Условия усовершенствования информационного обеспечения управления ОДО

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 11:40, дипломная работа

Описание работы

В обществе всегда существует потребность развития, изменения. Серьезные преобразования, происходящие в современном мире, не могут не затрагивать сферу образования. В свою очередь, реформирование системы образования в целом и дошкольных образовательных учреждений в частности становится невозможно без оптимизации управленческой деятельности. Эффективность управления педагогическими учреждениями во многом зависит от того, какое место в этом процессе занимает информационное обеспечение, позволяющее принимать научно обоснованные решения.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы информационно-аналитической деятельности руководителя ОДО.
Сущность и особенности управления современным ОДО
Научные основы информационно-аналитической организации управления педагогическим коллективом
Необходимые и достаточные условия совершенствования информационного обеспечения управления ОДО.
Глава 2. Опытно-исследовательская часть.
2.1. Цель, задачи, этапы опытно-исследовательской части работы.
2.2. Выявление и анализ условий усовершенствования информационного обеспечения учреждения.
2.3. Выводы, рекомендации для руководителей ОДО. Модель банка информационного обеспечения ДОУ
Заключение
Библиография
Приложения

Работа содержит 1 файл

диплом Инне управление.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

    - обобщения материалов тематического  анализа, формулировка выводов  и предложений.

    Итоговый  анализ проводится по показателям результативности работы за учебный год с целью оценки деятельности дошкольного учреждения в целом, выработки на основе выводов рекомендаций по совершенствованию ее работы.

    Цель  данного вида анализа – подведение итогов деятельности и оценка результатов управления системы за истекший период, построение блока целей следующего учебного года, отработка рекомендаций по организации, регулированию, планированию. Содержание направлено на систематизацию материалов оперативного и тематического видов анализа и оформление полученных данных в виде таблиц, качественных характеристик на основе документации дошкольного учреждения (отчетов, справок, протоколов анализа посещенных занятий и т.д.).

    Обязательные  требования итогового анализа: объективность, глубина, перспективность.

    Он  требует тщательной и длительной подготовки в течение всего отчетного  периода и невозможен без систематического накопления информации и соответствующей  ее обработки.

    Аналитическая деятельность руководителя, ее действенность и эффективность во многом зависят от качества всех остальных функций управления, от того, насколько правильно осуществляется их взаимодействие, а весь процесс управления дошкольным учреждением носит целостный системный характер, направленный на развитие личности каждого педагога и коллектива дошкольного учреждения в целом.

    Полученная  путем анализа и диагностики  информация используется не только для  повышения качества педагогического  процесса, но и для повышения квалификации воспитателей дошкольных учреждений. Поэтому администрация, строя методическую работу в дошкольном учреждении в соответствии с современными взглядами на управление, ставит следующие цели:

  1. определение состояния воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении;
  2. изучение взаимоотношений между детьми и диагностика уровня физического, психического и социального развития дошкольников;
  3. повышение уровня воспитательно-образовательной работы и улучшение ее конкретных результатов;
  4. изучение деятельности воспитателей - инноваторов и обобщение их опыта;
  5. помощь молодым воспитателям в овладении педагогическим мастерством;
  6. изучение личностных особенностей воспитателей в целях наилучшей организации их совместной деятельности.

    Исходя  из целей методической работы и требований к личности и деятельности воспитателя,  работа с педагогическими кадрами должна вестись в следующих направлениях:

    - повышение социально-психологической  культуры воспитателя;

    - повышение педагогической культуры  воспитателя;

    - совершенствование специальных  умений и навыков воспитателя;

    - знакомство с общечеловеческой  и национальной культурой.

    Процесс управления дошкольным учреждением  можно представить как целенаправленную деятельность управляющей и управляемой подсистем по регулированию педагогического процесса в целях перевода его на более высокий уровень. По форме это будет процесс анализа информации.

    Технология  его, как информационного, состоит  из  этапов: сбор информации о состоянии управляемого объекта, ее анализ и принятие воздействующих решений (рекомендаций). Всякое нарушение в применении совокупных способов, средств и воздействий приводит к тому, что управляемая подсистема частично или полностью выходит из-под управляющего воздействия, т.е. нарушаются коммуникативные связи взаимодействия. Отсутствие прямой или обратной связи делает целостную систему управления разорванной, что лишает ее возможности быть управляемой на цикличной основе, предусматривающей оперативное функциональное регулирование.

    Первый  этап – определение предмета, состава и содержания анализа. На этом этапе осуществляется сбор информации о состоянии и развитии образовательного процесса, управленческой деятельности за год. Эта информация классифицируется по основным блокам, определяются цели ее анализа, оценивается каждая часть, выделяются факторы и условия, положительно и отрицательно влияющие на развитие учреждения.

    Второй  этап – это описание анализа. Для того, чтобы представить предмет анализа в целом, необходимо изучить способ связей и, главное, педагогических условий, средств, способов и взаимодействий по достижению результатов деятельности.

    На третьем этапе проводится анализ причинно – следственных связей в следующей логической цепочке: явление – причина – условие – следствие. Проводящему анализ важно помнить, что причина имеет место при взаимодействии одной системы с другой или взаимодействии элементов данной системы. Условие – это обстоятельство, от которого зависит действенность причины. При проведении анализа по каждому блоку важно помнить, что всякая причина одновременно является и условием, порождающим следствие. На этом этапе анализирующий выясняет отчего произошло то или иное явление.

