Внутрифирменная организация повышения квалификации персонала (на примере ООО «КЭВАЛ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 10:58, курсовая работа

Описание работы

Самым ценным ресурсом любой организации являются ее люди, так как именно они развивают, производят и продвигают продукты и услуги.
Развитие персонала, его профессиональных и личностных качеств - ключ к развитию и позитивным переменам в организации, одно из важнейших условий конкурентоспособности современной компании.
Мировой и современный российский опыт показывает, что полученного однажды профессионального образования недостаточно для выполнения руководителями и специалистами своих обязанностей в компании. Новые технологии, а также интеграция российских предприятий в мировую экономическую инфраструктуру требуют для специалистов большинства профессий повышения квалификации, освоения новых технологий и методов работы.

Содержание

Введение.........................................................................................................................................3
Основы организации системы внутрифирменного повышения квалификации персонала............................................................................................................................5
Сущность и принципы организации системы внутрифирменного повышения квалификации персонала............................................................................................5
Подходы, методы и программы внутрифирменного повышения квалификации персонала......................................................................................................................8
Отечественный и зарубежный опыт организации внутрифирменного повышения квалификации персонала......................................................................20
Анализ организации внутрифирменного повышения квалификации и обучения персонала на примере ООО «КЭВАЛ»..........................................................................26
Общая характеристика а анализ организационной структуры ООО «КЭВАЛ»....................................................................................................................26
Анализ структуры персонала и выявление потребностей в повышении квалификации и обучении персонала......................................................................29
Анализ форм, методов повышения квалификации и результатов реализации программ внутрифирменного повышения квалификации персонала....................................................................................................................34
Выявление проблемы организации внутрифирменного повышения квалификации персонала..........................................................................................42
Предложения по организации внутрифирменного повышения квалификации персонала ООО «КЭВАЛ»..............................................................................................44
Оценка эффективности мероприятий по организации внутрифирменного повышения квалификации персонала ООО «КЭВАЛ».........................................47


Заключение.......................................................................................................................51
Список литературы..........................................................................................................54

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 268.60 Кб (Скачать)

ООО «КЭВАЛ» характеризуется  централизованной структурой управления. Централизация отражает степень  концентрации принятия решений на самом  высоком уровне организации. Она  показывает формальное распределение  прав, обязанностей и ответственности  по вертикали управления, а ее уровень  характеризует, в какой мере члены  организации привлекаются к принятию управленческих решений. Управление централизовано, если все ключевые решения принимаются  высшим менеджментом, а участие остальных  уровней незначительно. В таблице  рассмотрены достоинства и недостатки организационной структуры «КЭВАЛ », составленные на основе мнения менеджеров компании.

 

Таблица 3 Достоинства и  недостатки организационной структуры  «КЭВАЛ »

Положительные стороны

Отрицательные стороны

Эффективное использование  ресурсов Углубление специализации  и развитие Обязанности и полномочия четко распределены

Карьерный рост внутри функциональных подразделений

Руководство со стороны высшего  менеджмента

Высокая степень координации  взаимодействий внутри функций

Высокий уровень технического решения проблем

Улучшает координацию  деятельности

Слабые взаимосвязи между  функциональными отделами

Замедленная реакция на внешние  изменения

Отделы могут быть заинтересованы в реализации целей и задач  своих подразделений, чем в общих  целях организации

Ограниченное восприятие организационных задач работниками

Функцию контроля выполняет  руководитель, а не специалист


 

Между организацией и работающим осуществляется трудовой договор, в  котором указываются ответственности  сторон. ООО «КЭВАЛ» со своей стороны  обязано обеспечить безопасные и  невредные условия труда для  выполнения принятых работающим обязательств, обустроить рабочее место соответственно к правилам нормативных актов  об охране труда, предоставить необходимый  инвентарь, рабочую одежду, а также  другие социальные гарантии. Они включают социальное и медицинское страхование  и социальное обеспечение в соответствии с действующим законодательством. А, работник со своей стороны должен соблюдать все правила безопасности на рабочем месте, пожарной безопасности, выполнять свою работу в соответствии с графиком рабочего времени. График работы определен с 8 до 17 часов, перерыв  с 12 до 13 часов. Эти документы согласовываются  с главным бухгалтером и утверждаются директором.

