Внутрифирменная организация повышения квалификации персонала (на примере ООО «КЭВАЛ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 10:58, курсовая работа

Описание работы

Самым ценным ресурсом любой организации являются ее люди, так как именно они развивают, производят и продвигают продукты и услуги.
Развитие персонала, его профессиональных и личностных качеств - ключ к развитию и позитивным переменам в организации, одно из важнейших условий конкурентоспособности современной компании.
Мировой и современный российский опыт показывает, что полученного однажды профессионального образования недостаточно для выполнения руководителями и специалистами своих обязанностей в компании. Новые технологии, а также интеграция российских предприятий в мировую экономическую инфраструктуру требуют для специалистов большинства профессий повышения квалификации, освоения новых технологий и методов работы.

Содержание

Введение.........................................................................................................................................3
Основы организации системы внутрифирменного повышения квалификации персонала............................................................................................................................5
Сущность и принципы организации системы внутрифирменного повышения квалификации персонала............................................................................................5
Подходы, методы и программы внутрифирменного повышения квалификации персонала......................................................................................................................8
Отечественный и зарубежный опыт организации внутрифирменного повышения квалификации персонала......................................................................20
Анализ организации внутрифирменного повышения квалификации и обучения персонала на примере ООО «КЭВАЛ»..........................................................................26
Общая характеристика а анализ организационной структуры ООО «КЭВАЛ»....................................................................................................................26
Анализ структуры персонала и выявление потребностей в повышении квалификации и обучении персонала......................................................................29
Анализ форм, методов повышения квалификации и результатов реализации программ внутрифирменного повышения квалификации персонала....................................................................................................................34
Выявление проблемы организации внутрифирменного повышения квалификации персонала..........................................................................................42
Предложения по организации внутрифирменного повышения квалификации персонала ООО «КЭВАЛ»..............................................................................................44
Оценка эффективности мероприятий по организации внутрифирменного повышения квалификации персонала ООО «КЭВАЛ».........................................47


Заключение.......................................................................................................................51
Список литературы..........................................................................................................54

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 268.60 Кб (Скачать)

 

Таблица 2 Различия традиционного  и интегрированного обучения

Параметры

Традиционное обучение

Интегрирование обучение

Объект

Отдельный руководитель

Группы, межгрупповые связи, руководитель и группа

Содержание

Основы управленческих знаний и навыков 

Коммуникативные навыки, умения разрешать проблемы

Обучающиеся

Руководители младшего и  среднего звена 

Все руководители вплоть до высшего звена

Учебный процесс

Основан на информации и  рационализации

Основан на информации, рационализации, коммуникации и эмоциях

Стиль обучения

Исходит из предметов и  особенностей преподавателей

Исходит из особенностей участников, их опыта, проблем, отношений и умений консультантов

Цели обучения

Рациональность и эффективность 

Приспособление, изменение, информирование

Форма проведения

Местные семинары, курсы

Свободный выбор форм в  зависимости от необходимости и  ситуации

Ответственность за проведение

Преподаватели, организаторы

Участники

Стабильность программы

Стабильная

Гибкая программа, адаптированная к ситуации

Концепция обучения

Адаптация руководителей  к нуждам предприятия

Одновременно изменить руководителей  и организацию

Направленность

Ориентация на знания, которые  могут пригодиться в будущем 

Ориентация на конкретное изменение

Активность участников

Как правило, малоактивны

Как правило, очень активны


 

Таким образом, в современных  организациях можно выделить несколько  подходов к внутрифирменному обучению персонала организации, основанные на системном подходе к обучению: «сохраняющее» и «инновационное»  обучение персонала; экспертный и процессуальный подходы; традиционное и интегрированное  обучение. Тот или иной подход к  обучению избирается руководством компании в зависимости от тех целей, которые  оно преследует, организуя систему  внутрифирменного обучения персонала.

Исходя, из задач организационного развития можно выделить следующие  типы учебных программ внутрифирменной  подготовки, ориентированных на повышение  внешней адаптации или внутренней интеграции организации (рис. 3).

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Типы учебных программ внутрифирменной подготовки

 

В связи с особенностями  целевой аудитории, на которую направленно  внутрифирменное обучение, политика обучения формируется с использованием следующих основных типов программ:

– тренинги;

– программированное обучение;

– учебная дискуссия;

– сase-study;

– деловые и ролевые  игры.6

Рассмотрим основную направленность и содержание каждого из перечисленных  методов обучения, применяемых в  практике повышения руководящих  кадров.

