Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 12:02, контрольная работа
Маркетинговая среда фирмы слагается из микросреды и макросреды.
Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры, т.е. поставщиками, маркетинговыми посредниками, клиентами, конкурентами и контактными аудиториями. Макросреда представлена силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду (факторы демографического, экономического, природного, технического, политического и культурного характера).
Введение
Виды конкуренции
Анализ конкуренции
Характер распределения рыночных долей
Темпы роста рынка
Уровень рентабельности рынка
Способы ведения конкурентной борьбы
Добросовестная конкуренция
Недобросовестная конкуренция
Методы изучения фирм-конкурентов
Определение существующих и потенциальных конкурентов
Анализ показателей деятельности конкурентов
Анализ конкурентных стратегий на рынке
Выявление преимуществ и недостатков в деятельности конкурентов
Методы промышленного шпионажа
Фальсификация фирменной продукции
Информационные технологии
Заключение
Список литературы
покупателей.
Так как конкуренцию в маркетинге принято рассматривать в отношении
потребителя, то и различные виды конкуренции соответствуют определенным
этапам потребительского выбора.
В
соответствии с этапами
выделить следующие виды конкуренции:
1) Желания-конкуренты. Этот вид конкуренции связан с тем, что
существует множество
денежных средств;
2) Функциональная
конкуренция. Этот вид
одну и ту же потребность
можно удовлетворить
(существуют альтернативные
базовый уровень изучения
3) Межфирменная конкуренция. Это конкуренция альтернатив доминирующих
и наиболее эффективных
4) Межтоварная конкуренция. Это конкуренция товаров фирмы между собой.
Она конкуренцией, по сути, не является, а представляет собой
частный случай ассортиментного ряда, целью которого является
создать имитацию
Анализ конкуренции
Важнейшей составляющей информации для принятия решений в области
ведения конкурентной борьбы является информация о поведении конкурентов, об их конкурентных позициях. Наибольший интерес, при этом, представляет
возможность выделения наиболее характерных составляющих
конкурентоспособности.
В
этой связи в научной
данные об интенсивности конкуренции на выделенном рынке и, во-вторых,
тщательно изучить технико-экономические и финансово-экономические
возможности конкурентов.
Интенсивность конкуренции на любом рынке определяется рядом факторов,
важнейшими из которых являются три составляющие:
> характер распределения рыночных долей;
> темпы роста рынка;
> рентабельность
рынка.
Характер распределения
рыночных долей
Для
определения уровня
предлагается ряд оценок этого уровня. Так, отмечая, что, чем более
одинаковыми являются рыночные доли среди конкурентов на рынке, тем острее
происходит конкурентная борьба, предлагается оценить степень именно этой
«одинаковости», вернее степень разброса долей конкурентов на рынке. Для
расчёта самих долей объем реализованной на рынке продукции i-м предприятием
обозначают через Qi, а общий объем продаж на рынке –через Q.
Наиболее
информативным является
в соответствии с классификацией рынков
Как
следует из таблицы, всего
причем интенсивность конкуренции уменьшается по мере перехода рынка от
двухсторонней полиполии к двухсторонней монополии. Именно это
обстоятельство и может служить надежным и научно обоснованным мерилом
интенсивности конкуренции на рынке.
Для
обоснования метода
на рынках, следует
воспользоваться графической
Обозначим через M(D) математическое ожидание рыночной доли на данном
конкурентном рынке, а через Dmax - максимальную долю на этом рынке. Тогда
отношение:
будет характеризовать то или иное состояние рынка в соответствии с
классификацией таблицы 1, а значит, и степень интенсивности конкуренции на
нем.
Очевидно, что при значениях данного показателя, близких к нулю,
интенсивность конкуренции наивысшая (чистая конкуренция), а при значениях
показателя, близких к единице, интенсивность конкуренции минимальна. При
наличии соответствующей математической подготовки исследователя проблемы с определением значения M(D) легко решаются. В связи с тем, что в настоящее
время в наличии у любого исследователя имеется обширный арсенал пакетов
прикладных программ
по математической статистике, данная
проблема решается ещё более
просто – собранную информацию
о рыночных долях следуетподвергнуть
статистической обработке на ПК.
Темпы роста рынка
Вторая составляющая, характеризующая интенсивность конкуренции на
рынке, связана с темпами роста рынка.
