Условия усовершенствования информационного обеспечения управления ОДО

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 11:40, дипломная работа

Описание работы

В обществе всегда существует потребность развития, изменения. Серьезные преобразования, происходящие в современном мире, не могут не затрагивать сферу образования. В свою очередь, реформирование системы образования в целом и дошкольных образовательных учреждений в частности становится невозможно без оптимизации управленческой деятельности. Эффективность управления педагогическими учреждениями во многом зависит от того, какое место в этом процессе занимает информационное обеспечение, позволяющее принимать научно обоснованные решения.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы информационно-аналитической деятельности руководителя ОДО.
Сущность и особенности управления современным ОДО
Научные основы информационно-аналитической организации управления педагогическим коллективом
Необходимые и достаточные условия совершенствования информационного обеспечения управления ОДО.
Глава 2. Опытно-исследовательская часть.
2.1. Цель, задачи, этапы опытно-исследовательской части работы.
2.2. Выявление и анализ условий усовершенствования информационного обеспечения учреждения.
2.3. Выводы, рекомендации для руководителей ОДО. Модель банка информационного обеспечения ДОУ
Заключение
Библиография
Приложения

Работа содержит 1 файл

диплом Инне управление.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

         Принцип гуманизации управления предполагает: педагогическое сотрудничество всех участников воспитательно-образовательного процесса (воспитателей, родителей, детей); демократический стиль управления коллективом ДОУ, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, всестороннее развитие личности; уважение к правам ребенка; воспитание основ гражданственности и трудолюбия. Обеспечивается посредством внедрения образовательных программ, построенных на личностно-ориентированной модели общения взрослого и ребенка.

         Принцип системности предполагает, что субъект управления при выборе способов, методов, форм и средств воздействия на объект должен учитывать все изменения, происходящие в окружении, в пределах которого функционирует и развивается педагогическая система, а также исключает односторонность в управлении. Предусматривает установление целесообразных специфических связей между всеми элементами системы, что обеспечивает взаимосвязь и взаимодействие структурных компонентов в процессе ее функционирования.

         Принцип объективности и конкретности требует знания и учета объективных закономерностей взаимодействия субъекта и объекта управления, учета имеющихся возможностей, реального состояния общественных процессов. Данный принцип в педагогических системах требует педагогического анализа состояния управления, позволяющего своевременно выявлять трудности, разрешать противоречия, устранять отклонения, регулировать и корректировать процессы, происходящие в них.

         Принцип оптимальности и эффективности предполагает отбор и реализацию оптимальных и эффективных способов и средств взаимодействия между субъектом и объектом в процессе управления педагогической системой, создание необходимых педагогических условий, способствующих достижению поставленной цели; предусматривает разработку определенных показателей оценки оптимальности и эффективности управления.

         Принцип социальной направленности отражает необходимость органам управления процессе выработки и реализации управленческих решений учитывать интересы общества, конкретных организаций и социально-профессиональных групп.

         Принцип законности состоит в том, что организация и деятельность органов управления и сотрудников регулируются нормами права, а все акты управления  (приказы, инструкции, распоряжения) опираются на требования закона.

         Принцип комплексности заключается в том, что в каждом сложном акте управления необходимо учитывать все его аспекты: технологические, экономические, социальные, идеологические, психологические, организационные, политические.

         Принцип гласности обеспечивает доступность обсуждения и компетентного участия всех представителей управленческих отношений в принятии решений на основе широкой информированности и учета общественного мнения и заключает правдивую, своевременную и широкую информацию о действительном положении дел в организации, опору на общественное мнение педагогического и родительского коллективов.

         Заведующий, управляя ДОО, выполняет определенные функции: информационно-аналитическую, мотивационно-целевую,  планово-прогностическую, организационно-исполнительскую, регулятивно-коррекционную, контрольно-диагностическую.   В нашем исследовании мы подробно рассмотрим информационно-аналитическую функцию управления ДОО.

         Обновление управления дошкольными образовательными учреждениями прежде всего связывают с формированием системы информационно-аналитической   деятельности как основного инструмента управления.в несистематизированной массе различных сведений трудно вычленить главное звено -  ту информацию, которая необходима для принятия эффективного управленческого решения.

             Руководители ДОУ непростительно  мало внимания уделяют собственно  информационному обеспечению. Неупорядочены  информационные потоки, в них  нет элементов новизны, используются примитивные средства оргтехники.   Главное – нет информационно-аналитической культуры труда. В современных условиях необходимы качественно новые подходы к аналитической деятельности.

    Аналитическая деятельность является важнейшей частью управления. По определению Ю.А.Конаржевского, педагогический анализ – функция управления образовательным учреждением, направленная на изучение состояния и тенденций развития, объективную оценку результата воспитательно – образовательного процесса и выработку на этой основе рекомендаций по упорядочению системы или перехода ее в более высокое качественное состояние.

    Без педагогического анализа невозможно на научной основе определить задачи, планировать, прогнозировать, организовывать, регулировать и контролировать эффективность деятельности педагогического коллектива. Построение управления на основе системного анализа позволяет руководителю видеть, оценивать и качественно изменять воспитательно – образовательный процесс, прогнозируя пути его дальнейшего развития, устранять причины обнаруженных недостатков.

    Руководитель  дошкольного учреждения в своей  работе может использовать три вида педагогического анализа: оперативный, тематический, итоговый.