1. Тренинги. Под тренингами  понимают такое обучение, в котором  основное внимание уделяется  практической отработке изучаемого  материала, когда в процессе моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам.

В настоящее время в  учреждениях повышения квалификации все большее распространение  получают тренинги лидерских навыков  руководителей, в ходе которых они  осваивают различные аспекты  управления, например, мотивация подчиненных, принятие решений, организация работы в командах и т. д. В результате такого тренингового обучения руководители не только анализируют сам процесс  управленческой деятельности (планирование, принятие решений, оценка, контроль и  др.), но и усваивают знания и алгоритмы  решения управленческих задач и  работают над развитием своего лидерского потенциала.

2. Программированное обучение. Суть программированного обучения  состоит в высокой степени  структурированности предъявляемого  материала и пошаговой оценке  степени его усвоения. При программированном  обучении информация предъявляется  небольшими блоками в печатном  виде либо на мониторе компьютера. После работы над каждым блоком  обучающийся должен выполнить  задания, показывающие степень  усвоения изучаемого материала.

Преимущество программированного обучения состоит в том, что оно  позволяет обучающемуся двигаться  в собственном, удобном для него темпе. Переход к следующему блоку  материала происходит только после  того, как усвоен предыдущий.

Вариантом программированного обучения является компьютерное обучение. Компьютер оценивает ответы обучающихся  и определяет, какой материал должен быть предъявлен следующим. Отличительной  особенностью компьютерного обучения является то, что обратная связь здесь может быть такой же богатой и красочной, как в современных компьютерных играх со звуковым сопровождением.

Исследования показали, что  компьютерное обучение позволяет обучающимся  очень быстро усваивать предлагаемый учебный материал. Хотя стоимость  разработки компьютерных программ довольно высока, но их регулярное использование  может быстро окупить эти затраты.

В настоящее время компьютерное обучение является неотъемлемой составной  частью других активных методов обучения, применяемых в практике повышения  квалификации руководящих кадров в  Германии. Например, разработано достаточно много компьютерных деловых игр, которые позволяют управлять  образовательной организацией, проводить  рекламные кампании, вести переговоры.

 

3. Учебная дискуссия.

Этот метод обучения заключается  в проведении учебных групповых  дискуссий по конкретной проблеме в  относительно небольших группах  обучающихся (от 6 до 15 человек).

Дискуссия как коллективное обсуждение может носить различный  характер в зависимости от изучаемого процесса, уровня его проблемности и, как следствие этого, высказанных  суждений.

Учебная дискуссия отличается от других видов дискуссий тем, что  новизна ее проблематики относится  лишь к группе лиц, участвующих в  дискуссии, т. е. то решение проблемы, которое уже найдено в науке, предстоит найти в учебном  процессе в данной аудитории.

Для преподавателя, организующего  учебную дискуссию, результат, как  правило, уже заранее известен. Целью  здесь является процесс поиска, который  должен привести к объективно известному, но субъективно, с точки зрения обучающихся, новому знанию. Причем этот поиск должен закономерно вести к запланированному педагогом заданию. Это может  быть, на наш взгляд, только в том  случае, если поиск решения проблемы (групповая дискуссия) полностью  управляем со стороны педагога.

Управление здесь носит  двоякий характер. Во-первых, для  проведения дискуссии педагог создает  и поддерживает определенный уровень  взаимоотношений обучающихся –  отношения доброжелательности и  откровенности, т. е. управление дискуссией со стороны педагога носит коммуникативный  характер. Во-вторых, педагог управляет  процессом поиска истины. Общепринято, что учебная дискуссия допустима  «при условии, если преподаватель сумеет обеспечить правильность выводов».

Обобщая сказанное выше, можно выделить следующие специфические  черты оптимально организованной и  проведенной учебной дискуссии:

– высокая степень компетентности в рассматриваемой проблеме педагога-организатора и, как правило, имеющийся достаточный  практический опыт решения подобных проблем у слушателей;

– высокий уровень прогнозирования  решения типичных проблемных ситуаций благодаря серьезной методической подготовке педагога-организатора, т. е. относительно низкий уровень импровизации со стороны педагога. Одновременно достаточно высокий уровень импровизации со стороны обучающихся. Отсюда необходимость  управляемости педагогом процессом  проведения дискуссии;

– целью и результатом  учебной дискуссии являются высокий  уровень усвоения обучающимися истинного  знания, преодоление заблуждений, развитие у них диалектического мышления;

– источник истинного знания вариативен. В зависимости от конкретной проблемной ситуации это либо педагог-организатор, либо обучающиеся, либо последние выводят  истинное знание при помощи педагога.

