Виды и типы организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

В рамках менеджмента редко рассматривают небольшие организации, которые имеют единственную нехитрую цель и руководители которых не интересуются ничем, кроме собственного покоя и благополучия. Предметом рассмотрения в курсе менеджмента является управление сложными организациями.
Можно выделить множество видов и типов организаций, так, например, коммерческие, некоммерческие, правительственные, бюджетные, коммерческие и другие. Именно классификации, типологии организаций и посвящена данная работа.
Цель работы - рассмотреть виды и типы организаций.
Создавая прибыль, организации тем самым увеличивают благосостояние общества, повышают качество трудовой жизни и веру людей в свои силы и возможности. В будущем роль организации станет еще более важной во всех сферах жизни, это и определяет актуальность моей работы.

Содержание

Реорганизация……………………………………………….….……………...2
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….………………..3
1.ВИДЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ………………………....5
1.1.Типология организаций: основные подходы……………………………. 7
1.2. Формальные и неформальные организации……………………………12
1.3.Коммерческие и некоммерческие организации…………………………16
1.4.Классификация по организационно – правовой форме……………….19
1.5.Классификация по широте производственного профиля…………………21
1.6. Классификация по характеру сочетания науки и производства……….23
1.7.Классификация по организационно – правовым формам……………..26
1.8.Классификация по принадлежности капитала…………………………..38
1.9.Классификация организаций с точки зрения их происхождения………41
1.10.Классификация исходящая из «политического строя» организации…43
1.11.Классификация, исходящая из особенностей отдельных элементов организации…………………………………………………………………….45
1.12.Классификация организации по ее целям………………………………47
1.13.Прочие организационные классификации……………………………..48
2.ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ООО «РУСИМПОРТ»…………...54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….…………..59
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………62

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ теория организации.docx

— 526.71 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ Реорганизация……………………………………………….….……………...2

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….………………..3

1.ВИДЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ………………………....5

1.1.Типология организаций:  основные подходы……………………………. 7

1.2. Формальные и неформальные  организации……………………………12

1.3.Коммерческие и некоммерческие  организации…………………………16

1.4.Классификация по организационно  – правовой  форме……………….19

1.5.Классификация по широте производственного профиля…………………21

1.6. Классификация по характеру сочетания науки и производства……….23

1.7.Классификация по организационно – правовым формам……………..26

1.8.Классификация по принадлежности  капитала…………………………..38

1.9.Классификация организаций  с точки зрения их происхождения………41

1.10.Классификация исходящая из «политического строя» организации…43

1.11.Классификация, исходящая  из особенностей отдельных элементов  организации…………………………………………………………………….45

1.12.Классификация организации по ее целям………………………………47

1.13.Прочие организационные  классификации……………………………..48

2.ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ООО «РУСИМПОРТ»…………...54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….…………..59

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………62

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Современный мир не редко  рассматривается как мир организаций, которые представляют собой совокупность людей и групп, объединенных для  достижения какой–либо цели, решение  той или иной задачи на основе определенных правил и процедур, разделение труда  и обязанностей. Когда люди объединяют свои усилия ради получения каких то результатов, сразу возникает потребность в управлении и, в первую очередь, в организации и координации их совместной деятельности. Это дает нам повод рассматривать организацию с позиции управления ею, т. е. в качестве объекта, которыми надо управлять.

Организации различаются  размерами и структурой, количественным составом и характером преследуемых целей, особенностями поведения  в процессе достижения целей и  т. п.

В истории известны три  формы организации совместной деятельности людей ради общей цели: община, корпорация, ассоциация [14,216].

В рамках менеджмента редко  рассматривают небольшие организации, которые имеют единственную нехитрую цель и руководители которых не интересуются ничем, кроме собственного покоя и благополучия. Предметом рассмотрения в курсе менеджмента является управление сложными организациями.

Можно выделить множество  видов и типов организаций, так, например, коммерческие, некоммерческие, правительственные, бюджетные, коммерческие и другие. Именно классификации, типологии  организаций и посвящена данная работа.

Цель работы - рассмотреть  виды и типы организаций.

