Условия усовершенствования информационного обеспечения управления ОДО

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 11:40, дипломная работа

Описание работы

В обществе всегда существует потребность развития, изменения. Серьезные преобразования, происходящие в современном мире, не могут не затрагивать сферу образования. В свою очередь, реформирование системы образования в целом и дошкольных образовательных учреждений в частности становится невозможно без оптимизации управленческой деятельности. Эффективность управления педагогическими учреждениями во многом зависит от того, какое место в этом процессе занимает информационное обеспечение, позволяющее принимать научно обоснованные решения.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы информационно-аналитической деятельности руководителя ОДО.
Сущность и особенности управления современным ОДО
Научные основы информационно-аналитической организации управления педагогическим коллективом
Необходимые и достаточные условия совершенствования информационного обеспечения управления ОДО.
Глава 2. Опытно-исследовательская часть.
2.1. Цель, задачи, этапы опытно-исследовательской части работы.
2.2. Выявление и анализ условий усовершенствования информационного обеспечения учреждения.
2.3. Выводы, рекомендации для руководителей ОДО. Модель банка информационного обеспечения ДОУ
Заключение
Библиография
Приложения

Работа содержит 1 файл

диплом Инне управление.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

- оперативность  (способность быстро, вовремя направить  ход дел, выполнить поставленные  задачи);

- надежность (прочность организационных связей, достоверность и объективность  передачи информации);

- экономичность  (оптимальное соотношение  между  затратами ресурсов и полученным результатом);

- гибкость (способность быстро реагировать  и вносить необходимые изменения);

- устойчивость (при необходимых изменениях сохранение  целостности функционирования системы и ее элементов).

         Управление объединяет две структуры – линейную и программно-целевую. Во главе подразделений (центров) стоит руководитель. Каждое подразделение реализует одно из направлений работы. В зависимости от функции его возглавляет специалист.

         Центр педагогики возглавляет заместитель заведующего по образовательной деятельности. В состав центра входят: воспитатели, педагоги дополнительного образования, музыкальный руководитель. Основная цель: оптимизация воспитательно-образовательного процесса, направленного на обеспечение условий развития и укрепления здоровья детей и взрослых. Главная задача: методическое обеспечение факультатива «Я – человек».

         Социально-психологический центр возглавляет педагог-психолог. Цель: психологическое сопровождение детей. Цель и задачи реализуются психологом, социальным педагогом, воспитателями в соответствии с разработанным индивидуальным образовательным маршрутом. 

         Медико-физиологический  центр возглавляет педагог дополнительного образования. Совместно с медицинской службой (старшей медсестрой, медсестрой по массажу, физиомедсестрой, инструктором ЛФК), инструкторами по плаванию и физической культуре решаются задачи укрепления здоровья, профилактики заболеваний.

         Таким образом, представлен вариант функционально-организационной структуры.  Чтобы избежать недостатков (длительность процедуры принятия решения, трудность в поддержании постоянных взаимосвязей между другими подразделениями), с ней соединена линейно-функциональная структура управления. Полнота власти возлагается на руководство. В данном случае – это штаб. В него входят руководитель и научный консультант. При разработке конкретных вопросов, подготовке решений, программ, планов им помогают научно-методический актив, консилиум. Эти подразделения подчиняются руководителю. При такой модели возникает чрезмерная централизация, отсутствие взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне (в подразделениях). Чтобы избежать этих недостатков, целесообразно выбрать матричную организационную структуру управления.

         В соответствии с линейной  структурой (по вертикали) строится  управление на отдельных участках  и по направлениям работы. В  рамках программно-целевой структуры  (по горизонтали) организуется управление проектами, темами. Координатором, осуществляющим горизонтальные связи по выполнению конкретных проектов и сохраняющим при этом вертикальные отношения, выступает заместитель заведующего по образовательной деятельности. Основная часть участников, занятая реализацией программы, оказывается в подчинении не менее двух руководителей, но по разным вопросам. Заметно повышается роль руководителей центров реализации своих задач. Такая структура повышает творческую инициативу, выявляет резервы в решении конкретных проблем.

