Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 11:40, дипломная работа
В обществе всегда существует потребность развития, изменения. Серьезные преобразования, происходящие в современном мире, не могут не затрагивать сферу образования. В свою очередь, реформирование системы образования в целом и дошкольных образовательных учреждений в частности становится невозможно без оптимизации управленческой деятельности. Эффективность управления педагогическими учреждениями во многом зависит от того, какое место в этом процессе занимает информационное обеспечение, позволяющее принимать научно обоснованные решения.
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы информационно-аналитической деятельности руководителя ОДО.
Сущность и особенности управления современным ОДО
Научные основы информационно-аналитической организации управления педагогическим коллективом
Необходимые и достаточные условия совершенствования информационного обеспечения управления ОДО.
Глава 2. Опытно-исследовательская часть.
2.1. Цель, задачи, этапы опытно-исследовательской части работы.
2.2. Выявление и анализ условий усовершенствования информационного обеспечения учреждения.
2.3. Выводы, рекомендации для руководителей ОДО. Модель банка информационного обеспечения ДОУ
Заключение
Библиография
Приложения
-
обобщения материалов
Итоговый анализ проводится по показателям результативности работы за учебный год с целью оценки деятельности дошкольного учреждения в целом, выработки на основе выводов рекомендаций по совершенствованию ее работы.
Цель данного вида анализа – подведение итогов деятельности и оценка результатов управления системы за истекший период, построение блока целей следующего учебного года, отработка рекомендаций по организации, регулированию, планированию. Содержание направлено на систематизацию материалов оперативного и тематического видов анализа и оформление полученных данных в виде таблиц, качественных характеристик на основе документации дошкольного учреждения (отчетов, справок, протоколов анализа посещенных занятий и т.д.).
Обязательные требования итогового анализа: объективность, глубина, перспективность.
Он требует тщательной и длительной подготовки в течение всего отчетного периода и невозможен без систематического накопления информации и соответствующей ее обработки.
Аналитическая деятельность руководителя, ее действенность и эффективность во многом зависят от качества всех остальных функций управления, от того, насколько правильно осуществляется их взаимодействие, а весь процесс управления дошкольным учреждением носит целостный системный характер, направленный на развитие личности каждого педагога и коллектива дошкольного учреждения в целом.
Полученная путем анализа и диагностики информация используется не только для повышения качества педагогического процесса, но и для повышения квалификации воспитателей дошкольных учреждений. Поэтому администрация, строя методическую работу в дошкольном учреждении в соответствии с современными взглядами на управление, ставит следующие цели:
Исходя из целей методической работы и требований к личности и деятельности воспитателя, работа с педагогическими кадрами должна вестись в следующих направлениях:
-
повышение социально-
-
повышение педагогической
- совершенствование специальных умений и навыков воспитателя;
- знакомство с общечеловеческой и национальной культурой.
Процесс управления дошкольным учреждением можно представить как целенаправленную деятельность управляющей и управляемой подсистем по регулированию педагогического процесса в целях перевода его на более высокий уровень. По форме это будет процесс анализа информации.
Технология его, как информационного, состоит из этапов: сбор информации о состоянии управляемого объекта, ее анализ и принятие воздействующих решений (рекомендаций). Всякое нарушение в применении совокупных способов, средств и воздействий приводит к тому, что управляемая подсистема частично или полностью выходит из-под управляющего воздействия, т.е. нарушаются коммуникативные связи взаимодействия. Отсутствие прямой или обратной связи делает целостную систему управления разорванной, что лишает ее возможности быть управляемой на цикличной основе, предусматривающей оперативное функциональное регулирование.
Первый этап – определение предмета, состава и содержания анализа. На этом этапе осуществляется сбор информации о состоянии и развитии образовательного процесса, управленческой деятельности за год. Эта информация классифицируется по основным блокам, определяются цели ее анализа, оценивается каждая часть, выделяются факторы и условия, положительно и отрицательно влияющие на развитие учреждения.
