Венчурное финансирование инновационных проектов в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:04, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в рассмотрении основных аспектов развития венчурного финансирования. Рассмотрение основных узлов индустрии, развитие которых станет катализатором для роста всей экономики.

Работа содержит 1 файл

курсовая по инновационному менеджменту.doc

— 976.50 Кб (Скачать)

Проанализируем основные аспекты, которые свойственны российской венчурной индустрии на данный момент.

1. Динамика малых и средних предприятий. Именно эти предприятия наиболее приемлемые объекты инвестирования. В России не менее 70 тыс. предприятий могут стать объектом инвестирования. Поэтому потенциальный объем рынка венчурного инвестирования оценивается очень высоко.

2. Существует обширный интеллектуальный потенциал. Множество невостребованных разработок в области аэрокосмического комплекса и ВПК. На данный момент высокими темпами идет сбор информации обо всех разработках, которые остались без внимания в силу ряда причин.

3. Нехватка инновационных предпринимателей и менеджеров имеет тенденцию исчезать. С каждым годом управленцы таких предприятий становятся более профессиональными и опытными в данной сфере.

4. Источники финансирования в каждой стране различаются в силу специфики финансовой индустрии каждого государства. В странах ЕС более 50% инвестиций в венчурные фонды поступают из банков и пенсионных фондов, страховых компаний, промышленных и финансовых корпораций. Потенциальные источники инвестиций в России – корпорации, банки, средства населения, фонды. Важно отметить, что в соответствии с законодательством в России пенсионным фондам юридически разрешено вкладывать средства только в недвижимость, банковские депозиты, акции котируемых предприятий, государственные ценные бумаги. Среди этого перечня нет венчурных фондов.

Экономический кризис сильно повредил неокрепшую систему венчурного инвестирования в России. До 2001 года сфера оставалась в стагнации. С 2001 года начинается новый этап, а именно рост прямых и венчурных инвестиций.

Это было связано с всемирным Интернет-Бумом, который затронул и Россию. В данном случае речь идет о таких компаниях, как Yandex, Rambler, Ozon и ряд других проектов. Однако вслед за мировым рынком произошел спад, а в 2002 году снова возобновился рост.

Рост количества венчурных фондов и их объемы были явным признаком роста индустрии. Нельзя также не отметить рост капитализации действующих венчурных фондов и фондов прямых инвестиций.

В отношении стран происхождения капитала можно выделить следующую тенденцию: увеличение в пользу внутреннего, снижение доли иностранного капитала. Но до сих пор доля иностранного капитала в несколько раз превосходит долю российского капитала.

Необходимо четко разграничить понятие венчурное финансирование и прямое финансирование. Венчурный капитал используется на стадиях – seed, start-up, early growth, expansion, mezzanine. Прямое финансирование обслуживает следующие сделки – сам венчурный капитал, а также сделки по смене собственника, поздние стадии, стадии «реструктуризации».

Таким образом, ниша посевного и раненого финансирования, в которых объемы инвестирования составляют 0,5 – 1 млн. долл., остается практически свободной. При этом многие проекты не получают своего дальнейшего развития в силу этих причин. Сегодня в России легче привлечь 10 млн. долл. США в уже запущенный проект в области потребительского рынка или недвижимости, чем 0,1–1,5 млн. долл. США в инновационный start-up.

Общий объем привлеченных фондами средств составляет от 3 до 5 млрд. долл. США (для сравнения, в 2005 году объем средств, находившихся под управлением европейских фондов, оценивался в 360 млрд. долл. США, что составило около 3% ВВП ЕС).

Участие государства в создании индустрии венчурных инвестиций

Интерес государства в развитии венчурного инвестирования состоит в том, что венчурный капитал эффективно поддерживает малый инновационный сектор, который может выдвигать из своих рядов компании глобального масштаба (Intel, Microsoft, Oracle, Google). Инновационные компании, будущие мировые гиганты, являются крупными налогоплательщиками, обеспечивают большую занятость населения, их изобретения используются в других отраслях, что постепенно выводит государство на передовые позиции в мировой конкуренции между странами. Именно эти выгоды преследовало правительство США в 1958 году акт, который способствовал развитию малых инновационных предприятий в США, путем создания инвестиционных компаний для малого бизнеса (small business investment companies SBICs). Лицензии на осуществление данной деятельности им выдавало Агентство по малому предпринимательству (Small Business Administration, SBA). (Small Business Investment Act of 1958).До сих пор главной целью SBIC является мобилизация долгосрочного капитала для малых предприятий, которые являются драйверами всей экономики.

