживание дружеских отношений, оказание помощи другим. Мотивация на основании этой потребности схожа с мотивацией в социальной потребности теории А. Маслоу.
Руководители, заинтересованные в производительном труде людей с выраженной потребностью причастности, должны сохранять атмосферу, не ограничивающую межличностные отношения и контакты.
Руководитель может также обеспечить удовлетворение их потребности, уделяя им больше времени и периодически собирая таких людей определенной группой, например, для обсуждения какой-либо задачи, стоящей перед организацией.
Алдерфер
К. Алдерфер, как и Маслоу, объединяет потребности человека в группы, которых насчитывает три:
1. Потребности существования ("С"
и потребности в безопасности.
2. Потребности взаимосвязей ("В") включают в себя стремление получить поддержку, признание, одобрение других людей.
3. Потребность роста ("Р") побуждают человека к реализации своих
способностей к самоутверждению, самовыражению и т.п.