Влияние факторов внешней и внутренней среды на деятельность предприятия туристской индустрии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 09:45, курсовая работа

Описание работы

Туризм, будучи одной из высокоприбыльных сфер вложения капитала, продолжает уверенно удерживать свои позиции. Со стороны потребителей туристского продукта наблюдается возрастание спроса. Туристские организации совершенствуют свою инфраструктуру для более полного удовлетворения потребностей населения в путешествиях.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты управления средой деятельности туристской организации 4
1.1 Система менеджмента в туризме 4
1.2 Понятие и сущность среды туристской организации 9
2 Оценка влияния факторов внешней и внутренней среды на деятельность предприятия туризма 12
2.1 Особенности внутренней среда туристской организации 12
2.2 Характеристика внешней среды организации сферы туризма 20
2.3 Определение возможностей туристского предприятия на основе изучения факторов внешней и внутренней среды 30
Заключение 34
Список использованных источников 36

Работа содержит 1 файл

Влияние факторов внешней и внутренней среды на деятельность предприятия туристской индустрии.doc

— 3.35 Мб (Скачать)

Содержание 

 

Введение

 

Туризм, будучи одной  из высокоприбыльных сфер вложения капитала, продолжает уверенно удерживать свои позиции. Со стороны потребителей туристского продукта наблюдается возрастание спроса. Туристские организации совершенствуют свою инфраструктуру для более полного удовлетворения потребностей населения в путешествиях.

Современные условия  функционирования туристских фирм делают необходимым создание более совершенных  систем управления, обеспечивающих их устойчивое развитие и рост реализации услуг в условиях неопределенности рыночной среды и адаптированных к требованиям формирующегося рынка туристских услуг.

Важно отметить также, что  туристический рынок на современном  этапе характеризуется высокой  конкуренцией, поэтому в настоящее  время особенно актуальным является изучение маркетингового планирования в туристической фирме, разработки стратегий увеличения объёмов реализации предлагаемых услуг, особенная роль в которых отводится рекламе.

Цель курсовой работы состоит в проведении анализа влияния фиаторов внешней и внутренней среды на деятельность предприятия туристской индустрии.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

  1. раскрыть сущность и значение управления изменениями в туристкой организации;
  2. описать понятие и сущность среды туристской организации;
  3. провести оценку влияния фиаторов внешней и внутренней среды на деятельность предприятия.

Объект исследования – туристическое предприятие.

Предмет исследования – факторы внешней и внутренней среды.

В процессе выполнения курсовой работы использовались следующие методы исследования: анализ, сравнение, обобщение, описание, табличный метод, графический.

Курсовая работа базируется на теоретических исследованиях и периодических изданиях, в которых отражаются вопросы по теме исследования.

  1. Теоретические аспекты управления средой деятельности туристской организации

 

    1. Система менеджмента в туризме

 

Определим понятие «система менеджмента в туризме», обратившись  к теории систем.

Система менеджмента в туризме представляет собой систему отношений, в которой туристские организации и регионы взаимодействуют с внешней средой.

Система управления (менеджмента), как объект исследования обладает следующими признаками:

  • состоит из множества (по крайней мере, двух) элементов (подсистем), расположенных иерархически и взаимосвязанных посредством прямых и обратных связей;
  • представляет собой единое и неразрывное целое, являющееся целостной системой для нижестоящих иерархических уровней;
  • имеет фиксированные связи с внешней средой.

К системам управления предъявляются  следующие требования: детерминированность элементов системы, динамичность системы, наличие в системе управляющего параметра, наличие в системе контролирующего параметра, наличие в системе каналов обратной связи (по крайней мере, одного).

К основным компонентам системы относят структуру системы, подсистемы, элементы системы, взаимоотношения элементов.

Деятельность по оказанию туристских услуг определяет суть процесса функционирования туристской организации. Результатами этого процесса являются осуществление путешествия туристом и удовлетворение связанных с этим потребностей.

Таким образом, процесс реализации туристской услуги — ядро функционирования туристской организации, созданное на основе рационального сочетания во времени и пространстве средств, условий и самого процесса. Экономически обоснованное, ведение процесса, оказания услуги обеспечивает эффективное функционирование туристской организации.

