Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 14:50, курсовая работа
Основу любой организации составляет человеческий фактор, заключенный в знании субъектом управления своего дела, в умении организовать собственный труд и работу коллектива. Цель курсовой работы - выявить влияние человеческого фактора на формирование и деятельность организации.
Введение
Глава 1. Концепции человеческих отношений
1.Формирование школы человеческих отношений
2.Разработка психологического подхода в теории организаций
3.Значение и роль человеческого фактора в деятельности организации
1.4. Модель взаимодействия человека и организационного окружения
1.5. Роль персонала в современном обществе
Заключение
Список использованной литературы
Не смотря на то, что ООО «МоринТур», является не слишком большим и численность его персонала составляет 10 человек, в организационной структуре компании служба управления персоналом (кадровый отдел) выделена в самостоятельный отдел. Данный отдел представлен двумя специалистами – начальником отдела кадров (которые выполняют еще несколько функций), и его подчиненным специалистом по кадрам, которые подчинены руководителю организации.
Менеджер по кадрам (начальник
отдела кадров, специалист по кадрам) занимается
вопросами кадрового
Таким образом, можно сделать
вывод, что в компании «МоринТур»
используются преимущественно
Трудовой потенциал - сложное сочетание физических и творческих способностей, знаний, навыков, опыта, духовных и нравственных ценностей, культурных установок и традиций. Представляя собой обобщенный показатель человеческого фактора производства, понятие трудовой потенциал позволяет рассматривать целостный спектр производительной способности работника с позиций не только ее настоящего состояния, но и условий формирования и воспроизводства, а также перспектив общественного развития.
Трудовой потенциал зависит
от ряда взаимосвязанных количественных
и качественных факторов, таких, например,
как численность
Таблица 2.4
Категории работников, поступивших на работу в период с 2008-2010 гг.
Категория работников Руководители Специалисты Служащие рабочие |
2008 |
2009 |
2010 |
Руководители |
1 |
1 |
1 |
Бухгалтер |
по совместительству |
по совместительству |
1 |
Маркетологи |
1 |
1 |
2 |
Менеджеры по туризму |
2 |
3 |
4 |
Отдел кадров |
- |
1 |
2 |
Всего работников |
4 |
6 |
10 |
На предприятии используются внешние и внутренние источники формирования кадров.
Внешними источниками формирования кадров являются высшие и средние учебные заведения, центры занятости, агентства по найму, поиск через средства массовой информации.
Наблюдается тенденция расширения организации приема новых работников, что свидетельствует о снижении текучести кадров, повышении эффективности и распределения обязанностей между ними, о совершенствовании организационной структуры предприятия. Основным источником комплектования кадров в 2010 году стали учебные заведения, ежегодно увеличивается численность работников, получивших высшее образование, что способствует улучшению профессиональных способностей отдельных работников и коллектива в целом. Внутренними источниками формирования кадров являются сами работники предприятия. В некоторых случаях целесообразно использовать совмещение должностей работниками предприятия, обеспечивать переподготовку и повышение квалификации кадров.
Повышение квалификации и обучение персонала осуществляется преимущественно без отрыва от производства, то есть сотрудникам предоставляется возможность посещать курсы, семинары, делегироваться на различные выставки и ярмарки. Политика по сохранению трудового потенциала заключается в следующем:
упрощение системы
управления предприятием и его звеньями,
сокращение и удешевление
совершенствование оплаты труда. Осуществлять повышение заработной платы в прямой зависимости от роста объемов производства, реализации продукции и эффективности хозяйствования. Внедрение технически обоснованных норм выработки;
постоянное повышение квалификации производственного персонала с использованием разнообразных форм обучения;
организация профессиональной подготовки управленческих работников.
Распределение руководителей предприятия по уровням менеджмента (в соответствии с данными таблицы 2.5).
Таблица 2.5
Распределение руководителей предприятия по уровням менеджмента
Уровень менеджмента |
Численность, чел. |
Удельный вес, % |
Высший |
2 |
20 |
Средний |
3 |
30 |
Низовой |
- |
- |
Всего: |
5 |
50 |
Из таблицы видно, высший уровень имеет степень 20%, а средний 30%, таким образом, это половина численности состава «МоринТур».
Распределение руководителей предприятия по уровню образования (в соответствии с данными таблицы 2.6).
Таблица 2.6
Распределение руководителей предприятия по уровню образования
Уровень менеджмента |
Численность персонала с образованием, чел | |||||
среднее |
среднее профессиональное |
высшее |
в т.ч. |
Наличие ученой степени | ||
профильное |
непрофильное | |||||
Высший |
- |
- |
2 |
2 |
- |
- |
Средний |
- |
- |
3 |
2 |
1 |
- |
Низовой |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Итого: |
- |
- |
5 |
4 |
1 |
- |
Удельный вес, % |
- |
- |
100 |
90 |
10 |
- |
Рисунок 2.2 – «Характеристика структуры кадров по уровню образования»
Из таблицы и рисунка видно, что уровень образованности высок, т.к все сотрудники имеют не ниже среднее профессиональное образования , но в этой таблице описывается только управляющее звено ООО «МоринТур». Приоритетным в этой профессии считается профильное образование «Менеджмент организации». В этой категории преимущественное исключение имеет только бухгалтер, так как преимуществом для фирмы будет наличие у бухгалтера высшего профессионального образования «Финансы и кредит» и т.д.