    Заключительный, четвертый этап – это установление фактов достижения целей (результатов). В ходе этого этапа проходит подготовка материалов на педагогический совет по итогам учебного года. Формируются цели и основные задачи на следующий год.

    Такова  в основных подходах педагогическая технология оптимизации одной из важнейших функций – информационно  – аналитической.

    Таким образом, педагогический анализ в системе управленческого цикла – единственная функция, реализация которой дает возможность руководителю детально изучить результаты деятельности педагогического коллектива, рассмотреть пути их формирования.

    Весь  смысл аналитической деятельности руководителя заключается в том, чтобы в ее результате последовала определенная управленческая реакция. В противном случае педагогический анализ теряет всякий смысл. 
 

    1. Научные основы информационно-аналитической  организации управления педагогическим коллективом.
 

         Руководители всех уровней должны представлять собственные потребности в информации, потребности своих начальников, коллег и подчиненных. Каждый руководитель должен уметь:

- правильно,  без нажима и диктата, корректно,  в разумных пределах собирать  информацию, необходимую для управления;

- глубоко  и квалифицированно анализировать  информацию;

- на  основе анализа имеющейся информации  принимать необходимые и своевременные  управленческие решения;

- оценивать  качественную и количественную  сторону своих информационных  потребностей, а также других потребителей информации в организации.

         Сложность построения информационной  системы дошкольного учреждения  определяется как полиструктурностью  потоков, обусловленной многообразием  организационных и информационных  связей и зависимости внутри детского сада, так и динамичностью, большой изменчивостью информации о ходе и результатах воспитания и развития дошкольников.

         Л.В.Поздняк и Н.Н.Лященко предлагают  следующие направления в содержании  информационного обеспечения управления ДОУ []:

- обучение, воспитание и развитие детей;

- социально-психологическое  и правовая защита;- кадровое и  научно-методическое;

- экономическое;

- материально-техническое;

- информационно-просветительское;

- самоуправление, работа канцелярии и архива.

         Л.М.Денякина выделяет следующие  блоки в информационной системе ДОУ []:

- выполнение  закона об образовании, стандарта  и других нормативно-правовых  документов;

- уровень  здоровья и здорового образа  жизни;

- уровень  результатов базового и дополнительного образования;

- уровень  сформированности предметно-пространственной  среды;

- система  опережающей работы с педагогическими  кадрами;- эффективность работы с  родителями, общественностью, организациями;

- развитие  инновационных процессов в образовательном учреждении.

         П.И.Третьяков и К.Ю.Белая предлагают  формирование системы информационного  обеспечения управления дошкольным  учреждением по результатам, включающим  следующие блоки информации [].

Блок  З. – здоровье и здоровы1й образ жизни.

Блок В.О. – воспитание и образование дошкольников в соответствии с государственными стандартами.

Блок  Г. – готовность ребенка к обучению в школе.

Блок  Н.М. – научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса.

Блок  К. – работа с кадрами.

Блок  В.Р. – взаимодействие детского сада с семьей, спонсорами, общественностью.

Блок  П. – преемственность в работе детского сада и школы.

Блок  М.Т. – материально-техническое обеспечение, финансовое состояние ДОУ. (Приложение ).

         По каждому из перечисленных  блоков составляются технологические карты для сбора, анализа информации и принятия управленческих решений. В каждом блоке определены содержание информации, кто, когда ее собирает и где она используется.

         Руководитель ДОУ может использовать  различные методы сбора информации: собеседования с воспитателями  о выполнении программ и реализации планов; диагностику развития детей, их знаний, умений, навыков; наблюдения за работой педагогов; беседы с родителями; анкетирование, изучение документации.

         Работа в ДОУ в любом режиме начинается с анализа материально-технической базы, кадрового потенциала, методической оснащенности, реализации основных направлений деятельности, педагогических и мотивационных условий.

        Анализ необходимо начать с оценки образовательной программы, реализуемой в ДОУ, ее соответствия республиканскому компоненту образовательного стандарта.

         Следующий этап – анализ места  расположения ДОУ, эколого-природных условий, необходимых для оптимального решения воспитательно-образовательных задач.

          Анализ социального окружения ДОУ   позволяет определить возможности для установления партнерских связей с другими учреждениями для установления партнерских связей с другими учреждениями образования, реализации совместных творческих проектов.

        Анализ кадрового потенциала, его состава позволяет определить профессиональную готовность к внедрению инновационной программы. Состав педагогического персонала должен полностью реализовывать все направления работы.

         При разработке стратегии развития ДОУ определяется перспектива деятельности коллектива:

- построить  новую адаптивную модель ДОУ;

- создать  условия для становления творческой, интеллектуальной, духовно, физически  развитой личности, способной в  соответствии с возможностями своего психофизического развития к целостному восприятию явлений окружающего мира, осознанному саморазвитию.

         Для установления взаимоотношений  между всеми участниками воспитательно-образовательного  процесса, порядка и условий функционирования ДОУ в первую очередь необходимо определить роль и ответственность каждого в общем деле.

         При этом учитываются следующие  требования (по П.И.Третьякову) []:

- оптимальность  (установление таких связей, отношений,  которые привели бы к оптимальному результату при минимальных затратах средств, сил, времени);

Информация о работе Условия усовершенствования информационного обеспечения управления ОДО