Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 11:40, дипломная работа
В обществе всегда существует потребность развития, изменения. Серьезные преобразования, происходящие в современном мире, не могут не затрагивать сферу образования. В свою очередь, реформирование системы образования в целом и дошкольных образовательных учреждений в частности становится невозможно без оптимизации управленческой деятельности. Эффективность управления педагогическими учреждениями во многом зависит от того, какое место в этом процессе занимает информационное обеспечение, позволяющее принимать научно обоснованные решения.
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы информационно-аналитической деятельности руководителя ОДО.
Сущность и особенности управления современным ОДО
Научные основы информационно-аналитической организации управления педагогическим коллективом
Необходимые и достаточные условия совершенствования информационного обеспечения управления ОДО.
Глава 2. Опытно-исследовательская часть.
2.1. Цель, задачи, этапы опытно-исследовательской части работы.
2.2. Выявление и анализ условий усовершенствования информационного обеспечения учреждения.
2.3. Выводы, рекомендации для руководителей ОДО. Модель банка информационного обеспечения ДОУ
Заключение
Библиография
Приложения
Как для руководителя, так и для сотрудников беспрепятственное движение информации имеет исключительное значение по следующим причинам:
- самооценка сотрудника в значительной степени зависит от его информированности;
-
мыслительная деятельность
-
сотрудники могут уверенно
-
с получением информации у
сотрудников возрастает
-
уверенность в себе и
-
информация лучше всего
Всю информацию можно разделить на оперативную и стратегическую (тематическую и итоговую).
Оперативная информация имеет своей целью выявить едва наметившиеся отклонения в управлении, например, учебно-воспитательным процессом. Это те данные, которые нужны руководителям дошкольных учреждений, чтобы оценить работу детского сада за день, неделю, месяц, четверть.
Стратегическая (тематическая) информация — это данные об итогах анализа учебного года. Кроме того, это комплексные программы развития дошкольного учреждения, директивные документы, постановления правительства, местных административных органов и пр.
Тематическая и оперативная информация, как в управляющей, так и в управляемой подсистемах по своему содержанию является составной частью итоговой информации.
Информационно-
Руководители дошкольных учреждений должны иметь обязательный минимум информации о состоянии и развитии тех процессов в подсистемах, за которые они отвечают и на которые призваны оказывать управленческие воздействия. Это ведущее требование при формировании целостной системы информационно-аналитической деятельности.
Руководителю необходимо не только располагать современной и точной информацией, но и уметь осмысливать ее, делать необходимые выводы и воплощать их в управленческих решениях. Для этого руководителю необходимо знать методы сбора информации, ее анализа и обработки.
Методы сбора информации:
-
Изучение директивных,
-
Наблюдение должно быть
- Опросы (письменные и устные).
-
Анкетирование (позволяет
-
Тестирование – метод
- Дневниковые записи.
Итак, информация руководителем собрана, теперь предстоит обработать ее и проанализировать. Исследователи выделяют этапы обработки управленческой информации:
-
Упорядочение и систематизация
информации. На этом этапе важно
обратить внимание на
- Классификация информации по различным основаниям: по функциям управления, по компонентам деятельности, по структуре управленческой системы и т.д., по времени, документально (Отчеты, справки).
- Разделение на части.
- Сравнение.
-
Классификация (логическое
- Обобщение.
- Абстрагирование.
- Аналогия.
- Синтез.
- Интегрирование.
Для
создания целостной системы
Информатика
и информационно-
Модернизация системы дошкольного образования в стране внесла коррективы в представления о характере управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения. Стало очевидно, что проблемы обучения и воспитания, развития детей дошкольного возраста могут быть успешно решены только при совершенствовании системы управления, на основе научных принципов, достижений высокого уровня профессионализма руководителей дошкольных учреждений, повышения квалификации педагогов, модификации подходов к организации педагогического процесса.
Сущностью информатизации управления
ДОУ является процесс информационного
обеспечения управленческой деятельности
на основе применения современной вычислительной
техники и средств связи с целью оптимизации
функционирования педагогической системы,
развития ее потенциала и расширения возможностей
реализации социального заказа.
Деятельность ДОУ непосредственно зависит
от того, в какой степени руководитель
и его заместители владеют информацией,
как быстро они могут обработать информацию
и довести ее до сведения участников образовательного
процесса. Применение ИКТ позволяет на
порядок поднять качество и культуру управленческой
деятельности, создать резервы для работы
в режиме развития.
