Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 10:58, курсовая работа
Самым ценным ресурсом любой организации являются ее люди, так как именно они развивают, производят и продвигают продукты и услуги.
Развитие персонала, его профессиональных и личностных качеств - ключ к развитию и позитивным переменам в организации, одно из важнейших условий конкурентоспособности современной компании.
Мировой и современный российский опыт показывает, что полученного однажды профессионального образования недостаточно для выполнения руководителями и специалистами своих обязанностей в компании. Новые технологии, а также интеграция российских предприятий в мировую экономическую инфраструктуру требуют для специалистов большинства профессий повышения квалификации, освоения новых технологий и методов работы.
Введение.........................................................................................................................................3
Основы организации системы внутрифирменного повышения квалификации персонала............................................................................................................................5
Сущность и принципы организации системы внутрифирменного повышения квалификации персонала............................................................................................5
Подходы, методы и программы внутрифирменного повышения квалификации персонала......................................................................................................................8
Отечественный и зарубежный опыт организации внутрифирменного повышения квалификации персонала......................................................................20
Анализ организации внутрифирменного повышения квалификации и обучения персонала на примере ООО «КЭВАЛ»..........................................................................26
Общая характеристика а анализ организационной структуры ООО «КЭВАЛ»....................................................................................................................26
Анализ структуры персонала и выявление потребностей в повышении квалификации и обучении персонала......................................................................29
Анализ форм, методов повышения квалификации и результатов реализации программ внутрифирменного повышения квалификации персонала....................................................................................................................34
Выявление проблемы организации внутрифирменного повышения квалификации персонала..........................................................................................42
Предложения по организации внутрифирменного повышения квалификации персонала ООО «КЭВАЛ»..............................................................................................44
Оценка эффективности мероприятий по организации внутрифирменного повышения квалификации персонала ООО «КЭВАЛ».........................................47
Заключение.......................................................................................................................51
Список литературы..........................................................................................................54
ООО «КЭВАЛ» характеризуется
централизованной структурой управления.
Централизация отражает степень
концентрации принятия решений на самом
высоком уровне организации. Она
показывает формальное распределение
прав, обязанностей и ответственности
по вертикали управления, а ее уровень
характеризует, в какой мере члены
организации привлекаются к принятию
управленческих решений. Управление централизовано,
если все ключевые решения принимаются
высшим менеджментом, а участие остальных
уровней незначительно. В таблице
рассмотрены достоинства и
Таблица 3 Достоинства и недостатки организационной структуры «КЭВАЛ »
Положительные стороны |
Отрицательные стороны |
Эффективное использование ресурсов Углубление специализации и развитие Обязанности и полномочия четко распределены Карьерный рост внутри функциональных подразделений Руководство со стороны высшего менеджмента Высокая степень координации взаимодействий внутри функций Высокий уровень технического решения проблем Улучшает координацию деятельности |
Слабые взаимосвязи между функциональными отделами Замедленная реакция на внешние изменения Отделы могут быть заинтересованы в реализации целей и задач своих подразделений, чем в общих целях организации Ограниченное восприятие
организационных задач Функцию контроля выполняет руководитель, а не специалист |
Между организацией и работающим
осуществляется трудовой договор, в
котором указываются
Изменения в штатную численность
вносятся приказом директора. Заработная
плата начисляется в
Кадровый состав ООО «КЭВАЛ»,
на сегодняшний день, состоит из
следующих категорий
Проанализируем и качественный состав трудовых ресурсов по возрасту, полу, образованию.
Таблица 4 Качественный состав трудовых ресурсов по полу
Показатель |
2006 |
2007 |
2008 | |||
кол-во, человек |
удельн.вес,% |
кол-во, человек |
удельн.вес,% |
кол-во, человек |
удельн.вес,% | |
Всего, чел. |
100 |
100 |
120 |
100 |
158 |
100 |
Мужчины |
90 |
90 |
107 |
89,1 |
131 |
86,7 |
Женщины |
10 |
10 |
13 |
10,9 |
20 |
13,3 |
Соотношение мужчин и женщин на протяжении трёх лет изменяется не сильно. Так, доля женщин возросла с 10% в 2005 году до 13,3% в 2007 году. Из приведенных данных видно, что небольшой удельный вес в структуре работников занимают женщины. Это связано со спецификой деятельности данной организации.
Далее сгруппируем работников предприятия по возрасту.
Таблица 5 Качественный состав трудовых ресурсов по возрасту
Возраст |
2006 |
2007 |
2008 | |||
Числ-ть работников, чел. |
уд. вес,% |
Числ-ть работников, чел. |
уд. вес,% |
Числ-ть работников, чел. |
уд. вес,% | |
100 |
100 |
120 |
100 |
158 |
100 | |
18-23 |
7 |
7 |
7 |
5,8 |
7 |
4,6 |
24-29 |
35 |
35 |
48 |
40 |
76 |
45,7 |
30-35 |
37 |
37 |
40 |
33,3 |
42 |
27,9 |
36-41 |
18 |
18 |
18 |
15 |
18 |
11,9 |
42 и старше |
3 |
3 |
7 |
5,9 |
15 |
9,9 |
Из данных таблицы видно, что возрастная структура такова, что больший удельный вес в 2006 году составляли работники от 24 до 35 лет (72%), Эта тенденция наблюдается на протяжении трёх лет. С другой стороны, наметилась также тенденция к тому, что уменьшается доля людей моложе 23 лет, а людей старше 42, наоборот становится больше.
