Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 11:40, дипломная работа
В обществе всегда существует потребность развития, изменения. Серьезные преобразования, происходящие в современном мире, не могут не затрагивать сферу образования. В свою очередь, реформирование системы образования в целом и дошкольных образовательных учреждений в частности становится невозможно без оптимизации управленческой деятельности. Эффективность управления педагогическими учреждениями во многом зависит от того, какое место в этом процессе занимает информационное обеспечение, позволяющее принимать научно обоснованные решения.
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы информационно-аналитической деятельности руководителя ОДО.
Сущность и особенности управления современным ОДО
Научные основы информационно-аналитической организации управления педагогическим коллективом
Необходимые и достаточные условия совершенствования информационного обеспечения управления ОДО.
Глава 2. Опытно-исследовательская часть.
2.1. Цель, задачи, этапы опытно-исследовательской части работы.
2.2. Выявление и анализ условий усовершенствования информационного обеспечения учреждения.
2.3. Выводы, рекомендации для руководителей ОДО. Модель банка информационного обеспечения ДОУ
Заключение
Библиография
Приложения
- оперативность
(способность быстро, вовремя направить
ход дел, выполнить
- надежность
(прочность организационных
- экономичность
(оптимальное соотношение
- гибкость
(способность быстро
- устойчивость
(при необходимых изменениях
Управление объединяет две структуры – линейную и программно-целевую. Во главе подразделений (центров) стоит руководитель. Каждое подразделение реализует одно из направлений работы. В зависимости от функции его возглавляет специалист.
Центр педагогики возглавляет заместитель заведующего по образовательной деятельности. В состав центра входят: воспитатели, педагоги дополнительного образования, музыкальный руководитель. Основная цель: оптимизация воспитательно-образовательного процесса, направленного на обеспечение условий развития и укрепления здоровья детей и взрослых. Главная задача: методическое обеспечение факультатива «Я – человек».
Социально-психологический центр возглавляет педагог-психолог. Цель: психологическое сопровождение детей. Цель и задачи реализуются психологом, социальным педагогом, воспитателями в соответствии с разработанным индивидуальным образовательным маршрутом.
Медико-физиологический центр возглавляет педагог дополнительного образования. Совместно с медицинской службой (старшей медсестрой, медсестрой по массажу, физиомедсестрой, инструктором ЛФК), инструкторами по плаванию и физической культуре решаются задачи укрепления здоровья, профилактики заболеваний.
Таким образом, представлен вариант функционально-организационной структуры. Чтобы избежать недостатков (длительность процедуры принятия решения, трудность в поддержании постоянных взаимосвязей между другими подразделениями), с ней соединена линейно-функциональная структура управления. Полнота власти возлагается на руководство. В данном случае – это штаб. В него входят руководитель и научный консультант. При разработке конкретных вопросов, подготовке решений, программ, планов им помогают научно-методический актив, консилиум. Эти подразделения подчиняются руководителю. При такой модели возникает чрезмерная централизация, отсутствие взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне (в подразделениях). Чтобы избежать этих недостатков, целесообразно выбрать матричную организационную структуру управления.
В соответствии с линейной
структурой (по вертикали) строится
управление на отдельных
Однако, как указывает П.И.Третьяков [], есть недостатки и у подобной структуры управления. Поэтому необходимо установить приоритетные задания и определить время для их выполнения, а также контроль за соотношением сил, направляемых на выполнение основной цели. Важный момент в организации этой работы – обеспечение взаимодействия специалистов всех служб.
Основой организации
Четкое определение
Педагогическое направление:
- применение
педагогических и
- изменение содержания образования;
- введение
специальных факультативов;- использование
разных форм организации
- вариативность планов и программ при повышении требовательности к педагогам за результативность работы.
Медико-физиологическое направление:
- контроль
психической, физической и
- вмешательство на стадии отклонения;
- вмешательство в зоне ближайшего и перспективного развития, коррекция адаптивного потенциала;
- диспансеризация;
- привлечение
узких медицинских
- функциональное тестирование;
- обследование
педагогов и других
Психологическое направление:
- обеспечение
квалифицированного
- ежегодное
выявление детей группы риска
с помощью регулярного
- определение
и решение эмоционально-
- обеспечение
адекватности педагогического
-
вариативность направлений и
способов психологического
-
групповые и личностные
Далее определяется содержание
совместной деятельности специалистов
по осуществлению основных функций (диагностики,
планирования, коррекции, контроля и информирования)
в процессе реализации направлений деятельности,
а также содержание возможного участия
сотрудников и родителей в профилактике
заболеваемости и укреплении здоровья
воспитанников.