Создавая прибыль, организации  тем самым увеличивают благосостояние общества, повышают качество трудовой жизни и веру людей в свои силы и возможности. В будущем роль организации станет еще более  важной во всех сферах жизни, это и определяет актуальность моей работы.     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ВИДЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ

Организации возникли достаточно давно и по мере развития человеческого  общества неуклонно разрастались, усложнялись, приобретали все большее значение в жизни людей. Если попытаться сформулировать, что обычно понимается под организацией, то, прежде всего возникает мысль: понятие «организация» связано с совместной деятельностью группы людей, которые стремятся к достижению некоторых общих целей. Поэтому в самой простой формулировке организация - это группа людей, действующих совместно для достижения общих целей. Для успешного достижения этих целей деятельность людей в группе должна координироваться. Поэтому организацию можно рассматривать как группу людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей [17,526].

Можно выделить множество  видов и типов организаций, так, например, коммерческие, некоммерческие, правительственные, бюджетные, коммерческие и другие. Именно классификации, типологии  организаций и посвящена данная работа.

Известно множество классификаций  социальных систем. Однако они имеют  неполный характер, так как не включают классы естественных и естественно-искусственных  организаций. Вместе с тем создать  полную систему классификации социальных организаций в настоящее время  вряд ли возможно, учитывая недостаточную  изученность указанных классов  организаций.

Многочисленность известных  классификаций социальных систем обусловлена  сложностью феномена социальной организации, изучаемого с различных позиций, о чем уже немало говорилось выше. При этом никто не стремится охватить своей классификацией все множество  социальных систем, понимая, что эта  задача слишком сложная, а старается  охватить те виды систем, которыми интересуется представляемое им научное направление. В связи с этим приведенная ниже классификация также не претендует на полноту, стараясь охватить наиболее актуальные виды социальных организаций.

Каждая классификация  связана с выбором некоторого ограниченного набора классификационных  признаков с целью систематизации для удобства изучения, проектирования и совершенствования организаций [9, 25].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.Типология организаций:  основные подходы

Огромное многообразие и  разнохарактерность организаций создают  существенные трудности для их классификации. Организации, которые, на первый взгляд, можно отнести к одной группе по одному критерию, могут сильно различаться  по другому.

Для чего же нужно классифицировать организации? Для того же, для чего мы пытаемся классифицировать. Составление  любой типологии — это способ лучше понять окружающий нас мир, в данном случае — мир организаций. Для менеджера или человека, занимающегося  исследованиями в области управления, типология организаций играет роль своеобразного путеводителя, помогающего  создать определенный образ окружающей реальности.

Популярные подходы, которые получили распространение в организационной теории, в социологии организаций , а так же в практике менеджмента:

Организационно-формальный подход

Американский исследователь  Чарльз Уорринер называл такие классификации традиционными или народными, т.к. классификации организации по организационно-формальным критериям — самые явные и очевидные [13, 117]. По отрасли производства выделяют большое количество организаций, например: промышленные, сельскохозяйственные, торговые, образовательные и т.д. В рамках этого же подхода выделяются так называемые «надорганизации» — объединения, имеющие в своем составе несколько полностью или относительно юридически самостоятельных организаций, часто — функционирующих в различных сферах и выпускающих разнообразную продукцию (услуги). К таким организациям можно отнести холдинги, концерны, тресты, консорциумы, конгломераты. Они могут строиться для решения различных задач, иметь постоянный или временный характер, сильно различаться по способам построения и структуре и т.д. Главное, что их всех объединяет — все они, являясь тоже организациями, состоят из организаций. С точки зрения организационной теории они находятся в том же положении, что и все остальные организации.

Функциональный подход

Функциональный подход предложен  в 1960 г. американским социологом Толкоттом Парсонсом в рамках его теории структурно-функционального анализа общества и социальных явлений. В этом подходе организации выделяются по функциям, реализуемым в обществе — по их предназначению [13, 112].

Производственные организации  производят вещи и продукты, потребляемые членами общества.

Регулятивные (политические) организации обеспечивают формулирование и достижение общественных целей, отвечают за формирование и реализацию властных отношений. Сюда можно отнести большинство  организаций государственного и  муниципального управления, политические партии и т.д.

Социальные организации  сохраняют традиции, обеспечивают социальную преемственность, передачу социального  опыта. Такие организации, как  церковь,  образовательные организации,  музеи,  редакции,  издательства .

