Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 12:02, контрольная работа
Маркетинговая среда фирмы слагается из микросреды и макросреды.
Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры, т.е. поставщиками, маркетинговыми посредниками, клиентами, конкурентами и контактными аудиториями. Макросреда представлена силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду (факторы демографического, экономического, природного, технического, политического и культурного характера).
Введение
Виды конкуренции
Анализ конкуренции
Характер распределения рыночных долей
Темпы роста рынка
Уровень рентабельности рынка
Способы ведения конкурентной борьбы
Добросовестная конкуренция
Недобросовестная конкуренция
Методы изучения фирм-конкурентов
Определение существующих и потенциальных конкурентов
Анализ показателей деятельности конкурентов
Анализ конкурентных стратегий на рынке
Выявление преимуществ и недостатков в деятельности конкурентов
Методы промышленного шпионажа
Фальсификация фирменной продукции
Информационные технологии
Заключение
Список литературы
и ресурсы
- переменные факторы
- каждый продавец и покупатель владеет полной и правильной информацией о
цене, количествах продукта, затратах и спросе на рынке.
Нетрудно видеть, что ни один реальный рынок не удовлетворяет всем
перечисленным условиям. Поэтому схема совершенной конкуренции имеет в
основном теоретическое значение. Однако она является ключом к пониманию
более реальных рыночных структур. И в этом ее ценность.
Для участников рынка в условиях совершенной конкуренции цена – это
заданная величина. Поэтому продавец может лишь решать, какое количество
товара он захочет предложить по данной цене. Это означает, что он
одновременно акцептант
цены и регулятор количества.
Один продавец противостоит многим покупателям, причем этот продавец
является единственным производителем продукта, не имеющего, к тому же,
близких товаров-заменителей. Такая модель имеет следующие характерные
черты:
а) продавец является единственным производителем данного товара (продукта);
б) реализуемый продукт уникален в том смысле, что нет его заменителей;
в) монополист обладает рыночной властью, контролирует цены и поставки на
рынок. Монополист является законодателем цены, то есть монополист назначает
цену и покупатель при заданной монопольной цене может решать, какое
количество товара он может закупить, но в большинстве случаев монополист не
может назначать произвольно высокую цену, так как, по мере роста цен спрос
снижается, а при падающих ценах – возрастает;
г) на пути входа в
рынок монополистом устанавливаются
непреодолимые барьеры для конкурентов
– как естественного, так и искусственного
происхождения, примерами естественных
монополий могут служить предприятия
общественного пользования – электрические
и газовые компании, предприятия
водоснабжения, линии связи и транспортные
предприятия. К искусственным барьерам
относятся патенты и лицензии, предоставляемые
некоторым фирмам на исключительное
право функционировать на данном рынке
Монополистическая конкуренция
Относительно большое число производителей предлагает похожую, но не
идентичную продукцию, т.е. на рынке присутствуют гетерогенные товары. В
условиях совершенной конкуренции фирмы производят стандартизованную
(однородную) продукцию, в условиях монополистической конкуренции
производится дифференцированная продукция. Дифференциация затрагивает прежде всего качество продукта или услуг, благодаря чему у потребителя складываются ценовые предпочтения. Продукция может быть дифференцирована также по условиям послепродажного обслуживания (для товаров длительного использования), по близости к покупателям, по интенсивности рекламы и т.п.
Таким образом,
фирмы на рынке
соперничество не только ( и даже не столько) через цены, но и путем
всемирной дифференциации продукции и услуг. Монопольность в такой модели
заключается в том, что каждая фирма в условиях дифференциации продукции
обладает, в некоторой мере, монопольной властью над своим товаром; она
может повышать и понижать цену на него вне зависимости от действий
конкурентов, хотя эта власть и ограничивается наличием производителей
аналогичных товаров. Кроме того, на монополистических рынках наряду с
мелкими и средними достаточно крупные фирмы.
При такой модели рынка фирмы стремятся расширять свою область
предпочтений путем индивидуализации своей продукции. Это происходит прежде всего, с помощью товарных знаков, наименований и рекламной компании, которые однозначно выделяют различия товаров.
Монополистическая конкуренция отличается от совершенной полиполии по
следующим признакам:
- на совершенном рынке продаются не гомогенные, а гетерогенные товары;
- для участников рынка нет полной прозрачности рынка, и они действуют не
всегда в соответствии с экономическими принципами;
- предприятия стремятся
расширить свою область
индивидуализации своей продукции;
- доступ к рынку
для новых продавцов при
затруднен в силу
наличия предпочтений.