Сегодня в России большое значение имеет механизм государственного регулирования процессами развития высокотехнологического комплекса и венчурной индустрии в целом.

Инструменты этого механизма можно объединить в три группы:

1. Нормативно – правовая группа. Интеллектуальная собственность, система льгот, включая налоговые, мотивация труда, статус территории с высокой концентрацией научно-технического потенциала, разграничение полномочий между федеральным центром и субъектами Российской Федерации.

2. Экономическая группа. Государственные гарантии, госзаказы, контракты, страхование и залог, совершенствование налоговой системы в пользу приоритетных направлений, совершенствование аппарата планирования и прогнозирования в сфере научно-технического прогресса, эффективное использование финансово-кредитных рычагов, таможенные льготы.

3. Управленческая группа. Инструменты, которые способствуют совершенствованию управления государственной собственностью в разных видах в интересах развития высокотехнологического комплекса, активизации инновационной деятельности в стране. Здесь можно отметить политику протекционизма, продвижение продукции на внешние рынки, подготовка и переподготовка управленческих кадров.

До 1999 года в российском законодательстве и нормативной базе не содержалось никаких упоминаний о «венчурной» деятельности. Впервые этот термин прозвучал в официальном документе «Основные направления развития внебюджетного финансирования высокорисковых проектов (системы венчурного инвестирования) в научно-технической сфере на 2000–2005 годы» в декабре 1999 года. Основные моменты данной программы.

1. Нормативное – принятие нормативно-правовых актов, отвечающих за эффективное развитие индустрии венчурного инвестирования в научно-технической сфере.

2. Экономическое – Определение финансовых средств для венчурного инвестирования. Был осуществлен взнос в Венчурный инвестиционный фонд из средств Российского фонда технологического развития Министерства науки. Далее средства планировалось привлекать у частных инвесторов.

3. Организационное – Создание федеральных, региональных, отраслевых венчурных инвестиционных институтов и других элементов венчурного инвестирования.

В 2002 году был разработан новый проект: «Концепция развития венчурной индустрии в России (государственной системы стимулирования венчурных инвестиций)». Данный проект уточнял ранее поставленные цели, а именно:

1. Создание при научных учреждениях агентств по трансферту технологий, подготовки кадров для венчурного инвестирования, образование сети консультационных структур типа западных «коучинг-центров».

2. Создание венчурных фондов с участием государства, корректировка законодательства.

3. Обеспечение ликвидности венчурных инвестиций. (Создание сети бирж для высокотехнологичных компаний, проведение венчурных ярмарок).

4. Повышение престижа предпринимательской деятельности в области малого и среднего технологического бизнеса.

Следующим шагом на пути к созданию юридической базы для венчурного инвестирования стало Постановление ФКЦБ России от 14 августа 2002 года N31/пс

«Положение о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов» 65. В данном постановлении «венчурные» (особо рисковые) фонды были отнесены в категорию «закрытых паевых инвестиционных фондов» (ЗПИФ).

Понятие венчурная система нельзя сводить лишь к совокупности институтов венчурной индустрии. Это не только множество элементов, это множество процессов, отношений, взаимосвязей, находящихся в постоянной динамике.

Основываясь на опыте стран с развитой национальной системой венчурного инвестирования, выделим основные задачи:

1. Первая задача – Создание спроса на венчурный капитал за счет содействия развитию инновационных предприятий и перевод их в направлении научно-технического развития.

Формирование кадров инновационного менеджмента. Защиты прав интеллектуальной собственности. Создание региональных и межрегиональных инновационно активных кластеров.

2. Вторую задачу можно обозначить как рост предложения венчурных инвестиций.

