Выработка предложений по эффективному мотивированию персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования в работе – управление мотивацией персонала в ЗАО Мясокомбинат «Клинский»
Предмет исследования – система мотивации труда сотрудников.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- рассматриваются теоретические аспекты трудовой мотивации;
- исследуются система управления персоналом и составляющие трудовой мотивации сотрудников ;
- на основе опроса выявляются мотивационные факторы, наиболее мотивирующие сотрудников к эффективной работе;
- на основе полученных данных анализа и опроса даются предложения по оптимизации существующей системы мотивации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1.Теоретические основы мотивации персонала в современной организации 7
1.1 Понятие мотивации, системы мотивации, их характеристика 7
1.2 Мотивация как функция управления 10
1.3 Практика применения мотивации на российских предприятиях 18
Глава 2. Анализ системы мотивации и стимулирования в организации на примере ЗАО Мясокомбинат «Клинский» 27
2.1 Краткая характеристика деятельности ЗАО Мясокомбинат «Клинский» 27
2.2 Исследование системы управления персоналом 33
2.3 Исследование мотивов работы персонала ЗАО «МКК» 42
Глава 3. Выработка предложений по эффективному мотивированию персонала 48
3.1 Разработка программы развития персонала 48
3.2 Разработка мероприятий по оказанию помощи перспективному персоналу в планировании карьеры 62
3.3 Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий 68
Заключение 74
Список использованных источников 77

Работа содержит 1 файл

Мотивация персонала производственного предприятия.doc

— 707.00 Кб (Скачать)

 

Современные содержательные теории мотивации основное внимание уделяют определению перечню и структуре потребностей людей.

Процессуальные теории мотивации считаются наиболее современными теориями мотивации, они так же признают мотивирующую роль потребностей, однако, сама мотивация рассматривается  в них с точки зрения того, что заставляет человека направлять усилия на достижение различных целей.

Для эффективного управления мотивацией каждой выделенной группы необходимо применять и комбинировать  различные по своему подходу и  содержанию существующие теории мотивации. Рассмотрим некоторые из них. Существуют два подхода к изучению теорий мотивации.

Первый подход основывается на исследовании содержательной стороны  теории мотивация: Такие теории базируются на изучении потребностей человека, которые  и являются основным мотивом его поведения, следовательно, и его деятельности. К сторонникам такого подхода можно отнести психологов А. Маслоу, Ф. Герцберга и Дэвида МакКлёлланда.

Второй подход к мотивации  базируется на процессуальных теориях. В рамках этого подхода происходит распределение усилий работников и выбор определенного вида поведения для достижения конк-ретных целей. К таким теориям относятся теория ожиданий, или модель мотивации по В. Вруму, теория справедливости и теория, или модель, Портера-Лоулера.

Широко известная теория мотивации по А. Маслоу называемая иерархией потребностей А. Маслоу. Сущность ее сводится к анализу потребностей человека. Сторонники этой теории считали, что предметом мотивации является поведение, а , не сознание человека. В основе же поведения лежат потребности человека, которые можно разделить на пять групп:

1) физиологические, необходимые  для выживания человека: еда, вода, отдых и т. д.;

2) потребности в безопасности и уверенности в будущем (защита от физических и других опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться и в будущем);  

3) социальные потребности, необходимость  в социальном окружении (потребность  в общении с людьми, "чувство  локтя" г поддержка);

4) потребности в уважении,, признании окружающих и стремлении к: личным достижениям;

5)потребность самовыражения, т,  е, потребность в собственном  росте и реализации своих потенциальных  возможностей,

Первые две группы потребностей являются первичными, остальные вторичные. Согласно теории Маслоу, все эти потребности можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды. Смысл такого иерархического построения заключается в том, что приоритеты для человека изменяются oт потребностей более низких уровней к более .высоким. В поведении человека определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем по мере удовлетворения этих потребностей становятся стимулирующим фактором и потребности более высоких уровней.

Самая высокая потребность — в самовыражении и росте человека как личности — никогда не может быть удовлетворена полностью, поэтому процесс мотивации человека через потребности бесконечен.

С развитием экономических отношений  и совершенствованием управления значительная роль в теории мотивации отводится потребностям более высоких уровней. Представителем этой теории является исследователь Д. М. Клелланд. Согласно его утверждению, структура потребностей высшего уровня сводится к трем основным факторам: 5

1) стремлению к успеху;

2) стремлению к власти;

3) стремлению к признанию. 