Изменения в штатную численность  вносятся приказом директора. Заработная плата начисляется в соответствии с ведомостью по заработной плате, а также является неотъемлемой частью трудового договора, в котором указывается сумма заработной платы. Таким образом, сотрудники заключившие с ООО «КЭВАЛ» трудовой договор, получают табельный номер и по ним ведутся трудовые книжки. Трудовой стаж работника, который работает по найму у частного предпринимателя, начисляется на основании справки Пенсионного фонда об уплате страховых сборов. Такая справка подается в органы социальной защиты населения или при перерасчете пенсий.

 

 

 

 

 

 

    1. Анализ структуры персонала и выявление потребностей в повышении квалификации и обучении персонала

 

 

Кадровый состав ООО «КЭВАЛ», на сегодняшний день, состоит из следующих категорий работников: руководители; специалисты; служащие. Всего 158 человек.

Проанализируем и качественный состав трудовых ресурсов по возрасту, полу, образованию.

 

Таблица 4 Качественный состав трудовых ресурсов по полу

Показатель

2006

2007

2008

кол-во, человек

удельн.вес,%

кол-во, человек

удельн.вес,%

кол-во, человек

удельн.вес,%

Всего, чел.

100

100

120

100

158

100

Мужчины

90

90

107

89,1

131

86,7

Женщины

10

10

13

10,9

20

13,3


 

 

Соотношение мужчин и женщин на протяжении трёх лет изменяется не сильно. Так, доля женщин возросла с 10% в 2005 году до 13,3% в 2007 году. Из приведенных  данных видно, что небольшой удельный вес в структуре работников занимают женщины. Это связано со спецификой деятельности данной организации.

Далее сгруппируем работников предприятия по возрасту.

 

Таблица 5 Качественный состав трудовых ресурсов по возрасту

Возраст

2006

2007

2008

Числ-ть работников, чел.

уд. вес,%

Числ-ть работников, чел.

уд. вес,%

Числ-ть работников, чел.

уд. вес,%

 

100

100

120

100

158

100

18-23

7

7

7

5,8

7

4,6

24-29

35

35

48

40

76

45,7

30-35

37

37

40

33,3

42

27,9

36-41

18

18

18

15

18

11,9

42 и старше

3

3

7

5,9

15

9,9




 

Из данных таблицы видно, что возрастная структура такова, что больший удельный вес в 2006 году составляли работники от 24 до 35 лет (72%), Эта тенденция наблюдается  на протяжении трёх лет. С другой стороны, наметилась также тенденция к тому, что уменьшается доля людей моложе 23 лет, а людей старше 42, наоборот становится больше.

В следующей таблице работники  сгруппированы по уровню образования.

ООО «КЭВАЛ» располагает  хотя и небольшим, но недостаточно квалифицированным  и подготовленным персоналом. Уровень  развития трудового потенциала организации  и работников представлен в количественных и качественных показателях трудового  потенциала. Рассмотрим количественные показатели.

Стремительно развивающаяся  рыночная экономика выдвигает принципиально  новые требования к работникам и  ООО «КЭВАЛ», а также к наличию  и содержанию их профессиональной подготовки и переподготовки. Образовательный  уровень работников ООО «КЭВАЛ»  представлен в следующей таблице.

 

Таблица 6 Образовательный  уровень работников ООО «КЭВАЛ»

Наименование показателя

Количество, чел.

Доля, %

Имеющие только общее и/или  среднее общее образование ,%

0

0%

Имеющие начальное и/или  среднее профессиональное образование (ПТУ, техникум),%

152

90 %

Имеющие высшее профессиональное образование (ВУЗ),%

4

7 %

Имеющие послевузовское профессиональное образование (аспирант, ординат),%

2

3 %

ВСЕГО

158 чел.

100%


 

Более наглядно отразим образовательный  уровень сотрудников ООО «КЭВАЛ»  на рисунке 5.

 

Рис. 5. Структура образовательного уровня работников ООО «КЭВАЛ»

 

Таким образом, 90% персонала  имеет среднее профессиональное образование, что свидетельствует  о наличии потенциала для развития фирмы в случае, если будет уделено  соответствующее внимание обучению персонала, так как опрос показал  на предприятии выявлено желание  персонала обучаться.

Все вновь принятые или  переводимые внутри цеха рабочие  и служащие не имеющие свидетельства (удостоверения) на право работы по профессии согласно штатного расписания, проходят теоретическое и производственное обучение.

По производственной необходимости (целевой набор рабочих и служащих, пуск новых участков и др.) и при  наличии рабочих и служащих одной  профессии не менее 10 человек организуется обучение в цехе или учебном центре по утвержденным учебным программам (монтажники, пакетчики, сборщики).

