Венчурное финансирование инновационных проектов в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:04, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в рассмотрении основных аспектов развития венчурного финансирования. Рассмотрение основных узлов индустрии, развитие которых станет катализатором для роста всей экономики.

Работа содержит 1 файл

курсовая по инновационному менеджменту.doc

— 976.50 Кб (Скачать)

 

Подходящая база для организационно-правовой формы венчурного фонда с позиции инвестора в России уже есть – это договор простого товарищества, в рамках которого возможно моделирование формы LP, хорошо зарекомендовавшей себя в мире. Следующим шагом должна стать выработка формы договоров о разграничении полномочий сторон в фонде и превращение их в стандарт, тиражируемый для создаваемых в России венчурных фондов. Тем не менее, возможна и выработка российского аналога LP, предусматривающего ограниченную ответственность и отсутствие двойного налогообложения. В свою очередь форма ЗПИФ особо рисковых (венчурных) инвестиций не полностью соответствует процессу венчурного инвестирования из-за невозможности реализации принципа commitments, высоких издержек и невозможности организации постоянного контроля инвесторов за управляющей компанией.

Фондовые биржи.

В развитии венчурной индустрии страны фондовый рынок занимает особое место для малых и растущих инновационных компаний. Один из наилучших методов обратить инвестиции в наличные – это выставить акции компании на продажу на фондовом рынке. На публичном рынке можно получить больше живых денег за компанию, чем в любом другом месте.

На сегодняшний день эта проблема существуют и ее активно прорабатывают.

По данным сайта ММВБ 27 июня 2006 года на Фондовой бирже ММВБ введены в действие Правила листинга, допуска к размещению и обращению ценных бумаг на ФБ ММВБ в новой редакции, которая предусматривает образование Сектора инновационных и растущих компаний (ИРК).

Целями проекта создания Сектора ИРК является формирование условий для эффективного привлечения инвестиций в инновационный и быстрорастущий сектор экономики компаниями малого и среднего бизнеса, создание предпосылок для массовых IPO этих компаний.

Правилами листинга определены критерии отнесения эмитента к Сектору ИРК:

• Существенная часть выручки эмитента формируется за счет осуществления им хозяйственной деятельности в отраслях, связанных с применением инновационных и высоких технологий;

•              Капитализация эмитента – не менее 100 млн. руб. и не более 5 млрд. рублей.

Соответствие эмитента первому критерию устанавливается Экспертным советом ФБ ММВБ, состоящего из специалистов, имеющих опыт работы с компаниями высоких технологий, при этом приоритет получают компании:

•              Осуществляющие хозяйственную деятельность в следующих сферах: телекоммуникации; интернет-бизнес; разработка и инсталляция программного обеспечения; разработка и производство полупроводниковых устройств; биотехнологии; научно-исследовательские и конструкторские разработки (НИОКР); наукоемкое производство продукции в отрасли машиностроения и транспорта; отрасли, связанные с реализацией национальных проектов;

• Темпы роста выручки, которых составляют не менее 20% по итогам финансового года.

В Секторе будут действовать более жесткие требования по информационной открытости – помимо стандартного набора документов, сведений и информации компания обязана будет предоставлять через биржу инвесторам ряд дополнительных документов:

• Инвестиционный меморандум, в котором более полно и неформально (в отличие от жестко заданных стандартов проспекта эмиссии и решения о выпуске) раскрывается информация о финансово-хозяйственной деятельности компании (предоставляется на этапе проведения размещения в Секторе);

• Корпоративный календарь, раскрывающий для инвесторов годовой событийный ряд компании – эмитента.

Для повышения уровня и качества транспарентности компаний Сектора ИРК вводится институт листинговых агентов. Листинговый агент – организация, соответствующая требованиям, установленным дирекцией ФБ ММВБ, заключившая договор с эмитентом (управляющей компанией) об оказании услуг по подготовке комплекта документов для допуска ценных бумаг к размещению и обращению на ФБ ММВБ в Секторе ИРК, а также выполняющая дополнительные функции, которыми также могут быть функции финансового консультанта, обеспечение процесса раскрытия информации эмитентом при поддержании его ценной бумаги в Секторе ИРК. Институт листинговых агентов должен обеспечить надлежащий уровень защиты прав инвесторов и минимизировать риски распространения недостоверных сведений и информации.