Для оценки темпов роста рынка воспользуемся концепцией жизненного
цикла спроса на товар. При этом следует воспользоваться очевидными
параллелями – рост или падение объемов продаж на рынке связаны с теми или
иными участками жизненного цикла спроса на товар. При нахождении спроса на
товар в стадии роста – наблюдается очевидный рост темпов продаж на рынке,
при нахождении спроса в стадии падения – наблюдается уменьшение объемов
продаж на рынке.
Каждому из участков кривой жизненного спроса на товар соответствует
свой уровень интенсивности конкурентной борьбы. Эти участки полностью
диагностируются двумя показателями – первой и второй производными. В случае
дискретных наблюдений, которые и встречаются на практике, их аналогом
являются первые и вторые разности.
На первом участке, когда спрос на товар только появился, конкурентная
борьба имеет незначительный характер. Интенсивность ее низка. Для данного
участка первая и вторая производные положительны.
На
втором участке – участке
вторая от положительных значений, проходя через нулевую точку, становится
отрицательной. Это этап, на котором спрос опережает предложение и возникшая
конкуренция более значительна, чем на первом этапе, но ее интенсивность еще
мала.
На третьем участке – участке зрелости – объемы продаж стабильны и
конкурентная борьба за покупателя обостряется. Для этого участка кривой
жизненного цикла спроса на товар вторая производная отрицательна, а первая
производная из положительной области, пройдя нулевую точку (пик объемов
продаж), принимает отрицательные значения.
Наиболее интенсивная конкурентная борьба наблюдается, как правило,
именно на той части кривой жизненного цикла спроса, когда начинают
уменьшаться объемы продаж, то есть, когда и первая производная функции,
описывающей кривую жизненного цикла спроса, и вторая производная этой
функции отрицательны.
Так продолжается до того участка жизненного цикла спроса на товар,
который характеризуется высокими темпами падения объемов спроса на товар, а
сами объемы спроса оказываются низкими. На этом последнем участке кривой
первая производная отрицательна, а вторая производная – положительна.
Причем та точка кривой, в которой вторая производная из отрицательных
значений переходит в положительную область (нулевое значение второй
производной), по сути, является границей между предыдущим этапом высокой
конкуренции и последним
этапом средней и затем незначительной
конкуренции.
Уровень рентабельности
рынка
Третья составляющая, определяющая интенсивность конкурентоспособности,
это уровень рентабельности рынка. Для формальной оценки уровня
интенсивности конкуренции предлагается воспользоваться следующей логикой.
Чем выше рентабельность данного рынка, тем большую прибыль получают
продавцы, работающие на этом рынке. Это в свою очередь приводит к тому, что
рынок становится все более и более привлекательным, а, значит, чем выше
рентабельность рынка, тем интенсивнее конкурентная борьба на рынке.
Этот подход обладает существенным изъяном. Дело в том, что высокие
прибыли могут быть для ситуации, когда товар только появился на рынке, и
вызывает, поэтому, высокий интерес у покупателей. Очевидно, что в данной
ситуации спрос опережает предложение и поэтому интенсивность конкуренции
некоторое время ещё невелика. Другое дело, что высокая рентабельность дает
сигнал потенциальным инвесторам о том, что этот рынок является
привлекательным и при его значительной инерционности, после того, как на
нем появятся новые конкуренты, интенсивность конкурентной борьбы
возрастает.
Более того, в том случае, когда конкурентная борьба усиливается, когда
количество производителей, работающих на рынке, велико, не удается
осуществлять политику «снятия сливок» – цены уже не могут быть высокими. На
таком рынке значительный акцент приобретают факторы и методы неценовой
конкуренции. Получается, что не очень высокий уровень рентабельности в
данном случае соответствует очень высокой интенсивности конкуренции.
Следовательно, уровень рентабельности сам по себе не может служить
исходной оценкой для определения уровня интенсивности конкурентной борьбы.
Представляется, что в данном случае более уместны параллели с выводами по
предыдущей составляющей интенсивности конкуренции – темпами роста рынка.
Только исследование жизненного цикла спроса на товар может дать объяснение
тому уровню рентабельности, который сложился на рынке. Вне этого
обстоятельства рентабельность
представляется малоинформативным
показателем с позиций оценивания уровня
интенсивности конкурентной борьбы на
рынке.
Информация о работе Выявление преимуществ и недостатков в деятельности конкурентов