При невозможности скомплектовать группы разрешается индивидуальное обучение в цехе на рабочем месте  в виде консультаций по устройству и обслуживанию оборудования, технологическим  процессам, вопросам техники безопасности и формируются профессиональные умения и навыки под руководством опытного работника.

При временных переводах  или совмещении профессий рабочие  и служащие проходят обучение по второй профессии по сокращенной программе.

Повышение квалификации рабочих  и служащих – это обучение, направленное на последовательное совершенствование  их профессиональных знаний, умений и  навыков, рост мастерства по имеющимся  профессиям.

Обучение рабочих и  служащих по повышении квалификации осуществляется на:

- курсах целевого назначения;

- курсах бригадиров.

Право на повышение разряда  имеют в первую очередь рабочие, качественно выполняющие работы и установленные нормы труда  более высокого разряда не менее трех месяцев, добросовестно относящиеся к своим трудовым обязанностям.

Основными направлениями  политики ООО «КЭВАЛ» в отношении  персонала является: осуществление  работы по подбору, расстановке и  использованию в процессе деятельности рабочих, служащих, специалистов и руководителей  структурными подразделениями, а также  проведение мероприятий по их обучению, переобучению (специализации) и повышению  квалификации (усовершенствование); формирование стабильно работающего трудового  коллектива; организация системы  учета кадров; создание кадрового  резерва.

 

2.3 Анализ форм, методов обучения и результатов  реализации программ внутрифирменного  повышения квалификации персонала

 

Порядок подготовки и повышения  квалификации персонала в работников ООО «КЭВАЛ» осуществляется в  соответствии с установленными целями и задачи для организации. Регламентируется положением об обучении и другими  соответствующими документами.

Ответственность за организацию  обучения персонала, методическое обеспечение, а также контроль за содержанием  и качеством учебного процесса возлагается  на отдел по работе с персоналом.

Руководители подразделений  предприятия несут ответственность  за своевременное, производственно-экономическое  и общеобразовательное обучение своих работников, за повышение квалификации рабочих и специалистов, за создание соответствующих условий для  обучения кадров.

Контроль за выполнением  планов подготовки персонала осуществляет начальник отдела по работе с персоналом.

Подготовка и повышение  квалификации всех уровней персонала  осуществляется отделом по работе с  персоналом в соответствии с поступившими заявками от подразделений, согласно видам  и формам обучения.

Обучение персонала предприятия  осуществляется по следующим направлениям:

  • обучение персонала по Системе менеджмента качества;
  • подготовка новых рабочих;
  • переподготовка;
  • обучение вторым (смежным) профессиям;
  • повышение квалификации работающих рабочих;
  • повышение квалификации руководителей, специалистов и служащих.

 

Рис. 6. Система обучения персонала  работников ООО «КЭВАЛ»

По каждому виду обучения отдел по работе с персоналом подбирает  преподавателей, программы обучения составляют специалисты данного  профиля, которые утверждает директор.

Организация процесса обучения

Последовательность, время  и место проведения обучения и  теоретических занятий устанавливаются  работником отдела по работе с персоналом. По окончании срока обучения новые  рабочие сдают экзамен квалификационной комиссии, назначенной приказом директора, решение которой оформляется  протоколом. После сдачи экзаменов  работником отдела по работе с персоналом выдаются соответствующие удостоверения, подписанные председателем и  членом квалификационной комиссии, и  заверяются печатью отдела по работе с персоналом.

Повышение квалификации руководителей, специалистов и служащих

Повышение квалификации руководителей, специалистов и служащих проводится таким образом, чтобы способствовать пониманию управленческим персоналом принципов существующей Системы  менеджмента качества и чтобы  знания методов и средств управления качеством обеспечивали их полноценное  участие в функционировании системы.

На основании перспективных  и комплексных планов, оценки персонала  и заявок подразделений, повышение  квалификации руководителей, специалистов и служащих проводят не реже одного раза в пять лет. Обучение руководителей, специалистов и служащих включает в  себя повышение их квалификации и  переподготовку. Для обеспечения  непрерывности в повышении квалификации применяются следующие организационные  формы:

  • курсы целевого назначения;
  • курсы повышения квалификации;
  • длительное периодическое обучение.

Курсы целевого назначения и курсы повышения квалификации организуются на предприятии, в институте  по профессиональной подготовке г. Челябинска и в других ВУЗах, с целью направленного  изучения конкретных специальных теоретических  и практических вопросов, связанных  с освоением новой техники  и технологии, повышением качества продукции и других вопросов, определяемых производственной необходимостью.

Информация о работе Внутрифирменная организация повышения квалификации персонала (на примере ООО «КЭВАЛ»