Интегративные организации  выполняют функции улаживания конфликтов, мотивирования членов общества, согласования целей и деятельности отдельных  социальных групп и общностей. Такими выступают прокуратура и суд; отчасти — средства массовой информации, некоторые из государственно-муниципальных организаций (собесы).

Социально-психологический  подход

В рамках социально-психологического подхода организации классифицируются по совокупности социально-психологических  отношений, которые в них складываются, включая степень регламентации  деятельности, иерархичности, контроля за деятельностью людей, особенностями отношений между людьми в процессе работы [13, 223]. Так например бюрократический тип организации описан в рамках теории рациональной бюрократии Максом Вебером, который, ввел этот термин в систему экономико-управленческой терминологии. Лояльность Вебер понимал как готовность членов организации разделять цели организации и направлять все усилия на их достижение. Лояльность основана на целерациональном типе поведения — когда деятельность людей мотивирована заданными свыше и принятыми целями. Многие характеристики данного подхода на сегодняшний день выглядят некорректно, хотя некоторые из них превратились в основополагающие принципы построения и функционирования всех современных организаций, такие как разделение труда, иерархия и формализация.

Конфигурационный подход к классификации организаций

Конфигурационный подход является одним из самых популярных и часто используемых в современной  теории организации и менеджменте. Канадский ученый Генри Минцберг, выделил в организации базисные части, названные им центрами концентрации членов организации, или центрами влияния [13, 253]. Сама же организация представляется как структурированная коалиция участников, тип которой зависит от того, какая часть доминирует. Организационная конфигурация в зависимости от этого приобретает различные формы, которые соответствуют определенным типам организаций. В наши дни, подход Г. Минцберга к рассмотрению типов и структуры организации набирает все большую популярность среди теоретиков и, особенно, практиков менеджмента.

Прочие подходы к классификациям организаций

Существует еще достаточно много различных подходов к классификации  организаций, носящих боле или менее  частный характер. Все эти подходы  можно разбить на следующие группы [15, 144].

Классификации по характеристикам. Типы организаций выделяются в зависимости  от степени проявления тех или  иных их характеристик. Организации  могут быть простыми и сложными, узко- и широкоспециализированными, высоко- и низкопрофессиональными, централизованными и децентрализованными, большими, средними и малыми.

Классификации по подсистемам  внутренней среды организации. Разновидности  организаций выделяются на основе анализа  видов различных компонентов  организации как системы: в зависимости  от используемых технологий и ресурсов, типа преобладающей организационной  культуры, вариантов построения механизмов координации .

Поведенческие подходы. Эта  группа подходов основывается на разнообразных  поведенческих характеристиках  организации и ее членов: типах и стилях лидерства, особенностях властных, групповых и межличностных отношений и т.д.

Менеджерские подходы. Есть целый набор критериев и классификационных  параметров, позволяющих выделить типы и разновидности организаций в зависимости от их рыночной ориентации, стратегий, способа реагирования на инновации и внешнюю среду и т.д.

Несмотря на такой солидный интеллектуальный задел, единой классификационной  системы, подобной той, которая используется биологией, в организационной теории до сих пор нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Формальные и неформальные организации

Существуют, однако, важные фундаментальные различия, которые  приводят к выделению двух существенных разновидностей организаций (рис. 1.1.):

Рис. 1.1. Виды организаций

Неформальная организация  — спонтанно возникающая группа людей, достаточно регулярно вступающих во взаимодействие друг с другом. Неформальные организации осуществляют социальный контроль за своими членами. Обычно устанавливаются определенные нормы, которые каждый член группы должен соблюдать. В неформальных организациях наблюдается тенденция к сопротивлению переменам. Обычно неформальная организация возглавляется неформальным лидером. Неформальный лидер должен помогать организации в достижении ее целей и поддерживать ее существование [7, 176].

Неформальные организации создаются не распоряжениями руководства организации и формальными постановлениями, а членами данной организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями и привычками. Данные организации существуют во всех компаниях, хотя они не представлены в схемах, отражающих строение организации, ее структуру [30, 2].

Информация о работе Виды и типы организаций