Выработка предложений по эффективному мотивированию персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования в работе – управление мотивацией персонала в ЗАО Мясокомбинат «Клинский»
Предмет исследования – система мотивации труда сотрудников.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- рассматриваются теоретические аспекты трудовой мотивации;
- исследуются система управления персоналом и составляющие трудовой мотивации сотрудников ;
- на основе опроса выявляются мотивационные факторы, наиболее мотивирующие сотрудников к эффективной работе;
- на основе полученных данных анализа и опроса даются предложения по оптимизации существующей системы мотивации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1.Теоретические основы мотивации персонала в современной организации 7
1.1 Понятие мотивации, системы мотивации, их характеристика 7
1.2 Мотивация как функция управления 10
1.3 Практика применения мотивации на российских предприятиях 18
Глава 2. Анализ системы мотивации и стимулирования в организации на примере ЗАО Мясокомбинат «Клинский» 27
2.1 Краткая характеристика деятельности ЗАО Мясокомбинат «Клинский» 27
2.2 Исследование системы управления персоналом 33
2.3 Исследование мотивов работы персонала ЗАО «МКК» 42
Глава 3. Выработка предложений по эффективному мотивированию персонала 48
3.1 Разработка программы развития персонала 48
3.2 Разработка мероприятий по оказанию помощи перспективному персоналу в планировании карьеры 62
3.3 Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий 68
Заключение 74
Список использованных источников 77

Работа содержит 1 файл

Мотивация персонала производственного предприятия.doc

— 707.00 Кб (Скачать)

Получены следующие  результата опроса:

     На вопрос  об имеющихся проблемах в системе  управления персоналом, большинство ответили, что проблемы явно видны ( рис. 3)

                        рис. 3 Ответы персонала о наличии проблем в управлении

 

Для того, чтобы наметить факторы, которые следует изменить для усиления мотивации, надо выяснить у самих сотрудников как они чувствуют себя в компании.

Далее сотрудникам было предложено отметить факторы, которые оказывают существенное мотивационное влияние на работу каждого. Допускалось более 1 ответа. Структура ответов представлена на рис.4

Рис.4 Структура ответов персонала о наиболее значимых для них факторах, влияющих на производительность труда

 

Как видно из полученных ответов, больше всего работников мотивирует: заработная плата (80%), развитие профессиональных навыков (71%), возможность карьерного роста ( 67%). Важными также считают условия труда (64%).

Поскольку самым большим  стимулом к высокой производительности труда является размер заработной платы, то анкетируемым задавался вопрос :

Соответствует ли размер заработной платы окружающих вас  сотрудников  объему  выполняемой  ими работы?

Полученные ответы представлены на рис.5

Рис.5 Структура ответов о соответствии  уровня заработной платы объемы выполняемой работы

 

Как видно из полученных ответов, большинство участников опроса, оценивая работу своих коллег,  считают, что уровень оплаты соответствует (47%) или скорее соответствует (27%) объему выполняемой ими работы.

Следующий вопрос выяснял, какие факторы на  взгляд участников опроса еще недостаточно используются для мотивации персонала  ЗАО МКК полученные результаты приведены на рис. 6

рис. 6 Структура ответов о недостаточно используемых мотивационных факторах ( допускалось более 1 ответа на вопрос)

 

        Как следует из полученных  ответов, наиболее значимыми факторами,  которые требуется задействовать наиболее активно является обучение, за эту позицию отдали свои голоса 44%  участников опроса, второй по важности стал ответ – карьеростроительство – 35% , чуть меньше пришлось на долю делегирования полномочий - 31%. Наименьшее количество ответов набрала позиция «корпоративность» - 23% и дисциплина – 2%, из чего следует сделать выводы, что  наиболее важными факторами, которые могут реально увеличить производительность труда, является в настоящее время  повышение профессионализма и возможность карьерного роста.

Так как выявились  основные факторы мотивации труда, то сотрудникам был задан вопрос о возможности развития наиболее значимых факторов мотивации.

О возможности развития личных профессиональных навыков, были получены следующие ответы: 68% участников опроса не  согласились с тем, что они имеют такие возможности, при этом остальная часть участников опроса – 32%  ответила утвердительно на этот вопрос. При этом ответ на вопрос об удовлетворенности мероприятиями по развитию персонала довольны только 20%  сотрудников, а остальные 80% считают, что эта работа не достаточна активна.

