Выявление преимуществ и недостатков в деятельности конкурентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 12:02, контрольная работа

Описание работы

Маркетинговая среда фирмы слагается из микросреды и макросреды.

Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры, т.е. поставщиками, маркетинговыми посредниками, клиентами, конкурентами и контактными аудиториями. Макросреда представлена силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду (факторы демографического, экономического, природного, технического, политического и культурного характера).

Содержание

Введение


Виды конкуренции


Анализ конкуренции


Характер распределения рыночных долей


Темпы роста рынка


Уровень рентабельности рынка


Способы ведения конкурентной борьбы


Добросовестная конкуренция


Недобросовестная конкуренция


Методы изучения фирм-конкурентов


Определение существующих и потенциальных конкурентов


Анализ показателей деятельности конкурентов


Анализ конкурентных стратегий на рынке


Выявление преимуществ и недостатков в деятельности конкурентов


Методы промышленного шпионажа

Фальсификация фирменной продукции


Информационные технологии


Заключение


Список литературы

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 81.57 Кб (Скачать)

   и ресурсы  - переменные факторы производства  – мобильны;

- каждый продавец  и покупатель владеет полной  и  правильной  информацией   о

   цене, количествах  продукта, затратах и спросе на  рынке.

    Нетрудно  видеть, что ни  один  реальный  рынок  не  удовлетворяет   всем

перечисленным  условиям.  Поэтому  схема  совершенной  конкуренции  имеет  в

основном теоретическое значение. Однако  она является  ключом  к пониманию

более реальных рыночных структур. И в этом ее ценность.

    Для участников  рынка в условиях  совершенной   конкуренции  цена  –  это

заданная величина. Поэтому продавец  может  лишь  решать,  какое  количество

товара  он  захочет  предложить  по  данной  цене.  Это  означает,  что   он

одновременно акцептант  цены и регулятор количества. 

                                  Монополия 

    Один продавец  противостоит многим  покупателям,  причем  этот  продавец

является единственным  производителем продукта,  не  имеющего,  к  тому  же,

близких  товаров-заменителей.  Такая  модель  имеет  следующие   характерные

черты:

а) продавец является единственным производителем данного  товара (продукта);

б) реализуемый продукт  уникален в том смысле, что нет  его заменителей;

в) монополист обладает рыночной властью, контролирует  цены  и  поставки  на

рынок. Монополист является законодателем цены, то есть монополист  назначает

цену  и  покупатель  при  заданной  монопольной  цене  может  решать,  какое

количество товара он может закупить, но в большинстве  случаев монополист  не

может назначать произвольно  высокую цену, так как, по мере роста  цен  спрос

снижается, а при  падающих ценах – возрастает;

г) на пути входа в  рынок монополистом устанавливаются  непреодолимые  барьеры для конкурентов – как естественного,  так  и  искусственного  происхождения, примерами естественных монополий  могут  служить  предприятия  общественного пользования – электрические и газовые компании,  предприятия  водоснабжения, линии связи и транспортные предприятия. К искусственным  барьерам  относятся патенты и  лицензии,  предоставляемые  некоторым  фирмам  на  исключительное право функционировать на данном рынке 

                       Монополистическая  конкуренция 

    Относительно  большое число производителей  предлагает   похожую,  но  не

идентичную продукцию, т.е. на  рынке  присутствуют  гетерогенные  товары.  В

условиях  совершенной   конкуренции   фирмы   производят   стандартизованную

(однородную)   продукцию,   в   условиях    монополистической    конкуренции

производится  дифференцированная   продукция.   Дифференциация   затрагивает прежде всего качество продукта  или  услуг,  благодаря  чему  у  потребителя складываются ценовые предпочтения.  Продукция  может  быть  дифференцирована также по условиям  послепродажного  обслуживания  (для  товаров  длительного использования), по близости к покупателям, по интенсивности рекламы и т.п.

    Таким образом,  фирмы на рынке монополистической  конкуренции вступают  в

соперничество не только (  и  даже  не  столько)  через  цены,  но  и  путем

всемирной дифференциации продукции и услуг.  Монопольность  в такой модели

заключается в том, что каждая  фирма  в  условиях  дифференциации  продукции

обладает, в некоторой  мере,  монопольной  властью  над  своим  товаром;  она

может  повышать  и  понижать  цену  на  него  вне  зависимости  от  действий

конкурентов,  хотя  эта  власть  и  ограничивается  наличием  производителей

аналогичных товаров.  Кроме  того,  на  монополистических  рынках  наряду  с

мелкими и средними достаточно крупные фирмы.

    При   такой  модели  рынка  фирмы   стремятся  расширять   свою   область

предпочтений путем  индивидуализации своей продукции. Это  происходит  прежде всего,  с  помощью  товарных  знаков,  наименований  и  рекламной  компании, которые однозначно выделяют различия товаров.

    Монополистическая  конкуренция отличается от  совершенной  полиполии  по

следующим признакам:

- на совершенном  рынке продаются не гомогенные, а гетерогенные товары;

- для участников  рынка нет полной прозрачности  рынка, и они действуют не

   всегда в  соответствии с экономическими  принципами;

- предприятия стремятся  расширить свою область предпочтений  путем

   индивидуализации  своей продукции;

- доступ к рынку  для новых продавцов при монополистической  конкуренции

   затруднен в силу наличия предпочтений. 

                                 Олигополия 

     Под  немногочисленностью участников  конкуренции понимается относительно

малое (в пределах десятка) число фирм господствующих на  рынке  товаров  или

услуг. Примеры классических олигополий: «большая тройка» в США  –  «Дженерал моторз», «Форд», «Крайслер».