1.3.
Необходимые и
достаточные условия
совершенствования
информационного
обеспечения управления
ОДО.
Изменения в социальной жизни общества, экономике, достижения в области педагогики и психологии привели к необходимости создания информационного обеспечения в управлении дошкольным учреждением. Это связано также с тем, что в условиях обновления системы управления у руководителей дошкольных учреждений возрастает потребность в информации, так как организаторы системы образования ищут повышения эффективности своей деятельности. Поэтому важно, чтобы каждый руководитель имел персональный информационный фонд.
Существуют различные подходы к толкованию сущности понятия «информация» в современной науке. Н.И.Жуков отмечает: «Информация - это сторона отражения в живой природе, обществе, технике, момент движения, упорядоченное изменение, используемое для управления» []. И далее - «Информация - целесообразно упорядоченная структура объектов и воздействий» []. Н.В.Макарова определяет информацию как «сведения об объектах и явлениях окружающей среды», их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний» [].
Термин «педагогическая информация» так же строго не определен. В.В.Васильев подчеркивает, что для характеристики понятия «педагогическая информация» нужно учитывать, во-первых, его диалектический характер, во- вторых, оно относится к научной в качестве видовой (информация о достижениях педагогической науки и научно осмысленном передовом педагогическом опыте наряду с технической, сельскохозяйственной, управленческой информацией и др.) []. То есть, педагогическая информация может трактоваться в двух смыслах: в широком (как научно-педагогическая) и в узком - как сведения о педагогических процессах, совершающихся в соответствующих учебных заведениях. При этом управленческая информация, влияющая и на деятельность руководителей, и на деятельность учителей, включается в объем педагогической информации.
Для
определения видов
1. Истинность,
достоверность. Требование
Поскольку управленческая и педагогическая
информация являются подвидами социальной
информации, то свойства социальной информации
можно распространить и на эти подвиды.
Однако, для управленческой информации
характерны и собственные свойства, отражающие
специфику информационной деятельности
руководителя, такие как своевременность,
предельная оперативность, краткость,
но без потерь требуемой полноты.
В нашем исследовании, где управленческая
информация выступает пред- метом труда
руководителя, с учетом приведенных определений,
целесообразно определить управленческую
информацию как информацию, отражающую
все стороны учебно-воспитательной жизни
школы и происходящие в ней изменения,
необходимую для принятия решений руководителем
школы, планирование и регулирование деятельности
школы в целом и ее объектов/субъектов
в частности.
Вся информация подразделяется на внешнюю и внутреннюю.
Внешняя информация включает директивные и нормативные документы, научно-педагогические материалы и сведение о передовом педагогическом опыте в системе дошкольного воспитания. Чтобы учреждение развивалось и отвечало требованиям времени, руководитель постоянно должен быть информирован о новых направлениях в педагогике, психологии, методиках, о новых программах и технологиях в системе дошкольного воспитания. Он должен своевременно получать информацию о всех новых нормативно-директивных документах, регулирующих деятельность дошкольного учреждения.
К внутренней информации относятся сведения о состоянии деятельности в конкретном учреждении. Это сведения о состоянии здоровья и результатах воспитания и обучения дошкольников; педагогических кадрах и их деятельности; данные о материально-технической базе; об организации питания и медицинского обслуживания; о внешних связях с другими организациями. Вся внутренняя информация делится на ежедневную, еженедельную, ежемесячную, полугодовую и годовую.
Информация выступает сегодня как один из первостепеннейших ресурсов, значение которого не меньше, чем значение материальных и кадровых ресурсов. Использование их в значительной степени зависит от состояния и использования информации.
Сейчас
большой поток информационной литературы,
которая чрезвычайно
Речь идет об организационно-нормативной информации – концепция, устав, программа развития и образовательные программы, план работы, права и обязанности сотрудников, должностные инструкции, аттестационные требования, текущие приказы и распоряжения в образовательном учреждении, документы, регистрирующие и стимулирующие любой успех любого участника воспитательно-образовательного процесса, родительский договор и т.д. Любые материалы, книги, периодика, пособия, методические разработки, статистические материалы, помогающие воспитателям (педагогам) в его деятельности.
Недостаточно того, чтобы информация доходила до подчиненных в полном объеме. Необходимо, чтобы она еще и воспринималась теми, кому она адресована. Объявления на доске – это еще не информация. Только тогда. Когда она в полном объеме воспринята заинтересованными лицами, можно говорить о том, что они проинформированы.
Информация о работе Условия усовершенствования информационного обеспечения управления ОДО