Отвечая на вопрос об условиях труда на рабочем месте, большинство  участников  согласилось, что условия  являются удовлетворительными , таких  ответов было 86%.

Таким образом, для усиления мотивации ЗАО МКК  необходимо:

  • предоставить возможность для  развития карьеры. Тем самым предприятие повысит собственную значимость в глазах сотрудников, снизит текучесть персонала и намного легче привлечет новые кадры при дальнейшем росте и  развитии компании.
  • Разработать программу развития кадров; Программа развития кадров должна исходить из признания того, что вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников являются приоритетными в стратегических планах предприятия.

            Совершенствование системы развития  кадров и индивидуального карьеростроительства, не только снизит текучесть персонала на предприятии, но и будет способствовать повышению производительности труда, формированию у сотрудников лояльного отношения, улучшению морально-психологического климата  и даст возможность наиболее полно использовать профессионально-личностный потенциал сотрудников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Выработка предложений  по эффективному мотивированию персонала

3.1 Разработка программы развития персонала

Понятие «развитие персонала» означает перманентный процесс совершенствования  профессиональных умений и навыков, личностных качеств работников и  формирование отношения, которое определяет общий подход к работе. При этом значимость личностных характеристик, благоприятствующих реализации профессиональных задач, существенно выше значимости уровня квалификации. Это связано с тем, что ряд индивидуально-психологических характеристик может блокировать эффективность профессиональной деятельности, даже при условии прочных знаний и освоения навыков.24 С другой стороны, необходимо, чтобы люди, работающие в ЗАО МКК, разделяли присущие ему ценности и связывали свое будущее именно с предприятием.

Программа развития персонала ЗАО МКК должна включать в себя следующие взаимосвязанные элементы:

1. Формирование целей  и определение приоритетов.

2. Определение потребности  в обучении.

3. Разработка плана  развития персонала.

4. Формирование бюджета.

5. Реализация плана  развития персонала.

6. Оценка эффективности.

Исходя из особенностей внутренних  и внешних факторов в ЗАО МКК определены следующие цели обучения:

  • Поддержание и обновление существующих навыков и знаний в контексте конкретного рабочего места.
  • Приобретение новых знаний и навыков, отвечающих требованиям к работе в новых условиях.
  • Повышение внутрипроизводственной мобильности и занятости сотрудников.
  • Сокращение потерь и издержек в процессе профессиональной деятельности.
  • Подготовка перспективного резерва.

Исходя из задачи развития персонала, определяется потребность в обучении. На основе анализа работ, результатов планирования и оценки персонала выделяются четкие критерии определения потребности в обучении.

Организационная сторона  планирования заключается в сборе  заявок, на основе которых разрабатывается план мероприятий по развитию персонала. Для этого не позднее, чем 1 октября каждого года по всем структурным подразделениям ЗАО рассылаются бланки установленной формы (Приложение 3).

По нашему мнению, формирование бюджета на развитие персонала должно проходить с учетом и в соответствии с установленными целями и приоритетами, а также выявленной потребности в обучении. В результате этот процесс приобретает целенаправленный и упорядоченный характер.

Под «бюджетом» подразумевается  документ, утвержденный руководством ЗАО МКК и содержащий размер затрат на обучение с разбивкой по плановым периодам. Особенно важные направления обучения, а некоторые из них являются обязательными (подготовка, предаттестационная подготовка, аттестация, переаттестация), получают все необходимое финансирование, остальные – по остаточному принципу. Тем не менее, как показывает практика, желательно всегда планировать резерв, так как:

  • во-первых, возникают обстоятельства, учесть которые не представляется возможным, например: аттестация, в связи с введением новых правил или оборудования; увольнение сотрудника, имеющего удостоверение на выполнение определенного вида работ; необходимость исполнения предписания надзорных органов; получение лицензии; приказ вышестоящей организации об участии в семинаре и т.д.;
  • во-вторых, - иногда авторитетные сотрудники «пробивают» проведение незапланированных в бюджете учебных мероприятий.

В целом, затраты на обучение складываются из прямых и сопутствующих. Первые включают стоимость обучения, вторые – стоимость проезда, проживание и питание (командировочные расходы). В ЗАО МКК эти затраты расписаны по двум расходным статьям бюджета: «Подготовка кадров» и «Командировочные расходы на подготовку кадров», куратором по которым является Управление трудовых ресурсов.

