Условия усовершенствования информационного обеспечения управления ОДО

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 11:40, дипломная работа

Описание работы

В обществе всегда существует потребность развития, изменения. Серьезные преобразования, происходящие в современном мире, не могут не затрагивать сферу образования. В свою очередь, реформирование системы образования в целом и дошкольных образовательных учреждений в частности становится невозможно без оптимизации управленческой деятельности. Эффективность управления педагогическими учреждениями во многом зависит от того, какое место в этом процессе занимает информационное обеспечение, позволяющее принимать научно обоснованные решения.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы информационно-аналитической деятельности руководителя ОДО.
Сущность и особенности управления современным ОДО
Научные основы информационно-аналитической организации управления педагогическим коллективом
Необходимые и достаточные условия совершенствования информационного обеспечения управления ОДО.
Глава 2. Опытно-исследовательская часть.
2.1. Цель, задачи, этапы опытно-исследовательской части работы.
2.2. Выявление и анализ условий усовершенствования информационного обеспечения учреждения.
2.3. Выводы, рекомендации для руководителей ОДО. Модель банка информационного обеспечения ДОУ
Заключение
Библиография
Приложения

Работа содержит 1 файл

диплом Инне управление.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

Условия усовершенствования информационного  обеспечения управления ОДО 

Содержание 

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы информационно-аналитической деятельности руководителя ОДО.

    1. Сущность и особенности управления современным ОДО
    2. Научные основы информационно-аналитической организации управления педагогическим коллективом
    3. Необходимые и достаточные условия совершенствования информационного обеспечения управления ОДО.

Глава 2. Опытно-исследовательская часть.

2.1. Цель, задачи, этапы опытно-исследовательской части работы.

2.2. Выявление и анализ условий усовершенствования информационного обеспечения учреждения.

2.3. Выводы, рекомендации для руководителей  ОДО. Модель банка информационного  обеспечения ДОУ

Заключение

Библиография

Приложения 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

         В обществе всегда существует потребность развития, изменения. Серьезные преобразования, происходящие в современном мире, не могут не затрагивать сферу образования. В свою очередь, реформирование системы образования в целом и дошкольных образовательных учреждений в частности становится невозможно без оптимизации управленческой деятельности. Эффективность управления педагогическими учреждениями во многом зависит от того, какое место в этом процессе занимает информационное обеспечение, позволяющее принимать научно обоснованные решения. Поэтому одним из элементов рационализации управленческого труда является повышение информационной культуры руководителей и, как прямое следствие этого, более высокое качество информационного обеспечения их деятельности. Информационная культура общества предполагает «определенный уровень организационных информационных процессов, степень удовлетворения потребности людей в информационном общении, эффективность процесса создания, сбора, хранения, переработки и передачи информации». Качественное изменение информационной культуры руководителей становится возможным и эффективным при информационном подходе к управлению, который предполагает усиление роли всевозможной и, в первую очередь, педагогической информации в деятельности администрации образовательных учреждений.

         Такой подход основывается на понимании того факта, что любой процесс управления по своей сути является процессом сбора, обработки, передачи и анализа информации и принятием на ее основе соответствующих решений. Специалисты по общей теории управления утверждают, что наиболее характерной ошибкой в управленческой деятельности руководителей является несвоевременность принятия решения. При этом либо вообще упускается момент, когда решение следует принимать, либо оно принимается слишком рано, когда условия еще «не созрели». Причиной же этого является плохая система информации и обратной связи.

Дальнейшее  повышение качества работы дошкольных образовательных учреждений находится в прямой зависимости от качества управления ими. Поэтому освоение основ научного управления на практике, овладение разнообразными формами и методами внутреннего управления, а значит, и культурой работы с информацией, становится первоочередной задачей каждого руководителя.

        

         Вопросы управления ДОУ рассматривались в работах В.Г. Алямовской [], К.Ю. Белой [], А.К. Бондаренко [], А.И. Васильевой, Л.А. Бахтуриной и И.И. Кобитиной [], Е.Ю. Демуровой и Л.Ф. Островской [], Т.С. Комаровой [], Л.В. Поздняк [],и др. Отдельные аспекты проблемы управления дошкольными учреждениями нашли свое отражение в работах Т.Н. Дороновой [], И.П. Раченкo [],  А.Н. Троян [] и др.