При этом успех расценивается  не как похвала или признание  со стороны коллег, а как личные достижения в результате активной деятельности, готовность участвовать в принятии сложных решений и нести за них персональную ответственность. Стремление к власти должно не только свидетельствовать о честолюбии, но и демонстрировать умение человека успешно работать на разных уровнях управления в организациях, а стремление к признанию — его способность быть неформальным лидером, иметь свое собственное мнение и уметь убеждать окружающих в его правильности.

По теории Д. М. Клелланда  люди, стремящиеся к власти, должны удовлетворить эту свою потребность  и могут это сделать, заняв  руководящую должность в организации. Естественно, что управлять такими потребностями можно, подготавливая работников к переходу по иерархии на новые должности с помощью их обучения, аттестации, оценки, направления на курсы повышения квалификации, тренинги, семинары и т. д.

Мотивационная теория Фредерика Герцберга появилась благодаря растущей необходимости выяснить влияние материальных и нематериальных факторов на мотивацию человека. Этот ученый разработал двухфакторную модель, которая определяет удовлетворенность работой человека.

Первая группа факторов (гигиенические факторы) связана с самовыражением личности, ее внутренними потребностями, а также с окружающей средой, в которой осуществляется сама работа. Вторая группа факторов мотивации связана с характером и сущностью самой работы. Руководитель здесь должен помнить о необходимости обобщения содержательной части работы. Гигиенические факторы Ф. Герцберг приводит к соответствию физиологическим потребностям, потребностям в безопасности и уверенности в будущем. 6

Таким образом, разница  в рассмотренных мотивационных теориях следующая: по мнению А. Маслоу, после воздействия мотивации работник обязательно начинает лучше работать; а по мнению Ф. Герцберга, работник будет лучше работать только после того, как решит, что его мотивация неадекватна.

Рассмотренные выше содержательные теории мотивации базируются на исследовании потребностей и выявлении факторов, определяющих поведение людей.

Кроме содержательных теорий мотивации, к настоящему времени  известны и процессуальные теории. Так, согласно теории ожиданий В. Врума, не только потребность является необходимым условием мотивации работника для достижения цели, но и выбранный тип поведения. Согласно процессуальным теориям ожидания, поведение сотрудников определяется следующими факторами: 7

1) поведенческими установками руководителя, который при определенных условиях стимулирует работу сотрудника;

2) поведением сотрудника, который уверен, что при определенных  условиях ему будет выдано  вознаграждение;

3) поведением сотрудника  и руководителя, допускающих, что при определенном улучшении качества работы сотруднику будет выдано определенное вознаграждение;

4) поведением сотрудника, который сопоставляет размер  вознаграждения с суммой, необходимой  ему для удовлетворения определенной  потребности. 

Таким образом, в теории ожиданий В. Врума утверждается необходимость в преобладании повышения качества труда и уверенности в том, что это будет отмечено руководителем и позволит ему реально удовлетворить свою потребность.

Основываясь на теории ожиданий, можно сделать вывод о том, что работник должен иметь такие потребности, которые могут быть в значительной степени удовлетворены в результате предполагаемых вознаграждений. А руководитель в свою очередь должен делать такие поощрения, которые могут удовлетворить ожидаемую потребность работника.

Согласно теории справедливости эффективность рабочей мотивации  оценивается работником не по определенной группе факторов, а на системном  уровне с учетом оценки вознаграждений, выданных другим ра ботинкам, который  трудится в аналогичном системном окружении.

Обычно сотрудник оценивает  свой размер поощрения по сравнению  с поощрениями других сотрудников; при этом он учитывает конкретные условия, в которых работают он и  другие сотрудники.

Теория мотивации Л. Портера и Э. Лоулера построена на синтезе элементов теории ожиданий и теории справедливости. Суть ее состоит в том, что введены соотношения между вознаграждением и достигнутыми результатами.

На основе эмпирических исследований Л. Портер и Э. Лоулер ввели  основные три переменные, которые влияют на размер вознаграждения:

1) затраченные усилия;

2) личностные качества работника,  его способности; 

3) осознание своей роли в процессе  труда. 