Директор имеет образование высшее профессиональное (профильное) «Менеджмент организации».
Бухгалтер этой организации имеет образование высшее профессиональное (профильное) специализация, «Финансы и кредит». В кадровом отделе:
Начальник отдела кадров - высшее профессиональное (профильное), «Менеджмент организации», специализация управление персоналом
Специалист отдела кадров - высшее профессиональное (непрофильное).
В маркетинговом отделе:
Начальник отдела кадров – высшее профессиональное (непрофильное)
Маркетолог – среднее (профессиональное) не профильное
Одел продаж:
Начальник отдела продаж высшее профессиональное (профильное), «Менеджмент организации»
Менеджер по туризму - высшее профессионально (профильное), «Менеджмент организации»
Менеджер по туризму - высшее профессиональное (непрофильное)
Менеджер по туризму – среднее профессиональное (профильное) «Менеджмент организации».
Из таблицы так же видно, что 90 % численности организации управляющего звена имеет профильное образование, отсюда и можно считать предприятие ООО «МоринТур» высоко образованным, с точки зрения управляющего звена, что не мало важно, не менее важно низовая структура в нее входят менеджеры по туризму, специалист отдела кадров, маркетолог, из образование описано также, они имеет образование не ниже среднее профессионального, в большинстве своем даже высшее образование. Это говорит о том что весь состав ООО «МоринТур», можно считать высокообразованным, что не мало важно в конкурентной гонке за первенство среди предприятий туризма(по данным рисунка 2.3).
Рисунок 2.3 –« Состав по возрастным категориям на 01.09.11 года»
Текучесть кадров за последние два года выросла с 3,8 до 4,9%, в основном специалисты отделов– 5,9%, при этом по руководителям наблюдается снижение с 2,95 до 2,4%. Эту ситуацию можно наблюдать (по данным рисунка 2.4).
Рисунок 2.4. – «Динамика текучести кадров общая и по категориям работников за 2009 и 2010 годы»
Такое положение объясняется из-за не качественного набора без проведения должного профессионального отбора персонала. Молодые сотрудники, пришедшие на работу, не могут адаптироваться к новой атмосфере, чувствуют себе не уютно на новой работе и не нужными, именно поэтому они могут отреагировать на это увольнением. Специалисты по работе с персоналом не уделяют должного внимания адаптации новых сотрудников [40, с. 23].
При определении целей своей организации руководство должно определить необходимые для их достижения ресурсы. Необходимость в деньгах, оборудовании и материалах является вполне очевидной. Потребность в людях тоже кажется вполне очевидной.
Планирование - людских ресурсов по существу представляет собой применение процедур планирования для комплектации штатов и персонала. Процесс планирования включает в себя три этапа:
1 этап - Оценка наличных ресурсов.
2 этап - Оценка будущих потребностей.
3 этап - Разработка программы
удовлетворения будущих
Набор - заключается в создании необходимого резерва кандидатов на все должности и специальности, из которого организация отбирает наиболее подходящих для нее работников.
Такую работу проводит по всем специальностям - конторским, производственным, техническим, административным. Необходимый объем работы по набору в значительной мере определяется разницей между наличной рабочей силой и будущей потребностью в ней (будущая потребность в людях зависит от плана производства). При этом учитываются такие факторы, как выход на пенсию, текучесть, увольнения, расширение сферы деятельности организации. Набор ведется из внешних и внутренних источников.
Внешний набор осуществляется следующим образом:
– компания «МоринТур» публикует объявления об имеющихся вакансиях в местных газетах;
– обращается к агентствам по трудоустройству и к фирмам, поставляющим руководящие кадры (это относится только к руководящим должностям);
– приглашает местное население (через местные газеты) подавать в отдел кадров заявления на возможные в будущем вакансии.
Компания проводит также набор внутри предприятия. Продвижение по службе своих работников обходится дешевле. Кроме того, это повышает их заинтересованность, улучшает моральный климат и усиливает привязанность работников. Согласно теории ожиданий в отношении мотивации можно полагать, что если работники верят в существование зависимости их служебного роста от степени эффективности работы, то они будут заинтересованы в более производительном труде.
Однако основным методом набора персонала в компании «МоринТур» на сегодняшний день является обращение к своим работникам с просьбой порекомендовать на работу их друзей или знакомых.
Отбор кадров на этом этапе начальники производств и подразделений компании «МоринТур» отбирают наиболее подходящих кандидатов из резерва, созданного в ходе набора. Они выбирают человека, имеющего наилучшую квалификацию для выполнения фактической работы на занимаемой должности. Решение о выборе основывается на образовании кандидата, уровне его профессиональных навыков, опыте предшествующей работы, личных качествах. Если должность относится к разряду таких, где определяющим фактором являются технические знания, то наиболее важное значение имеет образование и предшествующая научная деятельность. Для руководящих должностей, например, для должности заместителя генерального директора, главное значение имеют образование, навыки налаживания межрегиональных отношений, а также совместимость кандидата с генеральным директором, людьми, состоящими в такой же должности, подчиненными.