РТС (RTS START).

С февраля 2007 года был запущен новый сегмент рынка ценных бумаг Фондовой биржи «Российская Торговая Система», созданный специально для компаний средней и малой капитализации – RTS START.85

Целями RTS START являются: увеличение количества обращаемых на российском рынке ценных бумаг; предоставление возможности небольшим, динамично развивающимся компаниям создать и повысить капитализацию.

В сегменте RTS START могут размещаться и обращаться ценные бумаги эмитентов, ранее включенные либо включаемые в следующие разделы списка ценных бумаг, допущенных к торгам: котировальный список «Б», котировальный список «В», котировальный список «И», ценные бумаги, допущенные к торгам без прохождения процедуры листинга (не включенные в котировальные списки).

Участниками RTS START выступают: эмитенты средней и малой капитализации, ценные бумаги которых размещаются и обращаются в РТС; участники торгов РТС – профессиональные участники рынка ценных бумаг и их клиенты, осуществляющие торговлю на фондовой бирже РТС.

Дополнительно вводятся еще два участника, играющие важную роль в размещении и обращении ценных бумаг эмитентов малой и средней капитализации: уполномоченный финансовый консультант (УФК) и маркет-мейкер.

Эмитент ценных бумаг раскрывает информацию о своей финансово-хозяйственной деятельности и ценных бумагах в объеме: ежеквартального отчета; существенных фактов и сведений; сообщений о корпоративных событиях.

ОАО «РТС», в свою очередь, проводит мониторинг раскрытия информации эмитентами RTS START, раскрывает аналитические материалы по ценным бумагам RTS START, которые ей предоставят участники торгов, консультирует эмитентов по вопросам публичного размещения и обращения ценных бумаг в RTS RTART. В RTS START могут быть включены ценные бумаги, удовлетворяющие следующим требованиям: осуществлена регистрация проспекта ценных бумаг; осуществлена государственная регистрация отчета о выпусках (дополнительного выпуска) ценных бумаг эмитента или в федеральный орган предоставлено уведомление об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг; эмитентом соблюдаются требования законодательства РФ о ценных бумагах, нормативных правовых актов федерального органа, в том числе о раскрытии информации на рынке ценных бумаг.

На сегодняшний день на RTS START уже торгуются следующие инструменты: ОАО Косогорский металлургический завод, ОАО БФ Коммунар, ОАО Нефтекамский автозавод, ОАО СиГМА.

ФБВТ (Фондовая биржа высоких технологий). 86

ОАО «Фондовая Биржа Высоких Технологий» была учреждена 14 июля 2004 года в Москве в рамках проведения конференции «Первый Московский Научный Форум». Основной целью ФБВТ является организация торгов ценными бумагами вновь создаваемых и уже существующих высокотехнологичных компаний, что позволит обеспечить привлечение государственных и частных инвестиций в научно-технические проекты. 06.12.2004 был осуществлен выпуск обыкновенных акций ОАО «ФБВТ» номиналом 100 рублей в количестве 800 000 шт. Регистрация проспекта эмиссии в ФСФР РФ. 19 октября 2006 Федеральная служба по финансовым рынкам приняла решение выдать лицензию фондовой биржи ОАО «Фондовая Биржа Высоких Технологий».

Реализация проекта открывает частным лицам и коммерческим организациям новые возможности для высокодоходного размещения финансовых средств. В свою очередь, у российской науки появляются новые источники финансирования, позволяющие разрабатывать и внедрять в экономику страны новые технологии. Создание ФБВТ можно сравнить с созданием в 80-е годы в США биржи NASDAQ. Торговля на этой Бирже ценными бумагами американских высокотехнологичных компаний дала мощный стимул для подъёма американской экономики.

В состав учредителей входят: ОАО «Московский Комитет по Науке и Технологиям», научные центры Российской Академии Наук, МГУ, МФТИ, другие ведущие научные учреждения России, профессиональные участники рынка ценных бумаг.

В составе ФБВТ находятся консультационные подразделения, оказывающие помощь разработчикам научных проектов. Торговые подразделения Биржи ориентируются на организацию торгов ценными бумагами высокотехнологичных компаний, включая их листинг, первичное размещение и дальнейшее обращение. Таким образом, Биржа не только организует торги ценными бумагами, но и проводит работу по созданию самих ценных бумаг.