         Однако, как указывает П.И.Третьяков [], есть недостатки и у подобной структуры управления. Поэтому необходимо установить приоритетные задания и определить время для их выполнения, а также контроль за соотношением сил, направляемых на выполнение основной цели. Важный момент в организации этой работы – обеспечение взаимодействия специалистов всех служб.

         Основой организации взаимодействия  специалистов стали принцип мультидисциплинарности  и тезис о том, что их интеграция  – фундамент реализации комплексного подхода к воспитанию и развитию детей. Организация взаимодействия специалистов начинается с выстраивания модели работы.

         Четкое определение направлений  и функций совместной деятельности  специалистов позволяет разработать  их содержание.

         Педагогическое направление:

- применение  педагогических и здоровьесберегающих  технологий;

- изменение  содержания образования;

- введение  специальных факультативов;- использование  разных форм организации педагогического  процесса;

- вариативность  планов и программ при повышении требовательности к педагогам за результативность работы.

         Медико-физиологическое направление:

- контроль  психической, физической и эмоциональной  нагрузки на детей;

- вмешательство  на стадии отклонения;

- вмешательство  в зоне ближайшего и перспективного развития, коррекция адаптивного потенциала;

- диспансеризация;

- привлечение  узких медицинских специалистов;

- функциональное  тестирование;

- обследование  педагогов и других сотрудников  ДОУ.

         Психологическое направление:

- обеспечение  квалифицированного психологического  воздействия на воспитательно-образовательный  процесс в ДОУ;

- ежегодное  выявление детей группы риска  с помощью регулярного скрининга;

- определение  и решение эмоционально-личностных  проблем в группах риска;

- обеспечение  адекватности педагогического взаимодействия  между воспитанниками и педагогом;

-   вариативность направлений и  способов психологического воздействия;

-   групповые и личностные тренинги.

         Далее определяется содержание  совместной деятельности специалистов по осуществлению основных функций (диагностики, планирования, коррекции, контроля и информирования) в процессе реализации направлений деятельности, а также содержание возможного участия сотрудников и родителей в профилактике заболеваемости и укреплении здоровья воспитанников.                                    

1.3. Необходимые и  достаточные условия  совершенствования  информационного  обеспечения управления  ОДО. 

    Изменения в социальной жизни общества, экономике, достижения в области педагогики и психологии привели к необходимости создания информационного обеспечения в управлении дошкольным учреждением. Это связано также с тем, что в условиях обновления системы управления у руководителей дошкольных учреждений возрастает потребность в информации, так как организаторы системы образования ищут повышения эффективности своей деятельности. Поэтому важно, чтобы каждый руководитель имел персональный информационный фонд.

    Существуют  различные подходы к толкованию сущности понятия «информация» в современной науке. Н.И.Жуков отмечает: «Информация - это сторона отражения в живой природе, обществе, технике, момент движения, упорядоченное изменение, используемое для управления» []. И далее - «Информация - целесообразно упорядоченная структура объектов и воздействий» []. Н.В.Макарова определяет информацию как «сведения об объектах и явлениях окружающей среды», их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний» [].

      Термин «педагогическая информация» так же строго не определен. В.В.Васильев подчеркивает, что для характеристики понятия «педагогическая информация» нужно учитывать, во-первых, его диалектический характер, во- вторых, оно относится к научной в качестве видовой (информация о достижениях педагогической науки и научно осмысленном передовом педагогическом опыте наряду с технической, сельскохозяйственной, управленческой информацией и др.) []. То есть, педагогическая информация может трактоваться в двух смыслах: в широком (как научно-педагогическая) и в узком - как сведения о педагогических процессах, совершающихся в соответствующих учебных заведениях. При этом управленческая информация, влияющая и на деятельность руководителей, и на деятельность учителей, включается в объем педагогической информации.