    Олигополии  могут производить как однородные, так  и  дифференцированные

товары.  Однородность   чаще   всего   преобладает   на   рынках   сырья   и

полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента  и  т.д.;  дифференциация  –  на

рынках потребительских товаров.

    Немногочисленность  фирм способствует их монополистическим   соглашениям:

по  установлению  цен,  разделу  или  распределению  рынков  или  по  другим

способам ограничения  конкуренции между ними. Доказано,  что  конкуренция  на

олигополистическом  рынке тем интенсивней,  чем ниже  уровень концентрации

производства (большее  число фирм), и наоборот.

    Важную  роль в характере конкурентных  отношений на  таком  рынке   играют

объем и структура  той  информации  о  конкурентах  и  об  условиях  спроса,

которой  фирмы  располагают:  чем  такой  информации   меньше,   тем   более

конкурентным будет  поведение  фирмы.  Основное  отличие  олигополистического

рынка от рынка совершенной  конкуренции  связано с  динамикой  цен.  Если  на

совершенном рынке  они пульсируют непрерывно и бессистемно  в  зависимости  от колебаний  спроса  и  предложения,  то  при  олигополии  имеют  тенденцию  к

устойчивой фиксации и  изменяются  не  так  часто.  Типично  так  называемое

лидерство в ценах, когда их  преимущественно  диктует  одна  ведущая  фирма,

остальные же  олигополисты  следуют   за  лидером.   Доступ  к рынку новым

продавцам затруднен.  В случае  соглашения  олигополистов  по  поводу  цен,

конкуренция  все  больше  смещается  в  направлении  качества,   рекламы   и

индивидуализации.

    В экономической  литературе принято разделять  конкуренцию по ее  методам

на:

. ценовую (конкуренцию  на основе цены);

. неценовую (конкуренцию  на основе качества потребительной  стоимости).

    Ценовая   конкуренция   восходит   к   временам   свободного   рыночного

соперничества, когда  даже однородные товары предлагались на рынке  по  самым

разнообразным ценам.

    Снижение  цены  было  той  основой,  с  помощью  которой   промышленник

(торговец) выделял  свой товар, привлекал  к   себе  внимание  и,  в  конечном

счете, завоевывал себе желаемую долю рынка.

    В современном  мире ценовая конкуренция утратила  такое значение в пользу

неценовых методов  конкурентной борьбы. Это  не  означает,  конечно,  что  на

современном рынке не используется «война цен», она существует, но не  всегда

в явной форме. Дело в том, что «война цен» в открытой форме возможна  только

до того момента, пока фирма  не  исчерпает  резервы  снижения  себестоимости

товара. В целом, конкуренция  в открытой  форме  приводит  к  снижению  нормы

прибыли,  ухудшению  финансового  состояния  фирм  и,   как   следствие,   к

разорению. Поэтому  фирмы  избегают  вести  ценовую  конкуренцию  в  открытой

форме. Применяется  она в настоящее время обычно в следующих случаях:

  . фирмами-аутсайдерами  в их борьбе с  монополиями,  для  соперничества  с

    которыми, в сфере неценовой конкуренции, у аутсайдеров нет ни  сил,  ни

    возможностей;

  . для проникновения  на рынки с новыми товарами;

  . для укрепления  позиций в случае внезапного  обострения проблемы сбыта.

      При  скрытой ценовой конкуренции  фирмы вводят новый товар с существенно

улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают  непропорционально мало.

      Неценовая  конкуренция выдвигает на первый  план более  высокую,  чем у

конкурентов, потребительную стоимость товара (фирмы  выпускают  товар  более

высокого качества, надежный, обеспечивают меньшую цену  потребления,  более

современный дизайн).

      К   числу  неценовых  методов   относятся   все   маркетинговые   методы

управления фирмой.

      К  незаконным методам неценовой  конкуренции относятся:

      - промышленный шпионаж;

      - переманивание специалистов, владеющих производственными секретами;

      - выпуск поддельных товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-

        подлинников, но существенно худших  по качеству, а потому обычно  на

        50% дешевле;

      - закупка образцов с целью их копирования.

      Можно   выделить   следующие   основные    направления    конкурентной

деятельности фирмы:

1. Конкуренция в  области рынков сырья за  завоевание  позиций  на  ресурсных

   рынках  с   целью  обеспечения  производства  необходимыми   материальными

   ресурсами,    перспективными    материалами,     высококвалифицированными

   специалистами,  современной техникой и  технологией   с  целью  обеспечения

   более высокой,  чем у конкурентов, производительности  труда.  В  качестве

   конкурентов  предприятия на сырьевых рынках  выступают  в  основном  фирмы-

   производители   продуктов-аналогов,  использующие  в  своем   производстве

   аналогичные  материальные ресурсы, технологию, трудовые ресурсы;

2. Конкуренция в  области сбыта товаров и/или  услуг на рынке;

3. Конкуренция между  покупателями на сбытовых рынках.

      В   зависимости  от  интенсивности   конкуренции  в  этой  среде   фирма

прогнозирует  цены  на  те  или иные  товары,  организует   свою   сбытовую

деятельность.

      В  условиях насыщенного рынка конкуренция   покупателей  уступает  место

конкуренции  продавцов.  В  связи  с  этим  среди  этих   трех   направлений

конкурентной  деятельности  фирмы  наибольший  интерес,   с   точки   зрения

маркетинга, представляет собой конкуренция продавцов  в области сбыта  товара

и/или услуги на рынке.  Два  оставшихся  направления  являются  конкуренцией

Информация о работе Выявление преимуществ и недостатков в деятельности конкурентов