Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 11:40, дипломная работа
В обществе всегда существует потребность развития, изменения. Серьезные преобразования, происходящие в современном мире, не могут не затрагивать сферу образования. В свою очередь, реформирование системы образования в целом и дошкольных образовательных учреждений в частности становится невозможно без оптимизации управленческой деятельности. Эффективность управления педагогическими учреждениями во многом зависит от того, какое место в этом процессе занимает информационное обеспечение, позволяющее принимать научно обоснованные решения.
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы информационно-аналитической деятельности руководителя ОДО.
Сущность и особенности управления современным ОДО
Научные основы информационно-аналитической организации управления педагогическим коллективом
Необходимые и достаточные условия совершенствования информационного обеспечения управления ОДО.
Глава 2. Опытно-исследовательская часть.
2.1. Цель, задачи, этапы опытно-исследовательской части работы.
2.2. Выявление и анализ условий усовершенствования информационного обеспечения учреждения.
2.3. Выводы, рекомендации для руководителей ОДО. Модель банка информационного обеспечения ДОУ
Заключение
Библиография
Приложения
Принцип гуманизации управления предполагает: педагогическое сотрудничество всех участников воспитательно-образовательного процесса (воспитателей, родителей, детей); демократический стиль управления коллективом ДОУ, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, всестороннее развитие личности; уважение к правам ребенка; воспитание основ гражданственности и трудолюбия. Обеспечивается посредством внедрения образовательных программ, построенных на личностно-ориентированной модели общения взрослого и ребенка.
Принцип системности предполагает, что субъект управления при выборе способов, методов, форм и средств воздействия на объект должен учитывать все изменения, происходящие в окружении, в пределах которого функционирует и развивается педагогическая система, а также исключает односторонность в управлении. Предусматривает установление целесообразных специфических связей между всеми элементами системы, что обеспечивает взаимосвязь и взаимодействие структурных компонентов в процессе ее функционирования.
Принцип объективности и конкретности требует знания и учета объективных закономерностей взаимодействия субъекта и объекта управления, учета имеющихся возможностей, реального состояния общественных процессов. Данный принцип в педагогических системах требует педагогического анализа состояния управления, позволяющего своевременно выявлять трудности, разрешать противоречия, устранять отклонения, регулировать и корректировать процессы, происходящие в них.
Принцип оптимальности и эффективности предполагает отбор и реализацию оптимальных и эффективных способов и средств взаимодействия между субъектом и объектом в процессе управления педагогической системой, создание необходимых педагогических условий, способствующих достижению поставленной цели; предусматривает разработку определенных показателей оценки оптимальности и эффективности управления.
Принцип социальной направленности отражает необходимость органам управления процессе выработки и реализации управленческих решений учитывать интересы общества, конкретных организаций и социально-профессиональных групп.
Принцип законности состоит в том, что организация и деятельность органов управления и сотрудников регулируются нормами права, а все акты управления (приказы, инструкции, распоряжения) опираются на требования закона.
Принцип комплексности заключается в том, что в каждом сложном акте управления необходимо учитывать все его аспекты: технологические, экономические, социальные, идеологические, психологические, организационные, политические.
Принцип гласности обеспечивает доступность обсуждения и компетентного участия всех представителей управленческих отношений в принятии решений на основе широкой информированности и учета общественного мнения и заключает правдивую, своевременную и широкую информацию о действительном положении дел в организации, опору на общественное мнение педагогического и родительского коллективов.
Заведующий, управляя ДОО, выполняет определенные
функции: информационно-аналитическую,
мотивационно-целевую, планово-прогностическую,
организационно-
Обновление управления дошкольными образовательными учреждениями прежде всего связывают с формированием системы информационно-аналитической деятельности как основного инструмента управления.в несистематизированной массе различных сведений трудно вычленить главное звено - ту информацию, которая необходима для принятия эффективного управленческого решения.
Руководители ДОУ
Аналитическая деятельность является важнейшей частью управления. По определению Ю.А.Конаржевского, педагогический анализ – функция управления образовательным учреждением, направленная на изучение состояния и тенденций развития, объективную оценку результата воспитательно – образовательного процесса и выработку на этой основе рекомендаций по упорядочению системы или перехода ее в более высокое качественное состояние.