    Для определения видов управленческой информации и современных требований к ней, следует уяснить, что педагогическая информация является подвидом социальной информации - высшей, наиболее сложной  и многообразного типа информации. В.Г. Афанасьев выделяет следующие требования к социальной информации []:

1. Истинность, достоверность. Требование означает, что информация должна отражать    истинное положение дел.

  1. Систематизированность, комплексность информации - информация должна сочетать в себе различные сведения, исторически и логически увязанные;
  2. Соответствие информации компетентности, полномочиям субъекта управления, который ее использует, где компетентность - это совокупность функций, прав и ответственности органа управления или руководителя. Четкое определение компетенции, согласованность с ними поступающей информации способствует успеху ее поиска и использования;
  3. Оптимальность, полнота информации. Обеспечить оптимум информации - значит дать субъекту управления информацию, необходимую и достаточную для принятия правильного решения, т.е. она должна содержать все необходимые сведения по всем управляемым параметрам, точные и определенные количественные характеристики, а также надежные, не содержащие искажения сведения;
  4. Точность, которая характеризует степень детализации информации, ее приближение к оригиналу, который она отражает.

         Поскольку управленческая и педагогическая информация являются подвидами социальной информации, то свойства социальной информации можно распространить и на эти подвиды. Однако, для управленческой информации характерны и собственные свойства, отражающие специфику информационной деятельности руководителя, такие как своевременность, предельная оперативность, краткость, но без потерь требуемой полноты.  
В нашем исследовании, где управленческая информация выступает пред- метом труда руководителя, с учетом приведенных определений, целесообразно определить управленческую информацию как информацию, отражающую все стороны учебно-воспитательной жизни школы и происходящие в ней изменения, необходимую для принятия решений руководителем школы, планирование и регулирование деятельности школы в целом и ее объектов/субъектов в частности.

         Вся информация подразделяется на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя информация включает директивные и нормативные документы, научно-педагогические материалы и сведение о передовом педагогическом опыте в системе дошкольного воспитания. Чтобы учреждение развивалось и отвечало требованиям времени, руководитель постоянно должен быть информирован о новых направлениях в педагогике, психологии, методиках, о новых программах и технологиях в системе дошкольного воспитания. Он должен своевременно получать информацию о всех новых нормативно-директивных документах, регулирующих деятельность дошкольного учреждения.

К внутренней информации относятся сведения о состоянии деятельности в конкретном учреждении. Это сведения о состоянии здоровья и результатах воспитания и обучения дошкольников; педагогических кадрах и их деятельности; данные о материально-технической базе; об организации питания и медицинского обслуживания; о внешних связях с другими организациями. Вся внутренняя информация делится на ежедневную, еженедельную, ежемесячную, полугодовую и годовую.

    Информация  выступает сегодня как один из первостепеннейших ресурсов, значение которого не меньше, чем значение материальных и кадровых ресурсов. Использование их в значительной степени зависит от состояния и использования информации.

    Сейчас  большой поток информационной литературы, которая чрезвычайно разнообразна и объем которой постоянно возрастает. И нужно не только располагать современной и точной информацией, но и уметь осмыслить ее, делать необходимые выводы и результативно воплощать в управленческих решениях, а также в педагогических процессах.

    Речь  идет об организационно-нормативной информации – концепция, устав, программа развития и образовательные программы, план работы, права и обязанности сотрудников, должностные инструкции, аттестационные требования, текущие приказы и распоряжения в образовательном учреждении, документы, регистрирующие и стимулирующие любой успех любого участника воспитательно-образовательного процесса, родительский договор и т.д. Любые материалы, книги, периодика, пособия, методические разработки, статистические материалы, помогающие воспитателям (педагогам) в его деятельности.

    Недостаточно  того, чтобы информация доходила до подчиненных в полном объеме. Необходимо, чтобы она еще и воспринималась теми, кому она адресована. Объявления на доске – это еще не информация. Только тогда. Когда она в полном объеме воспринята заинтересованными лицами, можно говорить о том, что они проинформированы.

Информация о работе Условия усовершенствования информационного обеспечения управления ОДО