         Анализ научно-методической литературы и исследований показывает, что в настоящее время активизируется изучение проблемы создания и функционирования систем информационного обеспечения управления. Но имеющиеся работы в рамках данной проблемы выполнены в основном на материале общеобразовательных учреждений: Н.В. Анашова (8), Э.П. Бережная [], В.В. Васильев [], МЛ. Гайнетдинов [], Н.С. Надикова [] и др.; высшей школы: Т.Н. Ананьева [], В.Э. Балтин [] и др.; учреждений повышения квалификации работников образования: Н.Е. Астафьева [], Т.Ф. Есенкова [] и др.

         В основе оценки эффективности управленческой деятельности в дошкольном учреждении лежит динамика педагогических процессов, выявление того, как осуществляемые преобразования действуют на развитие личности каждого ребенка. Реально обеспечить эффективность этой деятельности возможно, во-первых, своевременным получением комплекса необходимой достоверной информации, во-вторых, анализом этой информации, в-третьих, принятием управленческих решений, основанных на проведенном анализе и, в-четвертых, реализацией принятых решений.  
Любое управляющее воздействие идет через информацию управления (или командную информацию), а сообщение органу управления о сложившейся обстановке - через информацию состояния. Другими словами, принятие решений - это целенаправленный процесс переработки «информации состояния» в «командную информацию». Здесь может возникнуть конфликт в результате несоответствия между желаемым и действительным состоянием объекта. То же самое можно сказать и о процессе обработки входного потока документов.  
         Во всех случаях руководитель должен принять решение. Умение готовить и принимать управленческие решения считается одним из основных в деятельности руководителя, так как именно оно позволяет выделить труд руководителя в особый вид управленческой деятельности. Но принять правильное решение можно лишь при наличии достоверной информации на всех этапах процесса формирования решения. Многие из указанных выше авторов считают, что информация является той основой, благодаря упорядочиванию и систематизации которой руководители смогут более эффективно осуществлять свою деятельность. Поэтому так остро стоит вопрос об актуальности проблемы информационного обеспечения управления.  
         В управлении ДОУ информация играет такую же роль, как и в управлении любым другим учреждением. К заведующему ежедневно поступает огромное количество всевозможных сведений. При этом в ДОУ можно проследить большое многообразие информационных взаимоотношений: воспитатель - ребенок, воспитатель - родители, администрация - дети, администрация - родители, администрация - педагоги и др. Кроме того, администрация ДОУ находится в постоянных контактах с вышестоящими органами народного образования, с методическими службами, с другими образовательными учреждениями и организациями. Все это доказывает наличие информационных потоков как внутри ДОУ, так и направленных извне в ДОУ и обратно.

         Усложнение управленческой деятельности, связанное с постоянно возрастающим объемом информации, циркулирующим в учреждении, требует все большего времени для ее сбора и обработки. К сожалению, в практике руководители часто не справляются с постоянно увеличивающимся потоком информации, так как не могут выделить из него информацию действительно важную, необходимую и, кроме того, не всегда умеют быстро и качественно проанализировать ее. Поиск нужных сведений обычно занимает у руководителей много времени, так как нет определенных требований к ее обработке и хранению. Стремясь же собрать информацию как можно более полную, конкретную и объективную, руководители забывают о своевременности ее получения. Отсюда, несмотря на изобилие самой разнообразной информации, управленческие решения часто принимаются при так называемом "информационном дефиците", меняются под влиянием эмоциональных факторов, носят приказной характер, не учитывающий реальные возможности и желания коллектива.  
Разработка новой системы информационных отношений ДОУ обусловлена состоянием и развитием как научной, так и педагогической политики нашей страны. Об этом свидетельствуют Закон ПМР «Об образовании», Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, Концепция дошкольного воспитания.

         В настоящее время проводится большая практическая работа по совершенствованию системы дошкольного образования, в том числе повышается самостоятельность ДОУ, разрабатываются новые требования к организации жизни детей в группах, изменяется статус ДОУ, пересматривается внутренняя структура. В русле сказанного развиваются отдельные направления деятельности: изменяются условия и порядок определения штатов, оплаты труда, финансирования, вводится новый хозяйственный механизм, модифицируются содержание и методы работы с детьми. Задачу развития учреждения невозможно решить, используя только традиционные формы и методы в рамках сложившихся организационных структур и организационных отношений.