В случае возникновения  необходимости секвестирования бюджета сокращение запланированных расходов происходит с учетом приоритетности и, как правило, за счет уменьшения объема участия сотрудников в открытых семинарах, особенно связанных с выездом в другие города. Формирование бюджета необходимо для осуществления руководством постоянного контроля эффективности расходования затрат на персонал, а непосредственно организацией обучения занимаются специалисты службы персонала.

В ЗАО МКК используются две формы обучения:

        • с отрывом от производства;
        • без отрыва от производства.

Из-за относительно высокой  стоимости внешнего обучения данная форма чаще используется для повышения квалификации ведущих специалистов, руководителей среднего и высшего звена и сотрудников, зачисленных в кадровый резерв Общества. Такое распределение издержек в зависимости от категории персонала и его уровня в организационной структуре вполне естественно и обусловлено значимостью решений, принимаемых на каждом уровне. На рис. 7 представлена система развития персонала ЗАО КМК.

Заключительным и важнейшим  элементом стратегической программы развития персонала является оценка эффективности в соответствии со  следующими критериями:

Комплексность. Всесторонний подход особенно важен, так как многие явления и процессы, происходящие в этой области, характеризуются сложным переплетением и взаимодействием большого количества факторов и условий.

Приоритетность. Необходимо акцентировать внимание на главных моментах оценки эффективности обучения.

Непрерывность. Оценка должна осуществляться не от случая к случаю, а постоянно, на различных этапах разработки и осуществления кадровых решений, что позволяет выявлять тенденции изменений и своевременно принимать необходимые кадровые решения.

Сравнимость показателей оценки во времени.

Надежность. Используемые методы оценки должны достаточно точно характеризовать рассматриваемые явления и процессы.

Подход к оценке управленческих решений в области профессионального  развития персонала на основе анализа соотношения полученных результатов и затрат, связанных с их достижением в МКК пока не получил применения. Объясняется это рядом объективных причин, во-первых, расходы на обучение очевидны, в то время как полученные результаты не всегда могут быть непосредственно оценены на основе количественных показателей. Во-вторых, зачастую существует значительный промежуток времени между тем периодом, когда средства на обучение сотрудников были израсходованы, и тем периодом, когда явно можно ощутить и оценить отдачу от вложенных средств.

Система профессионального  развития персонала ЗАО МКК будет эффективной, если  поможет:

  • Обеспечить качественное выполнение важнейших задач, возникших в связи с реструктуризацией Общества, текущих и перспективных планов.
  • Сохранить высокий кадровый потенциал, что явилось важнейшим фактором поддержания эффективности производства.
  • Снизить уровень травматизм.
  • Создать условия для сохранения преемственности в работе подразделений, выдвигая на должности молодых перспективных работников, качественно подготовленных к решению производственных и управленческих задач.
  • Повысить адаптивность персонала в условиях реструктуризации.

Программа развития кадров должна исходить из признания того, что вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников являются приоритетными в стратегических планах предприятия.

Приоритетность  этого направления обусловлена  значительным повышением роли профессионального мастерства в процессе разработки и оперативного внедрения новых бизнес-технологий и услуг.

Сегодня в  условиях ужесточения конкурентной борьбы на рынке только то предприятие имеет шанс упрочить свои позиции, которое сумеет в кратчайшие сроки разработать и ввести в действие высокоэффективную систему перманентного (регулярного) обучения специалистов. Систему, главными движущими силами которой в равной степени явились бы, с одной стороны, создание и всемерная поддержка ЗАО МКК условий для постоянного роста профессионализма сотрудников, а с другой — заинтересованное стремление каждого специалиста в своем неуклонном профессиональном совершенствовании.

Программа должна создать жизнеспособную и стройную систему обучения персонала, способной обеспечить гибкое соответствие профессиональных знаний и практических навыков сотрудников  постоянно изменяющейся и усложняющейся ситуации на рынке.

Эта система  также должна свести к минимуму (а  в своем конечном итоге — к практически полному исключению) профессиональные ошибки и просчеты сотрудников и тем самым впрямую воздействовать на укрепление экономической стабильности и способствовать дальнейшему росту финансового благополучия предприятия.

На основании выявленной потребности в обучении персонала  разрабатывается план профессионального  развития, в котором указываются  целевые группы обучения, цели обучения на предстоящий год и методы достижения этих целей.

Информация о работе Выработка предложений по эффективному мотивированию персонала