Как объект управления, процесс  осуществления услуги, является динамично развивающейся системой, указанные элементы которой взаимосвязаны и взаимозависимы, требуют четкого и целенаправленного взаимодействия с внутренней и внешней средой организации.

Система менеджмента  состоит из управляемой и управляющей подсистем (объекта и субъекта) и комплекса необходимых связей.

Управляемая подсистема (объект) является ведущей, определяющей, поскольку представляет собой ту часть системы, из-за которой возникают отношения управления. Объект туристской деятельности — это все то, что может стать для субъекта туризма (туриста) целью путешествия, например туристский регион широкой специализации со всеми его туристскими структурами.

Под субъектом системы менеджмента в туризме понимается участник туристского мероприятия, или турист, который ищет возможности удовлетворения своих потребностей путем получения специфических туристских услуг. Эти услуги предоставляются объектом туризма.

Субъект и объект не просто тесно связаны друг с другом. Они  взаимодействуют как подсистемы одной системы управления. Данные подсистемы не могут функционировать автономно, а если все же допустить, что такое произошло, то неизбежно управляющая подсистема работала бы вхолостую, а управляемая была бы дезорганизована. Потому субъект и объект вне системы менеджмента, могут рассматриваться только т-ч условно.

Очевидно, что менеджмент в туризме является открытой системой, на которую оказывает существенное влияние множество факторов — природные, климатические, экономические и социальные, национальные и региональные и т.п. Поэтому, некоторые элементы системы описываются вероятностными характеристиками.

Менеджмент в туризме, как самостоятельный вид профессиональной деятельности осуществляется в условиях рыночной экономики, что означает:

  • ориентацию турфирмы на спрос и потребности рынка, на запрос конкретных потребителей и наличную ситуацию на рынке туристских услуг, пользующихся спросом и способных принести турфирме намечаемую прибыль;
  • постоянное стремление к повышению качества предоставляемых туристских услуг и достижения максимальной удовлетворенности потребителей;
  • хозяйственную самостоятельность турфирмы, турагентов и туроператоров, обеспечивающую им свободу принятия решений;
  • постоянную коррекцию целей в зависимости от состояния рынка;
  • выявление конечного результата деятельности турфирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений;
  • необходимость использования современных информационных технологий и достижений научно-технического прогресса для принятия обоснованных и оптимальных управленческих решений.

Менеджмент, как профессиональная деятельность предполагает наличие в качестве субъекта этой деятельности специалиста-менеджера, а в качестве объекта хозяйственную деятельность турфирмы – туристскую деятельность.

В процессе реализации менеджмента проявляются специфичные отношения между субъектом и объектом управления. Эти управленческие отношения представляют собой сложную социальную систему связей между людьми.

Об этом говорит тот  факт, что большая часть турфирм  имеет небольшие масштабы. Крупные  турфирмы создаются лишь в густонаселенных районах, но это не заводской цех с одним типом организационной структуры управления.

Цели туризма как объекта управления сложны для измерения и не ясны, поскольку турфирмы зачастую ориентируются на заявленные, а не фактические потребности туристов.

Для того чтобы выявить  действительные потребности клиентов, менеджер должен проявить максимум усилий, а неэффективность этой деятельности спровоцирует неудовлетворенность потребителя услуги.

Вероятностный характер процессов в туристской индустрии означает, что очень сложно точно спрогнозировать все явления и процессы, происходящие в туризме (изменилась политическая обстановка, резко ухудшились климатические условия, изменилась система налогообложения и т.д.).

С точки зрения спроса можно выделить три типа туризма: внутренний, въездной и выездной. Категории туризма включают международный и национальный туризм, а также туризм в пределах страны. Ночующие посетители считаются туристами, а однодневные посетители экскурсантами. В качестве экскурсантов выступают и туристы, прибывшие в страну на круизном судне, если они не используют для ночевки местные средства размещения.

Какие же параметры характеризуют  структуру туристского спроса? Можно  выделить три группы критериев:

1) географические;

2) социо-демографические;

3) психолого-поведенческие. Рассмотрим  каждую из них подробнее.

