Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 11:40, дипломная работа
В обществе всегда существует потребность развития, изменения. Серьезные преобразования, происходящие в современном мире, не могут не затрагивать сферу образования. В свою очередь, реформирование системы образования в целом и дошкольных образовательных учреждений в частности становится невозможно без оптимизации управленческой деятельности. Эффективность управления педагогическими учреждениями во многом зависит от того, какое место в этом процессе занимает информационное обеспечение, позволяющее принимать научно обоснованные решения.
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы информационно-аналитической деятельности руководителя ОДО.
Сущность и особенности управления современным ОДО
Научные основы информационно-аналитической организации управления педагогическим коллективом
Необходимые и достаточные условия совершенствования информационного обеспечения управления ОДО.
Глава 2. Опытно-исследовательская часть.
2.1. Цель, задачи, этапы опытно-исследовательской части работы.
2.2. Выявление и анализ условий усовершенствования информационного обеспечения учреждения.
2.3. Выводы, рекомендации для руководителей ОДО. Модель банка информационного обеспечения ДОУ
Заключение
Библиография
Приложения
При правильном руководстве учреждением управленцу важно постоянно анализировать современную обстановку, это позволит ориентировать педагогов дошкольного учреждения на активное восприятие достижений общества в области демократии, гласности, развития самосознания.
Руководителю важно продумывать стратегию развития дошкольного учреждения, определяя назначение образовательного учреждения, его место в системе образования, его основные цели, задачи и функции. При этом особое внимание она обращает на создание новых типов дошкольных учреждений, ориентации образовательного процесса на удовлетворение разнообразных потребностей детей и их родителей, на развитие системы дошкольного учреждения с различными группами коррекции, педагогической поддержки, часто болеющих детей.
В поле зрения руководителя должны попасть проблемы демократизации и гуманизации всех структур и функций дошкольного учреждения, ориентации дошкольного учреждения на развитие личности, индивидуальности ребенка; сочетания обучения и воспитания с оздоровлением; реализации новых учебных программ и технологий; становления и развития психологической службы; обучения детей в дошкольном учреждении иностранному языку.
Исследователи
рассматривают дошкольное образовательное
учреждение как сложную социально-
Системное видение действительности - это особая познавательная технология управления, которая ориентирует на изучение управленческого процесса как системы функций.
Уровень целостности системы зависит от полноты набора элементов, взаимосвязи между ними, наличия целей у всех элементов и их связи с целью системы.
Анализ исследований показывает, что дошкольное учреждение - подсистема общества, которая несет ответственность перед ним за свою деятельность, выполняет его социальный заказ, поэтому и работать дошкольное учреждение должно в режиме развития, с опережением времени, постоянно преобразовывая свой статус.
Цель дошкольного учреждения как образовательной системы - создать условия для полноценного гармоничного развития, воспитания и обучения каждого ребенка на уровне его индивидуальных возможностей. Дошкольное учреждение - часть социума в своем микрорайоне, оно связано с ним, испытывает на себе его влияние и само влияет на него.
Руководитель дошкольного учреждения должен уметь видеть: - связи между частями системы, уметь охарактеризовать их как: внутренние и внешние, общие и частные, прямые и обратные, непосредственные и опосредованные, постоянные и временные, существенные и несущественные, повторяющиеся и неповторяющиеся, случайные и необходимые, необходимые и достаточные, глубинные и поверхностные, доминирующие и не доминирующие;
- уметь рассматривать дошкольное учреждение как систему и видеть все богатство связей между частями;
- уметь сделать выбор тех связей, которые позволили бы добиться поставленной цели минимальным числом связей.
Дошкольное учреждение - многослойное, системное образование, каждый компонент которого нуждается в управлении и построении оптимально функционирующей управляющей системы.
Долгие годы управление определялось как непрерывный и целенаправленный процесс воздействия на коллектив людей для организации и координации их деятельности в процессе производства, с целью достижения наилучших результатов при наименьших затратах.
Однако
современные исследователи
— специальная деятельность, направленная на упорядочение отношений между людьми в процессе их совместной работы и достижения целей (А.В. Тихонов);
— деятельность по согласованию сложных иерархических отношений между управляющим и управляемыми (В.Ю. Крачевский)
В управленческой литературе понятие «управление» трактуется с трех позиций: первая позиция. Управление рассматривается как целеустремленная деятельность всех субъектов, направленная на обеспечение становления, стабилизации, оптимального функционирования и обязательного развития дошкольного учреждения. Подобные определения являются важными с точки зрения выделения управления как одного из видов социальной деятельности, имеющей в качестве своей цели получение определенного результата. Главные цели управленческой деятельности:
- становление, создание управляемой и управляющей систем (создание оптимальной для конкретных обстоятельств и условий, целостной, самобытной авторской педагогической системы.)