Под
немногочисленностью
малое (в пределах десятка) число фирм господствующих на рынке товаров или
услуг. Примеры классических олигополий: «большая тройка» в США – «Дженерал моторз», «Форд», «Крайслер».
Олигополии
могут производить как
товары. Однородность чаще всего преобладает на рынках сырья и
полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента и т.д.; дифференциация – на
рынках потребительских товаров.
Немногочисленность
фирм способствует их
по установлению цен, разделу или распределению рынков или по другим
способам ограничения конкуренции между ними. Доказано, что конкуренция на
олигополистическом рынке тем интенсивней, чем ниже уровень концентрации
производства (большее число фирм), и наоборот.
Важную роль в характере конкурентных отношений на таком рынке играют
объем и структура той информации о конкурентах и об условиях спроса,
которой фирмы располагают: чем такой информации меньше, тем более
конкурентным будет поведение фирмы. Основное отличие олигополистического
рынка от рынка совершенной конкуренции связано с динамикой цен. Если на
совершенном рынке они пульсируют непрерывно и бессистемно в зависимости от колебаний спроса и предложения, то при олигополии имеют тенденцию к
устойчивой фиксации и изменяются не так часто. Типично так называемое
лидерство в ценах, когда их преимущественно диктует одна ведущая фирма,
остальные же олигополисты следуют за лидером. Доступ к рынку новым
продавцам затруднен. В случае соглашения олигополистов по поводу цен,
конкуренция все больше смещается в направлении качества, рекламы и
индивидуализации.
В экономической литературе принято разделять конкуренцию по ее методам
на:
. ценовую (конкуренцию на основе цены);
. неценовую (конкуренцию
на основе качества
Ценовая конкуренция восходит к временам свободного рыночного
соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым
разнообразным ценам.
Снижение цены было той основой, с помощью которой промышленник
(торговец) выделял свой товар, привлекал к себе внимание и, в конечном
счете, завоевывал себе желаемую долю рынка.
В современном
мире ценовая конкуренция
неценовых методов конкурентной борьбы. Это не означает, конечно, что на
современном рынке не используется «война цен», она существует, но не всегда
в явной форме. Дело в том, что «война цен» в открытой форме возможна только
до того момента, пока фирма не исчерпает резервы снижения себестоимости
товара. В целом, конкуренция в открытой форме приводит к снижению нормы
прибыли, ухудшению финансового состояния фирм и, как следствие, к
разорению. Поэтому фирмы избегают вести ценовую конкуренцию в открытой
форме. Применяется она в настоящее время обычно в следующих случаях:
. фирмами-аутсайдерами в их борьбе с монополиями, для соперничества с
которыми, в сфере неценовой конкуренции, у аутсайдеров нет ни сил, ни
возможностей;
. для проникновения на рынки с новыми товарами;
. для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта.
При скрытой ценовой конкуренции фирмы вводят новый товар с существенно
улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.
Неценовая
конкуренция выдвигает на
конкурентов, потребительную стоимость товара (фирмы выпускают товар более
высокого качества, надежный, обеспечивают меньшую цену потребления, более
современный дизайн).
К числу неценовых методов относятся все маркетинговые методы
управления фирмой.
К незаконным методам неценовой конкуренции относятся:
- промышленный шпионаж;
- переманивание специалистов, владеющих производственными секретами;
- выпуск поддельных товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-
подлинников, но существенно
50% дешевле;
- закупка образцов с целью их копирования.
Можно выделить следующие основные направления конкурентной
деятельности фирмы:
1. Конкуренция в области рынков сырья за завоевание позиций на ресурсных
рынках с
целью обеспечения
ресурсами, перспективными материалами, высококвалифицированными
специалистами,
современной техникой и
более высокой,
чем у конкурентов,
конкурентов
предприятия на сырьевых
производители продуктов-аналогов, использующие в своем производстве
аналогичные
материальные ресурсы,
2. Конкуренция в области сбыта товаров и/или услуг на рынке;
3. Конкуренция между
покупателями на сбытовых
В зависимости от интенсивности конкуренции в этой среде фирма
прогнозирует цены на те или иные товары, организует свою сбытовую
деятельность.
В
условиях насыщенного рынка
конкуренции продавцов. В связи с этим среди этих трех направлений
конкурентной деятельности фирмы наибольший интерес, с точки зрения
маркетинга, представляет собой конкуренция продавцов в области сбыта товара
и/или услуги на рынке. Два оставшихся направления являются конкуренцией
Информация о работе Выявление преимуществ и недостатков в деятельности конкурентов