Сегментирование по географическим параметрам предполагает разделение спроса на различные  географические единицы:

    • внутренний, въездной и выездной туризм в зависимости от страны постоянного проживания туриста;
    • туризм по частям света, странам, регионам, кантонам, городам в зависимости от географической цели туристской поездки.

Приведем примерный  перечень социально-демографических  и психолого-поведенческих критериев  сегментирования туристского спроса. Социально-демографическими называют следующие критерии: возраст, пол, профессия, профессия главы семьи, величина населенного пункта, где постоянно проживает турист, количество членов семьи, сопровождающих туриста, тип семьи, национальность, религиозные убеждения, наличие или отсутствие в семье личных транспортных средств, доход семьи, доход на одного члена семьи.

Психолого-поведенческие  критерии (характеристика) туристскогоповедения: мотив поездки, психологический портрет туриста, сезонность, организация поездки (туроператор), форма поездки, используемые транспортные средства; используемые средства размещения, дальность поездки, длительность поездки, источники финансирования поездки, консультанты и посредники в принятии решения о совершении турпоездки.

Спрос на туристические  товары и услуги зависит от многих переменных, некоторые из которых являются независимыми и находятся вне контроля со стороны производителей туристического продукта и со стороны потенциальных туристов, в то время как другие могут быть изменены и зависят друг от друга.

Спрос на туризм может быть разделен на потенциальный и действительный. Объем потенциального спроса на туристические товары и услуги определяется количеством человек, которые желают путешествовать. Действительный спрос представлен теми, кто путешествует в данное время и направляется в конкретное место назначения. Усилия маркетологов должны быть направлены на то, чтобы минимизировать количественную разницу между потенциальным и действительным спросом.

Также факторы спроса можно поделить на общие и специфические.

К общим факторам спроса относятся:

1. Покупательская способность. Высокая степень зависимости между уровнем жизни и интенсивностью путешествий является одним из важнейших факторов туризма.

Увеличение личных доходов  приводит к перераспределению общих  расходов в целом, и туризма в частности. Положительная эластичность спроса на туристические услуги по отношению к доходу объясняет быстрый рост спроса на туризм.

2. Демографическая структура и тенденции. В данном случае значимым является не размер и рост населения, а изменение возрастной структуры. Увеличение среднего возраста приводит к тому, что больше людей имеют уровень дохода, позволяющий им путешествовать.

3. Социальные и культурные факторы. Увеличение свободного времени и признание оплачиваемых отпусков как социальной необходимости увеличивает спрос на туризм в такой же степени, как и изменения в стиле жизни и предпочтениях.

Все больше делается акцент на свободу передвижения, путешествия  как средства самовыражения и  путь получения новых впечатлений  и опыта. Стрессы также способствуют росту спроса на туризм в области развлечений, отдыха и восстановительной активности.

4. Мотивация и отношение к путешествиям. Так как выгоды, получаемые от туризма в большинстве случаев неосязаемы, абстрактны и субъективны, не удивительно, что конкретные туристические товары и услуги могут привлечь потребителей часто с противоречивыми и несовместимыми нуждами и мотивами.

Это должно учитываться  при разработке стратегии продвижения  и планировании продвижения.

5. Возможности для путешествия и интенсивность маркетинга. Объем спроса определяется не только желанием и нуждами, но также покупательской способностью и имеющимся предложением. Другими словами спрос на туризм тем выше, чем больше выбор туристических возможностей.

    1. Понятие и сущность среды туристской организации

 

В менеджменте под  средой организации понимаются условия и факторы, которые воздействуют на ее функционирование и требуют принятия управленческих решений, направленных на их устранение либо на приспособление к ним. Среду любой организации, принято рассматривать как состоящую из двух сфер – внутренней и внешней. Внешняя среда, в свою очередь, подразделяется на микросреду (или рабочую среду, или непосредственное окружение, или среду косвенного воздействия) и макросреду (или общую среду, или непосредственное деловое окружение, или среду прямого воздействия).

Информация о работе Влияние факторов внешней и внутренней среды на деятельность предприятия туристской индустрии