- поддержание
всех свойств системы, ее
- обеспечение оптимального функционирования системы
- развитие
системы, перевод ее из
Вторая позиция. Исследователи рассматривают управление как «воздействие» одной системы на другую, одного человека на другого. При такой трактовке слабо учитывается его «субъект-субъектная природа», так как активность признается за управляющим, а управляемый воспринимается как пассивный исполнитель. Однако значимость этой позиции возрастает, если в управлении имеют место воздействия субъектов друг на друга и как следствие изменения и управляемых, и управляющих.
Третья позиция. Управление - взаимодействие субъектов. Такое понимание взаимодействия предполагает взаимное изменение управляющих и управляемых, и сам процесс взаимодействия как смены его состояний, что соответствует реальной управленческой практике.
К свойствам управления можно отнести: целеустремленность, открытость, осознанность, планомерность, цикличность, соединение науки и искусства.
Любая деятельность, в том числе управленческая, основывается на соблюдении ряда принципов, которыми руководствуется заведующий при выполнении всех управленческих функций.
Принципы управления - это основные правила, нормы, руководящие установки, на основе которых организуется процесс управления, осуществляются научно обоснованные управленческие функции, выбор адекватных методов и приемов управленческих воздействий.
Общие
принципы управления, отражающие основополагающие,
фундаментальные правила и
Дошкольное образовательное учреждение, представляющее собой социально-педагогическую систему, подчиняется общим принципам управления. Субъекты управления образованием берут их в основу своей деятельности и применяют в качестве критериев для оценки результатов управления ДОУ.
Применительно к системе образования можно выделить принципы:
- сочетания демократического, государственно-общественного характера управления;
- сочетания
единоначалия и
- научности;
- гуманизации;
- системности;
- объективности и конкретности;
- оптимальности и эффективности;
-социальной направленности;
- законности;
- комплексности;
- гласности.
Принцип сочетания демократического, государственно-общественного характера управления образованием вытекает из закономерных процессов демократизации жизни общества. Он последовательно реализуется в децентрализации образовательной системы – одном из основных направлений образовательной политики государства и отражает переход от командно-административного стиля к децентрализацизованному, демократическому. Децентрализация предполагает делегирование прав и полномочий от высшего низшим уровням управления образованием, коллегиальные решения. Оптимальное сочетание децентрализации и централизации способствует развитию подлинных демократических начал в управлении педагогическими системами.
Основные черты принципа
- ликвидация
монополии государства на
- четкое разграничение полномочий между центральными и местными органами управления с максимальной передачей управленческой функции на места;
- муниципализация образования (участие местной власти и общественности в управлении образованием через муниципальные органы и непосредственно в деятельности образовательных учреждений);
- самостоятельность образовательных учреждений в выборе целей, содержания, организации и методов работы;
- право педагогов на творчество, свободу выбора концепций и технологий, учебников и учебных пособий, участие в управлении образовательным учреждением;
- право
родителей на выбор ДОУ и
профиля образовательных услуг,
- автономность
образовательных учреждений ( предоставление
самостоятельности в
Принцип сочетания единоначалия и коллегиальности отражает взаимодействие двух форм проявления властных полномочий. Единоначалие обеспечивает дисциплину и порядок, четкое разграничение, делегирование полномочий сотрудников, контроль их исполнения. Оно прямо связано с персональной ответственностью руководителя за результаты принятых решений, целесообразностью при необходимости принятия оперативных решений.
Коллегиальность выступает как фактор коллективной разработки решений. Что повышает степень их обоснованности. Она обеспечивается наличием общественных органов управления ДОУ: попечительского и административного советов, Совета педагогов, родительского комитета, общего собрания, конференций и др. коллегиальность приоритетна на этапе обсуждения и принятия решений, а единоначалие целесообразно в процессе их реализации. Коллегиальность не исключает личной ответственности каждого члена коллектива за порученное дело, направлена на преодоление субъективности, авторитаризма, излишнего администрирования в управлении ДОУ.
Принцип научности отражает учет закономерностей развития общества, современного состояния науки; предполагает опору на достижения в области педагогики, психологии, дидактики, знания основ педагогического менеджмента, учет субъектом управления (руководством) особенностей управления такой педагогической системой, как ДОО.
Принцип гуманизации наряду с демократизацией положен в основу всех преобразований в системе дошкольного образования. Субъект управления в педагогических системах – человек. Гуманность, человечность, милосердие лежит в основе теории управления образованием. Этот принцип – перворстепенный по значимости. Он выражается в гуманности целей. Способов, средств воздействий и взаимодействий, используемых для достижения общепедагогических целей по обучению. Воспитанию и развитию личности, сотворчестве и сотрудничестве участников воспитательно-образовательного процесса.
Информация о работе Условия усовершенствования информационного обеспечения управления ОДО