Условия усовершенствования информационного обеспечения управления ОДО

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 11:40, дипломная работа

Описание работы

В обществе всегда существует потребность развития, изменения. Серьезные преобразования, происходящие в современном мире, не могут не затрагивать сферу образования. В свою очередь, реформирование системы образования в целом и дошкольных образовательных учреждений в частности становится невозможно без оптимизации управленческой деятельности. Эффективность управления педагогическими учреждениями во многом зависит от того, какое место в этом процессе занимает информационное обеспечение, позволяющее принимать научно обоснованные решения.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы информационно-аналитической деятельности руководителя ОДО.
Сущность и особенности управления современным ОДО
Научные основы информационно-аналитической организации управления педагогическим коллективом
Необходимые и достаточные условия совершенствования информационного обеспечения управления ОДО.
Глава 2. Опытно-исследовательская часть.
2.1. Цель, задачи, этапы опытно-исследовательской части работы.
2.2. Выявление и анализ условий усовершенствования информационного обеспечения учреждения.
2.3. Выводы, рекомендации для руководителей ОДО. Модель банка информационного обеспечения ДОУ
Заключение
Библиография
Приложения

Работа содержит 1 файл

диплом Инне управление.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

    Как для руководителя, так и для  сотрудников беспрепятственное  движение информации имеет исключительное значение по следующим причинам:

    - самооценка сотрудника в значительной степени зависит от его информированности;

    - мыслительная деятельность сотрудников,  направленная на решение поставленных  задач, может получить действенный  толчок в том случае, если они  проинформированы о рамках и  возможностях, в которых они действуют;

    - сотрудники могут уверенно выполнять  задания только в том случае, если им предварительно даны  осмысленные указания и цели;

    - с получением информации у  сотрудников возрастает готовность  к труду, так как каждый из  них чувствует в этом акте проявление уважения к нему лично;

    - уверенность в себе и производительность  труда сотрудников зависят от  того, насколько они информированы  о процессах их социального  обеспечения;

    - информация лучше всего воспринимается  и понимается подчиненными в  тот момент, когда ее ждут.

    Всю информацию можно разделить на оперативную  и стратегическую (тематическую и итоговую).

    Оперативная информация имеет своей целью  выявить едва наметившиеся отклонения в управлении, например, учебно-воспитательным процессом. Это те данные, которые нужны руководителям дошкольных учреждений, чтобы оценить работу детского сада за день, неделю, месяц, четверть.

    Стратегическая (тематическая) информация — это  данные об итогах анализа учебного года. Кроме того, это комплексные программы развития дошкольного учреждения, директивные документы, постановления правительства, местных административных органов и пр.

    Тематическая  и оперативная информация, как в управляющей, так и в управляемой подсистемах по своему содержанию является составной частью итоговой информации.

    Информационно-аналитическая деятельность в системе дошкольного учреждения в этом случае теряет свою целесообразность, так как перестает быть управленческой, превращаясь в констатирующую.

    Руководители  дошкольных учреждений должны иметь обязательный минимум информации о состоянии и развитии тех процессов в подсистемах, за которые они отвечают и на которые призваны оказывать управленческие воздействия. Это ведущее требование при формировании целостной системы информационно-аналитической деятельности.

    Руководителю  необходимо не только располагать современной  и точной информацией, но и уметь  осмысливать ее, делать необходимые  выводы и воплощать их в управленческих решениях. Для этого руководителю необходимо знать методы сбора информации, ее анализа и обработки.

    Методы  сбора информации:

    - Изучение директивных, нормативных,  инструктивных, правовых, методических  и других документов, на основе  которых организуется деятельность  дошкольного учреждения.

    - Наблюдение должно быть целенаправленным, спланированным, поисковым, педагогическим.

    - Опросы (письменные и устные).

    - Анкетирование (позволяет собрать  информацию от большой группы  людей). Используются открытые и  закрытые анкеты.

    - Тестирование – метод психологической  диагностики. Используется для измерения индивидуальных различий. Использование различных видов тестов (достижений, интеллекта, проективные, личностные).

    - Дневниковые записи.

    Итак, информация руководителем собрана, теперь предстоит обработать ее и  проанализировать. Исследователи выделяют этапы обработки управленческой информации:

    - Упорядочение и систематизация  информации. На этом этапе важно  обратить внимание на правдивость  и реальность информации.

    - Классификация информации по  различным основаниям: по функциям  управления, по компонентам деятельности, по структуре управленческой системы и т.д., по времени, документально (Отчеты, справки).

    - Разделение на части.

    - Сравнение.

    - Классификация (логическое деление  фактов по какому-то признаку, существенному для данной группы).

    - Обобщение.

    - Абстрагирование.

    - Аналогия.

    - Синтез.

    - Интегрирование.

    Для создания целостной системы информационно  – аналитической деятельности в  дошкольных учреждениях необходимо, прежде всего, определить ее содержание, объем, источники (кто сообщает), сформировать потоки информации и вывести их на соответствующие уровни управления.

    Информатика и информационно-коммуникационные технологии занимают особое положение  в современном мире. Навыки владения компьютером, использование информационных и коммуникационных технологий в повседневной работе, умение использовать возможности сети Интернет - такова реальность сегодняшнего дня. Информатизация дошкольного уровня отечественной системы образования выступает одной из тенденций развития информационного общества. Одна из его сторон, активно развивающаяся в последние годы, связана с внедрением средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в управление педагогическими системами.