Элементы мотивационной теории ожидания здесь проявляются в  том, что работник оценивает вознаграждение в соответствии с затраченными усилиями и верит в то, что это вознаграждение будет адекватно затраченным им усилиям. Элементы мотивационной теории справедливости проявляются в том, что все люди имеют собственное суждение по поводу правильности или неправильности вознаграждения по сравнению с другими сотрудниками и, соответственно, и степень удовлетворения. Следовательно, можно сделать важный вывод о том, что именно результаты труда являются причиной удовлетворения сотрудника, а не наоборот» Согласно такой теории, результативность конкретного работника должна неукоснительно повышаться.

1.3 Практика применения мотивации  на российских предприятиях

 

Четкого и всеобъемлющего набора принципов, которыми можно было бы руководствоваться менеджерам при решении задач мотивации, не существует, однако общие принципы «идеальной» С точки зрения мотивации работы можно представить следующим образом. Работа должна:

  • иметь целостность, т. е. приводить к определенному результату;
  • оцениваться служащими как важная и заслуживающая быть выполненной;
  • давать возможность служащему принимать решения, необходимые для ее выполнения, т. е. должна существовать автономия (в установленных пределах) - либо, как вариант, групповая автономия;
  • обеспечивать обратную связь с работником, оцениваться в зависимости от эффективности его труда;
  • приносить справедливое, с точки зрения работника, вознаграждение.

Спроектированная в  соответствии с этими принципами работа обеспечивает внутреннее удовлетворение, и на основе этих принципов американскими учеными Д. Хэкманом и К. Олдхэмом была разработана модель характеристик работы с точки зрения мотивации. Они выделили следующие требования к хорошо мотивирующей работе: 8

  • разнообразие умений и навыков;
  • целостность работы;
  • важность работы;
  • автономия;
  • обратная связь .

Рассмотрим каждый из этих факторов и определим, что они  значат и как влияют на психологическое состояние, которое определяет отношение людей к работе.

Разнообразие  умений и навыков характеризует то, в какой степени работа требует разнообразных действий при ее выполнении и предусматривает использование различных навыков и талантов персонала.

Если работник чувствует, что кто-то еще может сделать эту работу так же хорошо, то она вряд ли будет  представлять для него ценность, и  маловероятно, что он будет Испытывать чувство гордости от выполнения задания. Работа, при выполнении которой не используются ценные навыки работника, не вызывает и потребности в дальнейшем обучении.

Существует также оптимальный  уровень разнообразия. Он индивидуален для каждого работника. Так, одинаковая работа одним может рассматриваться как скучная, другому кажется, что она имеет неустойчивый и прерывистый характер, в связи с чем невозможно установить какой-то определенный режим еe выполнения.

Целостность работы - завершенность рабочей операции как целой и определенной части работы, т. е. выполнение работы от начала и до конца с видимым результатом. С этим фактором тесно связана определенность задания со стороны менеджера.

Важность работы оценивает степень влияния выполняемой работы на жизнь или работу других людей в организации или во внешнем окружении. Рабочие, затягивающие гайки тормозных устройств самолета, расценивают свою работу «Как очень важную в отличие от рабочих, привинчивающих колеса к строительным тачкам.» При этом уровень навыков примерно одинаков. Понятие важности тесно связано с системой ценностей исполнителя. Работа может быть интересной и захватывающей, но люди будут оставаться неудовлетворенными до тех пор, пока не почувствуют, что их работа важна.

Автономия характеризует, насколько работа обеспечивает свободу и независимость служащего при выработке графика выполнения работы и действий, используемых для достижения нужного результата. Если решения принимаются другими людьми, хорошее выполнение работы вряд ли будет рассматриваться как вознаграждение. Человек будет чувствовать, что качество выполнения работы зависит от правильности этих решений, а не от его собственных усилий. Не будет чувства «собственности» на работу.

При отсутствии по каким-либо причинам целостности невозможна и автономия, так как может произойти нарушение общей координации выполнения отдельных действий.

Величина уровня автономии  зависит от человека. Для любого служащего существует свой оптимальный уровень автономии, который дает ему реальное ощущение личной ответственности и не приводит к стрессам.

Обратная связь обеспечивает получение работниками информации о качестве выполняемой ими работы. Эффективность обратной связи зависит от целостности работы. Гораздо легче обеспечить обратную связь по результатам законченной работы, чем на отдельном ее фрагменте.

Информация о работе Выработка предложений по эффективному мотивированию персонала