Внедрение ИКТ в сферу управления позволяет повысить такие показатели, как:
- экономия затрат труда и времени;
- повышение
информированности о состоянии
управляемой системы;
- оперативность принятия управленческих
решений;
- адекватность и продуктивность управленческих решений;
- оптимизация и автоматизация информационных процессов;
- повышение интеллектуального потенциала.
Отличительной особенностью современной системы образования является резкое возрастание прямых и обратных потоков информации по всей вертикали управления. Традиционные формы работы с информацией практически пережили себя и, в этом плане, альтернативы использованию компьютерных технологий управленческого назначения нет. Хранение, обработка, получение, передача, анализ информации, уменьшение бумажного потока посредством компьютерных сетей представляет возможность ускорения процесса управленческой деятельности и, в целом, повышения её эффективности.
Бесспорно, применение ИКТ (информационно-коммуникативных технологий) изменяет традиционный характер и процедуру управления дошкольным образованием, так как предусматривает распределение обязанностей между «естественным» и «искусственным» интеллектом. При этом машина выполняет рутинную, трудоемкую обработку и хранение больших массивов информации об организации воспитания и обучения, медицинском обслуживании, финансово-хозяйственной деятельности, методическом сопровождении, кадровой политике, делопроизводстве и др. одновременно человеку предоставляется возможность творческого подхода к принятию оперативных (стратегических) управленческих решений в части регулирования интеллектуальных, финансовых, материальных и других ресурсов. Более того, информатизация управления способствует формированию единой информационно-образовательной среды и обеспечивает вхождение в современное информационное общество.
К основным задачам, реализуемым на различных уровнях управления дошкольным образованием с применением ИКТ, можно отнести:
- получение
нормативной, правовой, административной,
научной, методической и
- организацию электронного документооборота;
- автоматизацию бухгалтерского учета;
- информационное взаимодействие с коллегами и экспертами;
- формирование
баз данных «дети», «родители», «сотрудники»,
«питание», «материально-
- моделирование
последствий принятия
- мониторинг качества образовательных услуг (основных и дополнительных);
- анализ
социально-демографической
- обработку
данных маркетинговых
Компьютерные технологии помогают создать документ и сохранить его с помощью электронного архива. С помощью персонального компьютера происходит не только сосредоточение информации в удобной форме, но и появляется возможность для оперативного анализа имеющейся информации. Кроме того, можно легко создать даже очень объемные документы. При создании традиционных видов документов можно пользоваться шаблонами, имеющимися в памяти компьютера.
Осознание
места и роли ИКТ в организации
управления дошкольным образованием,
овладение механизмом их использования
позволит обеспечить оптимальное функционирование
и дальнейшее устойчивое развитие системы
дошкольного образования.
Библиография
1. Акимова Н.Л., Мозокина И.Ф. Информационно-аналитическая деятельность ДОУ // Управление дошкольным образовательным учреждением – 2008 - №6 – с. 12-19
2. Аттестация и государственная аккредитация дошкольных образовательных учреждений / Ред.- сост. Стеркина Р.Б..-2-е изд. -М.: Издательство ACT, 1997.-432 с.
3. Афанасьев Э.В., Ярошенко В.Н. Эффективность информационного обеспечения управления. -М.: Экономика, 1987.- 111 с
4.Барсукова Л.Я. Совершенствование управления дошкольным образованием // Дошкольное воспитание. - 1996.- №4 - С. 25-30.
5. Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом/К.Ю. Белая. - М.: Астрель; АСТ, 2003. - 123 с.
6. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие./К.Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 161 с.
7. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы./ К.Ю. Белая. - М,: ТЦ Сфера, 2005. - 101 с.
8. Белая К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция/К.Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 112 с.
9. Биличенко Г.Г. Создание ДОУ с приоритетным направлением развития./ Г.Г. Биличенко. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 160 с.
10. Бондаренко А.К., Поздняк Л.В., Шкатулла В.И. Заведующий дошкольным учреждением./под ред. А.К. Бондаренко. - М.: Просвещение, 1984. - 176с.
11. Виноградова Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ./ Н.А. Виноградова. - М.: Айрис-пресс, 2006 .- с 192с.
12. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред. Т.И.Шамовой. -М.: Педагогика, 1991.- 192 с.
Информация о работе Условия усовершенствования информационного обеспечения управления ОДО