         Модернизация системы дошкольного образования в стране внесла коррективы в представления о характере управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения. Стало очевидно, что проблемы обучения и воспитания, развития детей дошкольного возраста могут быть успешно решены только при совершенствовании системы управления, на основе научных принципов, достижений высокого уровня профессионализма руководителей дошкольных учреждений, повышения квалификации педагогов, модификации подходов к организации педагогического процесса.

         Сущностью информатизации управления ДОУ является процесс информационного обеспечения управленческой деятельности на основе применения современной вычислительной техники и средств связи с целью оптимизации функционирования педагогической системы, развития ее потенциала и расширения возможностей реализации социального заказа. 
 Деятельность ДОУ непосредственно зависит от того, в какой степени руководитель и его заместители владеют информацией, как быстро они могут обработать информацию и довести ее до сведения участников образовательного процесса. Применение ИКТ позволяет на порядок поднять качество и культуру управленческой деятельности, создать резервы для работы  в режиме развития.

Внедрение ИКТ в сферу управления позволяет  повысить такие показатели, как: 

- экономия  затрат труда и времени; 

- повышение  информированности о состоянии  управляемой системы; 
 - оперативность принятия управленческих решений; 

- адекватность и продуктивность управленческих решений;  

- оптимизация и автоматизация информационных процессов;  

- повышение интеллектуального потенциала.

         Отличительной особенностью современной системы образования является резкое возрастание прямых и обратных потоков информации по всей вертикали управления. Традиционные формы работы с информацией практически пережили себя и, в этом плане, альтернативы использованию компьютерных технологий управленческого назначения нет. Хранение, обработка, получение, передача, анализ информации, уменьшение бумажного потока посредством компьютерных сетей представляет возможность ускорения процесса управленческой деятельности и, в целом, повышения её эффективности.

    Бесспорно, применение ИКТ (информационно-коммуникативных технологий) изменяет традиционный характер и процедуру управления дошкольным образованием, так как предусматривает распределение обязанностей между «естественным» и «искусственным» интеллектом. При этом машина выполняет рутинную, трудоемкую обработку и хранение больших массивов информации об организации воспитания и обучения, медицинском обслуживании, финансово-хозяйственной деятельности, методическом сопровождении, кадровой политике, делопроизводстве и др. одновременно человеку предоставляется возможность творческого подхода к принятию оперативных (стратегических) управленческих решений в части регулирования интеллектуальных, финансовых, материальных и других ресурсов. Более того, информатизация управления способствует формированию единой информационно-образовательной среды и обеспечивает вхождение в современное информационное общество.

    К основным задачам, реализуемым на различных уровнях управления дошкольным образованием с применением ИКТ, можно отнести:

- получение  нормативной, правовой, административной, научной, методической и другой  информации;

- организацию  электронного документооборота;

- автоматизацию  бухгалтерского учета;

- информационное  взаимодействие с коллегами и  экспертами;

- формирование  баз данных «дети», «родители», «сотрудники», «питание», «материально-техническая  база» и др.;

- моделирование  последствий принятия управленческих  решений;

- мониторинг качества образовательных услуг (основных и дополнительных);

- анализ  социально-демографической ситуации  на определенной территории;

- обработку  данных маркетинговых исследований  и др.

    Компьютерные  технологии помогают создать документ и сохранить его с помощью электронного архива. С помощью персонального компьютера происходит не только сосредоточение информации в удобной форме, но и появляется возможность для оперативного анализа имеющейся информации. Кроме того, можно легко создать даже очень объемные документы. При создании традиционных видов документов можно пользоваться шаблонами, имеющимися в памяти компьютера.

    Осознание места и роли ИКТ в организации  управления дошкольным образованием, овладение механизмом их использования  позволит обеспечить оптимальное функционирование и дальнейшее устойчивое развитие системы дошкольного образования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиография

1. Акимова Н.Л., Мозокина И.Ф. Информационно-аналитическая деятельность ДОУ // Управление дошкольным образовательным учреждением – 2008 - №6 – с. 12-19

2. Аттестация и государственная аккредитация дошкольных образовательных учреждений / Ред.- сост. Стеркина Р.Б..-2-е изд. -М.: Издательство ACT, 1997.-432 с.

3. Афанасьев Э.В., Ярошенко В.Н. Эффективность информационного обеспечения управления. -М.: Экономика, 1987.- 111 с

4.Барсукова Л.Я. Совершенствование управления дошкольным образованием // Дошкольное воспитание. - 1996.- №4 - С. 25-30.

5. Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом/К.Ю. Белая. - М.: Астрель; АСТ, 2003. - 123 с.

6. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие./К.Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 161 с.

7. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы./ К.Ю. Белая. - М,: ТЦ Сфера, 2005. - 101 с.

8. Белая К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция/К.Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 112 с.

9. Биличенко Г.Г. Создание ДОУ с приоритетным направлением развития./ Г.Г. Биличенко. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 160 с.

10. Бондаренко А.К., Поздняк Л.В., Шкатулла В.И. Заведующий дошкольным учреждением./под ред. А.К. Бондаренко. - М.: Просвещение, 1984. - 176с.

11. Виноградова Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ./ Н.А. Виноградова. - М.: Айрис-пресс, 2006 .- с 192с.

12. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред. Т.И.Шамовой. -М.: Педагогика, 1991.- 192 с.

Информация о работе Условия усовершенствования информационного обеспечения управления ОДО