В заключение следует отметить, что этот метод позволяет максимально  полно использовать опыт слушателей, способствуя лучшему усвоению изучаемого ими материала. Это обусловлено  тем, что в групповой дискуссии  не преподаватель говорит слушателям о том, что является правильным, а  сами обучающиеся вырабатывают доказательства, обоснования принципов и подходов, предложенных преподавателем, максимально  используя свой личный опыт.

4. Case-study. Этот метод предполагает переход от метода накопления знаний к деятельностному, практико-ориентированному относительно реальной деятельности управленца подходу. Это один из самых испытанных в немецкой практике повышения квалификации руководящих кадров метод обучения навыкам принятия решений и решения проблем.

Цель этого метода –  научить слушателей анализировать  информацию, выявлять ключевые проблемы, выбирать альтернативные пути решения, оценивать их, находить оптимальный  вариант и формулировать программы  действий.

При анализе конкретных ситуаций особенно важно то, что здесь сочетается индивидуальная работа обучающихся  с проблемной ситуацией и групповое  обсуждение предложений, подготовленных каждым членом группы. В результате проведения индивидуального анализа, обсуждения в группе, определения проблем, нахождения альтернатив, выбора действий и плана их выполнения обучающиеся получают возможность развивать навыки анализа и планирования. Особенно хорошо этот метод зарекомендовал себя при коммуникативном обучении слушателей деловому иностранному языку.

Разработка практических ситуаций может происходить двумя  путями: на основе описания реальных событий  и действий или на базе искусственно сконструированных ситуаций. Опыт работы автора статьи в качестве переводчика  на различных международных межвузовских семинарах, проводимых немецкими специалистами, приводит к следующему выводу.

Подводя итог анализу метода case-study, необходимо отметить значимость этого метода для формирования специальной, методической и коммуникативной компетенции у слушателей в:

– установлении межпредметных  связей;

– аналитическом и системном  мышлении;

– оценке альтернатив;

– презентации результатов  проведенного анализа;

– оценке последствий, связанных  с принятием решений;

– освоении коммуникативных  навыков и навыков работы в  команде.7

5. Деловые и ролевые  игры. Ряд активных методов обучения  получил общее название «деловые  игры». Этот метод представляет  собой в комплексе ролевую  игру с различными, зачастую противоположными  интересами ее участников и  необходимостью принятия какого-либо  решения по окончании или в  ходе игры. Ролевые игры помогают  формировать такие важные ключевые квалификации руководителей, как коммуникативные способности, толерантность, умение работать в малых группах, самостоятельность мышления и т. д. От преподавателя требуется большая предварительная методическая подготовка при проведении ролевых игр, умение прогнозировать результаты и делать соответствующие выводы.

Деловые игры характеризуются  направленностью на снятие определенных практических проблем, приобретение навыков  выполнения конкретных приемов деятельности. Необходимость в играх такого типа возникает тогда, когда имеющихся  способностей участников управленческой деятельности недостаточно для реализации готовых деятельностных норм, либо происходит рассогласование в деятельности в результате изменения внешних  условий. Поэтому возникает потребность  в развитии недостающих способностей в процессе деловой игры на особой модельной площадке.

Анализ функций деловых  игр в повышении квалификации менеджера приводит нас к следующему выводу. Если цель повышения квалификации руководителей высшей школы состоит  в том, чтобы освоить действенные  модели управления, апробировать новые  проекты деятельности организации, то наиболее эффективным методом  обучения является игровой. Именно деловая  игра обладает возможностью воспроизведения, проектирования и моделирования  деятельностно-ориентированных отношений, кооперативных коммуникативных  связей с вовлечением представителей различных подсистем организации.8 Следовательно, у руководителей в процессе обучения развиваются не только организационные, но и методологические, игротехнические способности.

Подводя итог анализу интерактивных  методов обучения, применяемых в  программах повышения квалификации руководителей, следует отметить, что они повышают способность руководителей разных уровней выявлять и структурировать проблемы, собирать и анализировать информацию, готовить, при необходимости, альтернативные решения и выбирать наиболее оптимальный вариант из ряда альтернатив, как в процессе индивидуальной работы, так и во взаимодействии с другими работниками.

Информация о работе Внутрифирменная организация повышения квалификации персонала (на примере ООО «КЭВАЛ»