Товаром ФБВТ являются ценные бумаги развивающихся высокотехнологичных предприятий, имеющих стартовую капитализацию от 0,1 млн. $ до 20–50 млн.$. Создание ФБВТ актуально для появившихся в России частных инвесторов с небольшим капиталом, которые с целью получения высокой прибыли готовы рисковать своими деньгами в значительно большей степени, чем крупные банки или инвестиционные фонды. Кроме того, она актуальна для крупных российских и зарубежных инвесторов, которые испытывают нехватку высокодоходных объектов для инвестирования. ФБВТ актуальна как для тех, кто заинтересован в привлечении инвестиций для новых разработок, так и для тех, кому необходимо завершить уже имеющиеся проекты. На сегодняшний день доля высокотехнологичного сектора в ВВП национальной экономики по прежнему низка при высокой стоимости интеллектуальной собственности, которая оценивается в $300 млрд.

 


3. Проект организации венчурного финансирования инновационного предприятия

 

3.1 Инновационное предприятие «РВВ» как венчурный проект: структура бизнеса, риски, политика развития

 

Основные сведения о проекте

Название компании: Общество с ограниченной ответственностью «РВВ»

Отрасль: Реклама

Проект:              Организация              indoor-TV              в              университетах              Москвы              (аудитория              500 000 студентов).

Требуемые инвестиции: 20 513 600 руб.

 

Показатели эффективности

NPV

23106,42

Чистый приведенный доход

IRR

30,37%

Внутренняя норма рентабельности

PI

1,703154429

Индекс прибыльности

ARR

695%

Средняя норма рентабельности

Годовая ставка

10%

 


 

Компания ООО «РВВ» была создана 16 марта 2006 года, с целью упорядочить рынок вузовской рекламы, сделать его более организованным. За это время компании удалось стать одним из ведущих операторов по размещению рекламы в вузах г. Москвы.

Миссия компании: Размещая рекламу только добросовестных производителей товаров и услуг, компания способствует:

•              Процветанию клиентов (рекламодателей);

•              Наилучшему удовлетворению интересов потребителей рекламы (студентов);

•              Улучшению имиджа вуза;

•              Увеличение возможности распространения информации внутри московских вузов.

Стратегия компании: Стать самым надежным, ответственным и выгодным партнером для всех вузов г. Москвы по размещению рекламы.

Основные преимущества рекламы в вузах сводятся к следующему.

1. Очень четкая сегментация по трем параметрам:

•              Целевая аудитория – студенты и преподаватели;

•              Направленность вуза (экономический, технический и т.д.);

•              Статус (рейтинг) вуза.

2. Высокая частота повторения контактов целевой аудитории с рекламным носителем (ввиду того, что студенты учатся 5 дней в неделю и «вынуждены» проходить по одним и тем же местам по несколько раз в день, переходя из аудитории в аудиторию).

3. Высокое качество контактов. Ввиду небольшого числа рекламных сообщений внутри вуза.

4. Контакт с аудиторией, которую сложно достать обычными медиа-активные, молодые, подвижные, мало смотрящие телевизор.

Кто является рекламодателем: Коммерческие банки, инвестиционные и страховые компании, журналы и газеты, книги, канцелярские товары, мобильная связь, автомобили, театры, кинотеатры, продукты питания и личной гигиены, спортивные товары, производители электроники, программное обеспечение.

Кто не является рекламодателем: Алкогольные напитки, табачные изделия, а также прочие товары и услуги, употребление которых наносит вред организму или размещение рекламы которых может показаться не этичной.

Продукт.

Проект компании заключается в создании системы Indoor-TV в московских вузах. Установка плазменных панелей в количестве 1–2 штук в 1 здании. Объекты установки – вузы, в которых численность обучающихся студентов превышает 4 000 человек.

Indoor TV – новое направление в рекламной индустрии. Отличительной особенностью Indoor TV является сочетание преимуществ телевидения и рекламных материалов. Основой таких систем является компьютер и устройство отображения информации – плазменная панель, ЖК-монитор или проектор.

Информация о работе Венчурное финансирование инновационных проектов в России