В следующей таблице работники сгруппированы по уровню образования.
ООО «КЭВАЛ» располагает хотя и небольшим, но недостаточно квалифицированным и подготовленным персоналом. Уровень развития трудового потенциала организации и работников представлен в количественных и качественных показателях трудового потенциала. Рассмотрим количественные показатели.
Стремительно развивающаяся
рыночная экономика выдвигает
Таблица 6 Образовательный уровень работников ООО «КЭВАЛ»
Наименование показателя |
Количество, чел. |
Доля, % |
Имеющие только общее и/или среднее общее образование ,% |
0 |
0% |
Имеющие начальное и/или среднее профессиональное образование (ПТУ, техникум),% |
152 |
90 % |
Имеющие высшее профессиональное образование (ВУЗ),% |
4 |
7 % |
Имеющие послевузовское профессиональное образование (аспирант, ординат),% |
2 |
3 % |
ВСЕГО |
158 чел. |
100% |
Более наглядно отразим образовательный
уровень сотрудников ООО «
Рис. 5. Структура образовательного уровня работников ООО «КЭВАЛ»
Таким образом, 90% персонала имеет среднее профессиональное образование, что свидетельствует о наличии потенциала для развития фирмы в случае, если будет уделено соответствующее внимание обучению персонала, так как опрос показал на предприятии выявлено желание персонала обучаться.
Все вновь принятые или переводимые внутри цеха рабочие и служащие не имеющие свидетельства (удостоверения) на право работы по профессии согласно штатного расписания, проходят теоретическое и производственное обучение.
По производственной необходимости
(целевой набор рабочих и
При невозможности скомплектовать группы разрешается индивидуальное обучение в цехе на рабочем месте в виде консультаций по устройству и обслуживанию оборудования, технологическим процессам, вопросам техники безопасности и формируются профессиональные умения и навыки под руководством опытного работника.
При временных переводах или совмещении профессий рабочие и служащие проходят обучение по второй профессии по сокращенной программе.
Повышение квалификации рабочих и служащих – это обучение, направленное на последовательное совершенствование их профессиональных знаний, умений и навыков, рост мастерства по имеющимся профессиям.
Обучение рабочих и служащих по повышении квалификации осуществляется на:
- курсах целевого назначения;
- курсах бригадиров.
Право на повышение разряда имеют в первую очередь рабочие, качественно выполняющие работы и установленные нормы труда более высокого разряда не менее трех месяцев, добросовестно относящиеся к своим трудовым обязанностям.
Основными направлениями
политики ООО «КЭВАЛ» в отношении
персонала является: осуществление
работы по подбору, расстановке и
использованию в процессе деятельности
рабочих, служащих, специалистов и руководителей
структурными подразделениями, а также
проведение мероприятий по их обучению,
переобучению (специализации) и повышению
квалификации (усовершенствование); формирование
стабильно работающего
2.3 Анализ форм,
методов обучения и
Порядок подготовки и повышения квалификации персонала в работников ООО «КЭВАЛ» осуществляется в соответствии с установленными целями и задачи для организации. Регламентируется положением об обучении и другими соответствующими документами.
Ответственность за организацию обучения персонала, методическое обеспечение, а также контроль за содержанием и качеством учебного процесса возлагается на отдел по работе с персоналом.
Руководители подразделений
предприятия несут
Контроль за выполнением планов подготовки персонала осуществляет начальник отдела по работе с персоналом.
Подготовка и повышение квалификации всех уровней персонала осуществляется отделом по работе с персоналом в соответствии с поступившими заявками от подразделений, согласно видам и формам обучения.
Обучение персонала
Рис. 6. Система обучения персонала работников ООО «КЭВАЛ»
По каждому виду обучения отдел по работе с персоналом подбирает преподавателей, программы обучения составляют специалисты данного профиля, которые утверждает директор.
Организация процесса обучения
Последовательность, время
и место проведения обучения и
теоретических занятий
Повышение квалификации руководителей, специалистов и служащих
Повышение квалификации руководителей, специалистов и служащих проводится таким образом, чтобы способствовать пониманию управленческим персоналом принципов существующей Системы менеджмента качества и чтобы знания методов и средств управления качеством обеспечивали их полноценное участие в функционировании системы.
На основании перспективных
и комплексных планов, оценки персонала
и заявок подразделений, повышение
квалификации руководителей, специалистов
и служащих проводят не реже одного
раза в пять лет. Обучение руководителей,
специалистов и служащих включает в
себя повышение их квалификации и
переподготовку. Для обеспечения
непрерывности в повышении
Курсы целевого назначения и курсы повышения квалификации организуются на предприятии, в институте по профессиональной подготовке г. Челябинска и в других ВУЗах, с целью направленного изучения конкретных специальных теоретических и практических вопросов, связанных с освоением новой техники и технологии, повышением качества продукции и других вопросов, определяемых производственной необходимостью.