Безусловно, инструментами для достижения этой задачи являются: создание венчурных фондов со 100% или частичными участием государственного капитала, кредиты участникам фонда, предоставление грантов, создание гарантийных фондов, льготы по подоходному налогу для физических лиц, осуществляющих крупные инвестиции, или на долгий срок, снижение ставки налога на прирост венчурного капитала

3. Третья задача – развитие инфраструктуры, фондовых рынков, информационного обеспечения. Развитие интеграции и кооперации в инновационной деятельности, а также взаимодействие всех источников капитала. Содействие формированию венчурных союзов или консорциумов.

4. Усиление роли региональных органов и межрегионального сотрудничества. Унификация налоговых региональных систем, разграничение полномочий уровней всех видов власти, гранты местных бюджетов по инновациям, государственные региональные гарантии.

Задачи, по развитию национальной системы венчурного инвестирования, не являются уникальными и инструменты их достижения соответствуют таковым из ряда стран с развитым уровнем венчурного инвестирования, такие как США, Израиль, Финляндия.

Источником развития венчурных инвестиции в Финляндии стал фонд «посевных инвестиций» SITRA. Средний объем инвестиций – 30 млн. евро в год.


В Израиле источником развития венчурных инвестиций стал «фонд фондов» Yozma, соинвестировавший в частно-государственные фонды под управлением частных Управляющих компаний. Доля Yozma доходила до 40%. Объем Yozma составил около 100 млн. долл.

Главные шаги России в направлении развития всей отрасли, как с участием, так и без участия государства, стали следующие:

1. Создание РАВИ (Российской Ассоциации Прямого и Венчурного Инвестирования).

2. Формирование государственного «фонда фондов» ВИФ (Венчурный Инновационный Фонд).

3. Исследование вопроса об ОПФ регистрации венчурного фонда в России.

4. Подготовка специалистов по венчурному инвестированию.

5. Формирование в 2005 году 5 региональных государственно-частных венчурных фондов в виде ЗПИФ.

 

Субъект федерации

Объем средств, млн руб.

г. Москва

800

Красноярский край

120

Томская область

120

Пермский край

200

Республика Татарстан

800


 

6. Создание нового «фонда фондов» Российской венчурной компании (РВК) и Российского инвестиционного фонда информационно-коммуникационных технологий (РИФИКТ) в 2006 году. «Российская венчурная компания» – проект МЭРТ. Основной профиль – соинвестирование в частные венчурные фонды, зарегистрированные как ЗПИФ в объеме до 49% от общей суммы активов под управлением фонда. Объем средств составляет 15 млрд. руб. Источник средств – Инвестиционный фонд РФ.

75% фонда РИФИКТ составит вклад государства, 25% зарубежные инвесторы.

Планируется поступления 1,5 млрд. руб. из Инвестиционного фонда РФ.

Финансирование инновационных предприятий в рамках государственно-частного партнерства также развивается Федеральным агентством по науке и инновациям. Федеральное агентство по науке и инновациям является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности и информационное обеспечение данной инновационной деятельности. 70

Федеральным учреждением, которое ориентировано на финансирование инновационных предприятий на уровне start-up, является Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Фонд был образован в 1994 году в форме государственной некоммерческой организации. В 2005 году его бюджет составил

1,5% расходной части бюджета на гражданскую науку. Фонд имеет свои представительства в 29 регионах. Фонд содействия давно стал инструментом государства, выполняющего роль фонда ранних стадий. Однако посевное финансирование не перекрывается этим фондом, так как его объем не очень большой, и программы которые он использует, ограничены определенным количеством.

Фонды содействия посевного финансирования имеются и на региональном уровне. Например, в Москве финансирование инновационных проектов координируется Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства и осуществляется при помощи ряда инструментов: 71

1. Поддержка начинающих субъектов малого предпринимательства в виде субвенций и субсидий на конкурсной основе.

2. Компенсация процентной ставки по выданным кредитам.

3. Предоставление бюджетных кредитов. (Ставка – 0,25 – 0,75 от ставки рефинансирования, срок от 3-х месяцев до 5 лет; 100% ликвидное обеспечение). Однако на данный момент ОАО «Московский комитет на науке и технологиям» отрабатывает схему венчурного финансирования малых предприятий, в соответствии с которой будет выдаваться бюджетный кредит при гарантии включения продукции в городской заказ.

Информация о работе Венчурное финансирование инновационных проектов в России