Без
педагогического анализа
Руководитель дошкольного учреждения в своей работе может использовать три вида педагогического анализа: оперативный, тематический, итоговый.
Оперативный (ежедневный) анализ направлен на сбор информации о состоянии воспитательно – образовательного процесса. Руководитель на основе оперативного контроля получает информацию о ходе и состоянии дел за день, неделю, месяц. Его содержание строится на основе посещения занятий, других режимных моментов и включает:
1) оценку работы дошкольного учреждения, педагога и воспитанников;
2)
выявление причин отклонений
в качестве подготовки к
3)
установление причин
Выводы и рекомендации оперативного анализа должны сопровождаться своевременной реакцией со стороны заведующего, заместителя заведующего по основной деятельности, выработкой и принятием мер по качественному улучшению воспитательно – образовательного процесса в дошкольном учреждении.
Тематический анализ представляет системный подход к изучению воспитательно – образовательного процесса в дошкольном учреждении. Цель тематического анализа – диагностика тех или иных наиболее значимых сторон педагогического процесса, установление их взаимосвязей и зависимостей, выработка рекомендаций.
Проблема
диагностики педагогической деятельности
педагога чрезвычайно актуальна
и значима для дальнейшего
совершенствования
Педагогическая
диагностика как система
Педагогическая диагностика – это распознание профессионально – личностных качеств педагога, уровня его творческого потенциала на момент обследований, которые помогут совершенствовать развитие педагога и педагогического коллектива образовательного учреждения.
Действительно, в диагностике важно не только увидеть сам результат, но и выстроить динамику его изменения.
Диагностика и оценка эффективности деятельности педагога содержит две задачи:
- первая – это всестороннее изучение личности (самоанализ);
-
вторая – эффективность
В психолого – диагностической литературе существует большое количество различных подходов к диагностированию. Это может быть оценка по определенным критериям и параметрам самого педагога (самодиагностика); коллегами педагогического коллектива; родителями; группой компетентных коллег; администрацией образовательного учреждения; специалистами органов образования.
При организации и проведении диагностики педагогических кадров, независимо от ранга и занимаемой должности, раскрываются аспекты:
- управленческие (организует, регулирует, планирует, анализирует);
- функциональные;
- личностные качества;
-
психологические (знание
-
профессиональные знания и
- результаты деятельности (анализ со стороны коллег и родителей);
- общественная активность.
В работе руководителя значительное место отводится педагогической диагностике потому, что руководитель должен для себя уяснить, что именно диагностика поможет определить и выстроить цели и задачи образовательного учреждения, которые будет реализовывать этот педагогический коллектив.
Диагностика профессиональной компетентности педагога и роста его педагогического потенциала даст руководителю образовательного учреждения не только обширную информацию для размышления и дальнейшего анализа, но и будет способствовать определению перспективных линий в развитии коллектива; направлений и перспектив профессионального роста и творческого потенциала; укреплению адекватной профессиональной самооценки и т.д.
При
организации и проведении диагностики
в коллективе от руководителя требуется
соблюдение этических норм и правил,
четкая нравственная позиция. Открытые
доверительные отношения
Задачи руководителя:
-
учить педагога самоанализу
-
развивать педагогическое
Эффективность и продуктивность работы педагогического коллектива зависит от индивидуальных способностей работников, от того, насколько удачно руководитель использовал сильные их стороны. Руководитель должен быть в курсе потребностей своего коллектива и иметь достаточно четкую перспективу его формирования и развития. Жизненно важна открытость, когда вслух говорят обо всем, что касается данного коллектива, когда действует обратная связь.
Содержание
тематического анализа –
Тематический анализ позволяет руководителю не только вникать в сущность тех или иных сторон педагогического процесса, но и изучать и обобщать передовой педагогический опыт.
Методика проведения тематического анализа предусматривает этапы:
-
предварительного ознакомления
с объектом анализа, который
включает формирование
-
выявления системы факторов, оказывающих
влияние на анализируемые
- установления причин появления тех или иных факторов, условий их действия, развития и результативности;
Информация о работе Условия усовершенствования информационного обеспечения управления ОДО