Второй этап – это описание анализа. Для того, чтобы представить предмет анализа в целом, необходимо изучить способ связей и, главное, педагогических условий, средств, способов и взаимодействий по достижению результатов деятельности.
На третьем этапе проводится анализ причинно – следственных связей в следующей логической цепочке: явление – причина – условие – следствие. Проводящему анализ важно помнить, что причина имеет место при взаимодействии одной системы с другой или взаимодействии элементов данной системы. Условие – это обстоятельство, от которого зависит действенность причины. При проведении анализа по каждому блоку важно помнить, что всякая причина одновременно является и условием, порождающим следствие. На этом этапе анализирующий выясняет отчего произошло то или иное явление.
Заключительный, четвертый этап – это установление фактов достижения целей (результатов). В ходе этого этапа проходит подготовка материалов на педагогический совет по итогам учебного года. Формируются цели и основные задачи на следующий год.
Такова
в основных подходах педагогическая
технология оптимизации одной из
важнейших функций –
Таким образом, педагогический анализ в системе управленческого цикла – единственная функция, реализация которой дает возможность руководителю детально изучить результаты деятельности педагогического коллектива, рассмотреть пути их формирования.
Весь
смысл аналитической
Руководители всех уровней должны представлять собственные потребности в информации, потребности своих начальников, коллег и подчиненных. Каждый руководитель должен уметь:
- правильно,
без нажима и диктата,
- глубоко
и квалифицированно
- на
основе анализа имеющейся
- оценивать качественную и количественную сторону своих информационных потребностей, а также других потребителей информации в организации.
Сложность построения
Л.В.Поздняк и Н.Н.Лященко
- обучение, воспитание и развитие детей;
- социально-психологическое и правовая защита;- кадровое и научно-методическое;
- экономическое;
- материально-техническое;
- информационно-
- самоуправление, работа канцелярии и архива.
Л.М.Денякина выделяет следующие блоки в информационной системе ДОУ []:
- выполнение
закона об образовании,
- уровень здоровья и здорового образа жизни;
- уровень
результатов базового и
- уровень
сформированности предметно-
- система
опережающей работы с
- развитие
инновационных процессов в
П.И.Третьяков и К.Ю.Белая
Блок З. – здоровье и здоровы1й образ жизни.
Блок В.О. – воспитание и образование дошкольников в соответствии с государственными стандартами.
Блок Г. – готовность ребенка к обучению в школе.
Блок Н.М. – научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса.
Блок К. – работа с кадрами.
Блок В.Р. – взаимодействие детского сада с семьей, спонсорами, общественностью.
Блок П. – преемственность в работе детского сада и школы.
Блок М.Т. – материально-техническое обеспечение, финансовое состояние ДОУ. (Приложение ).
По каждому из перечисленных блоков составляются технологические карты для сбора, анализа информации и принятия управленческих решений. В каждом блоке определены содержание информации, кто, когда ее собирает и где она используется.
Руководитель ДОУ может
Работа в ДОУ в любом режиме начинается с анализа материально-технической базы, кадрового потенциала, методической оснащенности, реализации основных направлений деятельности, педагогических и мотивационных условий.
Анализ необходимо начать с оценки образовательной программы, реализуемой в ДОУ, ее соответствия республиканскому компоненту образовательного стандарта.
Следующий этап – анализ места
расположения ДОУ, эколого-
Анализ социального окружения ДОУ позволяет определить возможности для установления партнерских связей с другими учреждениями для установления партнерских связей с другими учреждениями образования, реализации совместных творческих проектов.
Анализ кадрового потенциала, его состава позволяет определить профессиональную готовность к внедрению инновационной программы. Состав педагогического персонала должен полностью реализовывать все направления работы.
При разработке стратегии развития ДОУ определяется перспектива деятельности коллектива:
- построить новую адаптивную модель ДОУ;
- создать
условия для становления
Для установления
При этом учитываются
- оптимальность
(установление таких связей, отношений,
которые привели бы к
Информация о работе Условия усовершенствования информационного обеспечения управления ОДО