    Оперативный (ежедневный) анализ направлен на сбор информации о состоянии воспитательно – образовательного процесса. Руководитель на основе оперативного контроля получает информацию о ходе и состоянии дел за день, неделю, месяц. Его содержание строится на основе посещения занятий, других режимных моментов и включает:

    1) оценку работы дошкольного учреждения, педагога и воспитанников;

    2) выявление причин отклонений  в качестве подготовки к занятиям  и проведении занятий;

    3) установление причин отклонения  фактического уровня знаний, умений  и навыков от требований, сформулированных в  программе.

    Выводы  и рекомендации оперативного анализа  должны сопровождаться своевременной  реакцией со стороны заведующего, заместителя  заведующего по основной деятельности, выработкой и принятием мер по качественному улучшению воспитательно – образовательного процесса в дошкольном учреждении.

    Тематический  анализ представляет системный подход к изучению воспитательно – образовательного процесса в дошкольном учреждении. Цель тематического анализа – диагностика тех или иных наиболее значимых сторон педагогического процесса, установление их взаимосвязей и зависимостей, выработка рекомендаций.

    Проблема  диагностики педагогической деятельности педагога чрезвычайно актуальна  и значима для дальнейшего  совершенствования воспитательно  – образовательного процесса в образовательных учреждениях, повышения педагогической квалификации и наращивания его педагогического потенциала.

    Педагогическая  диагностика как система методов  и средств изучения профессионального  мастерства создает основу для выявления  затруднений в работе педагога, позволяет определить сильные или слабые стороны его педагогической деятельности, наметить оптимальные пути и способы их преодоления.

    Педагогическая  диагностика – это распознание профессионально – личностных качеств педагога, уровня его творческого потенциала на момент обследований, которые помогут совершенствовать развитие педагога и педагогического коллектива образовательного учреждения.

    Действительно, в диагностике важно не только увидеть сам результат, но и выстроить  динамику его изменения.

    Диагностика и оценка эффективности деятельности педагога содержит две задачи:

    - первая – это всестороннее  изучение личности (самоанализ);

    - вторая – эффективность воспитательно  – образовательной деятельности  со стороны педагогов.

    В психолого – диагностической  литературе существует большое количество различных подходов к диагностированию. Это может быть оценка по определенным критериям и параметрам самого педагога (самодиагностика); коллегами педагогического коллектива; родителями; группой компетентных коллег; администрацией образовательного учреждения; специалистами органов образования.

    При организации и проведении диагностики  педагогических кадров, независимо от ранга и занимаемой должности, раскрываются аспекты:

    - управленческие (организует, регулирует, планирует, анализирует);

    - функциональные;

    - личностные качества;

    - психологические (знание психолого  – педагогических основ воспитания  и обучения, знание психологических  особенностей взрослого и ребенка  и т.д.);

    - профессиональные знания и умения;

    - результаты деятельности (анализ со стороны коллег и родителей);

    - общественная активность.

    В работе руководителя значительное место  отводится педагогической диагностике  потому, что руководитель должен для  себя уяснить, что именно диагностика  поможет определить и выстроить цели и задачи образовательного учреждения, которые будет реализовывать этот педагогический коллектив.

    Диагностика профессиональной компетентности педагога и роста его педагогического  потенциала даст руководителю образовательного учреждения не только обширную информацию для размышления и дальнейшего анализа, но и будет способствовать определению перспективных линий в развитии коллектива; направлений и перспектив профессионального роста и творческого потенциала; укреплению адекватной профессиональной самооценки и т.д.

    При организации и проведении диагностики  в коллективе от руководителя требуется  соблюдение этических норм и правил, четкая нравственная позиция. Открытые доверительные отношения складываются только в том случае, когда в  их основу заложены и действуют принципы: понимать, изучать, помогать.

    Задачи  руководителя:

    - учить педагога самоанализу своей  деятельности, повышать уровень  самокритичности каждого;

    - развивать педагогическое самоуправление, создавать условия, при которых  педагоги ощутят свои права, поверят в свои возможности и примут активное участие в разработке программы развития образовательного учреждения на ближнюю и дальнюю перспективу, в оценке качественных результатов своих коллег и всего педагогического коллектива.

    Эффективность и продуктивность работы педагогического коллектива зависит от индивидуальных способностей работников, от того, насколько удачно руководитель использовал сильные их стороны. Руководитель должен быть в курсе потребностей своего коллектива и иметь достаточно четкую перспективу его формирования и развития. Жизненно важна открытость, когда вслух говорят обо всем, что касается данного коллектива, когда действует обратная связь.

    Содержание  тематического анализа – изучение хода и состояния наиболее важных сторон педагогического процесса, характеризующих воспитательно – образовательный процесс в целом, систему работы отдельных воспитателей и педагогического коллектива.

    Тематический  анализ позволяет руководителю не только вникать в сущность тех или  иных сторон педагогического процесса, но и изучать и обобщать передовой педагогический опыт.

    Методика  проведения тематического анализа  предусматривает этапы:

    - предварительного ознакомления  с объектом анализа, который  включает формирование проблемы, цели, рабочей гипотезы, составление плана анализа, сбор необходимого материала, его группировку и классификацию;

    - выявления системы факторов, оказывающих  влияние на анализируемые процессы, явления, их классификацию; выделения  основных факторов, их характеристику, определение взаимосвязей между ними;

    - установления причин появления  тех или иных факторов, условий  их действия, развития и результативности;

Информация о работе Условия усовершенствования информационного обеспечения управления ОДО