         Механический перенос организационных структур, разработанных применительно к предприятиям и организациях промышленности и сферы услуг, а также к школам в новые условия также не отвечает задачам развития, а, следовательно, нереален. Даже в сложившейся организационной структуре дошкольных учреждений наблюдается нечеткость в распределении обязанностей между руководителями, упор на выполнение постоянных функций в изменившихся обстоятельствах и при меняющихся задачах.  
         Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена, с одной стороны, потребностью практики управления дошкольными образовательными учреждениями, а с другой - неразработанностью проблемы информационного обеспечения управления.  
Возникла необходимость устранения следующих противоречий:  
- между необходимостью принятия многочисленных оперативных и стратегических управленческих решений и отсутствием рациональных путей сбора, обработки, анализа и хранения информации;  
- между большой динамикой преобразований, осуществляемых в содержании и организации деятельности учреждений дошкольного образования и отсутствием научно-обоснованных рекомендаций по созданию информационных банков;

- между  потребностью руководителей в  определении содержания и технологии  сбора, хранения и использования  информации и недостаточной разработанностью этой проблемы в науке.

Исходя  из реально существующих и характерных  для дошкольных образовательных  учреждений противоречий, была сформулирована проблема: каковы условия перехода на более эффективную систему информационного обеспечения управления ДОУ и повышения информационной культуры руководителей.

  Решение  этой проблемы составили цель нашего исследования.  
Объектом исследования является процесс управленческой деятельности в учреждении дошкольного образования.

 Предметом исследования выступает информационное обеспечение управления ДОО.

В нашем  исследовании мы исходили из предположения о том, что эффективность управления воспитательно-образовательным процессом в дошкольном учреждении будет выше при следующих условиях:

 - комплекс информационных данных обеспечит целостность функционирования и развития учреждений дошкольного образования;  
- методы сбора, обработки, анализа и хранения информации создадут предпосылки ее оперативного использования;

- прекратится  дублирование служебных функций, повысится ответственность как руководителей, так и исполнителей;

- специалисты  дошкольного образования (как  руководители, так и педагоги) овладеют  навыками работы с информацией,  повысят свою информационную  культуру.

В соответствии с целью и предположением определены следующие задачи исследования:  
1. Дать характеристику информационного обеспечения как одной из сторон управления воспитательно-образовательным процессом ДОУ.  
2. Научно обосновать и построить теоретическую модель информационного обеспечения управления ДОО.

 3. Разработать научно-практические рекомендации по совершенствованию работы руководителей ДОО с информацией.

Для реализации поставленной цели и решения задач  использовались следующие методы исследования:

- теоретический  анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы, а также литературы по теории управления;  
- анкетирование заведующих и заместителей заведующих учреждений дошкольного образования;

- беседы  с руководителями дошкольных  образовательных учреждений и органов управления образованием;

- изучение и анализ документации;

- моделирование.

Теоретико - методологическую базу исследования составляют: общие методологические и теоретические основы управления в образовании, рассмотренные Ю.К. Бабанским, П.И. Конаржевским, П.В. Худоминским и другими. Рассмотрение круга проблем управления, связанные с информатизацией общества и образования в трудах Б.С. Гершунского и других.

Практическая  значимость исследования заключается во внедрении модели управления учебным заведением на основе новых информационно-коммуникационных технологий. Данная модель управления может быть использована в практике управления другими образовательными учреждениями.

База  исследования – МДОУ № 47 г.Тирасполя. 
 
 

Глава 1. Теоретико-методологические основы информационно-аналитической деятельности руководителя ОДО. 

    1.   Сущность и особенности  управления современным   ОДО
 

    Современное образование находится на новом этапе развития – идет его модернизация. Этому способствуют как социальные, так и экономические перемены, происходящие в обществе.

    Ориентация  на человека и его потребности, создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих гармоничное развитие личности каждого  ребенка и сотрудника, мотивация  на эффективную деятельность – такова суть организации педагогического процесса на личностно  ориентированной основе.

    Изменение содержания, усложнение функций современного дошкольного образовательного учреждения и условий деятельности повлекли за собой значительные изменения  организационного аспекта управления, усложнили труд руководителя, определили потребность в поиске нового содержания, форм и методов организационно-педагогической деятельности.

    Дошкольное учреждение имеет свою ярко выраженную специфику: цели, структуру коллектива, виды и содержание информационных и коммуникативных процессов. Поэтому сегодня невозможно обеспечить благоприятные условия для творческой работы коллектива дошкольного учреждения без целенаправленного и научно обоснованного управления.

Информация о работе Условия усовершенствования информационного обеспечения управления ОДО